Пневматический привод со струйным двигателем для запорно-регулирующей арматуры газо-, нефте- и продуктопроводов, кулисно-винтовой поворотный механизм, электропневматическое управляющее устройство, пневмоклапан
Иллюстрации
Показать всеПневматический привод со струйным двигателем, кулисно-винтовой поворотный механизм, электропневматическое управляющее устройство и пневмоклапан предназначены для запорно-регулирующей арматуры газо-, нефте- и продуктопроводов. Привод содержит последовательно соединенные устройство управления приводом, выполненное в виде двух отдельных блоков, соединенных электрокабелями, струйный двигатель, снабженный уплотняющим устройством, кулисно-винтовой поворотный механизм с устройством поглощения кинетической энергии подвижных частей привода, корпус которого выполнен в виде плиты с выполненными в нем сквозным пазом и перпендикулярным ему отверстием. Технический результат - упрощение конструкции. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 16 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области пневмомашиностроения, в частности, к механизмам, предназначенным для осуществления перестановки следящего и программного управления регулирующими органами запорной и регулирующей арматуры газонефтепродуктопроводов при дистанционном и местном управлении.
Предшествующий уровень техники
Известен пневматический привод с поршневым двигателем, содержащий пневмоцилиндры, поршни, поворотный механизм, конечные выключатели (см., например, А.Ф.Гуревич и др. Справочник по арматуре для газо- и нефтепроводов, Ленинград, «Недра», 1988 г., стр.346). Техническими недостатками этого привода являются: наличие подвижных трущихся уплотнений, снижающих надежность и ресурс привода; большой объем полостей, заполняемых сжатым газом, приводящий к наличию ударных воздействий на объект управления; возможность произвольного перемещения выходного привода под действием внешней среды.
Известен пневматический привод со струйным двигателем (Патент № 2131065 «Пневматический привод Саяпина и электропневматическое управляющее устройство»), содержащий электропневматическое управляющее устройство, пневматический струйный двигатель, редуктор, ручной дублер, кулисно-винтовой поворотный механизм, устройство ограничения величины передаваемого движущего момента. Техническим недостатком данной конструкции является, в частности, ее сложность и трудность настройки и недостаточная надежность работы устройства ограничения максимальной величины передаваемого движущего момента.
Известен пневматический привод для запорно-регулирующей арматуры, электропневматическое управляющее устройство, струйный двигатель, устройство обратной связи, блок переключателей (патент № 2288376).
Техническим недостатком данной конструкции является возможность чрезмерного повышения скорости вращения ротора струйного двигателя и других подвижных частей привода при резком падении внешней нагрузки со стороны арматуры, что характерно для некоторых типов шаровых кранов. Это обстоятельство приводит к значительным нагрузкам при остановке привода в крайних положениях.
Известен пневматический привод со струйным двигателем для запорно-регулирующей арматуры газонефтепроводов (Патент Российской Федерации № 2217626). Привод содержит последовательно соединенные электропневматическое управляющее устройство, включающее в себя взрывозащитную камеру, электромагниты, пневмоклапаны, регуляторы расхода газа, конечные выключатели, постоянные магниты, связанные с входным валиком управляющего устройства, реверсивный струйный двигатель, зубчатую механическую передачу, содержащую ручной дублер, кулисно-винтовой поворотный механизм, содержащий кулису, ходовой винт, установленный на подшипниках в корпусе поворотного механизма с возможностью ограниченного осевого перемещения, ходовую гайку, соединенную резьбой с ходовым винтом и размещенную внутри поводка, подвижно соединенного с кулисой и корпусом поворотного механизма; выходной вал привода, жестко соединенный с кулисой, устройство поглощения кинетической энергии подвижных частей привода, содержащее пакет тарельчатых пружин.
Техническим недостатком данного привода, в частности, является недостаточная прочность и жесткость корпуса кулисно-винтового поворотного механизма, что обусловлено тем, что в корпусе механизма имеется значительный вырез для установки кулисы и между этим вырезом и выполненным в корпусе сквозным пазом образуется перемычка небольшой ширины. Увеличение ширины этой перемычки приводит к значительному увеличению габаритов корпуса поворотного механизма как в поперечном, так и в продольном направлениях и, соответственно, к значительному увеличению массы корпуса. Кроме того, нагрузки на вал кулисы со стороны ходовой гайки передаются в этой конструкции на крышку и днище поворотного механизма. При недостаточно точном исполнении крепежных мест это приводит к деформации всех конструкции и чрезмерным нагрузкам в перемычке.
