Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него
Группа изобретений относится к конструкционным высокопрочным свариваемым титановым сплавам, предназначенным для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов авиационной техники. Предложен сплав на основе титана и изделие, выполненное из него. Сплав содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: алюминий - 4,3-6,0, молибден - 4,0-5,6, ванадий - 4,0-5,6, хром - 0,5-1,5, железо - 0,5-1,5, цирконий - 0,03-0,5, медь - 0,003-0,15, никель - 0,003-0,15, кислород - 0,02-0,2, углерод - 0,01-0,1, азот - 0,01-0,05, водород - 0,003-0,015, гафний - 0,03-0,5, титан - остальное. Суммарное содержания кислорода, углерода и азота в сплаве предпочтительно удовлетворяет условию 0,15%≤[(%O)+0,5(%C)+l,7(%N)]≤0,24%. Изобретение направлено на повышение малоцикловой усталости сварных соединений и термической стабильности основного металла. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к разработке конструкционных высокопрочных свариваемых титановых сплавов, предназначенных для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов: балок, лонжеронов, шпангоутов, силовых элементов конструкции шасси и крепления двигателя, используемых в авиационной технике.
Известен сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:
алюминий | 5,5-6,75 |
молибден | 0,85-3,15 |
ванадий | 3,5-4,5 |
железо | 0,85-3,15 |
кислород | ≤0,2 |
титан | остальное |
(заявка Японии №02173234)
Известный сплав обладает пониженной пластичностью.
Изделия, выполненные из него, не пригодны для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей.
Известен сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:
алюминий | 4,0-6,0 |
молибден | 4,5-6,0 |
ванадий | 4,5-6,0 |
хром | 2,0-3,6 |
железо | 0,2-0,5 |
кислород | ≤0,2 |
азот | 0,05 |
титан | остальное |
(патент РФ №2283889)
Из известного сплава изготавливают конструкции планера самолета и двигателя, детали крепежа.
Недостатком этого сплава является пониженный уровень усталостной прочности сварных соединений.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:
алюминий | 4,3-6,0 |
молибден | 4,0-5,6 |
ванадий | 4,0-5,6 |
хром | 0,5-1,5 |
железо | 0,5-1,5 |
цирконий | 0,03-0,5 |
медь | 0,003-0,15 |
никель | 0,003-0,15 |
кислород | 0,02-0,2 |
углерод | 0,01-0,2 |
азот | 0,01-0,05 |
водород | 0,003-0,03 |
титан | остальное |
(патент РФ №2082802)
Недостатками известного сплава являются недостаточно высокая малоцикловая усталость (МЦУ) сварных соединений и невысокая термическая стабильность основного металла, что не позволяет использовать этот сплав для изготовления таких изделий, как узлы крепления двигателя.
Недостатками изделий из известного сплава является недостаточно высокие надежность и ресурс.
Технической задачей изобретения является повышение малоцикловой усталости (МЦУ) сварных соединений и термической стабильности основного металла.
Поставленная задача достигается тем, что предложен сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, ванадий, хром, железо, цирконий, медь, никель, кислород, углерод, азот и водород, который дополнительно содержит гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
алюминий | 4,3-6,0 |
молибден | 4,0-5,6 |
ванадий | 4,0-5,6 |
хром | 0,5-1,5 |
железо | 0,5-1,5 |
цирконий | 0,03-0,5 |
медь | 0,003-0,15 |
никель | 0,003-0,15 |
кислород | 0,02-0,2 |
углерод | 0,01-0,1 |
азот | 0,01-0,05 |
водород | 0,003-0,015 |
гафний | 0,03-0,5 |
титан | остальное |
При этом предпочтительно, чтобы суммарное содержания кислорода, углерода и азота в сплаве должно удовлетворять условию 0,15%≤[(%O)+0,5(%С)+1,7(%N)]≤0,24%.
