Транспортно-стыковочный агрегат

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки ответственных изделий с обеспечением их защиты как при транспортировке, так и при погрузке и выгрузке, а также стыковки транспортируемого изделия с объектом. Транспортно-стыковочный агрегат содержит самоходное шасси с платформой для установки транспортируемого изделия и средства его погрузки - выгрузки. Агрегат снабжен защитно-стыковочным модулем, выполненным в виде колпака и предназначенным для защиты от внешних воздействий помещенного в него контейнера с изделием при его погрузке на агрегат, транспортировке и выгрузке. Средство погрузки - выгрузки помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием установлено на задней части платформы и снабжено поворотной стрелой с такелажным элементом для подвешивания балки, имеющей возможность соединения посредством жестких или гибких элементов с контейнером изделия и/или с защитно-стыковочным модулем. На наружной боковой поверхности защитно-стыковочного модуля выполнены направляющие элементы для обеспечения стыковки, а на верхней - закрываемый створками паз для прохода балки при стыковке изделия. Агрегат также снабжен дополнительным защитным колпаком, установленным на платформе и оснащенным приводом его поворота в вертикальной плоскости и предназначенным для защиты помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием при его транспортировке. Изобретение позволяет обеспечить защиту изделия от внешних воздействий как при транспортировке, так и в процессе погрузки - выгрузки, а также обеспечить точную установку изделия на объект и стыковку с объектом при его выгрузке. 10 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортным средствам для погрузки - выгрузки и транспортировки ответственных и взрывоопасных изделий с обеспечением их защиты от внешних воздействий в процессе следования, а также при погрузке и выгрузке.

Известна бронированная машина для транспортировки и разгрузки ответственных и опасных грузов, содержащая ходовую часть, силовую установку, смонтированную в задней части машины, и отделение управления, размещенное в ее передней части. В средней части машины размещен контейнер для транспортируемого груза, имеющий створки в своей задней части. Контейнер смонтирован на цапфах с возможностью поворота относительно рычагов посредством приводной тросовой лебедки. Угол поворота контейнера отслеживается концевым выключателем.

На транспортном средстве с возможностью поворота концом установлен рычаг, второй конец которого соединен с контейнером. Данный рычаг соединен также с торсионом. Управление работой контейнера осуществляется из отделения управления транспортного средства.

При загрузке в транспортное средство груза кузов транспортного средства под действием торсиона и стопора расположен параллельно (соосно) ее вертикальной оси. Для разгрузки транспортного средства включают лебедку, трос которой соединен с кузовом, в результате чего кузов поворачивается на цапфах и через раскрываемые створки кузова обеспечивается самовыгрузка груза. Рычаг, поворачиваясь вместе с кузовом, обеспечивает закрутку торсиона.

При полном опрокидывании кузова срабатывает концевой выключатель и лебедка отключается. При обратном включении лебедки, торсион, раскручиваясь, обеспечивает установку кузова в исходное положение. При возвращении кузова в исходное положение срабатывает концевой выключатель и лебедка выключается (см. патент РФ №2147114, кл. F04H 7/00, 2000 г.).

В результате анализа конструкции известного транспортного средства необходимо отметить, что размещение груза в контейнере защищает его от внешних воздействий и несанкционированного доступа, а также позволяет маскировать характер груза.

Однако разгрузка транспортного средства путем опрокидывания груза не позволяет установить его в заданное положение, может привести к его повреждению, а в случае перевозки боеприпасов и взрывчатых веществ - к их детонации.

Известен специализированный автомобиль, содержащий установленный на раме автомобиля закрытый кузов, имеющий облицовку, обеспечивающую безопасный контакт с взрывчатыми веществами. Кроме того, специализированный автомобиль снабжен средствами пожаротушения и обеспечения микроклимата в фургоне.

Автомобиль оснащен погрузочно-разгрузочным механизмом, установленным в кузове и включающим закрепленную под крышей балку - направляющую, на которой с возможностью перемещения установлена каретка с такелажным элементом (грузозахватом).

