Запорно-пломбировочное устройство подвижных закрытий транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к дополнительному оборудованию дверей и люковых закрытий подвижного состава железных дорог, водного транспорта, автотранспорта, а также может быть использовано и для стационарных объектов. Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса, троса, охватывающего скобы сопрягаемых закрытий и жестко закрепленного одним концом в глухой выемке, выполненной в корпусе, в котором выполнено другое, сквозное отверстие для размещения свободного конца троса со скругленным торцом в момент замыкания устройства, механизма динамической фиксации троса роликового типа, средства ограничения обратного хода роликов, состоящего из открытых с удлиненной стороны коробчатых ограничителей, вставленных в упомянутые канавки открытой стороной к входному отверстию троса, с возможностью взаимодействия с толкателем, выполненным в виде чаши, охватывающей пружину. Боковая поверхность чаши разрезана на четыре части, имеющие пружинно-отогнутые наружу края с возможностью взаимодействия с поперечными прорезями, которые высечены в стенках ограничителей. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении надежности устройства путем исключения возможности принудительного освобождения роликов от зацепления с тросом. 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к дополнительному оборудованию дверей и люковых закрытий подвижного состава железных дорог, водного транспорта, автотранспорта, а также может быть использовано и для стационарных объектов.

В процессе эксплуатации запорно-пломбировочных устройств (далее ЗПУ) с тросового типа выявился их существенный недостаток. Эти ЗПУ могут быть сняты с запоров дверей и люковых закрытий вагонов, цистерн, емкостей и отсеков железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, после чего часть груза похищена, а внешний вид ЗПУ может быть восстановлен. Это достигается малозаметными повреждениями ЗПУ, через которые трос освобождается от фиксации роликами. После хищения части груза трос вставляется на место, отверстия закрашиваются и ЗПУ принимает вид, не позволяющий визуально определить осуществлялось ли вскрытие.

Известно запорно-пломбировочное устройство подвижных закрытий транспортных средств, содержащее корпус, трос, охватывающий скобы сопрягаемых закрытий и жестко закрепленный одним концом в глухой выемке, выполненной в корпусе, в котором выполнено другое, сквозное отверстие для размещения свободного конца троса со скругленным торцом в момент замыкания устройства посредством механизма его динамической фиксации, который выполнен в виде комплекта из двух роликов с боковой рабочей поверхностью повышенной шероховатости, толкателей и пружин, расположенных в соответствующих прямоугольных открытых канавках со скругленной торцевой стенкой, сообщенных с упомянутым сквозным отверстием с возможностью внедрения в общую полость рабочих поверхностей роликов на глубину до оси сквозного отверстия, причем продольные оси указанных канавок образуют между собой острый угол, а скругленные торцевые стенки обеих полостей смещены друг относительно друга вдоль оси сквозного отверстия, часть канавки, расположенной у входного отверстия троса, может иметь загиб перед скругленным торцом к оси сквозного отверстия, при этом корпус снабжен крышкой, размещенной над открытыми сторонами канавок и жестко соединенной с ним (патент №2227330, МПК-7, Е05В 39/02, приоритет 2001.11.06). Данное техническое решение принято за прототип.

Основным недостатком данного устройства является невысокая надежность механизма фиксации троса из-за возможности вывода роликов из зацепления с тросом через сверления в корпусе.

Указанный недостаток прототипа устранен в предложенном устройстве, в котором невозможно сместить зажимы указанным способом и освободить трос, поскольку толкатели выполняют еще и дополнительные функции стопора и направляющего элемента пружины. В процессе внедрения зажимов в трос происходит последовательное перемещение и фиксация их от обратного хода за счет упора стопоров в прорези на сопряженных с ними сторонах коробчатых ограничителей, что не допускает принудительного выталкивания роликов из зацепления с тросом. Кроме того, благодаря исключению возможности обратного перемещения роликов и выведения их из зацепления с тросом отпадает необходимость ставить усиленное защитное кольцо на входе троса от проникновения острых предметов для перемещения роликов, что упрощает конструкцию и технологию изготовления ЗПУ.

Устройство по данному техническому решению характеризуется следующими общими и частными существенными признаками.

Запорно-пломбировочное устройство подвижных закрытий транспортных средств, содержащее корпус, трос, охватывающий скобы сопрягаемых закрытий и жестко закрепленный одним концом в глухой выемке, выполненной в корпусе, в котором выполнено другое, сквозное отверстие для размещения свободного конца троса со скругленным торцом в момент замыкания устройства посредством механизма его динамической фиксации, который выполнен в виде комплекта из двух роликов с боковой рабочей поверхностью повышенной шероховатости, толкателей и пружин, расположенных в соответствующих прямоугольных открытых канавках со скругленной торцевой стенкой, сообщенных с упомянутым сквозным отверстием с возможностью внедрения в общую полость рабочих поверхностей роликов на глубину до оси сквозного отверстия, причем продольные оси указанных канавок образуют между собой острый угол, а скругленные торцевые стенки обеих полостей смещены друг относительно друга вдоль оси сквозного отверстия, часть канавки, расположенной у входного отверстия троса, может иметь загиб перед скругленным торцом к оси сквозного отверстия, при этом корпус снабжен крышкой, размещенной над открытыми сторонами канавок и жестко соединенной с ним.