Другим техническим недостатком данного привода является трудность регулирования величины давления на выходе регуляторов расхода газа из-за неудобства доступа к ним.
Раскрытие сущности изобретений
Технической задачей изобретения является создание пневматического привода для запорно-регулирующей арматуры газонефтепродуктопроводов, имеющего повышенную надежность и расширенный диапазон применения для различных условий эксплуатации и различных типоразмеров регулирующей арматуры, упрощение эксплуатации приводов, уменьшение габаритов привода.
Эта техническая задача решается за счет того, что в пневматическом приводе, содержащем последовательно соединенные электропневматическое управляющее устройство, включающее в себя конечные выключатели, электромагниты и пневмоклапаны; реверсивный струйный двигатель, механический редуктор, содержащий ручной дублер; кулисно-винтовой поворотный механизм, содержащий корпус, кулису, ходовой винт, ходовую гайку с поводком и устройство поглощения кинетической энергии подвижных частей привода, корпус кулисно-винтового поворотного механизма привода выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз и перпендикулярное ему сквозное цилиндрическое отверстие.
Эта задача решается также за счет того, что в кулисно-винтовом поворотном механизме, содержащем корпус, кулису, ходовой винт, поводок с ходовой гайкой, отличающийся тем, что корпус механизма выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз, сквозное цилиндрическое отверстие и выемки для поворота рычагов кулисы, при этом по крайней мере один из рычагов кулисы связан с валами кулисы разъемным соединением, корпус кулисно-винтового механизма снабжен крышкой и днищем, при этом днище связано с установочным фланцем привода.
Задача решается также за счет того, что оба рычага кулисы связаны с валом кулисы разъемными соединениями, а также за счет того, что в электропневматическом управляющем устройстве, содержащем входной валик, соединенные с ним коммутирующие устройства, электромагниты, пневмоклапаны, регуляторы расхода газа, устройство местного ручного управления пневмоклапанами, коммутирующие устройства соединены с входным валиком с возможностью ограниченного регулирования их углового положения относительно оси валика, при этом коммутирующие устройства и валик размещены в отдельном корпусе, имеющем два входа для электрокабелей, причем электромагниты и пневмоклапаны расположены в другом корпусе, который соединен с первым с помощью электрокабелей.
Эта техническая задача решается также за счет того, что в пневмоклапане, содержащем корпус с входным и выходным каналами, поршень с клапаном, пружину, в одном корпусе с пневмоклапаном размещен регулятор расхода рабочего тела, при этом вход пневмоклапана связан с источником пневмопитания, а выход - со входом регулятора расхода рабочего тела, выход которого связан со входом струйного двигателя.
Сущность изобретения заключается в том, что в пневматическом приводе, содержащем последовательно соединенные электропневматическое управляющее устройство, включающее в себя конечные выключатели, электромагниты и пневмоклапаны; реверсивный струйный двигатель, механический редуктор, содержащий ручной дублер; кулисно-винтовой поворотный механизм, содержащий корпус, кулису, ходовой винт, ходовую гайку с поводком и устройство поглощения кинетической энергии подвижных частей привода, корпус кулисно-винтового поворотного механизма привода выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз и перпендикулярное ему сквозное цилиндрическое отверстие.
Сущность изобретения заключается также в том, что в кулисно-винтовом поворотном механизме, содержащем корпус, кулису, ходовой винт, поводок с ходовой гайкой, отличающийся тем, что корпус механизма выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз, сквозное цилиндрическое отверстие и выемки для поворота рычагов кулисы, при этом по крайней мере один из рычагов кулисы связан с валами кулисы разъемным соединением, корпус кулисно-винтового механизма снабжен крышкой и днищем, при этом днище связано с установочным фланцем привода, а также в том, что оба рычага кулисы связаны с валом кулисы разъемными соединениями.
