Способ пилигримовой прокатки

Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу периодической прокатки, и может быть использовано при производстве труб на установках с пилигримовыми станами. Способ пилигримовой прокатки включает ввод в гильзу дорна, имеющего участок с повышенной конусностью под дорновую головку для центровки заднего конца гильзы, и деформацию ее валками с переменным профилем калибра, при этом дополнительно на дорн надевают конусное кольцо и его конусной частью центрируют передний конец гильзы относительно оси дорна. Использование способа пилигримовой прокатки позволяет уменьшить время затравки, поперечную разностенность передних концов труб и снизить расходный коэффициент металла.

Реферат

Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу периодической прокатки, и может быть использовано при производстве труб на установках с пилигримовыми станами.

Известен способ пилигримовой прокатки, где подающим аппаратом в гильзу вводится дорн, на котором она раскатывается в трубу между двумя вращающимися в разные стороны валками с калибром переменного профиля (Ф.А.Данилов и др. Горячая прокатка труб. Металлургиздат, 1962, с.282).

Недостатком данного способа является повышенная разностенность передних (затравочных) концов, связанная с наличием зазора между внутренним диаметром гильзы и диаметром дорна при отсутствии центровки гильзы относительно дорна. Кроме того, данный способ сопровождается увеличенным временем затравки в связи с отсутствием кантовки гильзы до момента соприкосновения гильзы и дорна и повышенной обрезью затравочного конца.

Известен способ прокатки гильзы с заранее обжатым передним концом под диаметр дорна, имеющим участок с повышенной конусностью под дорновую головку (Сталь, 2006, №9, с.74).

Недостатком данного способа является то, что прокатка заранее подготовленных гильз с обжатым передним концом на обкатном устройстве, установленным в линии прошивного стана, не обеспечивает ритмичность прокатки на пилигримовом стане, т.к. гильзы после прошивки не бывают идеально прямыми и обжатый конец гильзы затрудняет ввод дорна в гильзу. Кроме этого, установить обкатное устройство для обжатия передних концов гильз в линии действующих прошивных станов на установках с пилигримовыми станами конструктивно сложно.

Задача изобретения - уменьшить поперечную разностенность передних концов труб и снизить расходный коэффициент металла.

Технический результат достигается тем, что в известном способе пилигримовой прокатки, включающем ввод в гильзу дорна, имеющего участок с повышенной конусностью под дорновую головку для центровки заднего конца гильзы, и деформацию ее валками с переменным профилем калибра, на дорн дополнительно надевают конусное кольцо и его конусной частью центрируют передний конец гильзы относительно оси дорна.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый способ пилигримовой прокатки отличается тем, что после ввода дорна в гильзу, на дорн дополнительно надевают конусное кольцо и его конусной частью центрируют передний конец гильзы относительно оси дорна. Таким образом, заявляемый способ пилигримовой прокатки соответствует критерию "Изобретательский уровень".

Сравнение заявляемого способа пилигримовой прокатки не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не выявило в них признаки, отличающие заявляемый способ пилигримовой прокатки от прототипа, что соответствует критерию патентоспособности "Изобретательский уровень".

Способ пилигримовой прокатки осуществляется следующим образом. После ввода дорна в гильзу на передний конец дорна надевают кольцо конусной частью в сторону гильзы, дорн опускают на поднятый шибер и подачей подающего аппарата по ходу прокатки гильзу зажимают между двух конусов. Т.е. при прокатке гильза отцентрирована относительно дорна. При затравке кантовка гильзы осуществляется после каждой подачи, при этом продольная вытяжка по всему периметру переднего конца будет равная, т.к. конусное кольцо выравнивает продольное течение металла, что исключает наведение разностенности и, соответственно, позволяет уменьшить обрезь с переднего конца. При установившемся процессе прокатки отцентрированной гильзы на дорне исключается наведение разностенности труб.

Способ пилигримовой прокатки был опробован на ТПА 8-16" ОАО «ЧТПЗ» при прокатке котельных труб размером 426×24 мм из заготовки размером 600×100×1630 мм стали марки 15Х1М1Ф.

Гильза размером 610×415 вн.×2750 мм, надетая на дорн диаметром 381/382 мм, фиксировалась конусным кольцом размером 437×387 вн.×150 мм (угол конусности -9°27') за счет упора его в поднятый шибер с последующим перемещением подающего аппарата. Затравка переднего конца на конусном кольце происходит за 14 с по сравнению с обычными 28-34 с, при этом течение металла проходило равномерно по всему периметру трубы. Обрезь переднего конца уменьшилась ≈190 мм, т.е. на 45 кг на прокатке одной заготовки.

Использование предложенного способа пилигримовой прокатки позволит уменьшить время затравки, поперечную разностенность передних концов труб и снизить расходный коэффициент металла.

Способ пилигримовой прокатки, включающий ввод дорна в гильзу, имеющего участок с конусностью под дорновую головку для центрирования заднего конца гильзы, и деформацию гильзы валками с переменным профилем калибра, отличающийся тем, что после ввода дорна в гильзу на дорн надевают конусное кольцо, конусной частью которого центрируют передний конец гильзы относительно оси дорна.