Способ диагностики психической устойчивости
Изобретение относиться к психологии, а именно к теории интегральной индивидуальности, предназначено для выявления психической устойчивости. Оценивают показатели поведенческих реакций в трех ситуациях: «повседневной», «кризисной» и «благоприятной», а именно: психофизиологические проявления; жизненные ценности; эмоциональность; психические состояния; ассертивность; взаимодействие. Каждый показатель оценивают отдельно по шкале от 0 до 10 балов, где «10 баллов» соответствует максимальной выраженности проявления показателя. Для каждой ситуации определяют среднее значение баллов по всем показателям поведенческих реакций, которые затем сравнивают с баллами, представленными в описании в таблице 1. На основании такого сравнения баллов по всем трем ситуациям делают вывод о наличии нормостенического, гипостенического, гиперстенического, астенического или неадекватного стиля психической устойчивости. Способ позволяет повысить достоверность диагностических данных для оценки психической устойчивости человека, а также дает возможность выявления комплекса ответных реакций в динамике их различных проявлений. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к психологии, в частности к теории интегральной индивидуальности. Предназначено для диагностики психической устойчивости индивидуальности.
Психическая устойчивость представляет собой интегративное качество индивидуальности, позволяющее противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению кризисных обстоятельств, стрессогенным факторам деятельности и сохранить высокую работоспособность (жизнестойкость, резистентность, толерантность, стрессоустойчивость, психическое здоровье).
Разработанный способ направлен на решение задачи повышения достоверности полученных данных, возможности диагностики устойчивости индивидуальности к повреждающим воздействиям среды (в том числе профессиональным). Указанные задачи достигаются с помощью самоотчета по определенному набору показателей.
Известная методика Л.В.Куликова предоставляет возможность выявить характеристики настроений и психических состояний, в том числе неблагоприятных (болезненных) состояний риска. Методики определения доминирующего состояния (ДС) и профиль чувств настроения (ПЧН) включают различные шкалы: бодрость, тонус, раскованность, тревога, устойчивость эмоций, удовлетворенность, гедонистические чувства, астенические и меланхолические чувства. Недостатком методики, с позиции теории интегральной индивидуальности, является то, что она позволяет выявить только актуальное доминирующее состояние и профиль чувств и позволяет характеризовать регулирующее влияние эмоционально-чувственной сферы личности на жизнедеятельность человека и его психологическую устойчивость. Методика Л.В.Куликова дает возможность оценить только отдельный компонент личности - эмоционально-чувственную сферу, тогда как человек при столкновении с трудностями реагирует как сложная, целостная и динамичная система.
Методика С.Р.Мадди позволяет выявить такие проявления жизнестойкости (отваги, смелости), как «вовлеченность», «контроль» и «вызов», которые смягчают эффект стрессогенных обстоятельств и уменьшают риск дизонтогенеза личности. Формируется «жизненный стиль» - своеобразная личностная характеристика, которая позволяет справиться с неблагоприятными обстоятельствами жизни посредством обретения смысла через принятие решения. Недостатком данной методики, исходя из теории интегральной индивидуальности, является то, что она позволяет изучить только отдельный компонент личности - установку на самодетерминированное совладание с трудностями. В этой методике отсутствуют такие составляющие уровней индивидуальных свойств, как физиологические, другие личностные и социально-психологические.
Наиболее близкий аналог - диагностика психоэмоциональной устойчивости организма человека А.Л. Решетюк, В.Л.Бакалейниковой. (Решетюк А.Л., Бакалейникова В.Л. Методика экспресс-диагностики психоэмоциональной устойчивости человека / Физиология человека. Т.17.№3. 1991) Методика А.Л.Решетюк и В.Л.Бакалейниковой выявляет корреляционную ритмографию (КГР) в ответ на кратковременную стрессовую нагрузку и показатели физиологических основ психоэмоциональной устойчивости и трудоспособности человека во взаимосвязи диагностических критериев с показателями САН (самочувствие, активность, настроение) и 16-ФЛО (методика Кэттелла). Такая методика разделяет испытуемых с нормотоническим типом регуляции сердечного ритма на 5 групп трудоспособности, что позволило А.Л.Решетюк, В.Л.Бакалейниковой сформулировать критерии профессионального отбора. Недостатком данной методики, исходя из теории интегральной индивидуальности, является то, что она дифференцирует типы психоэмоциональной устойчивости на основании физиологических реакций и восстановления физиологических функций. Этой методикой не предусмотрено изучение динамики личностного и социально-психологического уровней индивидуальности.
