Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации
Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации. Определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах по опроснику. Баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации. В зависимости от набранной суммы баллов оценивают нарушения социально-психологической адаптации: наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, удовлетворительная адаптация или хорошая адаптация. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет при проведении мониторинговых исследований. 2 табл.
Реферат
Способ относится к медицине и предназначен для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков. Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для выявления у подростков нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации при организации мониторинговых исследований в общеобразовательных учреждениях.
Подростковый возраст - возрастной период, наиболее часто сочетаемый с социально-психологической дезадаптированностью, развитием девиантного поведения, одной из форм которого являются злоупотребление алкоголем и наркотиками [4]. Употребление слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте. О значимости поставленной проблемы говорит тот факт, что при социологических опросах до 76% подростков в возрасте 14-16 лет обнаруживают опыт потребления алкоголя в основном низкой крепости (пиво и джин) [3].
В литературе имеются, как ранее разработанные, так и современные методики выявления склонности к алкоголизации у взрослого населения: Alcadd-тест, Мичиганский алкогольный скрининг-тест, краткий Мичиганский тест для выявления алкоголизма, скринирующая методика для выявления алкоголизма, тест ВОЗ AUDIT и другие. В то же время описаны лишь единичные скринирующие подходы, адаптированные для подросткового возраста, например методики «Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков» и «Проблемно-ориентированный опросник для подростков (POSIT).
Несмотря на имеющиеся в литературе опросники, выявляющие наличие алкогольной зависимости, до настоящего времени не разработано способов оценки нарушений адаптации вследствие пивной зависимости у подростков.
Прототипом данного способа является разработанный Н.К.Демчевой и соавт. способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека [1].
При разработке способа учитывались все составляющие адаптации - соматическая (состояние здоровья), психолого-педагогическая и социальная, так как пивная алкоголизация сопровождается, как правило, нарушениями во всех сферах жизни.
Предлагаемый способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации позволяет определить наличие адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет. Конструирование способа было основано на классической теории тестов; для измерения психологических свойств использована шкала интервалов; измеряемое психическое свойство считалось линейным и одномерным [2, 5, 6].
Задача настоящего способа - разработать упрощенную методику объективной количественной оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков, позволяющую получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений.
Разработанный способ представляет собой опросник (табл.1), состоящий из 70 вопросов, разбитых на четыре блока: I блок - 10 вопросов, II, III, IV блока - по 20 вопросов в каждом. Особенности состояния здоровья подростка определяются по I блоку, где учитывается состояние здоровья, наблюдение у медицинских специалистов, наследственная отягощенность.
В II блоке - «психолого-педагогическая адаптация» - оценивается психологическое состояние, отношение к учебе, интересы подростка, отношение к перспективам будущего, особенности воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни и здоровьесберегающим технологиям в школе.
Особенностям социального функционирования посвящен III блок вопросов, где оценивается социальный статус, социальные отношения, круг значимых людей, семейные традиции, доступность приобретения пива и отношение к ужесточению правил продажи и рекламы пива в отношении несовершеннолетних.
В IV блоке - «особенности пивной алкоголизации» - оценивается отношение к приему пива подростка и его окружения, особенности и причины употребления пива, возрастные характеристики приема пива.
Испытуемому предполагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из 4 возможных предлагаемых ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в предлагаемом бланке ответов.
При интерпретации результатов каждый ответ оценивается в количестве баллов от 3 до 0; за ответ под буквой а - 3 балла, б - 2 балла, в - 1 балл, г - 0 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая оценка (в баллах) указывает на более выраженные нарушения адаптации.
С помощью разработанного опросника нами было проведено обследование 143 учащихся в возрасте от 11 до 16 лет (5-11 классы) общеобразовательных школ г.Архангельска (81 девочка и 62 мальчиков; ср. возраст - 13,68±0,26 лет).
Стандартизация методики проведена по пятибалльной шкале [8] на 50 учащихся, не имеющих и 50 - имеющих зависимость от пива. Для удобства по два крайних варианта показателей «ниже среднего» и «низкие» (составляющие 31% выборки), а также «высокие и выше среднего» (31% выборки), были объединены. Таким образом, значения от 25,7 до 100 баллов оцениваются как наличие значительных нарушений адаптации, от 14,3 до 25,6 -удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.
