Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости движущихся объектов и расстояния до них

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при определении профессиональной пригодности оператора к управлению транспортными средствами. При оценке уровня восприятия скорости и расстояния совмещают движущуюся марку с неподвижной и регистрируют факт и время реагирования. Марки располагают на окружности, причем движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности. При каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки и положение неподвижной марки, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования. Способ позволяет исключить привыкание испытуемого к стимульной реакции динамического глазомера и уменьшить утомляемость испытуемого. 1 ил., 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при определении профессиональной пригодности оператора к управлению транспортными средствами.

Важным для профессии водителя является динамический глазомер - способность человека определить соотношение размеров движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Существуют различные способы определения пригодности оператора к управлению движущимися объектами (см., например, RU 2134062 С1, Ермаков Ф.Х., оп.10.08.1999), в частности, с регистрацией времени реакции на сигнал опасности - красный сигнал светофора. Однако скорость зрительно-моторных реакций оператора не коррелирует с уровнем восприятия как скорости движущихся объектов, а так и расстояния до них.

Наиболее близким является способ оценки способности маневрировать в окружении движущихся объектов, т.н. тест «реакция на движущийся объект» (далее: РДО), (Е.П.Ильин. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов, Питер, 2003, с.271 - ближайший аналог). Испытуемому дается задание совместить движущуюся марку с неподвижной. Движущаяся марка всегда имеет одинаковую скорость, неподвижная - всегда находится на одном и том же месте, а «верхняя точка круга» соответствует цифре 12 циферблата часов. Тест предназначен для оценки уравновешенности нервных процессов, но на практике из-за отсутствия адекватных методов может использоваться также и для оценки динамического глазомера.

Однако способ РДО не дает адекватной оценки восприятия скорости и расстояния ввиду значительных скоростей движущейся марки (1 об/сек). Кроме того, позицирование неподвижной марки в одном и том же месте и постоянная скорость подвижной марки позволяют обследуемому «пристреляться», а не показать собственный уровень восприятия скорости и расстояния.

Патентуемый способ, в отличие от ближайшего аналога, позволяет с большей достоверностью оценить динамический глазомер и способность испытуемого определить соотношение размеров движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости и расстояния включает задание совместить на экране движущуюся марку с неподвижной и регистрацию факта и времени реагирования, причем марки располагают на окружности, движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности. Отличие состоит в том, что при каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки в диапазоне от 0,32 до 0,47 об/сек и положение неподвижной марки изменяют относительно верхней точки окружности на величину ±30°, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования, и при числе N-совмещений марок N≥10 из 30 или при числе N-совмещений марок N=8±1 при условии: 10≥Тса≥-10, Тск<100, где Tca, Тск - среднеарифметическое и среднеквадратичное отклонение времени реагирования, мс, соответственно, делают вывод о способности оператора маневрировать среди движущихся объектов.

Технический результат изобретения состоит в исключении привыкания испытуемого к стимульной ситуации динамического глазомера и уменьшении утомляемости испытуемого.

Способ осуществляется следующим образом (см. чертеж). Во время тестирования на экране компьютера отображаются две марки: желтая (НМ) и зеленая (ПМ). Желтая марка - неподвижна, а зеленая марка - подвижна, при этом движение ПМ со скоростью в диапазоне 0,32-0,47 об/сек осуществляется по часовой стрелке по невидимой на экране окружности по направлению к желтой марке (НМ), также находящейся на этой окружности. НМ при каждом новом предъявлении (их число 30) изменяет свое местоположение в пространственном интервале 60°, то есть ±30° относительно верхней точки окружности (цифра 12 на циферблате часов). ПМ при каждом новом предъявлении принимает одно из значений скорости в указанном диапазоне 0,32-0,47 об/сек, а также стартует каждый раз из нового места на окружности. Задача испытуемого - совместить движущуюся зеленую марку с неподвижной желтой за минимальное время Т-реагирования, величина которого регистрируется. Органами управления являются мышь или джойстик компьютера. Учитывается число N-совмещений обеих марок. Продолжительность теста составляет около 4 минут.

Полученные результаты оцениваются положительно, то есть делается вывод о том, что у оператора достаточный уровень восприятия скорости и расстояния, чтобы маневрировать среди движущихся объектов, в том случае, если число точных совмещений марок: N≥10 (из 30-ти предъявлений).

Если число совмещений марок N=7-9, дополнительно оцениваются параметры: среднеарифметическое время Tca реагирования и среднеквадратичное отклонение Тск. В этом случае результат оценивается положительно, если среднеарифметическое время находится в диапазоне +10 мс≥Тса≥-10 мс, а среднеквадратичное отклонение Тск≤100 мс.

Указанные критерии получены на основе обследования выборки водителей, характеризующихся длительной работой на автомобильном транспорте. Экспертные оценки, осуществленные руководством автотранспортного предприятия по 10-ти бальной шкале, позволили различить успешных и неуспешных водителей (всего было обследовано более 160 чел.). Статистическая обработка данных по методу Вилкоксана показала с достоверностью 0,05 совпадение результатов тестирования водителей патентуемым способом с указанными экспертными оценками. Пример соответствия результатов по Шатурскому ПАТП, колонна №2, приведен в таблице.

Способ может быть реализован как с использованием средств обычного компьютера, так и устройства для оценки операторской деятельности (RU 2127547 С1, Бонч-Бруевич В.В. и др., 20.03.1999) с дополнением соответствующего программного обеспечения.

Уровень восприятия скорости и расстояния у водителей автотранспортного предприятия по результатам экспертной оценки и по результатам тестирования патентуемым способом
ВодительВозраст, летВодительск. стаж, летРезультат экспертной оценки*)Результат оценки по способу**)
С.И.34161019
Н.П.36171017
Р.Е.49291019
А.П.4212915
Г.В.246917
Т.В.4322914
Д.Т.287815
С.К.3817814
Г.С.458810
Ф.В.4422712
К.В.213710
Д.Г.351068
О.В.28559
В.Л.471256
*) Экспертная оценка по 10-ти бальной шкале, осуществленная руководством автотранспортного предприятия;**) Число N-совмещений подвижной и неподвижной марок.

Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости и расстояния, включающий задание совместить на экране движущуюся марку с неподвижной и регистрацию факта и времени реагирования, причем марки располагают на окружности, движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности, отличающийся тем, что при каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки в диапазоне от 0,32 до 0,47 об/с, и положение неподвижной марки изменяют относительно верхней точки окружности на величину ±30°, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования, и при числе N совмещений марок N≥10 из 30 или при числе N совмещений марок N=8±1 при условии: 10≥Тса≥-10, Тск≤100, где Tca, Тск - среднеарифметическое и среднеквадратичное отклонение времени реагирования, мс, соответственно делают вывод о способности оператора маневрировать среди движущихся объектов.