Способ сборки и снаряжения глубинной авиабомбы

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способам сборки авиационных боеприпасов. Способ сборки и снаряжения глубинной авиабомбы характеризуется тем, что сначала неснаряженную авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению внутреннего каркаса из ее корпуса, и извлекают внутренний каркас с входящими в него узлами, зафиксированными технологическим запорным элементом. Затем на каркас устанавливают спиральный заряд авиабомбы, фиксируют витки заряда от раскрутки технологическим фиксатором и закрепляют концы заряда. После этого производят окончательную сборку авиабомбы, при этом с витков заряда и с внутреннего каркаса удаляют технологические фиксаторы. Обеспечивается удешевление авиабомбы при изготовлении и сборке, ее безопасность при транспортировке и надежность действия при эксплуатации авиабомбы. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационным боеприпасам, а именно к противолодочным авиабомбам, используемым в системах противолодочной обороны в качестве взрывных источников звука для поиска и обнаружения подводных лодок.

Известен способ сборки боевой части артиллерийского снаряда по патенту РФ №02177599 от 2001 г., кл. МПК F42B 15/00. Способ заключается в том, что перед снаряжением боевой части взрывчатым веществом на двух противоположных сторонах тонкой плоской платы выполняют контактные площадки и монтируют между ними параллельные токопроводящие дорожки. Затем на плату со стороны токопроводящих дорожек наклеивают изолирующую прокладку и сворачивают плату прокладкой наружу в цилиндр диаметром, равным внутреннему диаметру корпуса боевой части. На поверхность прокладки наносят клей и вклеивают цилиндр в корпус боевой части. Закрепляют контактные площадки технологическим креплением на внутренней поверхности корпуса боевой части и методом распрессовки снаряжают корпус взрывчатым веществом. После этого крепят на корпусе боевой части колодки разъемов, снимают технологическое крепление контактных площадок, отгибают площадки до касания с колодками и закрепляют их на колодках разъемов. Способ позволяет повысить технологичность снаряжения и сборки боевой части управляемого артиллерийского снаряда.

Известен способ сборки снаряда по патенту РФ, кл. МПК F42B 15/00, №02157502 от 2000 г. Способ включает соединение корпусов отсеков через промежуточную резьбовую втулку. В начале стыковки в один из корпусов стыкуемых отсеков наживляют внутреннюю резьбовую втулку с наружными противоположно направленными резьбами на концах. Затем на втулку телескопически устанавливают наружное кольцо со сквозным тангенциальным пазом. Наживляют корпус второго стыкуемого отсека на свободный конец резьбовой втулки и ориентируют отсеки относительно друг друга с последующей фиксацией. Затем производят стягивание отсеков относительно друг друга вращением резьбовой втулки с кольцом. После этого дополнительно подтягивают внутреннюю резьбовую втулку, при этом перед стыковкой одного из стыкуемых отсеков между ним и резьбовой втулкой устанавливают эластичный элемент с рабочим диапазоном подтягивания, равным не менее половины шага резьбы втулки со стороны стыкуемого отсека. Способ позволяет улучшить качество сборки снаряда и снизить ударную нагрузку при выстреле.

Однако из-за специфики конструкции авиабомбы для систем поиска подводных целей применить приемы и методы способов сборки рассмотренных боеприпасов для сборки указанной авиабомбы не представляется возможным.

Задачей заявленного изобретения является удешевление глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей при ее изготовлении, снаряжении и сборке с обеспечением требуемой безопасности авиабомбы и надежности ее действия при дальнейшей транспортировке и эксплуатации.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в уменьшении количества технологических операций, необходимых для сборки и снаряжения зарядом глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей.

Технический результат достигается тем, что сначала неснаряженную авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению внутреннего каркаса из ее корпуса, и извлекают внутренний каркас с входящими в него узлами, зафиксированными технологическим запорным элементом, затем устанавливают на каркас спиральный заряд авиабомбы, фиксируют витки заряда от раскрутки технологическим фиксатором и закрепляют концы заряда, после чего производят окончательную сборку авиабомбы, при этом с витков заряда и с внутреннего каркаса удаляют технологические фиксаторы.