Информативность опросника была проверена на 40 учащихся, злоупотребляющих пивом (средний возраст - 14,17±0,38 лет). Результаты показали, что процент предсказаний с допустимой погрешностью составил 87,9%.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом.
Проводится обследование с помощью разработанного опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция: «Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения, которые касаются факторов, влияющих на психическое здоровье, качества жизни и психического здоровья. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов. Необходимо отметить тот ответ, который, на Ваш взгляд, наиболее точно соответствует Вашему психологическому состоянию».
Обследуемый после знакомства с инструкцией приступает к выполнению задания. Опросник включает вопросы, касающиеся состояния здоровья, психолого-педагогической адаптации, социальной адаптации и пивной алкоголизации. Все вопросы обращены в доступной форме и лично.
После окончания ответов на 70 вопросов тест обрабатывается. Каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3 (таблица 2), в связи с этим показатель состояния здоровья (ПСЗ) составляет максимально 30 баллов, показатели психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА) - по 60 баллов. Более высокая оценка (в баллах) указывает на большие нарушения в адаптации у подростка.
В дальнейшем суммируют показатели ПСЗ, ПППА, ПСА, ППА определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4
где,
- сумма показателей состояния здоровья,
- сумма показателей психолого-педагогической адаптации,
- сумма показателей социальной адаптации,
- сумма показателей пивной адаптации,
k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника;
k1=3,3, k2-4=1,7,
и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивается как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.
Разработанный способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков позволяет не только объективизировать картину адаптации, но и посмотреть, какой из видов адаптации нарушен у подростка.
Примеры конкретного выполнения способа.
Пример 1. Учащийся А., 12 лет, 6 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПСЗ=6·3,3=19,8 баллов
ПППА=10·1,7=17,0 баллов
ПСА=9·1,7=15,3 баллов
ППА=14·1,7=23,8 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(19,8+17,0+15,5+23,8)/4=19,0 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 14,3 до 25,6, что оценивается, как удовлетворительная социально-психологическая адаптация, то есть нарушений адаптации вследствие употребления пива у данного подростка нет, но все же данному подростку необходима профилактическая работа, направления на предупреждение злоупотребления пивом.
Пример 2. Учащийся С., 15 лет, 9 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПС3=10·3,3=33,0 баллов
ПППА=25·1,7=42,5 баллов
ПСА=28·1,7=47,6 баллов
ППА=37·1,7=62,9 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(33,0+42,5+47,6+62,9)/4=46,5 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации больше 25,7 баллов, что оценивается, как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, то есть у данного подростка выявлена пивная алкоголизация, существенно нарушающая адаптацию.
Пример 3. Учащаяся И., 13 лет, 8 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемая приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПСЗ=3·3,3=9,9 баллов
ПППА=4·1,7=6,8 баллов
ПСА=5·1,7=8,5 баллов
ППА=4·1,7=6,8 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(9,9+6,8+8,5+6,8)/4=8,0 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 0 до 14,2 баллов, что оценивается, как хорошая социально-психологическая адаптация.
Данный способ является простым, экономичным для оценки нарушений адаптации вследствие пивной алкоголизации. Он может использоваться при мониторинговых исследованиях и профилактических осмотрах подростков с 11 до 16 лет.
Полученные с помощью данного способа результаты позволяют специалистам разного профиля (педагогу, психологу, социальному педагогу, подростковому наркологу) проводить раннюю профилактику, направленную на предупреждение развития пивной зависимости.
Положительный эффект определяется выявлением подростков с нарушениями адаптации для своевременного проведения профилактических мероприятий и, как следствие, снижением распространенности пивного алкоголизма. Способ имеет высокую степень информативности при проведении мониторинговых исследований.
Источники информации
1. Демчева Н.К. Способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека / Н.К.Демчева, А.А.Чуркин, А.В.Сорокин // Патент на изобретение №2261045. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской федерации 27.09.2005.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н.Дружинин - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
3. Калинина В.Н. Математическая статистика / В.Н.Калинина, В.Ф.Панкин - М.: Высшая школа, 1994. - 208 с.
4. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.
5. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.
6. Реан А.А. Социальная психологическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский - СПб.: Питер, 1999.
