Способ оценки ментальной экологии личности
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии. Определяют показатели психогенеза, социогенеза и соматогенеза по опроснику «Опросник оценки ментальной экологии личности». Полученные ответы оценивают в баллах. Определяют индекс ментальной экологии личности, на основании значения которого делают вывод о наличии психического здоровья у обследуемого или о наличии психических нарушений. Способ позволяет выявить лиц с психическими нарушениями. 3 табл.
Реферат
Способ относится к медицине и предназначен для оценки ментальной экологии личности. Изобретение относится к диагностике психического здоровья и может быть использовано для выявления психической патологии при мониторинговых исследованиях.
Психическое здоровье - это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера [4].
Термин «психическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 году. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как психическое состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека [11].
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. Психическое здоровье - важная составная часть здоровья человека, поэтому физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике [1].
Психическое здоровье - понятие условное, выделяющее лишь одну из составляющих здоровья человека, и может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид. Под термином общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, то есть распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения, соотношение между психически здоровыми и больными людьми [4, 5].
Исследование психического здоровья является объективной необходимостью, так как психическое здоровье населения - это важнейший элемент общественного здоровья, во многом определяющий экономическое и социальное благополучие нации [7, 10, 11].
Распространенность психических расстройств непсихотического уровня намного превышает данные официальной статистики и составляет 27,3% взрослого населения (1,4% по официальным данным) [18].
Современные тенденции в исследовании распространенности патологии психического здоровья характеризуются смещением акцентов к более универсальным, основанным на представлении о психическом здоровье, как о совокупности психического, социального, психологического благополучия и состояния равновесия индивидуума с окружающей средой. Так, Н.К.Демчева [2] предлагает рассматривать критерием психического здоровья населения качество жизни и социальное функционирование.
Понятие ментальной экологии личности более широкое, чем психического здоровье, включающее в себя оценку не только наличия или отсутствия психических нарушений, но и влияния факторов, воздействующих на психическое здоровье, таких как экологических, культурных, политических, информационных, социальных и др., а также психической, социальной и соматической составляющих качества жизни.
Новым методологическим инструментом изучения ментальной экологии личности может являться синергетика - междисциплинарная наука о развитии и самоорганизации. Синергетика - (от греч. synergetikos - совместный, согласованный, действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, то есть уменьшается энтропия (самоорганизация). Основными принципами синергетики являются: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдаемость. Методология синергетики основана на интегративном подходе к изучению термодинамически открытых и неравновесных диссипативных структур.
Диссипативные структуры - дискретные самоорганизующиеся системы, рассеивающие энергию, отличающиеся спиралеобразным развитием в многомерном пространстве, траектория и автоколебательная амплитуда которого носит многовариантный характер, предопределяясь сложением разнонаправленных сил и факторов в точках бифуркации. При равенстве разнонаправленных влияний выбор системой траектории развития может предопределяться сверхслабыми воздействиями, в том числе и от спонтанных флуктуаций в самой диссипативной системе, то есть от случайностей вблизи точек бифуркации [16, 17].
Организм человека является совокупностью динамически сменяющих друг друга диссипативных систем, определяющих состояние его здоровья.
Синергетический подход можно представить тремя основными плоскостями (векторами) биопсихосоциальной модели: сомато-, психо- и социогенеза. Соматогенез предполагает развитие систем и функций организма; психогенез - развитие психических функций; социогенез - развитие социальных ролей и отношений. Модель предполагает мультидисциплинарный и интегральный подход к комплексным и сложным причинно-следственным отношениям. Синергетическая модель является многомерной и нелинейной, неустойчивой и незамкнутой. Траектории развития заболевания задается, и корректируются в точках бифуркации, приобретая спиралеобразность и многовариантность. На смену линейной нозоцентрической динамике приходят нелинейная дискретность и фрактальность [12, 13].
Актуальность изучения ментальной экологии личности среди населения обусловлена постоянным ростом заболеваемости психической патологией и тем фактом, что большинство больных - лица трудоспособного возраста. Методик оценки ментальной экологии личности в доступной литературе нами не обнаружено.