Устройство снабжено средством ограничения обратного хода роликов, состоящим из открытых с удлиненной стороны коробчатых ограничителей, вставленных в упомянутые канавки открытой стороной к входному отверстию троса, с возможностью взаимодействия с толкателем, выполненным в виде чаши, охватывающей пружину, причем боковая поверхность чаши разрезана на четыре части, имеющие пружинно-отогнутые наружу края с возможностью взаимодействия с поперечными прорезями, которые высечены в стенках ограничителей, одна из сторон ограничителей, сопряженная со сквозным отверстием для троса, имеет меньшую длину, допускающую отход ролика от троса в момент сборки при сжатии пружины, при этом внутренний размер полости, образованной тремя удлиненными пластинами, обеспечивает свободное перемещение в них роликов, а на торцевой поверхности коробов выполнены выдавки внутрь для центровки пружин.

Устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид с роликами в конечном положении; на фиг.2 - вид на средство ограничения обратного хода в исходном положении роликов в увеличенном масштабе; на фиг.3 - развертка коробчатого ограничителя; на фиг.4 - ограничитель по фиг.3 в собранном виде; на фиг.5 - развертка толкателя; на фиг.6 - толкатель по фиг.5 в собранном виде.

Запорно-пломбировочное устройство подвижных закрытий транспортных средств, содержащее корпус 1, трос 2, охватывающий скобы 3 сопрягаемых закрытий и жестко закрепленный одним концом в глухой выемке, выполненной в корпусе, в котором выполнено другое, сквозное отверстие для размещения свободного конца троса со скругленным торцом 4 в момент замыкания устройства посредством механизма его динамической фиксации, который выполнен в виде комплекта из двух роликов 5 с боковой рабочей поверхностью повышенной шероховатости, толкателей 6 и пружин 7, расположенных в соответствующих прямоугольных открытых канавках 8 и 9 со скругленной торцевой стенкой, сообщенных с упомянутым сквозным отверстием с возможностью внедрения в общую полость рабочих поверхностей роликов 5 на глубину до оси сквозного отверстия, причем продольные оси указанных канавок 8 и 9 образуют между собой острый угол, а скругленные торцевые стенки обеих полостей смещены друг относительно друга вдоль оси сквозного отверстия. Часть канавки 8, расположенной у входного отверстия троса, может иметь загиб перед скругленным торцом к оси сквозного отверстия, при этом корпус 1 снабжен крышкой 10, размещенной над открытыми сторонами канавок и жестко соединенной с ним.

Устройство снабжено средством ограничения обратного хода роликов, состоящим из открытых с удлиненной стороны коробчатых ограничителей 11, вставленных в упомянутые канавки открытой стороной к входному отверстию троса, с возможностью взаимодействия с толкателями 6, выполненными в виде чаши 12, охватывающей пружину, причем боковая поверхность чаши разрезана на четыре части, имеющие пружинно-отогнутые наружу края 13 (линия сгиба 14 показана на фиг.5) с возможностью взаимодействия с поперечными прорезями 15 (фиг.2, 3), которые высечены в стенках ограничителей. Одна из сторон ограничителей 16, спряженная со сквозным отверстием для троса, имеет меньшую длину, допускающую отход ролика 6 от троса 2 в момент сборки при сжатии пружины 7, при этом внутренний размер полости, образованной тремя удлиненными пластинами 18, 19, 20, обеспечивает свободное перемещение в них роликов, а на торцевой поверхности коробов выполнены выдавки 21 внутрь для центровки пружин.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении надежности устройства путем исключения возможности принудительного освобождения роликов от зацепления с тросом с последующей имитацией визуальной целостности ЗПУ.

