Способ транспортировки камчатского краба

Изобретение относится к рыбной промышленности и может быть использовано для перевозки холодноводных ракообразных в живом виде, в частности камчатского краба. Техническим результатом изобретения является увеличение времени транспортировки живых крабов с минимальным отходом. Способ транспортировки камчатского краба осуществляется путем содержания краба во влажной среде при температуре не выше 10°С. Крабов размещают в контейнере, отделяя каждую особь влажным материалом. Через каждые 12 часов осуществляют подачу морской воды с температурой 2-10°С, выдерживание в течение не более 15 мин и последующий сброс воды. Морскую воду из емкости подают через патрубок подачи воды, размещенный в крышке контейнера, а сброс осуществляется через патрубок, размещенный на боковой стенке контейнера. Морскую воду для подачи в контейнер обогащают кислородом, а для регенерации используется сорбент. Такой способ увеличивает время транспортировки живых крабов до 48 ч. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к рыбной промышленности и может быть использовано для перевозки холодноводных ракообразных в живом виде. В частности, данный способ применим для камчатского краба (Paralithodes camtschaticus) и других промысловых холодноводных крабов и крабоидов.

В последнее время на мировом рынке постоянно растет спрос на живого краба. В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективного способа транспортировки выловленного краба от места промысла к месту его реализации или дальнейшего использования в качестве объекта аквакультуры. На сегодняшний день широко применяется транспортировка гидробионтов, в частности ракообразных, в емкостях с водой, снабженных подачей воздуха или кислорода. Однако такой способ транспортировки живого краба требует сложного технического оборудования по поддержанию необходимого микроклимата и очистке воды от продуктов жизнедеятельности. Помимо этого, емкости с водой имеют большой вес.

Известен способ сохранения живыми ракообразных, таких как омары (патент США №2890680, НКИ 119-2, 1957 г), заключающийся в поддержании температуры и влажности в закрытом пространстве посредством периодического охлаждения и впрыскивания аэрозоля, содержащего водный раствор NaCl.

Известен способ доращивания выловленных в море некондиционных крабов для получения товарной продукции, транспортировку крабов осуществляли во влажной среде, при этом крабов укладывали «на спину», перекладывали водорослями и укрывали влажной тканью (см. патент РФ 2273989, А01К 61/00 2006 г).

Известные способы транспортировки обеспечивают перевозку живых крабов в течение не более 3 ч.

Технической задачей заявленного изобретения является увеличение времени транспортировки живых крабов с минимальным отходом.

Поставленная задача решается в способе транспортировки камчатского краба путем содержания краба во влажной среде при температуре не выше 10°С, при этом крабов размещают в контейнере, отделяя каждую особь влажным материалом, при этом через каждые 12 часов, осуществляют подачу морской воды с температурой 2-10°С, выдерживание в течение не более 15 мин и последующий сброс воды, при этом морскую воду из емкости подают через патрубок подачи воды, размещенный в крышке контейнера, а сброс осуществляется через патрубок, размещенный на боковой стенке контейнера.

Кроме того, морскую воду для подачи в контейнер обогащают кислородом и для регенерации используется сорбент.

На чертеже изображен контейнер.

Для перевозки крабов без воды можно использовать различные модели контейнеров. Оптимально для этой цели подходят пенопластовые или пластиковые изотермические контейнеры. Размеры емкости зависят от количества перевозимых крабов.

Запас морской воды для промывки хранится в изотермической накопительной емкости, оборудованной системой аэрации для обогащения воды кислородом. Для очистки промывочной воды от продуктов распада, выделяемых крабами в накопительной емкости, используется сорбент. Объем воды должен составлять 10% от суммарной емкости транспортировочных контейнеров, но при этом не должен быть менее объема одного контейнера.

Способ осуществляют следующим образом.

Крабов 1 в контейнер 2 помещают непосредственно из воды, чтобы жабры оставались максимально увлажненными.

Основной принцип перевозки крабов (1) без воды - создание внутри транспортировочной емкости (2) низкой температуры от 2 до 10°С и высокой влажности. Низкая температура среды поддерживается при помощи аккумуляторов холода (3). Необходимая влажность обеспечивается посредством помещения внутрь емкости пористого материала, смоченного в морской воде. Влажный материал (поролон) укладывается на дно емкости (4), поверх транспортируемых крабов (5), а также между особями (6), обеспечивая их фиксацию и изоляцию друг от друга. Конструкцией контейнера предусмотрено наличие заливного (7) и сливного (8) отверстий с кранами или герметично закрывающимися пробками. Контейнеры с крабом поочередно через заливное отверстие наполняются морской водой, которая остается в контейнерах в течение 15 минут и через сливное отверстие сливается в накопительную емкость. Каждый контейнер промывается водой один раз в 12 часов. Таким образом, промывочная вода используется многократно и, находясь в накопительной емкости в перерывах между промывками, обогащается кислородом и освобождается от загрязнений.

В транспортировочную емкость крабов необходимо помещать непосредственно из воды, чтобы жабры оставались максимально увлажненными.

При этом через каждые 12 часов, осуществляют подачу морской воды с температурой 2-10°С, выдерживание в течение не более 15 мин и последующий сброс воды, при этом морскую воду из емкости подают через патрубок 7 подачи воды, размещенный в крышке контейнера, а сброс осуществляется через патрубок 8, размещенный на боковой стенке контейнера.

Продолжительность перевозки составляет до 48 часов.

Пример. После вылова крабов помещают в контейнеры 2 непосредственно на промысле, чтобы жабры оставались максимально увлажненными.

В каждом контейнере создана низкая температура 2°С и высокая влажность (99%). Температуру среды поддерживают при помощи аккумуляторов холода (3). Необходимая влажность обеспечивается посредством помещения внутрь емкости пористого материала, смоченного в морской воде. Крабов укладывают на влажный материал (поролон). Влажным материалом накрывают транспортируемых крабов (5), а также его размещают между особями (6), обеспечивая их фиксацию и изоляцию друг от друга. Контейнеры с крабом поочередно через заливное отверстие наполняются морской водой, которая остается в контейнерах в течение 15 минут и через сливное отверстие сливается в накопительную емкость. Каждый контейнер промывается водой через 12 часов с температурой 2-10°С. Таким образом, промывочная вода используется многократно и, находясь в накопительной емкости в перерывах между промывками, обогащается кислородом и освобождается от загрязнений.

Продолжительность перевозки составляет 48 часов.

Отход составляет 3%.

1. Способ транспортировки камчатского краба путем содержания краба во влажной среде при температуре не выше 10°С, отличающийся тем, что крабов размещают в контейнере, отделяя каждую особь влажным материалом, при этом через каждые 12 ч осуществляют подачу морской воды с температурой 2-10°С, выдерживание в течение не более 15 мин и последующий сброс воды, при этом морскую воду из емкости подают через патрубок подачи воды, размещенный в крышке контейнера, а сброс осуществляется через патрубок, размещенный на боковой стенке контейнера.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что морскую воду для подачи в контейнер обогащают кислородом и для регенерации используется сорбент.