Способ повышения постинъекционной безопасности лекарств при многократных внутримышечных инъекциях

Изобретение относится к медицине и может быть использовано с целью повышения безопасности проведения многократных внутримышечных инъекций. Для этого лекарство разводят водой для инъекций, шприц, руки сестры и кожу больного подготавливают по общим правилам асептики. Затем в верхненаружный квадрант ягодичной мышцы или в наружнобоковую поверхность бедра на глубину 7-8 см перпендикулярно к поверхности путем прокола под углом к поверхности вводят инъекционную иглу толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10 см, оставляя при этом 1 см над муфтой. Отсутствие крови в шприце контролируют путем потягивания поршня на себя, и постепенно вытесняют раствор до конца с последующим удалением иглы. К коже прижимают ватный тампон, смоченный в спирте. Вторую, третью и четвертую инъекции производят в интактную ягодицу или бедро. Пятую и последующие инъекции производят в часть тела с наиболее давним проколом, предварительно с помощью УЗИ определив интактность выбранного участка мышцы. При этом прокол осуществляют на максимально возможном удалении от места предыдущего прокола. Способ позволяет повысить эффективность защиты тканей от постинъекционного повреждения при многократном внутримышечном введении препаратов за счет дополнительного разведения готовых препаратов водой для инъекций и чередования мест введения в определенной последовательности.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к хирургии, терапии и клинической фармакологии, и может быть использовано при курсовом внутримышечном инъекционном введении лекарственных средств.

Известен способ внутримышечных инъекций, включающий подготовку шприца, рук сестры и кожи больного по общим правилам асептики, введение лекарств в верхненаружный квадрант ягодичной мышцы путем вкалывания инъекционной иглы толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10 см на глубину 7-8 см перпендикулярно к поверхности или в мышцы бедра путем прокола под углом к поверхности, оставляя 1 см над муфтой, потягивание поршня на себя, контроль отсутствия крови в шприце, постепенное вытеснение раствора до конца и последующее удаление иглы, прижимая к коже ватный тампон, смоченный в спирте (Костина В.В., Меньков Н.В. Уход за больными в терапевтической клинике. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2000. - С.56-57).

Недостатком способа является низкая постинъекционная безопасность и точность многократных внутримышечных инъекций при необходимости повторного внутримышечного введения одного или нескольких лекарственных средств. Дело в том, что при необходимости осуществления пациенту нескольких внутримышечных инъекций одного или нескольких лекарственных средств этим способом, включающим подготовку шприца, рук сестры и кожи больного по общим правилам асептики, введение лекарств в верхненаружный квадрант ягодичной мышцы путем вкалывания инъекционной иглы толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10 см на глубину 7-8 см перпендикулярно к поверхности или введение лекарств в мышцы бедра путем прокола под углом к поверхности, оставляя 1 см над муфтой, потягивание поршня на себя, контроль отсутствия крови в шприце, постепенное вытеснение раствора до конца и последующее удаление иглы, прижимая к коже ватный тампон, смоченный в спирте, не исключается уже при второй инъекции введение лекарственных средств в область постинъекционного медикаментозного инфильтрата, образованного инфильтрацией мышцы при первой инъекции. Причем даже при случайном введении препаратов в интактные мышечные области это возможно только при перых 4-х инъекциях, поскольку таких областей всего 4: две ягодицы и два бедра, поэтому уже все последующие инъекции по этому способу исключают даже случайное введение в интактную мышечную область. Способ не обеспечивает выявление предыдущего медикаментозного инфильтрата в глубоких тканях и точное медикаментозное инфильтрирование интактного участка с исключением инфильтрации инфильтрированной области, а также не позволяет контролировать процесс медикаментозного инфильтрирования тканей для исключения вовлечения в процесс инфильтрации того или иного «ненужного» участка скелетной мышцы из-за отсутствия визуализации структуры глубоких тканей, обнаружения патологических процессов в ней, включая медикаментозный инфильтрат ткани, и из-за отсутствия визуализации процесса образования медикаментозного инфильтрата при выдавливании лекарства из шприца. Кроме этого способ не обеспечивает эффективное снижение физико-химической и биологической агрессивности лекарственных средств перед их внутримышечной инъекцией.