Сущность изобретения заключается также в том, что в электропневматическом управляющем устройстве, содержащем входной валик, соединенные с ним коммутирующие устройства, электромагниты, пневмоклапаны, регуляторы расхода газа, устройство местного ручного управления пневмоклапанами, коммутирующие устройства соединены с входным валиком с возможностью ограниченного регулирования их углового положения относительно оси валика, при этом коммутирующие устройства и валик размещены в отдельном корпусе, имеющем два входа для электрокабелей, причем электромагниты и пневмоклапаны расположены в другом корпусе, который соединен с первым с помощью электрокабелей, а также в том, что в пневмоклапане, содержащем корпус с входным и выходным каналами, поршень с клапаном, пружину, в одном корпусе с пневмоклапаном размещен регулятор расхода рабочего тела, при этом вход пневмоклапана связан с источником пневмопитания, а выход - со входом регулятора расхода рабочего тела, выход которого связан со входом струйного двигателя.
Причинно-следственная связь между достигаемым научно-техническим результатом и совокупность признаков
Повышение надежности привода достигается:
За счет того, что корпус кулисно-винтового поворотного механизма привода исполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз и перпендикулярное ему сквозное отверстие.
А также за счет того, что в корпусе выполнены выемки для движения рычагов кулисы. Предложенное решение изменяет коробчатую схему и конструкцию корпуса на монолитную плоскостную, которая значительно лучше воспринимает усилия, действующие в корпусе.
Повышение надежности достигается также за счет того, что ротор струйного двигателя снабжен пластинами, расположенными параллельно оси ротора. При вращении ротор пластины создает момент аэродинамического сопротивления, пропорциональный квадрату скорости вращения ротора. При неподвижном роторе и в диапазоне рабочих скоростей вращения ротора это сопротивление невелико. Однако с ростом скорости выше рабочей сопротивление быстро возрастает, в результате скорость вращения ротора и других подвижных частей привода автоматически ограничивается (так называемое «параметрическое регулирование»).
Расширение диапазона применения приводов для различный условий эксплуатации и типоразмеров запорно-регулирующей арматуры достигается за счет того, что ротор струйного привода выполнен со сменными плечами, что позволяет изменять площади сопел, величину расхода газа и величину движущего момента привода при прочих равных условиях.
Расширение диапазона применения приводов достигается также за счет того, что редуктор привода выполнен с возможностью изменения передаточного числа редуктора путем замены шестерен. Это позволяет изменять движущий момент привода и время перестановки затвора регулирующей арматуры при прочих равных условиях.
Расширение диапазона условий применения приводов достигается также за счет того, что ротор струйного двигателя через зубчатый венец связан с шестерней, расположенной в корпусе на валу, выходной вал которого выходит из корпуса двигателя через уплотняющее («герметизирующее») устройство. Уплотняющее устройство устраняет недопустимые («несанкционированные») утечки газа в окружающую среду, что позволяет использовать привод для работы на сжатом газе как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях.
Упрощение эксплуатации и обслуживания достигается за счет того, что на входах в струйный двигатель установлены регулирующие дроссели. Это позволяет просто, без дополнительных действий и настроек регулировать движущий момент и скорость движения привода при работе на конкретном образце арматуры.
Уменьшение габаритов привода достигается за счет того, что ходовой винт связан с устройством поглощения кинетической энергии подвижных частей привода с помощью рычажной передачи, при этом устройство поглощения энергии размещено внутри корпуса кулисно-винтового поворотного механизма, параллельно оси ходового винта.
Улучшение технологичности конструкции достигается тем, что корпус кулисно-винтового поворотного механизма выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз и перпендикулярное ему сквозное отверстие. Такая конструкция не требует сложной отливки или сварки, как применяемая в настоящее время «коробчатая» конструкция.
Краткое описание чертежей
Изобретение поясняется далее описанием примера осуществления со ссылкой на чертежи, где:
На Фиг.1 изображена схема пневматического привода.
На Фиг.2 изображена схема первого блока электропневматического управляющего устройства.
На Фиг.3 изображена проекция Фиг.2 по стрелке А со снятой крышкой 12.
На Фиг.4 изображена схема второго блока электропневматического управляющего устройства.
На Фиг.5 изображен вид второго блока ЭПУУ по стрелке А с частично снятыми деталями.
На Фиг.6 изображен вид Фиг.4 по стрелке В.
На Фиг.7 изображена схема пневмоклапана с регулятором расхода газа.
На Фиг.8 изображена схема струйного двигателя.
На Фиг.9 изображена схема ротора струйного двигателя.
На Фиг.10 изображена проекция Фиг.9 по стрелке А.
На Фиг.11 изображена схема кулисно-винтового поворотного механизма.
На Фиг.12 изображен разрез Фиг.11 по АА.
