Спасательное устройство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам спасания людей с высотных служебных и бытовых зданий и гостиниц при пожаре и направлено на повышение производительности и безопасности спасательных работ. Спасательное устройство включает спасательный пояс с карабином, закрепленный на тросовую растяжку, на нижнем конце которой расположен приемный амортизатор. На нижнем конце тросовой растяжки над амортизатором установлен конус, который взаимодействует с замком карабина, отсоединяя его от тросовой растяжки. Захватный крюк имеет внутренний радиус, превышающий радиус троса тросовой растяжки в 1,5...2,0 раза по диаметру конуса. Корпус крюка выполнен в виде цилиндра с ограничительным буртиком внутри на верхнем конце, в котором размещен плавающий толкатель с ответным ограничительным буртиком, под которым размещена пружина с опорой в торец внутреннего цилиндра с петлей для крепления канатика спасательного пояса. Толкатель сверху выступает в полость крюка, а снизу выполнен в виде конусной юбки с вилочными продольными прорезями, через которые проходят подпружиненные штифты, проходящие через отверстия внутреннего цилиндра и корпуса крюка. По оси толкателя в конусной юбке выполнен стержень. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам для спасения людей с высотных служебных и бытовых зданий при пожаре, а также может быть использовано для спасения людей при пожарах на промышленных объектах и буровых вышках.

Прототипом изобретения является спасательное устройство, включающее пояс с карабином, закрепленный на тросовой растяжке, на нижнем конце которой расположен амортизатор приема [1].

Недостатком прототипа является индивидуальность его применения, т.к. при спуске друг за другом ряда людей неизбежно их столкновение, тем более при спуске шокированных людей. Поэтому оно неприменимо для высотных жилых, бытовых, гостиниц и служебных зданий.

Изобретение позволяет получить новый технический эффект - применение спасательного устройства для высотных жилищных и служебных зданий и гостиниц, повышение производительности и безопасности спасательных работ.

Этот технический эффект достигается тем, что на нижнем конце тросовой растяжки над амортизатором установлен конус, который взаимодействует с замком карабина отсоединения его от тросовой растяжки; захватный крюк карабина имеет радиус, превышающий радиус троса тросовой растяжки в 1,5...2,0 раза по диаметру конуса, корпус крюка выполнен в виде цилиндра с ограничительным буртиком внутри на верхнем конце, в котором размещен плавающий толкатель с ответным ограничительным буртиком, под которым размещена пружина с опорой в торец внутреннего цилиндра с петлей для крепления канатика спасательного пояса, а снизу выполнен в виде конусной юбки с вилочными продольными прорезями, через которые проходят подпружиненные штифы, проходящие через отверстия внутреннего цилиндра и корпуса, при этом по оси толкателя в юбке выполнен стержень; приемный амортизатор выполнен в виде наклонного ленточного транспортера, нижний конец которого снабжен тележкой с горизонтальным амортизатором на горизонтальной площадке, а последняя снабжена вертикальными амортизаторами.

На фиг.1 показан общий вид спасательного устройства, на фиг.2 - карабин спасательного устройства, на фиг.3 - амортизатор приемного устройства, на фиг.4 - вал амортизатора.

Спасательное устройство включает в себя высотное здание 1 с дверными (или оконным) проемами 2, над которыми на креплениях 3 установлена наклонная тросовая растяжка 4, нижний конец которой крепится к поперечной перекладине 5 П-образных ворот 6. В воротах 6 между стойками установлен приемный амортизатор 7. На тросовой растяжке 4 на нижнем конце перед воротами 6 закреплен конус 8, например, винтами впотай. Радиус конуса (диаметр) основания выполнен в 1,5...2,0 радиуса (диаметра) троса тросовой растяжки 4. При этом конус 8 крепится над передним концом амортизатора 7 на высоте над ним, равной сумме роста человека (1,8 м) и длины канатика выше головы человека, т.е. порядка 2,5 м. На цилиндрическом корпусе 9 карабина с верхним внутренним буртиком 10 закреплен крюк 11, внутренний радиус которого превышает радиус троса тросовой растяжки 4 в 1,5...2,0 раза по диаметру конуса 8. Крюк 9 с одной стороны снабжен подпружиненной (на чертеже не показано) защелкой 12. В корпусе 9 размещен плавающий толкатель 13 с ограничительным буртиком 14, который подпружинен пружиной 15 с торцом внутреннего цилиндра 17 с петлей 18 для крепления канатика спасательного пояса. В толкателе 13 снизу выполнена конусная юбка 19 с продольными вилочными вырезами 20, в которых подпружиненные пружинами 21 установлены штифты 22, проходящие через отверстия внутреннего цилиндра 17 и корпуса 9 карабина, в котором в юбке 19 выполнен стержень 23, являющегося опорой пружин 21 штифтов 22. Амортизатор 7 спасательного устройства включает в себя горизонтальную площадку 24, на которой установлены высокие стойки 25 и малые стойки 26, последние из которых установлены на тележке 27, которая подпружинена пружиной 28, а между высокими 25 и малыми 26 стойками установлены V-образные мягкие валы 29, на которые натянута тентовая транспортерная лента 30. Между стойками 25 и 26 транспортерная лента 30 имеет наклон встречно тросовой растяжке 4, а расстояние между стойками 25 и 26 (валами 29) составляет два-три роста человека. Площадка 24 на амортизаторах 31 установлена на опорной площадке 32 с ножками 33. Штоки амортизаторов 31 могут быть снабжены резиновыми уплотнителями, например, под гайками 34.

