Устройство для фиксации шкива
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к устройству для фиксации шкива, предназначенному, в частности, для редукторных двигателей, использующихся в роликовых шторах. Устройство (10) для фиксации шкива (40) содержит вращающуюся ось (12), на внешней поверхности которой может фиксироваться шкив (40). Вращающаяся ось (12) имеет, по меньшей мере, один запорный элемент (50), выполненный с возможностью перехода между первым запертым положением, в котором он удерживает шкив (40), и вторым освобожденным положением, когда он не удерживает шкив. Запорный элемент (50) соединен с, по меньшей мере, одним элементом (60), который приводится в действие пользователем для перевода указанного, по меньшей мере, одного запорного элемента (50) из первого положения во второе и обратно. Такое выполнение фиксирующего устройства для шкива позволяет легко высвобождать шкив. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к устройству для фиксации шкива, предназначенному, в частности, для редукторных двигателей, использующихся в роликовых шторах.
Во многих случаях требуется использовать шкивы для передачи вращательного движения, подъема грузов, изменения направления движения троса и т.п.
Обычно шкивы (или в общем случае вращающиеся колеса) фиксируются на оси, на которой они вращаются, либо постоянно, либо посредством фиксирующих средств, которые варьируются от шплинтов до фиксирующих систем с использованием болтов. Нередко шкивы должны сниматься с оси с использованием простой и быстрой операции, например, когда требуется замена на шкив другого типа. Примеры таких ситуаций встречаются при применении редукторных двигателей, и один такой пример будет рассматриваться далее.
Трубные редукторные двигатели для перемещения и/или автоматизации роликовых штор, таких как затворы, жалюзи и занавесы, в настоящее время рассчитываются таким образом, что они могут устанавливаться внутри намоточного барабана, на который наматывается (и с которого сматывается) штора. Они в целом содержат электрический двигатель, снижающий скорость редуктор и конденсатор, которые устанавливаются внутри трубного корпуса. Два шкива для передачи вращательного движения от редукторного двигателя на намоточный барабан монтируются на концах металлического трубного корпуса. Передаточные шкивы имеют внешний профиль с канавкой, который соответствует внутренней форме намоточного барабана. Первый шкив монтируется на выходной оси редукторного двигателя, а второй шкив монтируется на механизме завершения движения. Изобретение относится к первому шкиву.
Обычно этот шкив фиксируется на вращающейся оси либо посредством несъемно фиксирующих средств (болтов, колец и т.п.) или посредством язычка, выполняемого на вращающейся оси. Язычок входит в соответствующее гнездо, выполненное в шкиве, как только последний устанавливается на шестерне. Шкив имеет также выполненный в нем паз, в который может входить отвертка для того, чтобы прижать язычок и снять шкив с шестерни.
Это техническое решение обладает тем недостатком, что операция замены шкива требует аккуратного введения отвертки в паз, при этом осуществляющий установку оператор должен пользоваться одной рукой, в то время как с помощью другой руки должен сниматься шкив.
Если иметь в виду, что очень часто смена шкивов проводится, когда редукторный двигатель находится в установочном положении, и до него не очень легко добираться (например, при установке в углублении стены, до которого можно добраться только с помощью лестницы), легко понять, насколько неудобно выполнять такую операцию и насколько велик риск того, что ее окажется невозможным выполнить одной рукой.
Главная задача изобретения - предложить фиксирующее устройство для шкива, при использовании которого шкив можно легко высвобождать.
Эта задача решена посредством устройства для фиксации шкива, содержащего вращающуюся ось, на внешней поверхности которой шкив может фиксироваться, причем эта вращающаяся ось имеет, по меньшей мере, один запорный элемент, выполненный с возможностью перемещения между первым запорным положением, когда шкив удерживается, и вторым освобожденным положением, когда он не удерживается, причем согласно изобретению, по меньшей мере, один запорный элемент соединяется с, по меньшей мере, одним элементом, на который может воздействовать пользователь. Перемещение указанного, по меньшей мере, одного элемента, на который может воздействовать пользователь, вызывает переход указанного, по меньшей мере, одного запорного элемента между указанными первым и вторым положениями.