Загрузку груза осуществляют погрузочно-разгрузочным механизмом, грузозахват которого соединяют с грузом, включают лебедку каретки на подъем и поднимают груз несколько выше пола кузова, затем по балке каретку с подвешенным грузом закатывают в фургон. Опускают лебедкой груз на пол кузова и крепят его, после чего закрывают кузов и осуществляют транспортировку груза (изделия) по назначению. Выгрузка груза осуществляется в обратной последовательности (см. патент РФ №2077433, кл. В60Р 9/00, 19976 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа конструкции известного специализированного автомобиля необходимо отметить, что размещение изделия в кузове автомобиля позволяет исключить возможность несанкционированного доступа к нему и обеспечить защиту от внешних факторов, а также маскировку груза. Наличие погрузочно-разгрузочного механизма позволяет механизировать процесс погрузки - выгрузки изделия.

Однако, вследствие того что направляющая, по которой перемещается каретка с грузозахватом, не выступает за задний срез кузова автомобиля, возможна загрузка - выгрузка изделий небольшой массы. Для манипулирования изделиями значительной массы (и габаритов) необходимо использование дополнительных грузоподъемных средств, что сужает область применения известного автомобиля. Необходимо также отметить, что в процессе погрузки - выгрузки изделия оно доступно для обозрения и не защищено от внешних воздействий, а следовательно, может быть повреждено, например, при обстреле. Особенно затруднена выгрузка изделия, если его в процессе выгрузки необходимо опустить ниже уровня земли, например в колодец или шахту, и установить в заданном месте и положении.

Задачей настоящего изобретения является разработка средства (транспортно-стыковочного агрегата), обеспечивающего надежную защиту изделия от внешних воздействий (например, от поражения огнем стрелкового оружия) как при транспортировке, так и в процессе погрузки - выгрузки, а также обеспечивающего точную установку изделия на объект и стыковку с объектом при его выгрузке.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в транспортно-стыковочном агрегате, содержащем самоходное шасси с платформой для установки транспортируемого изделия и средства его погрузки - выгрузки, новым является то, что агрегат снабжен защитно-стыковочным модулем, выполненным в виде колпака и предназначенным для защиты от внешних воздействий помещенного в него контейнера с изделием при его погрузке на агрегат, транспортировке и выгрузке, средство погрузки - выгрузки помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием установлено на задней части платформы и снабжено поворотной стрелой с такелажным элементом для подвешивания балки, имеющей возможность соединения посредством жестких или гибких элементов с контейнером изделия и/или с защитно-стыковочным модулем, на наружной боковой поверхности которого выполнены направляющие элементы для обеспечения стыковки, а на верхней - закрываемый створками паз для прохода балки при стыковке изделия, причем агрегат также снабжен дополнительным защитным колпаком, установленным на платформе и оснащенным приводом его поворота в вертикальной плоскости и предназначенным для защиты помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием при его транспортировке.

При проведении патентных исследований из уровня техники не выявлены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленное изобретение соответствует условию охраноспособности «новизна».

Сущность заявленного изобретения не следует явным образом из решений, известных из уровня техники, а следовательно, заявленное изобретение соответствует условию охраноспособности «изобретательский уровень».

Сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления изобретения.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых:

на фиг.1 - транспортно-стыковочный агрегат, общий вид;

на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1;

на фиг.3 - разгрузка защитно-стыковочного модуля с изделием;

на фиг.4 - положение защитно-стыковочного модуля перед стыковкой изделия с объектом;

на фиг.5 - разрез Б-Б по фиг.4;

на фиг.6 - стыковка изделия с объектом;

на фиг.7 - разрез Г-Г по фиг.6;

на фиг.8 - соединение защитно-стыковочного модуля и изделия с траверсой;

на фиг.9 - соединение изделия с траверсой;

на фиг.10 - защитно-стыковочный модуль, вид сбоку.