Рассматриваемая глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей содержит корпус, головную и донную части, стабилизатор в виде парашютной системы, уложенной в контейнер. В корпусе авиабомбы закреплена центральная труба, на которой с помощью переднего и заднего фиксирующих элементов, закрепленных соответственно в головной и донной частях, смонтированы упругие связи в виде наружных лент, проходящие по наружной поверхности корпуса, и внутренний подпружиненный каркас, на котором уложен акустический излучатель, представляющий собой спиральный шнуровой заряд, сформированный спиралью с помощью гибких связей, закрепленных одним концом на вытяжном диске, свободно расположенном на одной из втулок донной части авиабомбы, а другим на передней части внутреннего каркаса. В качестве фиксирующего элемента на переднем конце лент предусмотрена бобышка, заходящая в соответствующий паз на головной части авиабомбы. Крепление заднего конца лент в донной части осуществляется с помощью болта, удерживающего ленты на донной части в процессе эксплуатации авиабомбы. Стабилизатор выполнен в виде парашютной системы, уложенной в парашютном контейнере. Спиральный акустический излучатель выполнен в виде спирального шнурового заряда. Передний конец спирального заряда жестко закреплен в головной части корпуса авиабомбы, задний конец заряда закреплен на вытяжном диске. Парашютный контейнер закреплен на втулке, жестко, через пробку, связанной с центральной трубой, посредством подпружиненных штырей, удерживаемых в транспортном положении лентами. Головная часть соединена с корпусом стопорными винтами. Штыри подпружинены посредством пружин.

Для осуществления предлагаемого способа сначала неснаряженную (не содержащую заряда) авиабомбу освобождают от препятствующих извлечению ее внутреннего каркаса элементов, то есть производят частичную разборку авиабомбы. Для этого расконтривают и отворачивают контейнер с парашютной системой от донной торцевой втулки, отворачивают болты и снимают наружные ленты, удаляют штыри с пружинами, отворачивают винты и снимают головную тарелку.

Затем извлекают внутренний каркас авиабомбы с входящими в него узлами, зафиксированными технологическим запорным элементом.

Затем на извлеченный каркас устанавливают спиральный заряд авиабомбы, а уложенные на каркасе витки заряда фиксируют от раскрутки технологическим фиксатором, и закрепляют концы заряда. Фиксирование витков заряда от раскрутки осуществляют с помощью изоляционной ленты или скотча, наматываемых на витки. Передний конец спирального заряда жестко закрепляют в головной разъемной втулке, располагаемой в передней полости центральной трубы в головной части каркаса, а его задний конец - на вытяжном диске с помощью гибких связей, формирующих геометрию спирального заряда, задние концы которых привязывают к вытяжному диску.

После этого производят окончательную сборку авиабомбы, заключающуюся в том, что на переднюю часть каркаса устанавливают головную втулку, а на его заднюю часть диск и фланец, совмещают радиальные отверстия фланца с соответствующими радиальными отверстиями диска, донной торцевой втулки и пробки, осуществляют крепление каркаса с уложенным на нем зарядом в корпусе авиабомбы, сборку корпуса с головной тарелкой и крепление собранных узлов авиабомбы наружными лентами. При этом с витков заряда и с внутреннего каркаса удаляют технологические фиксаторы, после чего к донной торцевой втулке подсоединяют контейнер с парашютной системой.

На фиг.1 представлен общий вид глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей, на фиг.2 - крепление головной части к корпусу, на фиг.3 - расположение и крепление упругих связей в донной части авиабомбы, на фиг.4 - крепление упругих связей в головной части корпуса авиабомбы, на фиг.5 - передний элемент крепления упругих связей.

Глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей содержит цилиндрический корпус 1 с головной частью 2 и размещенным в корпусе спиральным акустическим излучателем 3, донную часть 4, образованную несколькими взаимосвязанными между собой втулками, и стабилизатор 5. В корпусе 1 закреплена центральная труба 6, на которой смонтированы упругие связи 7, выполненные, например, в виде металлических лент 8, проходящих по наружной поверхности корпуса 1 и закрепленных в головной 2 и донной 4 частях авиабомбы с помощью фиксирующих элементов, и подпружиненный пружиной 9 внутренний каркас 10, на котором уложен акустический излучатель 3, представляющий собой спиральный шнуровой заряд, сформированный спиралью с помощью гибких связей 11, закрепленных одним концом на вытяжном диске 12, а другим на каркасе 10. Диск 12 свободно размещен на одной из втулок донной части 4, но не связан с донной частью механически. Каркас 10 может перемещаться вдоль трубы 6, однако ход перемещения каркаса выполнен большим длины ленты 8. Для ограничения этого хода на трубе 6 жестко закреплена пробка 13, место крепления которой и определяет длину перемещения каркаса 10.

В качестве фиксирующего элемента на переднем конце лент 8 (см. фиг.4, 5) предусмотрена бобышка 14, заходящая в соответствующий паз 15 на головной части корпуса 1 авиабомбы. Крепление заднего конца лент 8 в донной части 4 (см. фиг.3) осуществляется с помощью болта, удерживающего ленты 8 на донной части 4 в процессе распаковки авиабомбы при приводнении. Стабилизатор 5 выполнен в виде парашютной системы, уложенной в парашютном контейнере 16.

