Волновой механизм
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования реверсивного движения ведущего звена в одностороннее вращательное движение ведомого звена. Волновой механизм содержит генератор волн, два гибких колеса и жесткое колесо. Два волнообразователя установлены на валу генератора волн с помощью двух разнонаправленных муфт обгона. Жесткое колесо выполнено двухвенцовым и установлено в корпусе с помощью муфты обгона. Одно гибкое колесо остановлено, другое связано с помощью муфты сцепления (4) с выходным валом (5). Первый волнообразователь через остановленное гибкое колесо приводит во вращение жесткое колесо и далее через муфту сцепления (4) - выходной вал (5). При вращении генератора волн в противоположную сторону второй волнообразователь приводит во вращение второе гибкое колесо и через муфту сцепления (4) - выходной вал (5). Механизм обеспечивает равномерность движения выходного вала, высокую нагрузочную способность, полную уравновешенность относительно центральной оси механизма, прост по конструкции. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования движения ведущего звена в требуемое движение ведомого звена.
Известны корамыслово-кривошипные и кулисно-кривошипные механизмы, в которых осуществляется преобразование движения ведущих коромысла или кулисы во вращательное движение ведомого кривошипа [1]. Недостатками таких механизмов преобразования движения являются большая неравномерность вращения кривошипа и необходимость установки на валу кривошипа маховика.
Известны также храповые механизмы [2], недостатками которых являются недостаточная нагрузочная способность, ограниченные скорости движения и их шаговый характер.
Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков.
Поставленная цель достигается в предлагаемой конструкции сдвоенного волнового механизма, преобразования возвратно--качательного движения ведущего звена - генератора волн в одностороннее вращательное движение ведомого выходного вала с одновременной, редукцией скорости.
Предлагаемый волновой механизм состоит из корпуса О (чертеж), генератора волн Н с двумя волнообразователями Н1 и Н2, двух гибких колес Г1 и Г2, жесткого колеса с двумя зубчатыми венцами Ж1 и Ж2, трех обгонных муфт OM1, OM2 и ОМ3, муфты сцепления 4 и выходного вала 5.
Волновой механизм работает следующим образом. При вращении вала генератора волн Н по часовой стрелке (если смотреть со стороны входного вала) с такой же скоростью и направлением вращения вращается и волнообразователь Н1, соединяемый с валом Н обгонной муфтой ОМ1. Волнообразователь Н1 через остановленное гибкое колесо Г1 приводит во вращение жесткое колесо Ж1 и далее через муфту сцепления 4 выходной вал 5. В это время волнообразователь H2, соединенный с валом генератора волн Н обгонной муфтой ОМ2 противоположной направленности, не вращается.
При вращении вала генератора волн Н против часовой стрелки с такой же скоростью и направлением будет вращаться волнообразователь H2 (при невращающемся волнообразователе Н1), и это приведет к вращению гибкого колеса Г2 и далее через муфту сцепления 4 выходного вала 5. В это время жесткое колесо Ж2 с помощью обгонной муфты ОM3 становится неподвижным звеном механизма.
Числа зубьев зубчатых колес Ж1-Г1 и Ж2-Г2 (или диаметры обкатывающихся поверхностей в случае фрикционного варианта волнового механизма) подбираются такими, чтобы получить равные скорости движения колес Ж1 и Г2 по абсолютному значению и направлению.
Конструкция предлагаемого волнового механизма преобразования возвратно-вращательного движения генератора волн в одностороннее редуцированное движение выходного вала абсолютно уравновешена, обеспечивает равномерную скорость движения нужной величины, проста и малогабаритна.
Источники информации
1. И.И.Артоболевский. Теория механизмов и машин, Наука,: М. 1975.
2. А.Ф.Крайнев. Словарь-справочник по механизмам, М. 1987.
Волновой механизм, содержащий корпус, генератор волн, гибкие и жесткие колеса, отличающийся тем, что генератор волн состоит из двух волнообразователей, установленных на валу генератора волн с помощью двух разнонаправленных муфт обгона, двух гибких колес, одного двухвенцового жесткого колеса, установленного на оси корпуса с помощью муфты обгона, муфты сцепления ведомых звеньев волновых передач с выходным валом механизма.