Золоминеральный состав для оснований дорожных одежд
Изобретение относится к области строительства, конкретно к золоминеральным составам для оснований дорожных одежд, и может быть использовано в дорожном строительстве. Золоминеральная смесь в качестве наполнителя содержит песок фр. до 3 мм, отсев щебеночного производства фр. до 10 мм, в качестве золы - золу от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 200-300 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м3, содержанием SiO2 - 50-60% и рН 12-13,5, в качестве связующих - битум и цемент. Соотношение компонентов, мас.%: песок фр. до 3 мм - 10-18; отсев щебеночного производства фр. до 10 мм - 10-15; зола от сжигания осадка сточных вод - 35-55; нефтяной дорожный битум - 5-10; портландцемент не ниже 400 - 6-12; вода - 15-20% от массы смеси. Технический результат - расширение сырьевой базы дорожного строительства за счет утилизации золы от сжигания осадка сточных вод в золоминеральной смеси. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области строительства, конкретно к золоминеральным составам для оснований дорожных одежд, и может быть использовано в дорожном строительстве.
При строительстве дорог необходимо в больших объемах иметь сырье, являющееся основой составов, обеспечивающих заданные требования к дорожным одеждам.
В частности, в качестве минерального сырья может быть использована зола, которая в больших объемах производится в результате сжигания осадка сточных вод.
Актуальность использования золы в дорожном строительстве усиливается тем, что эту золу в настоящее время бесполезно утилизируют путем складирования на полигонах. Содержание таких полигонов требует высоких материально-технических затрат. Зола содержит соли тяжелых металлов, которые в несвязанном состоянии выщелачиваются в окружающую среду и нарушают требования по обеспечению экологической безопасности.
В связанном состоянии эти соли выносятся в окружающую среду в объемах, не превышающих допустимые нормы.
Известен состав для устройства оснований дорожных одежд (патент РФ №2246571), включающий в качестве вяжущего минеральные вещества. Этот состав включает щебень шлаковый и продукты распада шлака, при этом в качестве минерального вяжущего он дополнительно содержит застабилизированный шлак от производства рафинированного феррохрома (РФХ) при следующих соотношениях компонентов, мас.%: щебень шлаковый 10-70 мм - 30-40; продукты распада шлака РФХ 0-70 мм - 20-30; застабилизированный шлак РФХ 0-10 мм - 25-35; вода - остальное.
Применение этого состава в дорожном строительстве обеспечивает повышение первоначальной прочности состава для устройства оснований дорожных одежд, ограничение вымывания и аэрации из состава мелкодиспесных продуктов распада шлака.
Недостатком этого состава является то, что в качестве минерального вяжущего используются различные модификации шлака, являющегося отходом малотоннажного производства, размещение которого не всегда адекватно местам строительства дорог. Такой шлак необходимо иметь и доставлять на строительство дороги в больших объемах, что связано с высокими материально-техническими затратами.
Известен состав для изготовления автоклавного золопенобетона (патент РФ №2256632), который может быть использован для изготовления изделий в промышленном и гражданском строительстве.
Этот состав включает цемент, известь, воду и пенобетонообразующую добавку, а в качестве наполнителя содержит песок и золу от сжигания осадка сточных вод при следующем соотношении компонентов, мас.%: цемент 28,7-33,5, известь 4,6-7,6, песок 17,5-18,1, зола 17,5-18,1, пенообразующая добавка 0,32-0,33, вода 26,57-27,81.
Недостатком этого состава является то, что для изготовления строительных изделий необходимо формировать и обрабатывать изделия в автоклавах. Этот технологический процесс требует дорогостоящего оборудования и больших материально-технических затрат для использования при изготовлении дорожных одежд.
Кроме того, этот состав предусматривает использование относительно низкого процента золы, что снижает величину объемов золы, подлежащей утилизации, и экономическую эффективность утилизации золы.
Наиболее близким по техническому решению, принятым за прототип, является золоминеральная смесь для оснований дорожных одежд и способ ее приготовления (патент РФ №2135681). Эта смесь в качестве наполнителя содержит щебень строительный фракции 5-60 мм и отходы щебеночного производства фракции 0-5 мм, в качестве золы - золу-унос от сжигания каменных углей, а в качестве извести отходы известкового производства - известь-пушонку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- щебень строительный фр. 5-60 мм - 18-27;
- отходы щебеночного производства фр. 0-5 мм - 23-33;
- зола-унос от сжигания каменного угля - 33-45;
- отходы известкового производства - известь-пушонка - 4-12;
- подмыльный щелок - 8-13.