Это достигается новыми отличительными признаками:

устройство снабжено средством ограничения обратного хода роликов, состоящим из открытых с удлиненной стороны коробчатых ограничителей, вставленных в упомянутые канавки открытой стороной к входному отверстию троса, с возможностью взаимодействия с толкателем, выполненным в виде чаши, охватывающей пружину, причем боковая поверхность чаши разрезана на четыре части, имеющие пружинно- отогнутые наружу края с возможностью взаимодействия с поперечными прорезями, которые высечены в стенках ограничителей, одна из сторон ограничителей, спряженная со сквозным отверстием для троса, имеет меньшую длину, допускающую отход ролика от троса в момент сборки при сжатии пружины, при этом внутренний размер полости, образованной тремя удлиненными пластинами, обеспечивает свободное перемещение в них роликов, а на торцевой поверхности коробов выполнены выдавки внутрь для центровки пружин.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники, известным из научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках, не выявило средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения. Т.е. совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна и не тождественна каким-либо известным техническим решениям, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Заявленное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть изготовлено промышленным способом в транспортном машиностроении и использовано в других областях народного хозяйства, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, а отличительные признаки устройства позволяют получить заданный технический результат.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство не следует для специалиста явным образом из уровня техники, поскольку не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками изобретения, и не подтверждена известность влияния отличительных признаков на указанный в материалах заявки технический результат. Т.е. заявленное решение имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование этих признаков в заявленной совокупности существенных признаков дает возможность получить новый технический результат, следовательно, предложенное техническое решение может быть получено только путем творческого подхода и неочевидно для среднего специалиста в этой области, т.е. имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Устройство работает следующим образом: в процессе сборки для фиксации роликов от выпадения в сквозное отверстие вставляется твердый стержень, имеющий диаметр, равный диаметру троса (так называемый контроллер).

При этом ролики доходят до упора в короткую стенку ограничителей, а отогнутые части толкателя не достигают прорезей в стенках ограничителей. Свободный конец троса пропускается сквозь скобы подвижных закрытий транспортных средств упирается в контроллер, который выдавливается тросом, плавно входящим в контакт с роликами. После пропускания троса сквозь корпус на необходимую длину выполняется обратный рывок троса для вхождения отогнутых стопоров толкателя в зацепление с выступами зацепов, что приводит к блокировке роликов и троса. При попытке вынуть трос зажимы еще больше внедряются в него и блокируют трос, причем в процессе внедрения зажимов в трос их толкатели, перемещаясь последовательно, зацепляются своими отогнутыми краями с прорезями в ограничителях, что не позволяет переместить ролики обратно и освободить трос от фиксации.

Устройство имеет технологичную конструкции, основные детали средства ограничения обратного хода - коробчатый ограничитель (фиг.3, 4) и чашеобразный толкатель (фиг.5 и 6) могут быть изготовлены штамповкой за одно движение инструмента - высечка разверток (фиг.3 и 5) и одновременный сгиб для придания формы (фиг.4 и 6). Эти элементы являются съемными вставками и могут использоваться в других ЗПУ подобной конструкции.

Использование данного изобретения позволит надежность ЗПУ и сохранность грузов, перевозимых транспортными средствами.

Запорно-пломбировочное устройство подвижных закрытий транспортных средств, содержащее корпус, трос, охватывающий скобы сопрягаемых закрытий и жестко закрепленный одним концом в глухой выемке, выполненной в корпусе, в котором выполнено другое, сквозное, отверстие для размещения свободного конца троса со скругленным торцом в момент замыкания устройства посредством механизма его динамической фиксации, который выполнен в виде комплекта из двух роликов с боковой рабочей поверхностью повышенной шероховатости, толкателей и пружин, расположенных в соответствующих прямоугольных открытых канавках со скругленной торцевой стенкой, сообщенных с упомянутым сквозным отверстием с возможностью внедрения в общую полость рабочих поверхностей роликов на глубину до оси сквозного отверстия, причем продольные оси указанных канавок образуют между собой острый угол, а скругленные торцевые стенки обеих полостей смещены относительно друг друга вдоль оси сквозного отверстия, часть канавки, расположенной у входного отверстия троса, может иметь загиб перед скругленным торцом к оси сквозного отверстия, при этом корпус снабжен крышкой, размещенной над открытыми сторонами канавок и жестко соединенной с ним, отличающееся тем, что оно снабжено средством ограничения обратного хода роликов, состоящим из открытых с удлиненной стороны коробчатых ограничителей, вставленных в упомянутые канавки открытой стороной к входному отверстию троса, с возможностью взаимодействия с толкателем, выполненным в виде чаши, охватывающей пружину, причем боковая поверхность чаши разрезана на четыре части, имеющие пружинно-отогнутые наружу края с возможностью взаимодействия с поперечными прорезями, которые высечены в стенках ограничителей, одна из сторон ограничителей, сопряженная со сквозным отверстием для троса, имеет меньшую длину, допускающую отход ролика от троса в момент сборки при сжатии пружины, при этом внутренний размер полости, образованной тремя удлиненными пластинами, обеспечивает свободное перемещение в них роликов, а на торцевой поверхности коробов выполнены выдавки внутрь для центровки пружин.