Поскольку способ не исключает повторное периодическое внутримышечное введение препаратов в одну и ту же часть скелетной мышцы как в короткий, так и в длительный промежуток времени, многократные внутримышечные инъекции по этому способу ведут к многократному инфильтрационному повреждению одного и того же участка мышцы, воспаление в которой из острого реактивного трансформируется при чрезмерной продолжительности в хроническое и истинное. Учитывая, что качество современных растворов лекарственных средств не исключает наличие у них воспалительных, раздражающих, прижигающих, денатурирующих и некротизирующих свойств, повторная инъекция одного и того же или заново вводимого лекарственного средства в один и тот же участок скелетной мышцы усиливает местное физико-химическое агрессивное медикаментозное воздействие на этот мышечный участок в области инфильтрата. При этом повторные внутримышечные инъекции, осуществляемые по этому способу в короткий интервал времени (до 15 минут), что может произойти при одновременном внутримышечном введении нескольких препаратов, ведут к острому увеличению разовой дозы агрессивного физико-химического фактора в области остросформированного медикаментозного инфильтрата. При этом уже первые 2-3-4 инъекции, например, кислых или гиперосмотичных препаратов, осуществленные, например, утром, могут увеличить суммарную дозу агрессивного фактора вплоть до чрезмерной величины (до чрезмерного снижения величины рН или до чрезмерного повышения величины гиперосмотичности), ведущей к острому физико-химическому повреждению (в первом случае из-за кислотной, а во втором случае из-за дегидратационной денатурации). Повторные инъекции препаратов, осуществленные с промежутком в 4-6 часов (при внутримышечных инъекциях 6 раз в сутки или 3 раза в день), продляют период инфильтрации тканей, постепенно ведут к формированию длительно сохраняющегося хронического инфильтрационного воспаления и способствуют приобретению воспалением (не сразу, а постепенно) необратимого характера из-за чрезмерно длительного воздействия с последующим развитием через несколько дней постинъекционного некроза и абсцесса.

Известен способ внутримышечных инъекций литических смесей, содержащих наряду с 1-2 мл раствора 2,5% аминазина 1-2 мл противогистаминных препаратов и анальгетиков либо 2-5 мл раствора 0,25%-0,5% новокаина или изотонического раствора натрия хлорида, включающий введение препаратов глубоко в мышцы (в верхний наружный квадрант ягодичной мышцы или в наружнобоковую поверхность бедра) не более 3 раз в сутки (М.Д.Машковский. Лекарственные средства: В 2 т. Т.1. - 14-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна», 2000. - С.56).

Недостатком способа является низкая постинъекционная безопасность и точность многократных ежесуточных внутримышечных инъекций из-за недостаточного уменьшения агрессивности полученной смеси и из-за возможности повторного введения одного или нескольких лекарств в один и тот же участок мышцы при курсовом многократном ежедневном внутримышечном введении нескольких лекарственных средств одновременно. Дело в том, что при необходимости осуществления внутримышечных инъекций сразу нескольких лекарственных средств в виде литических смесей, содержащих наряду с 1-2 мл раствора 2,5% аминазина 1-2 мл противогистаминных и анальгетических препаратов (например 2 мл раствора 2,5% дипразина и 1 мл 2% раствора промедола), не исключается развитие постинъекционного воспалительного инфильтрата и постинъекционного некроза из-за сохранения физико-химической агрессивности литической смеси вследствие недостаточного уменьшения осмотической и кислотной активности полученной смеси, поскольку все препараты являются чрезмерно кислыми и имеют высокую осмотичность. Поэтому инъекция каждого из них в отдельности или в смеси друг с другом образует постинъекционый медикаментозный инфильтрат. Помимо указанных лекарственных средств, целый ряд других антигистаминных и анальгетических лекарственных препаратов также обладает физико-химической агрессивностью (например, растворы 1% димедрола, 2,5% диклофенака натрия (ортофена), раствор 50% метамизола натрия (анальгина) обладают гиперосмотичностью и высокой кислотностью), способной вызвать повреждение тканей в постинъекционном инфильтрате вплоть до развития некроза и абсцесса. Поэтому одновременное или последовательное введение антигистаминных и анальгетических препаратов не снижает, а повышает общую физико-химическую агрессивность препаратов в инфильтрированной ткани.