Преимущества и особые признаки, характеризующие настоящее изобретение, будут более понятны из последующего рассмотрения варианта выполнения изобретения, которое следует рассматривать только в качестве примера.
Изобретение поясняется чертежами, на которых представлено следующее:
фиг.1 - трехмерный вид части редукторного двигателя, на котором применяется устройство для фиксации шкива в соответствии с настоящим изобретением;
фиг.2 - вид спереди шкива для устройства для фиксации шкива по фиг.1;
фиг.3 - разрез в плоскости I-I, показанной на фиг.2, устройства для фиксации шкива по фиг.1.
На этих фигурах устройство 10 для фиксации шкива в соответствии с настоящим изобретением крепится на редукторном двигателе 11. Устройство 10 содержит на одной стороне вращающуюся ось 12 с пазами 17, имеющую цилиндрическую коаксиальную полость 14, которая открыта на свободном конце оси 12. Указанная полость 14 имеет боковую поверхность 16 и заднюю поверхность 18.
Вращающаяся ось 12 соединена с двигателем с помощью редуктора (не показан), редукторного двигателя 11 и предназначена для передачи вращательного движения. Шкив 40 (см. фиг.1) имеет внешние зубцы 42, имеющие такую форму, которая обеспечивает сцепление с внутренней частью намоточного барабана роликовой шторы (не показан) при работе, а также внутренние зубцы 44, сформированные в центральном сквозном отверстии 45 и соответствующие пазам 17 вращающейся оси 12, на которой он устанавливается. Между зубцами 44 располагаются в диаметрально противоположных положениях два продольных паза 46а, b, которые проходят от края зубцов 44 на глубину около половины зубцов.
Полость 14 вращающейся оси имеет на боковой поверхности два диаметрально противоположных отверстия 20, 22 с расположенными внутри краями 21a, 21b, в то время как в центре задней поверхности 18 располагается втулка 24, выступающая от задней поверхности 18.
Запорный элемент 50 (см. фиг.1) имеет симметрическую форму (в связи с этим индексы "а" и "b" используются для идентичных частей) и содержит два запорных зубца 52а, b, расположенных на одном конце двух отклоняющихся рычагов 54а, b, которые отведены так, что формируется фигура, похожая на "V". Штифт 56 и корпус 58 в форме гвоздя с головкой 60 расходятся от центра "V". Запорные зубцы 52а, b соединены с рычагами 54а, b с помощью двух наклонных участков 62а, b.
Запорный элемент 50 вставляется внутрь полости 14, как показано на фиг.3. В частности, можно отметить, что штифт 56 входит в зацепление внутри втулки 24, но у него остается возможность дальнейшего смещения внутри нее, а элемент 60 в виде головки закрывает полость 14, но может скользить вдоль ее боковой поверхности 16. Кроме того, запорные зубцы 52а, b выступают за отверстия 20, 22, а наклонные участки 62а, b упираются в края 21а, b отверстий 20, 22. Очевидно, что для того, чтобы получить такую конфигурацию, размеры различных частей, которые составляют запорный элемент 50, должны выбираться такими, чтобы они соответствовали размерам полости 14, отверстий 20, 22 и втулки 24.
Теперь рассмотрим принцип действия запорного элемента 50. Когда он введен, как указывалось, внутрь полости 14, шкив 40 (см. фиг.3) крепится на вращающейся оси так, что внутренние зубцы 44 входят в зацепление с пазами 17 вращающейся оси, приводя к выравниванию отверстий 20, 22 с пазами 46а, b, которые остаются направленными в сторону элемента 60, выполненного в виде головки. Затем при продвижении шкива 40 на вращающуюся ось 12 вначале запорные зубцы 52а, b движутся вниз по отношению к пазу 17 внутри отверстий 20, 22 в связи с тем, что на них нажимают зубцы 44 шкива 40, но смещаются обратно вверх благодаря гибкости рычагов 54а, b, когда они достигают двух продольных пазов 46а, b шкива 40, и располагаются внутри указанных двух продольных пазов 46а, b. Как видно на фиг.3, шкив 40 фиксируется на вращающейся оси 12 посредством зубцов 52а, b, которые прижимаются к одной стенке пазов 46а, b. Для того чтобы снять фиксацию шкива, нажимают на элемент 60 внутрь полости 14 в направлении F, показанном на Фиг.3. При этом штифт 56 смещается внутрь втулки 24, а рычаги 54a, b - в направлении задней поверхности 18 полости 14. Поэтому наклонные участки 62а, b скользят по краям 21а, b отверстий 20, 22, что приводит к выходу зубцов внутри полости 14. В результате шкив оказывается освобожденным и может сниматься с вращающейся оси 12.