На Фиг.13 изображена схема корпуса кулисно-винтового механизма, изображенного на Фиг.12.
На Фиг.14 дан разрез Фиг.13 по АА.
На Фиг.15 изображена схема кулисно-винтового поворотного механизма с рычажной передачей.
На Фиг.16 дан разрез Фиг.15 по АА.
Лучшие варианты осуществления изобретения
Пневматический привод (Фиг.1) содержит последовательно соединенные блок № 1 устройства управления струйным приводом 1, блок № 2 устройства управления струйным приводом 2, струйный двигатель 3, редуктор 4 с ручным дублером 5, кулисно-винтовой поворотный механизм 6.
Блок 1 содержит (Фиг.2) корпус 11, крышку 12, входной валик 14, соединенный пазовым соединением с выходным валиком 15, при этом на выходном конце валика 15 установлена стрелка 16. Внутри корпуса 11 установлены коммутирующие устройства 17-20, а корпус имеет два штуцера 21, 22 для ввода электрокабелей. На входном валике 14 установлены рычаги с постоянными магнитами 24-27 на концах, при этом рычаги имеют возможность ограниченного регулирования их углового положения относительно валика 14 и друг друга. Блок 1 содержит также аналоговый датчик положения 28 выходного вала привода, вход которого соединен с валиком 14, а на входе в блок 1 установлен таймер 29.
Ротор 32 содержит вал 33, жестко соединенный со втулкой 37, с которой соединены «плечи» 38, 39 с соплами 40, 41, каждое из которых каналами, выполненными в плечах, соединено с осевыми каналами, выполненными в валу ротора. Ко входным концам каналов ротора подведены подводящие патрубки двигателя, соединенные через блок 2 с источником питания рабочим телом (газом или сжатым воздухом) с давлением Р. Сам источник на схеме не показан. На входе каждого патрубка установлены регулируемые дроссели 40, 41.
Блок 2 содержит (Фиг.1, 4, 5, 6) корпус 31, крышку 32, образующую с корпусом взрывонепроницаемую камеру 33, коробку 34 с крышкой 35, фланец 36. Камера 33 снабжена двумя выходами 38, 39 для подвода электрокабелей. В корпусе 31 выполнены каналы 40, 41, соединяющие входные пневмоштуцеры 42, 43 со входами пневмоклапанов 44, 45 (Фиг.1, 4, 5, 7) и выходы пневмоклапанов с выходными штуцерами 46, 47. В камере 33 размещены электромагниты 48, 49 с толкателями 50, 51, которые через механическую передачу 52, валики 53, 54, рычаги 55, 56 связаны с толкателями 58, 59 пневмоклапанов. На пневмоклапанах установлена также система ручного управления 61, 62, включающая в себя подпружиненный рычаг 64 и рычаг 65, подвижно соединенный с толкателем пневмоклапана 58.
Пневмоклапан 44 (Фиг.1, 7) содержит корпус 70, поршень 71 с клапаном 72 и пружиной 73. Камера 74 под поршнем соединена каналом 75 с устройством управления пневмоклапаном 76 (в заявку не входит) с толкателем 58. В том же корпусе 70 размещен регулятор расхода газа, содержащий поршень 77 с клапаном 78, подпружиненный пружиной 79. При этом вход пневмоклапана связан каналом с входным штуцером (например 42, Фиг.5), а выход - через регулятор расхода - с выходным штуцером 46.
Струйный двигатель 3 (Фиг.1, 8, 9, 10) содержит корпус 81, ротор 82, вал 83 которого через зубчатый венец 84 связан с шестерней 85, размещенной в корпусе 81 на валу 86, при этом вал 86 выходит из корпуса 81 через уплотняющее («герметизирующее») устройство 87. Ротор 82 двигателя снабжен соплами 88, 89, каждое из которых соединено каналом с одним из осевых каналов в валу ротора, каждый из которых соединен с выходом одного из пневмоклапанов 44, 45. Ротор при этом снабжен плоскостями 90, 91, расположенными параллельно оси вращения ротора.