Недостатками описанного выше золоминерального состава являются:
- относительно малое количество золы с позиции ее утилизации, включенное в состав золоматериала;
- недостаточное количество связующих, препятствующих выщелачиванию солей тяжелых металлов из дорожной одежды в окружающую среду в начальный период строительства.
Задачей настоящего изобретения является создание золоминеральной смеси для строительного материала, применяемого в дорожном строительстве, при условии обеспечения утилизации золы, полученной от сжигания осадка сточных вод, и расширения сырьевой базы для строительства дорог.
Поставленная задача решается тем, что смесь в качестве наполнителя содержит песок фр. до 3 мм, отходы щебеночного производства фр. до 10 мм, в качестве золы - золу от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 200-300 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м3, содержанием SiO2 - 50-60% и рН 12-13,5, а в качестве связующих - битум и цемент при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- песок фр. до 3 мм - 10-18;
- отсев щебеночного производства фр. до 10 мм - 10-15;
- зола от сжигания осадка сточных вод - 35-55;
- нефтяной дорожный битум - 5-10;
- портландцемент не ниже 400 - 6-12;
- вода 15-20% от массы смеси.
При транспортировке влажность золы должна составлять не более 20%.
Новыми отличительными признаками заявленного изобретения являются:
- Увеличение содержания золы от сжигания осадка сточных вод до 35-55%, что позволяет увеличить объемы утилизации золы, производящейся в избыточных количествах.
- Использование в качестве наполнителей песка фр. до 3 мм 10-18% и отходов щебеночного производства фр. до 10 мм - 12-15%, обеспечивающих необходимую прочность основания дорожной одежды.
- Включение в состав золоминерального материала битума по массе от 5 до 10% позволяет заполнить микропоры материала, повысить его водостойкость и, как следствие, его устойчивость при изменении температуры окружающей среды: стойкость при замораживании и размораживании.
- Использование в качестве связующего в предлагаемой смеси от 6 до 12% цемента. Цемент обеспечивает повышение прочности материала, а также способствует адсорбции и связыванию ионов тяжелых металлов, предотвращая их выщелачивание в окружающую среду и нарушение экологической безопасности.
Кроме того, предложенное количество цемента в составе золоминеральной смеси способствует активизации возникновения связующих свойств смеси зола-цемент, формированию структуры золоминерального материала и получению монолитной массы, что обуславливает повышение долговечности основания дорожной одежды.
- В составе предложенного материала отсутствуют известь и щелочь. Вяжущие свойства обеспечивает цемент, а водостойкость - битум.
Техническим результатом изобретения является утилизация золы, полученной в результате сжигания осадка сточных вод, при изготовлении дорожных строительных материалов, и расширение сырьевой базы для дорожного строительства.
Вследствие этого уменьшается расход ресурсов, связанных со складированием золы на полигонах: выделение площадей и обслуживание полигонов (доставка золы, проведение экологических измерений, поддержания полигонов в рабочем состояния и др.).
Технический результат обеспечивается путем введения в состав золоминеральной смеси 35-55% золы от сжигания осадка сточных вод, наполнителей в виде песка, щебня и битума для повышения прочности материала и его устойчивости при изменении температуры и влажности окружающей среды, а также цемента для придания золоматериалу долговечности, связывания ионов тяжелых металлов и предотвращения их выщелачивания в окружающую среду.
По сведениям, имеющимся у авторов, приведенные отличительные признаки являются новыми и в технической литературе не представлены. Совместное их применение в заявленной полезной модели позволяет получить требуемый положительный технический результат.
Изготовление смеси осуществляется следующим образом.
Смешение всех 5 компонентов производится в три стадии.
Первая стадия смешения включает дозированную подачу из отдельных четырех бункеров на горизонтальный транспортер соответственно песка, отходов щебеночного производства, золы от сжигания осадка сточных вод и цемента.
На второй стадии производства выполняется пересыпание и перемешивание массы четырех минеральных компонентов в смесителе, добавление дозированного объема битума, непрерывное перемешивание всей массы до получения требуемой консистенции золоминеральной смеси.
На третьей стадии в работающий смеситель добавляется необходимый объем воды, после чего смесь готова к укладке.
Работы выполняется при положительной температуре окружающей среды.