Задачей создания изобретения является разработка способа диагностики психической устойчивости человека, позволяющего получить не только достоверные диагностические данные, но и расширить возможности диагностики устойчивости индивидуальности к повреждающим воздействиям среды (в том числе профессиональным).
Поставленная задача решается с помощью признаков, указанных в 1-м пункте формулы изобретения, общих с прототипом, таких как способ диагностики психической устойчивости человека путем самоотчета испытуемого, и отличительных существенных признаков, таких как оценка респондентом своих поведенческих реакций в 3 различных ситуациях: «повседневной», «кризисной», «благоприятной», при использовании им набора шкал оценок, каждая из которых содержит 0-10 баллов, затем подсчитывают средние значения по всем показателям для различных жизненных ситуаций с дальнейшим определением по следующему количеству баллов стиль психической устойчивости (СПУ) испытуемого, см. таблицу.
Согласно пункту 2 формулы изобретения используют предпочтительно следующие обобщенные группы показателей: психофизиологические проявления, жизненные ценности, эмоциональность, психические состояния, реактивность, ассертивность, взаимодействие, стратегии поведения.
Технический результат от вышеперечисленной совокупности признаков - повышение достоверности диагностических данных для оценки психической устойчивости человека, а также возможность выявления комплекса ответных реакций в динамике их различных проявлений.
Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи выявления комплекса ответных реакций в динамике их различных проявлений. Способ диагностики психической устойчивости разработан в русле концепции интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, Б.А.Вяткин) на основе принципов общей теории систем применительно к индивидуальности человека. Согласно этой концепции интегральная индивидуальность (ИИ) является саморазвивающейся и самоорганизуемой системой, состоящей из подсистем и уровней целостной и большой системы «человек - общество». ИИ содержит ряд иерархических уровней индивидуальных свойств: биохимических, физиологических, личностных, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости. ИИ - это динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде.
В связях между разноуровневыми свойствами ИИ есть опосредующие звенья - индивидуальный стиль (ИС - деятельности, общения, активности и др.). Благодаря установлению ИС приобретается возможность целенаправленно влиять на развитие ИИ с целью ее гармонизации и формирования индивидуальности нового качества - создавать условия для более полного развития индивидуальных особенностей и возможностей человека. Стиль психической устойчивости (СПУ) позволяет противостоять влиянию негативных факторов внешней среды, в том числе профессиональных. СПУ представляет собой интегративное качество индивидуальности, позволяющее противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению кризисных обстоятельств, стрессогенным факторам деятельности и сохранить высокую работоспособность (жизнестойкость, резистентность, помехоустойчивость, психическое здоровье).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
Испытуемому предлагается оценить выраженность своих поведенческих реакций в следующих ситуациях: « в благоприятной ситуации», «в повседневной ситуации», «в кризисной ситуации» по набору показателей. Перечень обобщенных групп показателей и шкала оценок представлены ниже.
Инструкция: Вам предлагается оценить свое состояние в различных ситуациях с помощью набора шкал. Каждая шкала содержит от «0» до «10» баллов: «0» означает полное отсутствие измеряемого свойства, «10» - максимальное его проявление. Оценка проводится трижды: сначала для «повседневной ситуации», т.е. в обычной, повседневной жизни. Потом для «кризисной ситуации», т.е. в неблагоприятной и напряженной (кризисной) ситуации жизнедеятельности. Далее для самой «благоприятной ситуации» в Вашей жизни. Обозначьте выбранный балл на каждой шкале по каждому показателю:
Группы показателей | Шкала оценок | ||||||||||
1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
2. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
4. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
5. РЕАКТИВНОСТЬ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
6. АССЕРТИВНОСТЬ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | 0, | 1, | 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
8. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ | 0, | 1 | 2, | 3 | 4 | 5, | 6, | 7, | 8, | 9, | 10 |
Предлагаемые для оценки показатели поведенческих реакций в различных оцениваемых ситуациях характеризуют психофизиологические проявления (например: здоровье, самочувствие, работоспособность и др.), жизненные ценности (достижения, удача, успех и др.), эмоциональность (благоприятное настроение, хорошее настроение и др.), психические состояния (адекватные суждения, «ясность» ума, сдержанность и др), реактивность (импульсивность, вспыльчивость и др.), ассертивность (активность, наступательность, поисковая активность и др.), взаимодействие (коммуникативность, совместное обсуждение проблем и др.), стратегии поведения (приспособление к окружающим, адаптивность, преодоление и др.) и отображают различные уровни интегральной индивидуальности.