Авторами установлено, что дополнительное введение в сплав гафния при заявленном содержании и соотношении компонентов повышает малоцикловую усталость (МЦУ) сварных соединений и термическую стабильность основного металла.
Примеры конкретного осуществления
Для исследования механических свойств сплава, в вакуумной дуговой печи выплавляли методом двойного переплава слитки с химическим составом в пределах предлагаемого сплава (1, 2, 3, табл.1) и сплава-прототипа (4, табл.1).
Выплавленные слитки ковали на гидравлическом прессе на плиты. После механической обработки плит, из них изготавливали заготовки толщиной 20 мм, которые затем сваривали электронно-лучевой сваркой. Сваренные заготовки подвергали упрочняющей термической обработке. Результаты испытаний механических свойств образцов, вырезанных из основного металла и сварных соединений, приведены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что при повышении термической стабильности значения МЦУ сварных соединений повысились в 1,3-1,5 раза.
Таким образом, применение предлагаемого сплава повысит эксплуатационную надежность и ресурс крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов.
Таблица1 | |||||||||||||||
№п/п | Химический состав, мас.% | 0,15%≤[(%O)+0,5(%C)+1,7(%N)]≤0,24% | |||||||||||||
Al | Мо | V | Cr | Fe | Zr | Cu | Ni | О | С | N | Н | Hf | Ti | ||
1 | 4,3 | 4,0 | 4,0 | 0,5 | 1,5 | 0,03 | 0,003 | 0,003 | 0,02 | 0,10 | 0,05 | 0,003 | 0,03 | ост. | 0,16 |
2 | 5,0 | 4,8 | 4,8 | 1,0 | 1,0 | 0,25 | 0,075 | 0,075 | 0,10 | 0,05 | 0,025 | 0,009 | 0,25 | " | 0,17 |
3 | 6,0 | 5,6 | 5,6 | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,01 | 0,01 | 0,015 | 0,5 | " | 0,22 |
4 | 6,0 | 5,6 | 5,6 | 1,5 | 1,5 | 0,5 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,01 | 0,02 | 0,015 | 0,5 | " | 0,23 |
5 | 6,0 | 5,6 | 5,6 | 1,5 | 1,5 | 0,5 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,20 | 0,05 | 0,03 | - | " | 0,45 |
Таблица 2 | ||||||
Сплав | Механические свойства при 20°С | |||||
основной металл | сварное соединение | |||||
исходное состояние | после выдержки350°С - 1000 ч. | исходное состояние | ||||
σв, МПа | δ, % | σв, МПа | δ, % | σв, МПа | МЦУ,σmax нетто,МПа (Nр=5·104 ц) | |
1 | 1480 | 12,5 | 1390 | 12,5 | 1360 | 64 |
2 | 1500 | 10 | 1490 | 9,5 | 1390 | 62 |
3 | 1530 | 9 | 1520 | 9 | 1410 | 60 |
4 | 1540 | 9 | 1540 | 8,5 | 1430 | 60 |
5 | 1470 | 8,5 | 1440 | 5 | 1350 | 50 |
1. Сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, ванадий, хром, железо, цирконий, медь, никель, кислород, углерод, азот, водород, отличающийся тем, что он дополнительно содержит гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
алюминий | 4,3-6,0 |
молибден | 4,0-5,6 |
ванадий | 4,0-5,6 |
хром | 0,5-1,5 |
железо | 0,5-1,5 |
цирконий | 0,03-0,5 |
медь | 0,003-0,15 |
никель | 0,003-0,15 |
кислород | 0,02-0,2 |
углерод | 0,01-0,1 |
азот | 0,01-0,05 |
водород | 0,003-0,015 |
гафний | 0,03-0,5 |
титан | остальное |
2. Сплав на основе титана по п.1, отличающийся тем, что суммарное содержание кислорода, углерода и азота в сплаве удовлетворяет условию 0,15%≤[(%О)+0,5(%С)+1,7(%N)]≤0,24%.
3. Изделие из сплава на основе титана, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по любому из пп.1 и 2.