Прототипом предлагаемого нами способа оценки ментальной экологии личности является разработанный Н.К.Демчевой и соавт. «Способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека [3].
При разработке способа нами учитывались три компонента ментального здоровья - психогенез, социогенез и соматогенез, так как при психических расстройствах как непсихотического, так и психотического уровней практически с самого начала заболевания возникают нарушения во всех трех составляющих.
Предлагаемый нами способ оценки ментальной экологии личности позволяет определить наличие психических нарушений в возрасте от 16 лет, что особенно важно при проведении мониторинга психического здоровья в регионах.
Конструирование способа основано на классической теории тестов; для измерения психологических свойств использована шкала интервалов; измеряемое психическое свойство считалось линейным и одномерным [6, 14, 15].
Задача настоящего способа - разработать упрощенную методику количественной оценки ментальной экологии личности, позволяющую получить максимально полную информацию о наличии психической патологии.
Опросник оценки ментальной экологии личности (таблица 1), включает 252 утверждения разбитых на 3 блока.
Возраст | Пол | |||
Место жительства: | ||||
район | населенный пункт | |||
Место работы | Должность | |||
Стаж работы | Профессия |
Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения, которые касаются факторов, влияющих на психическое здоровье, качества жизни и психического здоровья. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов. Необходимо отметить тот ответ, который, на Ваш взгляд наиболее точно соответствует Вашему психологическому состоянию.
I блок - оценки психогенеза. Состоит из 156 утверждений, касающихся психической составляющей качества жизни; факторов, влияющих на психическое здоровье, а также признаков 21 наиболее распространенных психических расстройств (невротических, психосоматических, зависимых) согласно МКБ - 10 [9]. II блок - оценки социогенеза; включает 48 утверждений. С помощью него можно исследовать социальную составляющую качества жизни и особенности негативного влияния социальных факторов на здоровье человека. III блок - оценки соматогенеза. Блок содержит 48 утверждений и позволяет оценить соматическую составляющую качества жизни, а также факторов, влияющих на соматическое здоровье (биологических, наследственных и др.).
На основании таблицы 2 проводится интерпретация опросника оценки ментальной экологии личности.
Таблица 2 | ||||
Интерпретация опросника оценки ментальной экологии личности | ||||
№ | Аспекты ментальной экологии личности | Вопросы | Кол. вопр. | Количество баллов за ответ |
Психогенез | ||||
1 | Климатические факторы | 1-6 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
2 | Правовые факторы | 7-12 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
3 | Информационные факторы | 13-18 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
4 | Психическая составляющая качества жизни | 19-30 | 12 | а-3, б-2, в-1, г-0 |
5 | Стрессовые расстройства | 31-36 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
6 | Посттравматические стрессовые расстройства | 37-42 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
7 | Социально-стрессовые расстройства | 43-48 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
8 | Соматоформные расстройства | 49-54 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
9 | Диссоциативные расстройства | 55-60 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
10 | Тревожно-фобические расстройства | 61-66 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
11 | Неврастения | 67-72 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
12 | Депрессивное расстройство | 73-78 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
13 | Психосоматические заболевания | 79-84 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
14 | Органические психические расстройства | 85-90 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
15 | Шизофрения, бредовые расстройства | 91-96 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
16 | Аффективное биполярное расстройство | 97-102 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
17 | Психическое расстройство, связанное с зависимостью от алкоголя | 103-108 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
18 | Психическое расстройство, связанное с зависимостью от наркотических средств | 109-114 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
19 | Психическое расстройство, связанное с зависимостью от табака | 115-120 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
20 | Психическое расстройство, связанное с другими зависимостями | 121-126 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
21 | Сексуальные расстройства | 127-132 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