Спиральный акустический излучатель 3 выполнен в виде спирального шнурового заряда, содержащего прямолинейный участок 17, уложенный петлей внутри передней части каркаса 10, и участок спирали 18, витки которой закручены на каркасе 10 по направлению навивки до плотного прилегания к наружной поверхности каркаса 10. Передний конец 19 спирального заряда 3 жестко закреплен в передней части каркаса 10 посредством втулки 20, размещенной в полости трубы 6, задний конец заряда 3 закреплен на вытяжном диске 12 с помощью гибких связей 11.

Парашютный контейнер 16 (см. фиг.1, 3) закреплен на донной торцевой втулке 21, жестко, через пробку 13, связанной с трубой 6, посредством подпружиненных штырей 22, удерживаемых в транспортном положении лентами 8.

Головная часть 2, выполненная в виде тарелки, соединена с корпусом 1 стопорными винтами 23 (см. фиг.2). Штыри 22 (см. фиг.3) подпружинены посредством пружин 24.

При сборке и снаряжении глубинной авиабомбы по предлагаемому способу сначала авиабомбу частично разбирают, освобождая ее от элементов, препятствующих извлечению из ее корпуса внутреннего каркаса 10 с входящими в него узлами. При этом расконтривают и отворачивают контейнер 16 с парашютной системой 5 от донной торцевой втулки 21, отворачивают болты 25 и снимают наружные ленты 8, удаляют штыри 22 с пружинами 24, отворачивают винты 23 и снимают головную тарелку 2. Затем производят извлечение узлов внутреннего каркаса 10, зафиксированных технологическим запорным элементом 26. При этом с головной втулки (см. фиг.2) отворачивают гайки 27, крепящие корпус 1 с узлами внутреннего каркаса 10, и вынимают каркас 10 из корпуса 1, затем снимают диск 12 и фланец 28, отделяя их от втулок донной части 4. Далее на извлеченный каркас 10 устанавливают спиральный заряд 3 авиабомбы, а уложенные на каркасе витки заряда 3 фиксируют от раскрутки технологическим фиксатором и закрепляют концы заряда 3. Фиксирование витков заряда 3 от раскрутки осуществляют с помощью изоляционной ленты или скотча, наматываемых на витки 18. Передний конец 19 спирального заряда 3 жестко закрепляют в головной разъемной втулке 20, располагаемой в передней полости трубы 6 в головной части каркаса 10, а его задний конец - на вытяжном диске 12 с помощью концов гибких связей 11. Затем производят окончательную сборку авиабомбы, для чего на переднюю часть каркаса 10 устанавливают головную втулку 29, а на его заднюю часть - диск 12 и фланец 28, совмещают радиальные отверстия фланца 28 с соответствующими радиальными отверстиями диска 12, донной торцевой втулки 21 и пробки 13, осуществляют крепление каркаса 10 с уложенным на нем зарядом 3 в корпусе 1 авиабомбы, сборку корпуса 1 с головной тарелкой 2 и крепление собранных узлов авиабомбы наружными лентами 8. При этом с витков заряда 3 и с внутреннего каркаса 10 удаляют технологические фиксаторы (изоляционную ленту или скотч и запорный элемент 26 соответственно), после чего к донной торцевой втулке 21 подсоединяют контейнер 16 с парашютной системой 5.

Применение предлагаемого способа сборки и снаряжения глубинной авиабомбы позволит уменьшить число необходимых для сборки и снаряжения зарядом авиабомбы технологических операций, таких как полная разборка узлов внутреннего каркаса авиабомбы перед укладкой на каркас спирального заряда и последующая сборка этих узлов после установки на каркасе и крепления спирального заряда. При этом обеспечиваются удешевление авиабомбы при изготовлении, снаряжении и сборке, ее безопасность при транспортировке и надежность действия при эксплуатации авиабомбы.

В качестве примера предлагаемого в настоящей заявке способа сборки и снаряжения глубинной авиабомбы приведена сборка и снаряжение спиральным зарядом малокалиберной глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей МГАБ-СЗ, которая осуществляется следующим образом (см. фиг.1...5).

Пример.

1. Неснаряженную авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению внутреннего каркаса 10 из ее корпуса 1, и извлекают из ее корпуса 1 внутренний каркас 10 с входящими в него узлами, зафиксированными технологическим запорным элементом 26, для чего:

1.1. Расконтривают и отворачивают контейнер 16 с парашютной системой 5 от донной торцевой втулки 21.