Разведение 1-2 мл раствора 2,5% аминазина раствором 0,25-0,5% новокаина или изотонического раствора натрия хлорида в объеме 2-5 мл (то есть разведение раствора аминазина в 2-5 раз) недостаточно эффективно повышает постинъекционную безопасность полученной смеси, поскольку оба препарата (растворы новокаина и натрия хлорида) обладают осмотической активностью, а растворы новокаина дополнительно обладают гистаминоподобным действием.

Все перечисленное приводит к снижению постинъекционной безопасности и точности многократных внутримышечных инъекций.

Задача изобретения - повышение безопасности и точности инъекционной медикаментозной инфильтрации ткани при внутримышечной инъекции.

Сущность способа повышения постинъекционной безопасности лекарств при многократных внутримышечных инъекциях, включающего разведение лекарств в 2-5 раз, подготовку шприца, рук сестры и кожи больного по общим правилам асептики, вкалывание в верхненаружный квадрант ягодичной мышцы инъекционной иглы толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10 см на глубину 7-8 см перпендикулярно к поверхности или в наружнобоковую поверхность бедра путем прокола под углом к поверхности, оставляя 1 см над муфтой, потягивание поршня на себя, контроль отсутствия крови в шприце, постепенное вытеснение раствора до конца и последующее удаление иглы, прижимая к коже ватный тампон, смоченный в спирте, заключается в том, что для разведения используют воду для инъекции, а инъекцию осуществляют в интактный участок мышцы. Для введения лекарств в интактные участки мышц при второй, третьей и четвертой инъекции вкалывание производят в интактную ягодицу или бедро, либо при пятой и последующей инъекции вкалывание производят повторно в часть тела с наиболее давним проколом, предварительно интактность выбранного участка мышцы подтверждают с помощью УЗИ, а прокол осуществляют на максимально возможном удалении от места предыдущего прокола.

В предложенном способе за счет разведения лекарства водой для инъекции обеспечивается эффективное уменьшение агрессивности, поскольку вода для инъекции не обладает осмотической активностью (осмотичность ее равна 0 мОсм/л воды) и лишена гистаминоподобного действия. Каждое внутримышечное введение разведенного препарата в интактную мышечную ткань (ткань, лишенную постинъекционного медикаментозного инфильтрата и других инфильтратов) исключает суммирование постинъекционной медикаментозной агрессивности в области инфильтрата, повышает постинъекционную безопасность и исключает развитие постинъекционных некрозов.

Поскольку внутримышечные инъекции могут быть произведены в правую и левую ягодичные и бедренные области, вторая, третья и четвертая инъекции, произведенные в интактные области (ягодицы и бедра), автоматически обеспечивают инъекционное введение в интактные мышечные ткани. Пятая и последующие инъекции при курсовом многоразовом ежедневном (ежесуточном) внутримышечном введении осуществляются в эти области повторно, поэтому слепое инъекционное введение допускает введение лекарственного препарата в область постинъекционного медикаментозного инфильтрата, образованного предыдущей инъекцией. Выбор для инъекции части тела (ягодицы или бедра), инъекция в которую производилась наиболее давно, обеспечивает инъекцию в область после завершения рассасывания в ней инфильтрата. Предварительное ультразвуковое исследование выбранного инъекционного участка мышечной ткани позволяет убедиться в отсутствии инфильтрата в ней, а осуществление прокола на максимально возможном удалении от места предыдущего прокола дополнительно повышает вероятность повторной инъекции в интактную мышечную ткань, а не в участок инфильтрированной мышечной ткани.