22 | Расстройства приема пищи | 133-138 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
23 | Расстройства сна неорганической природы | 139-144 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
24 | Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте | 145-150 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
25 | Синдром эмоционального выгорания | 151-156 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
Социогенез | ||||
26 | Медицинские факторы | 157-162 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
27 | Социальные факторы | 163-168 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
28 | Культурные факторы | 169-174 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
29 | Религиозные факторы | 175-180 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
30 | Политические факторы | 181-186 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
31 | Педагогические факторы | 187-192 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
32 | Социальная составляющая качества жизни | 193-204 | 12 | а-3,б-2, в-1, г-0 |
Соматогенез | ||||
33 | Экологические факторы | 205-210 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
34 | Наследственные факторы | 211-216 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
35 | Образ жизни-факторы | 217-222 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
36 | Биологические факторы | 223-228 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
37 | Химические факторы | 229-234 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
38 | Профессиональные факторы | 235-240 | 6 | а-0, б-1, в-2, г-3 |
39 | Соматическая составляющая качества жизни | 241-252 | 12 | а-3, 6-2, в-1, г-0 |
В ходе разработки способа нами проведено обследование 90 психически здоровых студентов ВУЗа (средний возраст - 21,1±0,34 лет), а также 30 пациентов с соматическими заболеваниями, имеющие расстройства непсихотического уровня (средний возраст - 43,2±2,26 лет). Результаты оценки ментальной экологии личности в разных группах населения представлены в таблице 3.
Таблица 3 | ||
Показатели оценки ментальной экологии личности в разных группах населения (в баллах) | ||
Показатели | Студенты, не имеющие психической патологии | Соматически больные с невротическими расстройствами |
Психогенеза | 85,47±1,12 | 53,95±2,05 |
Социогенеза | 77,05±1,27 | 48,67±2,31 |
Соматогенеза | 75,31±1,02 | 35,61±2,49 |
Индекс ментальной экологии личности | 79,27±0,91 | 46,08±1,97 |
В результате установлено, что при значениях ИМЭЛ от 68,2 до 100 баллов показатель оценивается как психическое здоровье у обследуемого, а от 0 до 68,1 как наличие психических нарушений.
В процессе разработки способа получены его высокая надежность и валидность [8]. Обследование 50 учителей общеобразовательных школ показало, что достоверность предсказания наличия психических нарушений или психического здоровья составляет 96,0%.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом.
Проводится обследование с помощью разработанного опросника (таблица 1). Вначале предлагается инструкция: «Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения, которые касаются факторов, влияющих на психическое здоровье, качества жизни и психического здоровья. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов. Необходимо отметить тот ответ, который на Ваш взгляд наиболее точно соответствует Вашему психологическому состоянию».
Обследуемый после знакомства с инструкцией приступает к выполнению задания. Опросник включает вопросы, касающиеся психо-, социо- и соматогенеза (таблица 1). Все вопросы обращены в доступной форме и лично.
После окончания ответов на 252 вопроса тест обрабатывается. Каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3 (таблица 2), в связи с этим показатель психогенеза (ППси) составляет максимально 468 баллов, показатели социогенеза (ПСоц) и соматогенеза (Псом) - по 144 балла. Более высокая оценка (в баллах) указывает на более лучшее психическое здоровье обследуемого.
В дальнейшем суммируют показатели ППси, ПСоц и Псом и определяют индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле:
ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3,
где
- сумма показателей психогенеза,
- сумма показателей социогенеза,
- сумма показателей соматогенеза,
k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника;
k1=4,68, k2=1,44, k3=1,44,
и при значениях ИМЭЛ от 68,2 до 100 баллов оценивают как психическое здоровье у обследуемого; от 0 до 68,1 - наличие психических нарушений.
Разработанный нами способ оценки ментальной экологии личности позволяет получить не только картину психического здоровья, но и посмотреть, какой из механизмов психогенеза, социогенеза или соматогенеза преобладает дает у обследуемого.
Примеры конкретного выполнения способа:
Пример 1. Обследуемая Н., 32 года, педагог.