Транспортно-стыковочный агрегат выполнен в виде самоходного шасси (автомобильного или гусеничного) 1, на раме которого смонтирована платформа 2 с разъемным кузовом вдоль бортов. На платформе установлен защитный колпак 3.

Кузов агрегата разделен на два отсека: грузовой теплоизолированный для размещения изделия 4, расположенного в защитно-стыковочном модуле 5, выполненном в виде колпака. Изделие помещено в контейнер 6. В другом отсеке на задней части платформы установлено погрузочно-разгрузочное средство (например, манипулятор) 7 с грузоподъемной поворотной стрелой.

Колпак 3 снабжен механизмом 8 его поворота в вертикальной плоскости. Механизм 8 выполнен в виде стандартного гидропривода.

На такелажном элементе (крюке) стрелы манипулятора 7 подвешена балка 9, имеющая возможность покачивания в вертикальной плоскости и поворота относительно вертикальной оси, по концам которой концами закреплены гибкие (канаты) или жесткие элементы (штанги) 10, имеющие возможность соединения (скрепления) другими концами с грузозахватными элементами (например, проушинами) защитно-стыковочного модуля 5 и контейнера 6 изделия 4. С проушинами защитно-стыковочного модуля штанги соединяются посредством стяжек 11. Штанги могут быть выполнены составными из нескольких элементов, скрепляемых известным образом друг с другом, что позволяет регулировать длину штанг.

Балка 9 обеспечивает удерживание защитно-стыковочного модуля 5 при загрузке-выгрузке с последующим отсоединением защитно-стыковочного модуля после установки его на опорную поверхность переходника 12 колодца или шахты и проведение стыковочных работ объекта с изделием, а также обеспечивает раздельную загрузку-выгрузку защитно-стыковочного модуля и изделия.

На наружных боковых поверхностях защитно-стыковочного модуля 5 и контейнера 6 имеются выступы (соответственно 13 и 14), имеющие возможность взаимодействия с направляющими 15 и 16 переходника и шахты или колодца соответственно.

Стяжки 11 отсоединяют от штанг балки 9 после завершения перегрузочных работ защитно-стыковочным модулем 5.

Защитно-стыковочный модуль 5 выполнен из материала, обеспечивающего при транспортировке изделия и его погрузке и разгрузке надежную защиту изделия от воздействия стрелкового оружия. Подбор такого материала и его толщины не представляет сложности для специалистов.

В верхней части колпака имеется проем (паз) 17 для прохождения через него балки 9 при опускании контейнера с изделием. Проем закрывают защитными щитками 18.

В нижней части защитно-стыковочного модуля имеются окна для доступа к крепежным местам контейнера 6. Окна также закрываются защитными щитками (позициями не обозначены).

Грузовой манипулятор 8 может быть выполнен различным известным образом, например состоять из тележки, перемещаемой гидроцилиндром в продольном направлении, поворотной колонны, к которой крепится раскладывающаяся стрела для увеличения ее вылета, гидроцилиндров для подъема стрелы, фиксации стрелы в развернутом положении, подъема и опускания груза с помощью каната с использованием полиспастной системы, механизма стабилизации подвески, к которой крепится балка 9.

Грузовой манипулятор предназначен для загрузки - разгрузки защитно-стыковочного модуля с изделием или без него. Загрузка в грузовой отсек агрегата ведется с заднего борта или со стороны левого борта в задней части агрегата. Работы ведутся на средней и малой скоростях.

Транспортно-стыковочный агрегат работает следующим образом.

Работы по загрузке защитно-стыковочного модуля с изделием в агрегат проводятся в складском помещении или с платформы железнодорожного состава.

В исходном положении для загрузки агрегат 1 установлен на опорах (горизонтирован), защитный колпак 3 откинут вверх, грузовой манипулятор 8 приведен в рабочее положение (консоль стрелы развернута в сторону заднего борта агрегата и поднята в крайнее верхнее положение, тележка перемещена в сторону кабины, балка 9 соединена с подвеской стрелы).

