Транспортно-установочный агрегат универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов космических ракетных комплексов и предназначено для транспортирования на универсальные транспортные комплексы и установки на пусковой стол ракет космического назначения легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства. Транспортно-установочный агрегат включает стартовое сооружение с пусковым столом, железнодорожные тележки с микроприводом и выполненную Y-образной раму-стрелу. Верхние части телескопических гидроцилиндров гидродомкрата подъема рамы-стрелы шарнирно подвешены между балок раздвоенной хвостовой части рамы-стрелы, а проушины их нижних частей взаимодействуют с проушинами, которыми оснащено стартовое сооружение. Задняя опора для укладки изделия выполнена в виде двух параллельных балок с направляющими, симметрично установленных относительно продольной оси рамы-стрелы поперек балок раздвоенной хвостовой части рамы-стрелы, на направляющих которых смонтированы гидроманипуляторы. Они состоят из тележек с установленными на них тягами-гидроцилиндрами, стрелами и рукоятями с траверсами и захватами транспортировочных цапф изделия. Гидросистемы обоих манипуляторов выполнены с возможностью образования гидравлического шарнира. Достигается транспортирование ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства по железнодорожным путям общего назначения. 3 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов (УСК) космических ракетных комплексов (КРК) и предназначено для транспортирования на УСК и установки на пусковой стол (ПС) ракет космического назначения (РКН) легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства.
Известен ряд транспортно-установочных агрегатов (ТУА) лафетного типа на железнодорожном ходу, предназначенных для транспортировки полностью собранной ракетно-космической системы на стартовую позицию, установки ее в вертикальное положение и центрирования относительно пускового устройства.
Например, ТУА 11У219 для РКН Р 7, ТУА для РКН "Зенит", ТУА для РКН H1 и ТУА для ракетно-космической системы "Энергия-Буран" (Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники. Инженерное пособие. / Под редакцией И.В.Бармина, книга 2, стр.68, Полиграфикс РПК, 2006 г.).
К недостаткам такой схемы относят наличие двух рам, вследствие чего нагрузка на ось даже установщика ракеты среднего класса "Зенит" более чем на 30% превышает допускаемую величину для железнодорожного пути общего назначения, а выполненные по этой же схеме установщики ракет тяжелого класса H1 и "Энергия-Буран" вследствие большой массы самих ракетно-космических систем и установщиков опираются на два параллельных пути нормальной железнодорожной колеи.
Кроме того, конструкции всех установщиков специализированы и не предусматривают их использования в составе УСК, т.к. ни одна из них не пригодна для размещения на них РКН различных компановок.
Наиболее близким из известных технических решений является выбранная в качестве прототипа конструкция ТУА РКН "Зенит".
Это устройство представляет собой транспортно-подъемное устройство на железнодорожном ходу, оснащенное гидроприводом.
Основной несущей конструкцией ТУА является хребтовая рама, опирающаяся на две 4-осные железнодорожные тележки.
На ней шарнирно закреплена рама-стрела с опорными устройствами, которые предназначены для укладки и закрепления РКН при хранении, транспортировании и установке (снятии) ее на опоры пускового стола.
Подъем рамы-стрелы в вертикальное положение производится гидродомкратом, состоящим из телескопических гидроцилидров, расположенных попарно с обеих сторон рамы. Верхние проушины гидроцилиндров закреплены на стреле, а нижние - на хребтовой раме. В состав гидропривода ТУА входят еще насосные установки, гидроблоки и арматура.
Конструкция этого ТУА имеет такие же недостатки, что и у рассмотренных выше:
1. Использование тяжелой рамы ТУА только в качестве хребтовой балки транспортного средства;
2. Кинематика механизмов опорных устройств на стреле не предусматривает удержание и манипулирование РКН различных классов без изменения их конструкции и проведения дополнительных испытаний;
3. Нагрузка на ось железнодорожной тележки ТУА на 30 процентов превышает допускаемую для железнодорожных путей общего назначения.
Цель предлагаемого изобретения заключается в создании мобильного ТУА, обеспечивающего транспортирование РКН легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства по железнодорожным путям общего назначения и установку их на ПС УСК КРК.
В предложенном ТУА УСК КРК, включающего стартовое сооружение с пусковым столом, содержащем железнодорожные тележки с микроприводом, состоящую из балок раму-стрелу с установленными на ней опорами для укладки изделия, гидродомкрат подъема рамы-стрелы, состоящий из телескопических гидроцилиндров с проушинами, верхние части которых закреплены на раме-стреле, отличающийся тем, что в процессе транспортирования РКН рама-стрела, выполненная Y-образной, используется как хребтовая рама ТУА, а во время подъема и установки РКН на пусковой стол снабженная проушинами рама-стрела, опираясь на проушины, которыми оснащен пусковой стол, поднимается установленным на ней гидродомкратом, взаимодействуя проушинами нижних частей его гидроцилиндров с проушинами закладных частей стартового сооружения.
С этой целью задняя опора ТУА выполнена в виде двух параллельных балок, симметрично установленных относительно продольной оси ТУА поперек балок раздвоенной хвостовой части рамы-стрелы. На направляющих параллельных балок смонтированы гидроманипуляторы с возможностью возвратно-поступательного перемещения по ним посредством винтовых механизмов. Они состоят из тележек, тяг-гидроцилидров, стрел и рукоятей с траверсами и захватами траспортировочных цапф РКН. Гидросистемы обоих манипуляторов выполнены с возможностью образования гиравлического шарнира.
