Психофизиологический способ оценки линейного глазомера

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии. На экране компьютера предъявляют плоскую разомкнутую фигуру в виде одной линии. Фигура имеет начальный и конечный реперы, которые соединены под прямым углом прямыми непересекающимися линиями различной длины. Испытуемому предлагают воспроизвести фигуру по зрительному образу между сохраненными на экране начальным и конечным реперами, регулируя длины линий последовательным нажатием кнопки. Оценку линейного глазомера проводят путем сопоставления фактической длины каждой воспроизведенной линии с соответствующими линиями, заданными фигурой. Изобретение позволяет автоматизировать процедуру тестирования и при этом повышает объективность оценки линейного глазомера. 4 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности, а также в области медицинской психологии и психиатрии для оценки линейного глазомера.

Известен психофизиологический способ исследования (RU 2215476 С1, Рыльский А.В., 10.11.2003), в котором пациенту предлагают на горизонтальной и вертикальной плоскостях в отсутствие контроля зрения поочередно левой и правой рукой начертить по предложенным образцам фигуры: квадрат, цепь, зигзаг, прямую и обратную U-фигуру, линеограмму. Затем проводят анализ психофизиологических параметров по величине отклонения формы и размеров от образца. Однако в этом способе глазомер важен, однако его свойства не оценивают.

Известно средство, реализующее психофизиологический способ оценки глазомера водителя по выбору свободного прохода среди опасных мест, смоделированных двумя рядами ламп, дающих светлую полосу с регулируемыми промежутками (SU 24539 А1, Ершов, 31.12.1931). Глазомер водителя определяют по числу успешных проходов, однако средство для реализации способа морально устарело, требует большого помещения и специального нестандартного оборудования.

Известен способ оценки линейного глазомера (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Учебник, изд. ПИТЕР, 2004, с.145 - ближайший аналог). Он состоит в предъявлении испытуемому бланка с нанесенными на него линиями и окружностью. Рекомендовано разделить отрезки на оговоренные части, поставить точку в центре окружности. Измеряется величина ошибок - отклонений от заданных параметров, в мм, которая является показателем успешности. Однако данный способ трудоемок при обработке информации и труден в автоматизации.

Задачей изобретения является способ оценки линейного глазомера, использующий компьютерные средства и лишенный недостатков прототипа.

Психофизиологический способ оценки линейного глазомера состоит в предъявлении испытуемому разноразмерных элементов с наперед заданными длинами и определении отклонения длин от условия задания, в котором разноразмерные элементы предъявляют на экране компьютера в виде одной плоской разомкнутой фигуры, имеющей начальный и конечный реперы и образованной соединенными под прямым углом прямыми непересекающимися линиями различной длины. В условии задают воспроизведение фигуры по зрительному образу между сохраненными на экране начальным и конечным реперами путем регулирования длины линии последовательным однократным нажатием кнопки, при этом направления линий в плоскости фигуры формируют независимо от испытуемого, а оценку линейного глазомера проводят по соответствию фактической длины каждой воспроизведенной линии с соответствующими линиями, заданными фигурой.

Способ может характеризоваться тем, что соответствие фактической длины каждой воспроизведенной линии с соответствующими линиями, заданными фигурой, оценивают по величине среднеарифметического процента, а также тем, что фигура образована 3-6 линиями.

Способ может характеризоваться и тем, что перед воспроизведением фигура предъявляется в течение 7-15 сек, а также тем, что линейный глазомер признается удовлетворительным при величине среднеарифметического процента ≤10.

Технический результат изобретения - возможность полной автоматизации процедуры тестирования и оценки результатов, повышение объективности оценки результатов.

Способ может быть реализован как с использованием средств обычного компьютера, так и с использованием устройства для оценки операторской деятельности (RU 2127547 С1, Бонч-Бруевич В.В. и др., 20.03.1999) с дополнением соответствующего программного обеспечения. В этом устройстве органами управления являются как джойстик, так и приспособление для теппинг-контроля, представляющее собой электроконтактный щуп, приводимый в контакт с металлической площадкой, подключенной к схеме регистрации времени реакции и числа касаний.

На чертеже показан вид предъявляемой фигуры.

Оценка линейного глазомера осуществляется следующим образом. Испытуемому дается задание. «Сейчас на экране компьютера появится фигура, Вы должны запомнить длину линий, из которых она состоит. Затем на экране будут предъявлены только начальная точка данной фигуры (цвет точки зеленый) и конечная точка (цвет точки красный). Вы должны, начиная с зеленой точки, рисовать предъявленную фигуру, строго соблюдая длину ее линий, чтобы попасть в конечную точку. Повороты линий вправо, вверх и вниз будут осуществляться автоматически. Линии рисуются так. Вы нажимаете кнопку джойстика и на экране рисуется линия. Ваша задача - строго выдержать ее размер. При повторном нажатии на кнопку джойстика длина линии фиксируется и изменению не подлежит. Следующие линии рисуются аналогично. В пробном задании Вам необходимо воспроизвести фигуру, состоящую из 3-х и 4-х линий. В контрольном задании фигура состоит из 5-ти линий».