7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю.Реброва - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.
8. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство / П.И.Сидоров - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 720 с.
9. Солсо Р.Л. Экспериментальная психология: практический курс / Р.Л.Солсо, Х.Х.Джонсон, М.К.Бил - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 528 с.
10. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие / С.Г.Тарасов - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 116 с.
Таблица 1 | |||||
ОПРОСНИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ | |||||
Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов: а - да, полностью согласен(а), 6 - скорее согласен (а), в - скорее не согласен (а), г - полностью не согласен (а). | |||||
Необходимо отметить тот ответ, который на Ваш взгляд наиболее точно соответствует Вам. | |||||
СОДЕРЖАНИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ | оценка ответов в баллах | ||||
3 | 2 | 1 | 0 | ||
1. | Вы оцениваете свое состояние здоровья в настоящее время, как плохое? | а | б | в | г |
2. | Ваше настроение в настоящий момент плохое? | а | б | в | г |
3. | Вы из неполной семьи (нет матери или отца)? | а | б | в | г |
4. | Вы когда-нибудь принимали пиво? | а | б | в | г |
5. | Часто ли после приема пива Вы отмечаете нарушения сна, бессонница или кошмарные сновидения? | а | б | в | г |
6. | Вы единственный ребенок в семье? | а | б | в | г |
7. | Вы чувствуете себя раздраженным, агрессивным после принятия пива? | а | б | в | г |
8. | Вы считаете себя абсолютно здоровым (не болеете в течение учебного года)? | а | б | в | г |
9. | Временами Вы испытываете отвращение к себе? | а | б | в | г |
10. | Кто-либо из Ваших родителей имеет судимость? | а | б | в | г |
11. | На следующее утро после приема пива у вас наблюдалось: отсутствие аппетита, тошнота, рвота, жажда и т.п.? | а | б | в | г |
12. | У Вас бывают проблемы с учебой из-за приема пива? | а | б | в | г |
13. | Кто-либо из Ваших родителей лишен родительских прав? | а | б | в | г |
14. | В последнее время Вы стали медленно думать, и у Вас появилась забывчивость? | а | б | в | г |
15. | Вы считаете себя практически здоровым (болеете не более 4 раз в год)? | а | б | в | г |
16. | Вам случалось прогуливать учебные занятия из-за приема пива? | а | б | в | г |
17. | Вы оцениваете материальное положение своей семьи какочень плохое? | а | б | в | г |
18. | Ваши друзья принимают пиво? | а | б | в | г |
19. | После окончания школы Вы не собираетесь поступать в колледж, институт? | а | б | в | г |
20. | Вы живете в плохих бытовых условиях (неблагоустроенная квартира, комната в общежитии или т.п.)? | а | б | в | г |
21. | Ваши одноклассники принимают пиво? | а | б | в | г |
22. | У Вас ослабленное здоровье (имеются хронические заболевания с редкими обострениями, обычно болеете более 4 раз в год)? | а | б | в | г |
23. | Ваши родители постоянно контролируют Вас? | а | б | в | г |
24. | Ваши родители выполняют низко квалифицированную работу (работа рабочего, санитара, уборщицы и т.п.)? | а | б | в | г |
25. | Ваши родители принимают пиво? | а | б | в | г |
26. | Вы не соблюдаете здоровый образ жизни (курите, не регулярно питаетесь, не регулярно спите, не делаете физических упражнений)? | а | б | в | г |
27. | Вы обычно приобретаете пиво самостоятельно? | а | б | в | г |
28. | Ваши учителя нейтрально или положительно относятся к приему пива Вами? | а | б | в | г |
29. | Вы очень часто болеете (имеются хронические заболевания с частыми обострениями, врожденные пороки, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом восстановления)? | а | б | в | г |
30. | В Вашей школе не проводятся мероприятия профилактического характера (лекции о вреде употребления алкоголя, о вреде курения и т.д.)? | а | б | в | г |
31. | Взаимоотношения с одноклассниками у Вас плохие из-за приема пива? | а | б | в | г |