Из смесителя готовая масса золоминеральной смеси загружается в самосвал и доставляется к подготовленному месту укладки. Затем производится укладка золоминеральной смеси, уплотнение, выдержка и, при необходимости, последующая укладка асфальтовой смеси в качестве покрытия дорожной одежды. В течение 20-30 суток золоминеральная масса набирает заданную рецептурой прочность и превращается в монолит. Толщина основания дорожной одежды составляет 18-25 см и укладывается в один прием.
В соответствии с полезной моделью были изготовлены три различных состава золоминеральной смеси - СЗМ-1, СЗМ-2, СЗМ-3.
Для приготовления предлагаемых золоминеральных смесей были использованы компоненты, соответствующие требованиям ГОСТов и СНиП:
- песок фр. до 3 мм по ГОСТ 8736-93;
- отходы щебеночного производства 2 класса повышенной крупности по ГОСТ 8736-93;
- нефтяной дорожный битум;
- портландцемент не ниже 400 по ГОСТ 10178-85;
- вода по ГОСТ 23732-79.
Для составления золоминеральной смеси в качестве золы была использована зола от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 250 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м3 и рН 12-13,5, а в качестве связующих - битум и цемент.
Определение физико-механических показателей образцов золоминеральных смесей (СЗМ-1, СЗМ-2, СЗМ-3) проводилось после 30-суточного хранения во влажных условиях.
Характеристики золоминеральных смесей СЗМ-1, СЗМ-2 и СЗМ-3 представлены в табл.1 и 2.
Из анализа данных табл.1 и 2 следует, что предлагаемые составы СЗМ-1, СЗМ-2 и СЗМ-3 по своим физико-механическим показателям отвечают требованиям, предъявляемым к материалам для оснований дорожных одежд.
В связи с этим предложенные материалы могут быть использованы для изготовления оснований дорожных одежд, в частности лесовозных дорог, обеспечивая необходимые модуль упругости в пределах 100-120 МПа, прочность на сжатие в пределах 1-7 МПа, на растяжение в пределах 0,5-1,2 МПа и коэффициент морозостойкости в пределах 0,65-0,8.
По своему составу материал по сравнению с прототипом отличается увеличенным содержанием золы и вследствие этого имеет повышенную утилизационную емкость.
Таблица 1 | ||||||||
№ составов | Марка материала | Модуль упругости, МПа | Состав смеси в % по массе | Вода (% от массы смеси) | ||||
Песок | Отсев щебен. произв. | Зола | Нефтяной битум | Портланд цемент | ||||
СЗМ-1 | К-45 | Е 200-450 | 16-18 | 10-12 | 35-40 | 8-10 | 6-7 | 15-20 |
СЗМ-2 | К-55 | Е 450-550 | 12-16 | 12-13 | 40-50 | 6-8 | 7-10 | 15-20 |
СЗМ-3 | К-65 | Е 550-650 | 10-12 | 13-15 | 50-55 | 5-6 | 10-12 | 15-20 |
Таблица 2 | |||
Наименование показателей | СЗМ-1 | СЗМ-2 | СЗМ-3 |
Предел прочности при сжатии образцов в возрасте 30 суток МПа | 2-1 | 4-2 | 7-4 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов в возрасте 30 суток МПа, не менее | 0,5 | 0,7 | 1,2 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,55 | 0,65 | 0,8 |
Применение предложенного материала позволяет обеспечить утилизацию золы, получаемой в результате сжигания осадка сточных вод, и расширение сырьевой базы для дорожного строительства.
Кроме того, использование предложенного материала на основе золы от сжигания сточных вод позволяет уменьшить расход ресурсов, связанных со складированием золы на полигоне, которое осуществляется в настоящее время.
Заявленное техническое решение может быть реализовано в строительстве оснований дорог при использовании доступных материалов, типового оборудования и агрегатов.
Золоминеральная смесь для оснований дорожных одежд, включающая наполнитель, золу и связующие, отличающаяся тем, что смесь в качестве наполнителя содержит песок фр. до 3 мм, отсев щебеночного производства фр. до 10 мм, в качестве золы - золу от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 200-300 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м3, содержанием SiO2 - 50-60% и рН 12-13,5, а в качестве связующих - битум и цемент при следующем соотношении компонентов, мас.%:
песок фр. до 3 мм | 10-18 |
отсев щебеночного производства фр. до 10 мм | 10-15 |
зола от сжигания осадка сточных вод | 35-55 |
нефтяной дорожный битум | 5-10 |
портландцемент не ниже 400 | 6-12 |
вода, % от массы смеси | 15-20 |