Проводится обследование с помощью опросника. Вначале предлагается инструкция. После знакомства с ней обследуемая приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели психо-, социо- и соматогенеза:
ППси (показатель психогенеза)=430/4,68=91,9 баллов
ПСоц (показатель социогенеза)=117/1,44=81,3 баллов
ПСом (показатель соматогенеза)=122/1,44=84,7 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППси, ПСоц и Псом и определяется индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле:
ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3=(91,9+81,3+84,7)/3=85,9 баллов.
Таким образом, у обследуемой ИМЭЛ был выше 68,2 баллов, что оценивается как психическое здоровье.
Пример 2. Пациентка А., 48 лет, работает бухгалтером.
Обратилась по поводу невротического состояния, вызванного перенесенным стрессом (смерть мужа). Проводится обследование с помощью опросника. Вначале предлагается инструкция. После знакомства с ней обследуемая приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели психо-, социо- и соматогенеза:
ППси (показатель психогенеза)=311/4,68=66,5 баллов
ПСоц (показатель социогенеза)=85/1,44=59,0 баллов
ПСом (показатель соматогенеза)=96/1,44=66,7 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППси, ПСоц и Псом и определяется индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле:
ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3=(66,5+59,0+66,7)/3=64,1 баллов.
Таким образом, у обследуемой ИМЭЛ был ниже 68,1 баллов, что оценивается как наличие психического нарушения. Впоследствии психотерапевтом установлен диагноз: Депрессивное расстройство.
Пример 3. Пациент И., 54 года, инвалид 2 группы. Обследование проводится в условиях терапевтического стационара.
Клинический диагноз: Гипертоническая болезнь III стадии, III степени, риск 3. Кризовое течение, ухудшение. Ишемическая болезнь сердца.
Функциональный класс III. Хроническая сердечная недостаточность II ст.
Проводится обследование с помощью опросника. Вначале предлагается инструкция. После знакомства с ней обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели психо-, социо- и соматогенеза:
ППси (показатель психогенеза)=143/4,68=30,6 баллов
ПСоц (показатель социогенеза)=52/1,44=36,1 баллов
ПСом (показатель соматогенеза)=37/1,44=25,7 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППси, ПСоц и Псом и определяется индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле:
ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3=(30,6+36,1+25,7)/3=30,8 баллов.
Таким образом, у обследуемого ИМЭЛ ниже 68,1 баллов, что оценивается как наличие психического нарушения. При консультации психотерапевтом установлено наличие соматопсихических нарушений, вызванных длительно существовавшим тяжелым соматическим состоянием с депрессивно-ипохондрической симптоматикой.
Пример 4. Обследуемый А., 18 лет, студент 2 курса ВУЗа
Проводится обследование с помощью опросника. Вначале предлагается инструкция. После знакомства с ней обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели психо-, социо- и соматогенеза:
ППси (показатель психогенеза)=408/4,68=87,2 баллов
ПСоц (показатель социогенеза)=112/1,44=77,8 баллов
ПСом (показатель соматогенеза)=125/1,44=86,8 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППси, ПСоц и Псом и определяется индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле:
ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3=(87,2+77,8+86,8)/3=83,9 баллов.
Таким образом, у обследуемого ИМЭЛ выше 68,2 баллов, что оценивается как психическое здоровье.
Данный способ является простым, экономичным и информативным методом оценки ментальной экологии личности человека у практически любого человека с 16 летнего возраста. Исключение будут составлять лишь пациенты с грубыми менестико-интеллектуальными нарушениями. В связи с этим, данный способ достоверно дает информацию о распространенности расстройств непсихотического уровня и расстройств психотического уровня за исключением слабоумия.
Полученные с помощью данного способа результаты позволяют:
- провести анализ факторов, влияющих на психическое здоровье населения;
- выявить психическую патологию и оценить уровень психического здоровья, тем самым получать более точную картину распространенности психических заболеваний как в субпопуляции, так и общей популяции;
- провести анализ нозологической структуры психической патологии и доболезненных форм психической патологии;
- выявить группы населения с высоким уровнем риска формирования психических расстройств и осуществлять профилактическую работу;
- осуществлять меры по предупреждению нетрудоспособности населения в связи с психическими заболеваниями;
- осуществлять прогноз динамики психических заболеваний среди популяции.