32. | Вы обычно принимаете пиво в домашней обстановке у себя, у друзей, одноклассников? | а | б | в | г |
33. | Вы часто проводите время за компьютерными играми дома или в компьютерных клубах? | а | б | в | г |
34. | Из-за приема пива у Вас стали конфликтными взаимоотношения с братьями, сестрами? | а | б | в | г |
35. | Вы обычно употребляете пиво в компании друзей? | а | б | в | г |
36. | Вы наблюдаетесь у психиатра? | а | б | в | г |
37. | Вы часто играете в азартные игры (на автоматах, в карты и т.п.)? | а | б | в | г |
38. | У Вас ухудшились взаимоотношения с родителями из-за приема пива? | а | б | в | г |
39. | Вы обычно употребляете пиво в одиночестве? | а | б | в | г |
40. | Вы употребляете другие алкогольные напитки (вино, водку, коньяк)? | а | б | в | г |
41. | У Вас не очень хорошие взаимоотношения с учителями из-за приема пива?? | а | б | в | г |
42. | Вы обычно употребляете пиво в кругу семьи? | а | б | в | г |
43. | Вы наблюдаетесь у невропатолога? | а | б | в | г |
44. | Вы дышите летучими ингалянтами (бензин, клей «момент», «карат» и т.п.)? | а | б | в | г |
45. | У Вас имеются конфликты со сверстниками противоположного пола из-за приема пива? | а | б | в | г |
46. | Вы часто принимаете пиво (чаще, чем 2-3 раза в неделю)? | а | б | в | г |
47. | Вы курите? | а | б | в | г |
48. | У Вас нет взрослых, на которых бы Вам хотелось быть похожим? | а | б | в | г |
49. | Верно ли утверждение: «Почему я должен отказать себе выпить пиво, ведь жизнь одна, другой такой не будет. И вообще, зачем жить, если нет удовольствия»? | а | б | в | г |
50. | Вы наблюдаетесь у нарколога? | а | б | в | г |
51. | Совершали ли Вы когда-нибудь незаконные действия под влиянием пива? | а | б | в | г |
52. | В Вашей семье низкий культурный уровень (члены Вашей семьи позволяют нецензурно высказываться, ваше семья не посещает концерты, выставки, спектакли, музеи)? | а | б | в | г |
53. | Вы принимаете пиво, чтобы снять чувство тревоги, беспокойства? | а | б | в | г |
54. | У Вас приходят мысли уйти из жизни? | а | б | в | г |
55. | Все праздники в Вашей семье сопровождаются распитием алкогольных напитков? | а | б | в | г |
56. | Верно ли утверждение: «Я пью пиво, как и все, не хочу быть белой вороной»? | а | б | в | г |
57. | Вы посещаете психолога? | а | б | в | г |
58. | У вас бывают конфликты в школе из-за приема пива? | а | б | в | г |
59. | Вы обычно приобретаете пиво в киосках и ларьках? | а | б | в | г |
60. | Вы обычно употребляете пиво, когда устаете, чтобы взбодриться? | а | б | в | г |
61. | Случались ли у Вас конфликты в семье в связи с приемом пива? | а | б | в | г |
62. | Вы обычно приобретаете пива через знакомых? | а | б | в | г |
63. | Вы считаете себя тонким ценителем пива? | а | б | в | г |
64. | Ваши родители страдают алкоголизмом? | а | б | в | г |
65. | Вы состоите на учете в детской комнате милиции? | а | б | в | г |
66. | Вы считаете, что пиво должно продаваться везде и всем без возрастных ограничений? | а | б | в | г |
67. | Любое важное событие Вы отмечаете пивом? | а | б | в | г |
68. | Вас когда-нибудь задерживала милиция из-за того, что Вы вели себя агрессивно в связи с принятием пива? | а | б | в | г |
69. | Вы отрицательно относитесь к запрещению рекламы пива? | а | б | в | г |
70. | Вы впервые попробовали пиво в возрасте до 11 лет? | а | б | в | г |
Таблица 2. | |
Интерпретация опросника оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации | |
Характеристики | № вопросов |
I. Блок «Состояние здоровья» | |
1) Состояние здоровья | 1, 8, 15, 22, 29 |
1 группа здоровья | 8 |
2 группа здоровья | 15 |
3 группа здоровья | 22 |
4 группа здоровья | 1, 29 |
2) Наблюдение у медицинских специалистов | 36, 43, 50, 57 |
1. Наблюдение у психиатра | 36 |
2. Наблюдение у невропатолога | 43 |
3. Наблюдение у нарколога | 50 |
4. Наблюдение у психолога | 57 |