Кроме того, благодаря упругости рычагов 54а, b запорного элемента 50 возникает "пружинный" эффект в запорном элементе 50, и когда элемент 60, который действует как нажимная кнопка, отпускается, он возвращается в первоначальное положение, возвращая зубцы 52а, b в запорное положение.
Совершенно очевидно, что могут быть многочисленные варианты этого изобретения. Например, возможно, сохраняя форму рычагов 54а, b запорного элемента 50, удалить штифт 56 и корпус 58 и удлинить каждый из двух рычагов 54а, b, которые будут проходить наружу из полости 14 взамен корпуса 58. При сведении этих двух продолжений друг к другу зубцы 52а, b выводятся из зацепления. Передаточные механизмы, такие как редукторы или рычажные системы, могут использоваться между запорными зубцами 52а, b и элементом 60 (или какой-либо общий элемент, который может использоваться пользователем).
Изобретение может успешно использоваться во многих областях, как, например, в игрушках (для фиксации или снятия колес или компонентов в моделях и конструкторах). Все такие варианты включаются в объем защиты, определяемый следующей формулой изобретения.
1. Редукторный двигатель для роликовых штор, содержащий вращающуюся ось (12), на внешней поверхности которой может фиксироваться шкив (40), при этом указанная вращающаяся ось (12) содержит, по меньшей мере, один запорный элемент (50), выполненный с возможностью перемещения между первым запертым положением, в котором он удерживает шкив (40), и вторым освобожденным положением, когда он не удерживает шкив, причем, по меньшей мере, один запорный элемент (50) соединен с, по меньшей мере, одним элементом (60) для перемещения, по меньшей мере, одного запорного элемента (50) между первым и вторым положениями, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один запорный элемент (50) в первом положении выступает из соответствующего отверстия (20, 22) с краем (21а, b), выполненного на внешней поверхности вращающейся оси (12), а во втором положении выводится из отверстия (20, 22).
2. Редукторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что вращающаяся ось (12) содержит коаксиальную полость (14) с задней поверхностью (18), которая открыта наружу на свободном конце вращающейся оси (12) и внутри которой помещается указанный, по меньшей мере, один запорный элемент (50).
3. Редукторный двигатель по п.2, отличающийся тем, что элемент (60), который приводится в действие пользователем, выполнен с возможностью скольжения вдоль полости (14).
4. Редукторный двигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что элемент (60), который приводится в действие пользователем, является продолжением, по меньшей мере, одного запорного элемента (50).
5. Редукторный двигатель по п.4, отличающийся тем, что запорный элемент (50) содержит два запорных зубца (52а, b), расположенных на одном конце двух рычагов (54а, b), с которыми они соединены посредством двух наклонных участков (62а, b), причем указанные два рычага (54а, b) изогнуты на других концах так, что формируется буква "V", из центра которой проходят в противоположных направлениях штифт (56) и корпус (58) в форме гвоздя с головкой, при этом два запорных зубца (52а, b) выступают за внешнюю поверхность вращающейся оси (12) через два отверстия (20, 22).
6. Редукторный двигатель по п.5, отличающийся тем, что задняя поверхность (18) указанной полости (14) имеет втулку (24), внутри которой установлен штифт (56) с возможностью перемещения внутри втулки, а элемент (60) прикрывает полость (14), имея возможность скользить внутри нее, при этом запорные зубцы (52а, b) выступают из указанных отверстий (20, 22) и наклонные участки (62а, b) прижимаются к краям (21а, b) указанных отверстий (20, 22).
7. Редукторный двигатель по п.4, отличающийся тем, что упругие средства удерживают, по меньшей мере, один запорный элемент (50) в первом положении.
8. Редукторный двигатель по любому из пп.1-3, 5 и 6, отличающийся тем, что упругие средства удерживают, по меньшей мере, один запорный элемент (50) в первом положении.