Спасательное устройство работает следующим образом. Амортизатор 7 устанавливают в воротах 6 под конусом 8 тросовой растяжки 4 спасательного устройства, при этом угол наклона транспортерной ленты 30 примерно соответствует углу и траектории падения человека после отделения корпуса 9 карабина. При пожаре в высотном здании 1 спасающийся человек, имея спасательный пояс с карабином, держа карабин за цилиндрический корпус 9 хвостовиком крюка 11, наводит его на тросовую растяжку 4, толкает вперед и вниз (как обычно). Тросовая растяжка 4 отжимает защелку 12 и проходит в крюк 11 карабина, а защелка 12 закрывает проход в него. Человек спрыгивает с проема 2 и на крюке 11 скользит по тросовой растяжке 4 вниз. При этом штифты 22 обеспечивают надежное соединение корпуса 9 с внутренним цилиндром 17 с петлей 18, на которой висит спасающийся. При достижении конуса 8 на тросовой растяжке 4 конус 8 входит в крюк 11, занимает всю его полость и вытесняет из нее толкатель 13 вниз, который сжимает пружину 15. С толкателем 13 вниз двигаются его юбка 19 и стержень 23. При этом вилочные вырезы 20 набегают на штифты 22, которые своими головками скользят по конусной поверхности юбки 19 и, сжимая пружины 21, выходят из зацепления (из отверстий) с корпусом 9. Внутренний цилиндр 17 петлей 18 и под действием веса спасающегося выходит из корпуса 9 и спасающийся падает на транспортерную ленту 30 амортизатора 7. Т.к. транспортерная лента 30 натянута по форме валов 29, имеет V-образную форму, типа корыта, центрирует спасающегося по оси ленты 30 и устраняет возможность его бокового выпада. Под действием кинетической энергии спасающегося верхняя ветвь ленты 30 прогибается вниз до нижней ветви этой ленты 30, чем частично гасится сила кинетической энергии. Далее начинают прогибаться обе ветви ленты 30, валы 29 сближаются, тем самым передвигают малую стойку 26 на тележке 27 по горизонтальной площадке 24. При этом тележка 27 сжимает пружину 28 и гасит силу удара кинетической энергии. Одновременно с увеличением нагрузки на ленту 30 увеличивается нагрузка на горизонтальную площадку 24, которая амортизирует на амортизаторах 31 с опорной площадкой 32 и дополнительно гасит силу удара. После погашения силы удара спасающегося амортизаторы 31 возвращают горизонтальную площадку 24 в исходное положение, а пружина 28 - тележку 27. Спасающийся, при значительном наклоне ленты 30, соскальзывает вдоль ленты 30 вниз - слезает с нее самостоятельно или с помощью спасателей, пожарников и др. людей, которых на пожаре достаточно. Спасательное устройство готово к повторному приему спасающегося и т.д. Для повышения безопасности амортизатор 7 со всех сторон можно обложить матами.

Таким образом, можно спасти любое количество людей друг за другом.

Наибольшая эффективность и простота применения спасательного устройства рекомендуется в гостиницах, общежитиях, служебных и производственных высотных зданиях, которые характеризуются коридорным типом построения. Установить растяжки достаточно по торцам здания, через два-три этажа, начиная с третьего, что обеспечит зоны выхода при любом характере пожара. При этом в административном порядке эти помещения должны быть обеспечены спасательными поясами по количеству людей в них.

Тросовые растяжки по расчетной длине могут быть смотаны на барабаны, которые закрепляют в спасательных проемах здания, но на земле должны быть узлы для крепления растяжек.

В бытовом секторе, который практически мало в этом нуждается, тросовые растяжки могут быть установлены таким же образом с промежуточных лестничных площадок.

Источники информации

1. А.С. №495071 СССР, М.Кл. А62В 37/00, Б.№46, 1976 (прототип).

1. Спасательное устройство, включающее спасательный пояс с карабином, закрепленный на тросовую растяжку, на нижнем конце которой расположен приемный амортизатор, отличающееся тем, что на нижнем конце тросовой растяжки над амортизатором установлен конус, который взаимодействует с замком карабина отсоединяя его от тросовой растяжки, при этом захватный крюк имеет внутренний радиус, превышающий радиус троса тросовой растяжки в 1,5...2,0 раза по диаметру конуса, корпус крюка выполнен в виде цилиндра с ограничительным буртиком внутри на верхнем конце, в котором размещен плавающий толкатель с ответным ограничительным буртиком, под которым размещена пружина с опорой в торец внутреннего цилиндра с петлей для крепления канатика спасательного пояса, толкатель сверху выступает в полость крюка, а снизу выполнен в виде конусной юбки с вилочными продольными прорезями, через которые проходят подпружиненные штифты, проходящие через отверстия внутреннего цилиндра и корпуса крюка, при этом по оси толкателя в конусной юбке выполнен стержень.

2. Спасательное устройство по п.1, отличающееся тем, что приемный амортизатор выполнен в виде наклонного ленточного транспортера, нижний конец которого снабжен тележкой с горизонтальным амортизатором на горизонтальной площадке, а последняя снабжена вертикальными амортизаторами.