3) Наследственная отягощенность | 64 |
II. Блок «Психолого-педагогическая адаптация» | |
1) Психологическое состояние | 2, 5, 9 |
Настроение | 2 |
Наличие нарушений сна | 5 |
Самооценка | 9 |
2) Отношение к учебе | 12, 16 |
Школьная успеваемость | 12 |
Дисциплина в школе | 16 |
3) Отсутствие планов на будущее | 19 |
4) Особенности воспитания в семье | 23 |
5) Отношение к здоровому образу жизни | 26 |
6) Здоровьесберегающие технологии в школе | 30 |
7) Наличие отклоняющего поведения у подростка | 33, 37, 40, 44, 47, 51, 54, 58, 61 |
Аддиктивное поведение (алкогольная, компьютерная, игровая зависимости) | 33,37 |
Взаимосвязь с употреблением ПАВ | 40, 44, 47 |
Преступное поведение | 51 |
Суицидальное поведение | 54 |
Конфликтное поведение | 58, 61 |
8) Отношение с правоохранительными органами | 65, 68 |
Состоит ли на учете в детской комнате милиции | 65 |
Задерживался ли милицией | 68 |
III. Блок «Социальной адаптации» | |
1) Социальный статус семьи | 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27 |
Полноценность семьи | 3, 6, 10, 13 |
Материальное положение семьи | 17 |
Жилищная обеспеченность семьи | 20 |
Профессиональный статус родителей | 24 |
Финансовая обеспеченность подростка | 27 |
2) Особенности социальных отношений | 31 34, 38, 41, 45 |
Взаимоотношения с одноклассниками | 31 |
Взаимоотношения с братьями, сестрами | 34 |
Взаимоотношения с родителями | 38 |
Взаимоотношения с учителями | 41 |
Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола | 45 |
3) Круг значимых людей (референтная группа) | 48 |
4) Семейные традиции | 52,55 |
Культурный уровень семьи | 52 |
Алкогольные традиции семьи | 55 |
5) Доступность приобретения пива | 59, 62 |
Приобретение пива в киосках и ларьках | 59 |
Приобретение пива у знакомых | 62 |
6) Отношение к ужесточению правил продажи и рекламы пива в отношении совершеннолетних | 66,69 |
Отрицательное отношение к запрещению продажи пива | 66 |
Отрицательное отношение к запрещению рекламы пива | 69 |
IV. Блок «Пивная алкоголизация» | |
1) Отношение к приему пива подростка и его социального окружения | 4,7, 11, 14, 18, 21, 25, 28 |
Отношение к приему пива подростка | 4, 7, 11, 14 |
Отношение к приему пива друзей | 18 |
Отношение к приему пива одноклассников | 21 |
Отношение к приему пива родителей | 25 |
Отношение к приему пива учителей | 28 |
2) Особенности употребления пива | 32, 35, 39, 42, 46 |
Условия употребления пива | 32 |
Социальная ситуация употребления пива | 35, 39, 42 |
Частота употребления пива | 46 |
3) Причины употребления пива | 49, 53, 56, 60, 63, 67 |
Гедонистические | 49 |
Атарактические | 53 |
Субмиссивные | 56 |
Гиперактивация поведения | 60 |
Псевдокультуральные | 63 |
Традиционные | 67 |
4) Возрастные характеристики приема пива | 70 |
Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации, заключающийся в том, что определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах от 0 до 3 по опроснику, изложенному в описании, баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле: ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4, где - сумма показателей состояния здоровья, соответствующих ответам на вопросы из опросника: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64; - сумма показателей психолого-педагогической адаптации, ответы на вопросы: 2, 5, 9, 12, 16, 19, 23, 26, 30, 33, 37, 40, 44, 47, 51, 54, 58, 61, 65, 68; - сумма показателей социальной адаптации, ответы на вопросы: 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31, 34, 38, 41, 45, 48, 52, 55, 59, 62, 66, 69; - сумма показателей пивной адаптации, ответы на вопросы: 4, 7, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 32, 35, 39, 42, 46, 49, 53, 56, 60, 63, 67, k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника; k1=3,3, k2-4=1,7, и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивают как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.