Кулисно-винтовой поворотный механизм 6 (Фиг.1, 11, 12) содержит корпус 100, исполненный в виде пластины (Фиг.13), в которой выполнены сквозной паз 101 (Фиг.13) и перпендикулярно пазу - отверстие 102. В корпусе 100 на подшипниках с возможностью ограниченного осевого перемещения ходовой винт 103 с ходовой гайкой 104 и поводком 105, размещенном в пазе 101. В отверстии 102 установлена кулиса 106, содержащая вал кулисы, являющийся выходным валом привода 107, два рычага 108, 109, которые через поводок 105 подвижно связаны с ходовой гайкой 104; при этом вал кулисы 108 жестко связан со шпинделем запорно-регулирующей арматуры (на Фиг. не показана), а корпус 100 жестко соединен с неподвижной частью арматуры.
Кулисно-винтовой поворотный механизм 6 включает в себя также механизм поглощения кинетической энергии подвижных частей привода 110 (Фиг.1, 10) включающий в себя пакет тарельчатых пружин 111, установленных на хвостовике 112 ходового винта 103.
На Фиг.15 приведена схема кулисно-винтового механизма, в корпусе которого помимо паза 101 и отверстия 102 выполнены выемки 112 для движения рычагов кулисы, при этом корпус 100 снабжен крышкой 114, днищем 115 и стыковочным фланцем 116 (Фиг.16). На Фиг.15 показана также схема размещения пакета тарельчатых пружин 111 в отверстии 117 внутри корпуса поворотного механизма. При этом ходовой винт 103 связан с пакетом тарельчатых пружин через шарикоподшипниковую 118 и рычажную 119 передачи. На Фиг.1 обозначены также: «ключ» К и две входные клеммы А и В, а также обозначено давление источника питания Р привода и давления P1 и Р2 на выходе из регуляторов расхода газа.
Работа привода
Пневматический привод, кулисно-винтовой поворотный механизм, электропневматическое управляющее устройство, пневмоклапан работают следующим образом.
При поступлении на блок 1 (Фиг.1) управляющего сигнала (напряжения) на поворот выходного вала 107 привода, например на клемму А и электромагнит 31, последний срабатывает и через механическую передачу 52 (Фиг.4, 5) валик 53, рычаг 55 и толкатель 58 открывает пневмоклапан 44. В результате рабочий газ (или сжатый воздух) от источника питания (на схеме не показан) с давлением Р поступает на вход регулятора расхода 83 газа, где давление снижается до уровня P1, необходимого для работы привода на данной арматуре в данных условиях. Регулирование давления P1 производится путем поджатия пружины 79 (Фиг.7). Далее рабочий газ поступает через осевой канал к соплу 89, вытекая из которого создает реактивную силу и движущий момент Мр на валу ротора 83. Этот момент передается через зубчатый венец 84 и через редуктор 4 на ходовой винт 103, который, вращаясь, перемещает ходовую гайку 104 и с нею поводок 105, который поворачивает кулису вокруг оси вала кулисы (т.е. выходного вала привода). Выходной вал жестко (по углу) связан с одной стороны со шпинделем шарового крана, с другой - со входным валиком 14 первого блока устройства управления приводом и поворачивает рычаги с постоянными магнитами. При подходе к новому крайнему положению постоянный магнит (например 24, Фиг.3) размыкает нормально контакты коммутирующего устройства, через которое подавался задающий сигнал (например, устройство 18, Фиг.3). В результате задающая цепь разрывается, электромагнит 31 «отпускает» и пневмоклапан 44 закрывается. Подача рабочего газа в двигатель прекращается, кулиса с выходным валом 107 «садится» на концевые упоры и останавливается. Однако подвижные части привода, в том числе ходовой винт 103, продолжают вращаться, при этом ходовой винт начинает перемещаться вдоль своей оси в остановившейся неподвижной ходовой гайке. При этом происходят сжатие пакета тарельчатых пружин 111 и превращение кинетической энергии подвижных частей привода в потенциальную энергию сжатых пружин. Когда вся кинетическая энергия превратится в потенциальную энергию пружин, подвижные части остановятся. Обратного движения подвижных частей привода не происходит, т.к. резьба ходового винта и гайки делается самотормозящей.
Установленные на входах в струйный двигатель регулирующие дроссели позволяют просто подстроить подачу газа в двигатель, необходимую для данных конкретных условий или конкретного образца арматуры.
Таймер 29 (Фиг.1) отключает входной сигнал, если в течение заданного времени не произошло отключения сигнала за счет размыкания коммутирующего устройства. Этим предотвращается подача рабочего газа в привод, например, при несанкционированной остановке привода между крайними положениями затвора шарового крана.