Положительный эффект определяется выявлением лиц с психическими нарушениями для получения более точной картины распространенности психических заболеваний, анализа нозологической структуры психической патологии и доболезненных форм патологии, осуществления мер по предупреждению нетрудоспособности населения в связи с психическими заболеваниями, своевременного проведения профилактических мероприятий, оптимизации психиатрической и психопрофилактической помощи населению. Способ позволяет описать имеющийся уровень ментальной экологии личности на основе среднего значения суммы показателей психогенеза, социогенеза и соматогенеза, имеет высокую степень информативности при проведении мониторинговых исследований.
Источники информации
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов./Э.Н.Вайнер - М.: Флинта, 2005. - 416 с.
2. Демчева Н.К. Новые клинико-эпидемиологические и социометрические подходы к оценке психического здоровья населения./Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2006, - т.106, №6. - С.58-61.
3. Демчева Н.К. Способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека./Н.К.Демчева, А.А.Чуркин, А.В.Сорокин//Патент на изобретение №2261045. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской федерации 27.09.2005.
4. Дмитриева Т.Б. Этнокультуральная психиатрия./Т.Б.Дмитриева, Б.С.Положий - М.: Медицина, 2003. - 448 с.
5. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия: современные представления и перспективы развития./Т.Б.Дмитриева, Б.С.Положий//Обозр. психиатр. и мед. пси-хол. им. В.М.Бехтерева. 1994. №2. - С.39-49.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология./СПб.: "Питер", 2000. - 320 с.
7. Казаковцев Б.А. Современные тенденции в организации психиатрической помощи.//Российский психиатрический журнал. - 2001, №1. - С.57-61.
8. Калинина В.Н. Математическая статистика./В.Н.Калинина, В.Ф.Панкин - М.: «Высшая школа», 1994. - 208 с.
9. МКБ-10: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.- СПб., 1994. - 303 с.
10. Руководство по социальной психиатрии./Под ред. Т.Б.Дмитриевой. - М.: «Медицина», 2001. - 560 с.
11. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск, 1999. - 403 с.
12. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство./П.И.Сидоров - М.: МЕДпресс-информ., 2006. - 720 с.
13. Сидоров П.И. Синергетическая концепция зависимого поведения.//Наркология. - 2006, №10. - С.30-35.
14. Солсо Р.Л. Экспериментальная психология: практический курс./Р.Л.Солсо, Х.Х.Джонсон, М.К. Бил - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 528 с.
15. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие./СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 116 с.
16. Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры./М.: Едиторная УРСС, 2004. - 240 с.
17. Чернявский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации./М.: Наука, 2001. - 245 с.
18. Чуркин А.А. Распространенность тревожных и фобических расстройств в популяции крупного промышленного города./А.А.Чуркин, Л.Н.Касимова//Российский психиатрический журнал. - 2000, №3. - С.14-21.
Способ оценки ментальной экологии личности, заключающийся в том, что определяют показатель психогенеза, социогенеза и соматогенеза по опроснику «Опросник оценки ментальной экологии личности», представленному в описании, ответы на вопросы которого оценивают в баллах на основании таблицы «Интерпретация опросника оценки ментальной экологии личности», представленной в описании, суммируют их и определяют индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ) по формуле: ИМЭЛ (баллы)=(ППси+ПСоц+Псом)/3, где ППси (показатель психогенеза)=, ПСоц (показатель социогенеза)=, ПСом (показатель соматогенеза)=, - сумма показателей психогенеза, - сумма показателей социогенеза, - сумма показателей соматогенеза, k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника; k1=4,68, k2=1,44, k3=1,44, и при значениях ИМЭЛ от 68,2 до 100 баллов оценивают как психическое здоровье у обследуемого; от 0 до 68,1 - наличие психических нарушений.