Пример 1. Пациентке П. 35 лет при упорных болях и бессоннице в связи с каузальгией в послеоперационном периоде были назначены внутримышечные инъекции по 2 мл 2,5% раствора аминазина в сочетании с 2 мл 50% раствора метамизола натрия (анальгина) и 1 мл 0,5% раствора диазепама 3 раза в сутки в ягодичную область. При выполнении внутримышечной инъекции традиционным способом после первого инъекционного введения смеси в правую ягодицу утром врач заподозрил развитие постинъекционного воспалительного инфильтрата в глубине мягких тканей и для исключения подобного осложнения в последующем назначил с обеда этого дня смесь, состоящую из 2 мл 2,5% аминазина и 2 мл раствора 0,9% натрия хлорида, и смесь, состоящую из 2 мл раствора 50% метамизола натрия и 2 мл раствора 0,5% новокаина. Медицинская сестра произвела внутримышечные инъекции смеси аминазина с изотоническим раствором натрия хлорида и смеси метамизола натрия с новокаином вновь в правую ягодицу, осуществив прокол на расстоянии 4 и 5 мм в противоположных направлениях от места предыдущего прокола. При осмотре пациентки через 1 час после инъекции врач обнаружил наличие плотного болезненного инфильтрата в глубине ягодичной мышцы справа и отказался от дальнейшего применения традиционного способа внутримышечных инъекций.

Для следующих инъекций раствор 2,5% аминазина и раствор 50% метамизола натрия разводили каждый в 5 раз водой для инъекций. Первоначально вечером этого же дня разведенный раствор аминазина ввели в левую ягодицу, а разведенный раствор метамизола натрия ввели в левое бедро. Утром следующего дня разведенный раствор аминазина ввели в правое бедро, а перед внутримышечным введением разведенного раствора метамизола натрия провели ультразвуковое исследование состояния мышечной ткани в правой ягодице и убедились в отсутствии постинъекционного инфильтрата в ней. Затем оценили размер верхненаружного квадранта ягодичной области и произвели прокол на максимально возможном расстоянии кнаружи от места предыдущего прокола, а именно - на расстоянии 22 мм от имеющейся инъекционной ранки, и произвели внутримышечную инъекцию в правую ягодицу. В обед перед введением разведенных растворов аминазина и метамизола натрия провели ультразвуковое исследование соответственно левой ягодичной области и левого бедра, убедились в отсутствии в них постинъекционных инфильтратов, оценили размеры инъекционных полей и произвели внутримышечную инъекцию в левую ягодицу на расстоянии 20 мм кнаружи от места предыдущего прокола кожи и в наружнобоковую поверхность левого бедра на расстоянии 35 мм кверху от места предыдущего прокола кожи. Вечером внутримышечные инъекции разведенных растворов аминазина и метамизола натрия произвели соответственно в правое бедро и ягодицу после ультразвукового исследования выбранных групп мышц и убеждения в отсутствии в них постинъекционных инфильтратов. При этом прокол кожи в ягодице произвели на расстоянии 47 мм, а в области бедра - на расстоянии 70 мм в диаметрально противоположном направлении от мест предыдущего прокола.

Аналогичные внутримышечные инъекции производились на протяжении 5 дней, после чего были прекращены, а произведенное ультразвуковое исследование инъекционных областей подтвердило отсутствие в них постинъекционных медикаментозных инфильтратов.

Способ повышения постинъекционной безопасности лекарств при многократных внутримышечных инъекциях, включающий разведение лекарств в 2-5 раз, подготовку шприца, рук сестры и кожи больного по общим правилам асептики, вкалывание в верхненаружный квадрант ягодичной мышцы инъекционной иглы толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10 см на глубину 7-8 см перпендикулярно к поверхности или в наружнобоковую поверхность бедра путем прокола под углом к поверхности, оставляя 1 см над муфтой, потягивание поршня на себя, контроль отсутствия крови в шприце, постепенное вытеснение раствора до конца и последующее удаление иглы, прижимая к коже ватный тампон, смоченный в спирте, отличающийся тем, что для разведения используют воду для инъекции, вторую, третью и четвертую инъекции производят в интактную ягодицу или бедро, пятую и последующие инъекции производят в часть тела с наиболее давним проколом, предварительно с помощью УЗИ определив интактность выбранного участка мышцы, а прокол осуществляют на максимально возможном удалении от места предыдущего прокола.