1.2. Придерживая подпружиненные штыри 22, отворачивают болты 25 и снимают ленты 8.

1.3. Удаляют штыри 22 с пружинами 24.

1.4. Отворачивают винты 23 и снимают головную тарелку 2.

1.5. Из корпуса 1 извлекают внутренний каркас 10 с входящими в него узлами, зафиксированными запорным элементом 26, при этом:

- с головной втулки 30 (см. фиг.2) отворачивают гайки 27, крепящие корпус 1 с узлами внутреннего каркаса 10, и вынимают каркас 10 из корпуса 1;

- снимают диск 12 и фланец 28, отделяя их от втулок донной части 4.

2. На каркас 10 устанавливают спиральный заряд 3 авиабомбы, фиксируют витки 18 заряда 3 от раскрутки технологическим фиксатором и закрепляют концы заряда 3, при этом:

2.1. Надевают заряд 3 на каркас 10, причем витки заряда закручивают на каркасе 10 по направлению навивки до плотного прилегания витков к наружной поверхности каркаса 10, образуя спиральный участок 18 заряда 3.

2.2. Фиксируют витки 18 от раскрутки технологическим фиксатором, например изоляционной лентой или скотчем.

2.3. Прямолинейный участок 17 заряда 3 размещают в полости между внутренней поверхностью трубы каркаса 10, на которой уложен спиральный участок 18 заряда 3, и пружиной 9, после чего передний конец 19 заряда 3 жестко закрепляют в головной разъемной втулке 20, располагаемой в передней полости трубы 6.

2.4. Концы гибких связей 11, формирующих геометрию спирального заряда 3, привязывают спереди к головной части каркаса 10, а сзади к вытяжному диску 12.

3. Производят окончательную сборку авиабомбы, удаляя при этом технологические фиксаторы с витков 18 заряда 3 и с каркаса 10, для чего:

3.1. На переднюю часть каркаса 10 с помощью гаек 27 устанавливают головную втулку, а на его заднюю часть - диск 12 и фланец 28, совмещают радиальные отверстия фланца 28 с соответствующими радиальными отверстиями диска 12, донной торцевой втулки 21 и пробки 13.

3.2. Осуществляют размещение и крепление каркаса 10 с уложенным на каркасе зарядом 3 в корпусе 1 авиабомбы и сборку корпуса 1 с головной тарелкой 2, при этом:

- на каркас 10 надевают корпус 1 авиабомбы, следя, чтобы фиксатор, выполненный, например, в виде винта на фланце 28, входил в ответный паз на корпусе 1;

- на корпус 1 авиабомбы с помощью винтов 23 устанавливают головную тарелку 2.

3.3. Осуществляют крепление собранных узлов авиабомбы наружными лентами 8, для чего:

- в радиальных отверстиях фланца 28 устанавливают подпружиненные пружиной 24 штыри 22;

- устанавливают ленты 8, передний конец которых закрепляют в тарелке 2, заводя бобышку 14 ленты 8 в паз 15 тарелки 2, а ее задний конец - на фланце 28 болтом 25.

3.4. Удаляют технологические фиксаторы, при этом:

- удаляют фиксатор (изоляционную ленту или скотч), удерживающий уложенные на каркасе 10 витки спирального участка 18 заряда 3;

- вывертывают технологический запорный элемент 26.

3.5. К донной торцевой втулке 21 подсоединяют контейнер 16 с парашютной системой 5, законтрив контейнер 16 винтом.

Применение предлагаемого способа сборки и снаряжения глубинной авиабомбы позволит уменьшить число необходимых для сборки и снаряжения зарядом авиабомбы технологических операций, таких как полная разборка узлов внутреннего каркаса авиабомбы перед укладкой на каркас спирального заряда и последующая сборка этих узлов после установки на каркасе и крепления спирального заряда. При этом обеспечиваются удешевление авиабомбы при изготовлении, снаряжении и сборке, ее безопасность при транспортировке и надежность действия при эксплуатации авиабомбы.

Способ сборки и снаряжения глубинной авиабомбы, характеризующийся тем, что сначала неснаряженную авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению внутреннего каркаса из ее корпуса, и извлекают внутренний каркас с входящими в него узлами, зафиксированными технологическим запорным элементом, затем устанавливают на каркас спиральный заряд авиабомбы, фиксируют витки заряда от раскрутки технологическим фиксатором и закрепляют концы заряда, после чего производят окончательную сборку авиабомбы, при этом с витков заряда и с внутреннего каркаса удаляют технологические фиксаторы.