Подсчитывается среднее суммарное значение по всем показателям для различных жизненных ситуаций, (исключение составляет показатель №5 - реактивность), которые затем обобщаются в обозначенные группы показателей (среднее арифметическое выбранных баллов для показателей в ситуации повседневной жизни, аналогично - кризисной ситуации, также для благоприятной ситуации).
С помощью прилагаемой таблицы проводится итоговая оценка СПУ. При проведении индивидуального консультирования возможно иное сочетание проявлений обобщенных показателей, в таком случае вывод осуществляется по наиболее близкому типу.
Интерпретация выраженности показателя №5 «реактивность» проводиться отдельно. При 8-10 баллах, высокая реактивность - психическая устойчивость низкая. При 5-7 баллах, средняя реактивность - психическая устойчивость достаточно выражена. При 3-4 баллах, низкая реактивность - психическая устойчивость ярко выражена. Кроме того, данный показатель является «зеркальным» по отношению к другим и позволяет выявить искажение («ложь», «социальную желательность») при заполнении бланка ответов.
В апробации способа диагностики СПУ приняли участие свыше 330 человек различных возрастов и специальностей. Посредством кластерного анализа выделены группы респондентов и получены соответствующие им типы ответных реакций, обозначенные как стили психической устойчивости. Наиболее типичные сочетания типов реакций и СПУ (различия достоверны, р<0,01) представлены в таблице.
ТАБЛИЦА | ||||
Тип | Стиль психической | Выражение (в баллах) в ситуациях: | ||
реакций | устойчивости | Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
1 | Нормостенический | 6-8 | 5-6 | 8-10 |
2 | Гипостенический | 4-6 | 3-4 | 6-7 |
3 | Гиперстенический | 7-8 | 6-7 | 9-10 |
4 | Астенический | 4-5 | 2-4 | 5-6 |
5 | Неадекватный | 6-10 | 7-8 | 4-8 |
Примеры типов реакций и СПУ.
Тип 1 (СПУ - нормостенический).
Активный, способный к решению проблем, контролирующий собственные энергетические затраты. Собран, оптимистичен, уверен в своих силах, коммуникабелен. При преодолении кризисов характерны активные стратегии, эмоции мобилизирующие.
Тип 2 (СПУ - гипостенический).
Экономный, со средним уровнем энергетических затрат и притязаний. Удовлетворен собой и общением с другими людьми, коммуникабелен. Такой тип реакций адекватен и позволяет сохранять психическую устойчивость только лишь в повседневной и благоприятной ситуации, тогда как в неблагоприятной жизненной ситуации психическая устойчивость снижается - возможно появление неудовлетворенности, падения эффективности жизнедеятельности.
Тип 3 (СПУ - гиперстенический).
Для лиц такого типа характерны: высокая степень энергетических затрат, уверенность, активность, собранность на фоне неудовлетворенности собой, нестабильного настроения. Неблагоприятные последствия такого типа - психоэмоциональные расстройства, трудности в коммуникативной сфере.
Тип 4 (СПУ - астенический).
Лица такого типа СПУ обладают низкой психической устойчивостью, ограниченной способностью к решению проблем, тенденциями к отказу от решения проблем, постоянным чувством беспокойства. Постоянная неудовлетворенность, сниженное настроение, проблемы со здоровьем («уход в болезнь»). Требует внимания при индивидуальной консультации и расширенного психологического обследования. Соответствует классическому «синдрому выгорания».
Тип 5 (СПУ - неадекватный).
Лица такого типа характеризуются мозаичной картиной выраженности показателей. Самооценка таких лиц завышена и находится в верхних границах интервала шкал (либо только в низких границах, либо полярными и с большим размахом выраженности). Такие проявления показателей, как правило, связаны с пониженной критичностью. Чрезмерная высота самооценки или иные парадоксальные оценки (в различных жизненных ситуациях) являются лишь признаком нереалистичности, неадекватности. Необходимо проводить с лицами такого типа реакций дополнительное индивидуальное собеседование. Возможно, респондент неправильно понял инструкцию или не желает участвовать в обследовании. Возможен вариант наличия у респондента патопсихологических изменений личности, но в таком случае из анамнеза респондента удается выявить подтверждающие примеры такого поведения, неоднократности таких поступков, наличия неудач и неблагополучия на жизненном пути такого человека.
ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Пример 1.
Респондент К., 22 года, обратился за консультацией по поводу интереса к выраженности своих личностных качеств требованиям выполняемой юридической деятельности. Исследование типов реакций в различных ситуациях жизнедеятельности выявило следующие результаты:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
7 | 6 | 8 |
Вывод: Стиль психической устойчивости - нормостенический.