Далее, на экране компьютера предъявляется фигура из вертикальных и горизонтальных линий, которая должна быть повторена испытуемым. Фигура всегда одинаковая, изменяется лишь количество линий (их число от 3 до 6 настраивается), при этом длина генерируется случайным образом.

Начальный репер - зеленая точка (поз.1 на фигуре), конечный репер - красная точка (поз.2). Время предъявления - 10 секунд (программа компьютера обеспечивает настройку в диапазоне от 7 до 15 сек).

Затем на экране на своих местах остаются только начальный и конечный реперы (зеленая и красная точки). При нажатии кнопки джойстика (или при касании щупом металлической площадки теппинг - теста), начиная с точки (поз.1), начинает рисоваться линия «А». При размыкании кнопки (или отводе щупа от металлической площадки) длина линии «А» фиксируется. При повторном нажатии начинает рисоваться, но уже вправо, линия «Б», при размыкании кнопки длина линии фиксируется. При нажатии кнопки в третий раз начинает рисоваться линия «В». Далее рисование проводится аналогичным образом в зависимости от количества линий и также сопровождается их поворотами.

Начальный репер (поз.1) всегда находится над первой линией «А», конечный репер (поз.2) - в конце соответственно линий «В», «Г», «Д» или «Е», в зависимости от настройки (на фигуре показано 6 линий). Скорость рисования линий по умолчанию - 1 см/сек, но может настраиваться (от 0,5 до 1,5 см/сек). Длина линий (в см): А. (10; 11; 12; 13; 14); Б. (3,5; 4; 4,5; 5; 5,5); В. (10; 11; 12; 13; 14); Г. (3,5; 4; 4,5; 5; 5,5); Д. (10; 11; 12; 13; 14); Е. (3,5; 4; 4,5; 5; 5,5). Регистрируется фактическая длина каждой воспроизведенной оператором линии. Продолжительность теста с учетом обработки результатов измерений около 3 мин.

При оценке глазомера учитывается соответствие в процентах фактической длины каждой нарисованной оператором линии с соответствующими линиями, заданными фигурой. При этом окончательный вывод по результатам теста делается по величине среднеарифметического процента (сумма всех численных значений процентов делится на количество линий). Длины линий округляются до десятых, проценты округляются до сотых.

Измерения на более чем 180 операторах показали, что удовлетворительный глазомер имеют лица, показавшие среднеарифметический процент соответствия не более 10 процентов, что и следует считать критериальным значением для данного теста.

Пример результатов теста для фигуры из пяти линий у испытуемого с плохим глазомером дан ниже.

Линии фигурыДлины линий фигуры, смСоответствие выполненных и предъявленных длин линий
ПредъявленоВыполнено%среднеарифметическое значение, %
А128,873,360,5
Б48,447,6
В1317,176,0
Г3,57,248,6
Д116,357,2

Данный тест является более надежным и валидным, т.к. длина каждой линии изначально неизвестна. Испытуемый, имея плохой глазомер, не сможет оценить длину линии и затем повторить ее на пустом стимульном поле.

1. Психофизиологический способ оценки линейного глазомера, состоящий в предъявлении испытуемому разноразмерных элементов с наперед заданными длинами и определении отклонения длин от условия задания, отличающийся тем, что разноразмерные элементы предъявляют на экране компьютера в виде одной плоской разомкнутой фигуры, имеющей начальный и конечный реперы и образованной соединенными под прямым углом прямыми непересекающимися линиями различной длины, в условии задают воспроизведение фигуры по зрительному образу между сохраненными на экране начальным и конечным реперами путем регулирования длины линии последовательным однократным нажатием кнопки, при этом направления линий в плоскости фигуры формируют независимо от испытуемого, а оценку линейного глазомера проводят по соответствую фактической длины каждой воспроизведенной линии с соответствующими линиями, заданными фигурой.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что соответствие фактической длины каждой воспроизведенной линии с соответствующими линиями, заданными фигурой, оценивают по величине среднеарифметического процента.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что фигура образована 3-6 линиями.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед воспроизведением фигура предъявляется в течение 7-15 с.

5. Способ по п.2, отличающийся тем, что линейный глазомер признается удовлетворительным при величине среднеарифметического процента ≤10.