Изобретательский уровень заявляемого технического решения подтверждается анализом существенных вышеназванных признаков с учетом всех видов общедоступных сведений и достижения конкретного технического результата.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен универсальный транспортно-установочный агрегат - общий вид;
на фиг.2 - вид А на фиг.1;
на фиг.3 - выноска I на фиг.2 и ее боковая проекция.
Предлагаемое устройство - ТУА, обеспечивающий траспортирование РКН легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства по железнодорожным путям общего назначения и установку их на ПС УСК КРК состоит (см. фиг.1, 2 и 3) из проушин на ПС 1, проушин закладных частей стартового сооружения 2, Y-образной рамы-стрелы 3, составленной из балок прямоугольного сечения, железнодорожных тележек с микроприводом 4, устройствами для размещения и крепления на ней РКН 5, проушинами 6, между балок раздвоенной хвостовой части Y-образной рамы-стрелы шарнирно подвешены телескопические гидроцилиндры 7 гидродомкрата 8 подъема рамы-стрелы 3 с гидросистемой питания 9 и гидроцилиндр 10, пристыковывающий проушины 11 подвешенных на раме-стреле 3 телескопических гидроцилиндров 7 гидродомкрата подъема 8 к проушинам 2 закладных частей стартового сооружения.
Задняя опора 12 универсального ТУА состоит из двух параллельных балок 13 симметрично установленных относительно продольной оси универсального ТУА поперек балок прямоугольного сечения раздвоенной хвостовой части Y- образной рамы-стрелы 3.
На направляющих 14 параллельных балок 13 смонтированы гидроманипуляторы 15. Перемещение гидроманипуляторов 15 по направляющим 14 осуществляется винтовыми механизмами 16. Гидроманипуляторы 15 состоят из тележек 17, тяг-гидроцилиндров 18, стрел 19, рукоятей 20 с траверсами 21 и захватами транспортировочных цапф РКН 22. Гидросистемы обоих манипуляторов выполнены с возможностью образования гидравлического шарнира.
Работает предлагаемое устройство - ТУА-УСК КРК - следующим образом. В процессе укладки РКН мостовыми кранами монтажно-испытательного корпуса на устройства для размещения и крепления 5, расположенные на Y-образной раме-стреле 3 универсального ТУА, захваты транспортировочных цапф 22 гидроманипуляторов 15 посредством тяг-гидроцилиндров 18 и винтовых механизмов 16 надвигаются на цапфы РКН и фиксируются.
После прибытия ТУА с РКН на УСК и стыковки сначала проушин 6 раздвоенной хвостовой части Y-образной рамы-стрелы 3 с проушинами 1 на ПС, посредством железнодорожных тележек с микроприводом 4 ТУА, а затем и проушин 11 с проушинами 2 при помощи гидроцилиндра 10, производится подъем рамы-стрелы 3 ТУА с РКН в вертикальное положение, при этом железнодорожные тележки 4 остаются на рельсах.
Перед установкой РКН на ПС их стартовые опоры совмещают кантованием РКН гидроманипуляторами 15 задней опоры 12 универсального ТУА.
Кантование осуществляется за счет изменения положения транспортировочных цапф 22 РКН под воздействием стрел 19, рукоятей 20, тяг-гидроцилиндров 18 и винтовых механизмов 16 гидроманипуляторов 15 задней опоры 12 универсального ТУА.
После совмещения стартовых опор РКН и ПС гидроманипуляторы 15 опускают РКН на ПС и удерживают ее до захвата РКН средствами ветрового удержания стартового комплекса.
Далее захваты транспортировочных цапф 22 отводят от РКН винтовыми механизмами 16 гидроманипуляторов 15 задней опоры 12 универсального ТУА, и Y-образная рама-стрела 3 опускается в исходное положение на железнодорожные тележки 4 гидродомкратом 8.
Гидроцилиндр 10 отсоединяет проушины 11 гидродомкрата 8 от проушин 2 закладных частей стартового сооружения и устанавливает гидродомкрат 8 в транспортное положение.
Затем рассоединяются проушины 6 Y-образной рамы-стрелы 3 и проушины ПС 1, после чего универсальный ТУА может занять исходную позицию в МИКе.
Транспортно-установочный агрегат универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса, включающего стартовое сооружение с пусковым столом, содержащий железнодорожные тележки с микроприводом, состоящую из балок раму-стрелу с установленными на ней опорами для укладки изделия, гидродомкрат подъема рамы-стрелы, состоящий из телескопических гидроцилиндров с проушинами, верхние части которых закреплены на раме-стреле, отличающийся тем, что рама-стрела выполнена Y-образной, установлена на железнодорожные тележки с микроприводом и снабжена проушинами, взаимодействующими с проушинами, которыми оснащен пусковой стол, верхние части телескопических гидроцилиндров гидродомкрата подъема рамы-стрелы шарнирно подвешены между балок раздвоенной хвостовой части рамы-стрелы, а проушины их нижних частей взаимодействуют с проушинами, которыми оснащено стартовое сооружение, при этом задняя опора для укладки изделия выполнена в виде двух параллельных балок с направляющими, симметрично установленных относительно продольной оси рамы-стрелы поперек балок раздвоенной хвостовой части рамы-стрелы, на направляющих которых с возможностью возвратно-поступательного перемещения, осуществляемого посредством винтовых механизмов, смонтированы гидроманипуляторы, состоящие из тележек с установленными на них тягами-гидроцилиндрами, стрелами и рукоятями с траверсами и захватами транспортировочных цапф изделия, причем гидросистемы обоих манипуляторов выполнены с возможностью образования гидравлического шарнира.