Пример 2-А. Респондент И., 20 лет, обратился за консультацией в связи с профессиональным выбором интересной, но с ненормированным рабочим днем и высокими психоэмоциональными нагрузками работой. Исследование типов реакций выявило следующие результаты:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
5 | 4 | 6 |
Анализ: Возникают трудности в определении СПУ. Стиль психической устойчивости - смешанный (либо гипостенический, либо астенический). Полученные баллы: «5-4-6» имеют место и в гипостеническом, и астеническом СПУ (таблица 1). Для точной дифференциальной диагностики типов реакций подсчитываем среднюю сумму баллов с точностью до десятой доли целого числа (возможен подсчет до сотой доли целого числа) и обращаем внимание на показатель №5 «реактивность». Получаем уточненные данные:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
5,2 | 4,0 | 6,3 |
«Реактивность» - 6 баллов, т.е. реактивность средняя (психическая устойчивость достаточно выражена).
Вывод: Стиль психической устойчивости - гипостенический: возможно появление неудовлетворенности, падения эффективности жизнедеятельности в кризисные периоды. Риск «синдрома выгорания».
Пример 2-В.
Респондент X., 20 лет, обратился за консультацией в связи с профессиональным выбором интересной, но с ненормированным рабочим днем и высокими психоэмоциональными нагрузками работой. Исследование типов реакций выявило следующие результаты:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
5 | 4 | 7 |
Анализ: Стиль психической устойчивости - явно гипостенический, т.к. в благоприятной ситуации среднее суммарное значение = 7. Обращаем внимание на показатель №5 «реактивность», в данном случае он равен «5» - психическая устойчивость достаточно выражена.
Вывод: Стиль психической устойчивости - гипостенический: возможно появление неудовлетворенности, падения эффективности жизнедеятельности в кризисные периоды.
Пример 3.
Респондент Н., 25 лет, обратился за консультацией в связи с затруднениями во взаимоотношениях с коллегами. Из анамнеза: уверен в себе, активен, требователен к подчиненным. Исследование типов реакций выявило:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
7 | 7 | 8 |
Вывод: Стиль психической устойчивости - гиперстенический: высокая степень энергетических затрат, высокая активность на фоне неудовлетворенности собой и окружающими, нестабильное настроение.
Пример 4.
Респондент З., 28 лет, обратился за консультацией по поводу беспокойства и неуверенности за свое будущее. Стал сомневаться в правильности профессионального выбора. Исследование типов реакций выявило следующие результаты:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
4 | 3 | 5 |
Вывод: Стиль психической устойчивости - астенический: требуются психокоррекционные мероприятия, т.к. выявлены признаки классического «синдрома выгорания».
Пример 5.
Респондент Ф., 22 года, участвовал в обследовании по собственному желанию, но без личной заинтересованности.
Исследование типов реакций выявило следующее:
Выраженность в ситуациях:
Повседневной | Кризисной | Благоприятной |
10 | 8 | 4 |
Из собеседования: уверен в своей правоте, независим, целеустремлен, настойчив в достижении поставленных целей. Из анамнеза: часто встречаются трудности в жизни, с раннего возраста повторяющиеся неприятности, преследуют неудачи - причиной этому, с его слов, обстоятельства или окружающие люди, но только не он сам. Вывод: Стиль психической устойчивости - неадекватный: нереалистичность суждений. Необходимо проводить дополнительное индивидуальное психологическое или патопсихологическое обследование.
Литература
1. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настороений и сферы чувств. СПб., 2003.
2. Решетюк А.Л., Бакалейникова В.Л. Методика экспресс-диагностики психоэмоциональной устойчивости человека // Физиология человека. Т.17. №3. 1991.
3. Патент RU 2240038 С1, 2004.11.20.
4. Заявка RU 2002132813 A, 2004.06.10.
5. Maddi S.R. Personality theories: A comparative analysis. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 1997.
Способ диагностики психической устойчивости человека, отличающийся тем, что респондент оценивает показатели поведенческих реакций в трех ситуациях: «повседневной», «кризисной» и «благоприятной», а именно: психофизиологические проявления; жизненные ценности; эмоциональность; психические состояния; ассертивность; взаимодействие; причем каждый показатель оценивают отдельно по шкале от 0 до 10 баллов, где «10 баллов» соответствует максимальной выраженности проявления показателя, для каждой ситуации определяют среднее значение баллов по всем показателям поведенческих реакций, которые затем сравнивают с баллами, представленными в описании в таблице 1, на основании такого сравнения баллов по всем трем ситуациям делают вывод о наличии нормостенического, гипостенического, гиперстенического, астенического или неадекватного стиля психической устойчивости.