Для поворота выходного вала привода в обратном направлении задающий сигнал подается на клемму В.
Ручное (местное) включение привода осуществляется путем нажатия на подпружиненный рычаг 64 (Фиг.4), который через рычаг 65 и толкатель 58 открывает пневмоклапан 44 и доступ рабочего газа в двигатель. При отпускании рычага 64 он под действием пружины возвращается в исходное положение и пневмоклапан 44 закрывается.
Для поворота выходного вала привода «вручную» служит ручной дублер 4 со штурвалом.
Промышленная применимость
Предлагаемые схемные и конструкторские решения являются результатом анализа многолетней практической эксплуатации приводов со струйным двигателем для запорно-регулирующей арматуры (шаровых кранов) в условиях крайнего Севера на различных объектах газовой промышленности. Возможность и необходимость их реализации подтверждается опытом этой эксплуатации. Уровень современной техники и технологии полностью обеспечивает техническую реализацию предложений.
1. Пневматический привод, содержащий последовательно соединенные: электропневматическое управляющее устройство, включающее в себя конечные выключатели, электромагниты и пневмоклапаны, реверсивный струйный двигатель, механический редуктор, содержащий ручной дублер, кулисно-винтовой поворотный механизм, содержащий корпус, кулису, ходовой винт, ходовую гайку с поводком и устройство поглощения кинетической энергии подвижных частей привода, отличающийся тем, что корпус кулисно-винтового поворотного механизма привода выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз и перпендикулярное ему сквозное цилиндрическое отверстие.
2. Привод по п.1, отличающийся тем, что ходовой винт связан с устройство поглощения кинетической энергии подвижных частей привода с помощью рычажной передачи, при этом устройство поглощения расположено внутри корпуса кулисно-винтового поворотного механизма.
3. Привод по п.1, отличающийся тем, что ротор струйного двигателя выполнен со съемными «плечами».
4. Привод по п.1, отличающийся тем, что редуктор привода выполнен с возможностью изменения передаточного числа редуктора путем замены шестерен.
5. Привод по п.1, отличающийся тем, что ротор струйного двигателя снабжен пластинами, расположенными параллельно оси ротора.
6. Привод по п.1, отличающийся тем, что ротор струйного двигателя через зубчатый венец связан с шестерней, расположенной в корпусе двигателя на валу, выходной, конец которого выходит из корпуса через уплотняющее («герметизирующее») устройство.
7. Привод по п.1, отличающийся тем, что на входах в струйный двигатель установлены регулируемые дроссели.
8. Кулисно-винтовой поворотный механизм, содержащий корпус, кулису, ходовой винт, поводок с ходовой гайкой, отличающийся тем, что корпус механизма выполнен в виде пластины, в которой выполнены сквозной паз, сквозное цилиндрическое отверстие и выемки для поворота рычагов кулисы, при этом, по крайней мере, один из рычагов кулисы связан с валами кулисы разъемным соединением.
9. Электропневматическое управляющее устройство, содержащее входной валик, соединенные с ним коммутирующие устройства, электромагниты, пневмоклапаны, регуляторы расхода газа, устройство местного ручного управления пневмоклапанами, отличающееся тем, что коммутирующие устройства соединены с входным валиком с возможностью ограниченного регулирования их углового положения относительно оси валика, при этом коммутирующие устройства и валик размещены в отдельном корпусе, имеющем два входа для электрокабелей, причем электромагниты и пневмоклапаны расположены в другом корпусе, который соединен с первым с помощью электрокабелей.
10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что оно снабжено двумя парами коммутирующих устройств, закрепленных на входном валике устройства с возможностью ограниченного регулирования их положения относительно оси валика и друг друга.
11. Устройство по п.9, отличающееся тем, что входной валик устройства выполнен из двух частей, соосно соединенных друг с другом с помощью торцевого разъемного соединения.
12. Устройство по п.9, отличающееся тем, что оно снабжено аналоговым датчиком положения входного валика.
13. Устройство по п.9, отличающееся тем, что оно снабжено таймером.
14. Пневмоклапан, содержащий корпус с входным и выходным каналами, поршень с клапаном, пружину, отличающийся тем, что в одном корпусе с пневмоклапаном размещен регулятор расхода рабочего тела, при этом вход пневмоклапана связан с источником пневмопитания, а выход - со входом регулятора расхода рабочего тела, выход которого связан со входом струйного двигателя.