Соединяют стяжки 11 со штангами 10 и защитно-стыковочным модулем 5 и с помощью манипулятора 8 устанавливают защитно-стыковочный модуль 5 над контейнером 6 с изделием 4. Скрепляют модуль 5 и контейнер 6 друг с другом.

Поднимают манипулятором модуль 5 и расположенный в нем контейнер с изделием и устанавливают на платформе 2 в грузовом отсеке.

Отсоединяют стяжки 11 от модуля, переводят манипулятор в транспортное положение, крепят модуль 5 на платформе и приводом 8 опускают защитный колпак, закрывая им модуль с изделием. Убирают опоры транспортного средства. Агрегат готов к следованию к месту назначения.

Разгрузка изделия с агрегата и стыковка его с объектом осуществляются следующим образом.

Устанавливают агрегат в месте разгрузки, горизонтируют его на опорах. Приводом 8 поднимают защитный колпак 3. Переводят манипулятор 7 в рабочее положение. Раскрепляют модуль 5 с платформой 2. Открывают щитки и в паз 17 модуля 5 пропускают штанги 10 и скрепляют их с крепежными элементами контейнера 6. Стяжки 11 скрепляют со штангами 10 и с крепежными элементами модуля 5. Манипулятором 7 перемещают модуль 5 с контейнером 6, в котором размещено изделие 4, и устанавливают его над переходником 12 шахты или колодца. Включают стрелу манипулятора на опускание и плавно опускают модуль до контакта его с торцом переходника 12. При этом выступы 13 модуля контактируют с направляющими 15 переходника и выставляют модуль в заданное положение. После установки модуля 5 на переходнике отсоединяют от штанг 10 стяжки 11 и раскрепляют модуль с контейнером 6, в результате чего контейнер 6 повисает на штангах 10. Включают манипулятор на опускание, и контейнер с изделием плавно опускается в шахту или колодец до контакта с установочными поверхностями объекта. При опускании контейнера с изделием выступы 14 контейнера контактируют с направляющими 16, в результате чего изделие точно позиционируется относительно объекта. Штанги 10 и балка 9 при опускании изделия проходят через паз 17. Раскрепляют изделие с контейнером. Включают манипулятор 7 на подъем и поднимают контейнер из шахты. После того как контейнер заходит в модуль, стяжки 11 соединяют со штангами 10, поднимают модуль с контейнером и устанавливают их на платформу 2. Отсоединяют модуль и контейнер от стяжек 11 и штанг 10. Крепят модуль на платформе. Переводят манипулятор в транспортное положение. Убирают горизонтирующие опоры. Агрегат готов к следованию на место назначения.

Предложенная конструкция транспортно-установочного агрегата позволяет осуществлять погрузку - выгрузку и транспортировку ответственных грузов, стыковку их с объектом и защиту объекта при погрузке, разгрузке и при следовании.

Транспортно-стыковочный агрегат, содержащий самоходное шасси с платформой для установки транспортируемого изделия и средства его погрузки - выгрузки, отличающийся тем, что агрегат снабжен защитно-стыковочным модулем, выполненным в виде колпака и предназначенным для защиты от внешних воздействий помещенного в него контейнера с изделием при его погрузке на агрегат, транспортировке и выгрузке, средство погрузки - выгрузки помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием установлено на задней части платформы и снабжено поворотной стрелой с такелажным элементом для подвешивания балки, имеющей возможность соединения посредством жестких или гибких элементов с контейнером изделия и/или с защитно-стыковочным модулем, на наружной боковой поверхности которого выполнены направляющие элементы для обеспечения стыковки, а на верхней - закрываемый створками паз для прохода балки при стыковке изделия, причем агрегат также снабжен дополнительным защитным колпаком, установленным на платформе и оснащенным приводом его поворота в вертикальной плоскости и предназначенным для защиты помещенного в защитно-стыковочный модуль контейнера с изделием при его транспортировке.