Автоматизированная информационная система для создания авиационной рекламы

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области информационных технологий, а именно к информационно-коммуникационным системам. Техническим результатом является повышение быстродействия и достоверности получаемой информации, в частности авиационной рекламы. Система содержит информационную сеть, выполненную в виде связанных между собой каналами связи блоков. Система содержит блок финансового маркетинга, блок управления, базу данных авиационных фирм и компаний, блоки данных информационного маркетинга в печати, на телевидении, на радио, блоки данных по состоянию аэропортов, состоянию страховых компаний, информационного маркетинга туристических компаний, экспертную систему, последовательно соединенные командно-организационный блок, блок сертификации и терминалы пользователей сети. Блок управления состоит из последовательно связанных блока финансового обеспечения, блока выработки решений, блока сопоставления и оценки информации. Последовательно соединены в цепь командно-организационный блок (КОБ), блок сертификации и терминал пользователей сети, КОБ связан с выходом БВР. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области авиационных информационно-коммуникационных систем, а именно к системам управления качеством на основе сбора информации, ее обработки и принятия решений с помощью электронно-вычислительных комплексов (ЭВК) при производстве рекламы.

Заявляемое техническое решение может быть использовано для повышения достоверности оценки информации, принятия командного решения, а также для создания новых и управления действующими информационными агентствами (ассоциациями), для налаживания рекламного взаимодействия, решения их актуальных проблем.

Известны информационные сети, предназначенные для решения проблем организации и осуществления рекламы, распределения информационных потоков между пользователями, проведения социологических исследований (Патенты РФ №2121169, кл. G09F 27/00, 1998; №2119268, кл. G09F 9/00, 1996; Полезная модель №10276, кл. G09F 9/00, 1998).

Практически все информационные сети имеют вычислительный комплекс, каналы связи, блоки управления, передачи и приема информации.

Недостатками указанных сетей является узкая область применения, в частности, неприменимость их функциональной схемы в системах управления качества в авиации и транспорте.

Известна информационная сеть (ИС) системы управления (Кафаров В.В., Дорохов И.Н. «Введение в системный анализ и моделирование химико-технологических процессов и систем», М., МХТИ, 1984, с. 5-76), состоящая из вычислительного комплекса на основе ЭВМ, системы терминалов, связанных с различными базами данных (БД) и иными источниками информации, а также командными устройствами и функциональными блоками различного назначения. К числу БД и командных устройств относятся, в частности, системы, отслеживающие юридические, финансовые, кадровые и иные вопросы, а также вопросы оперативного руководства и деятельности организаций.

Недостатком данной информационной сети - системы управления является ее недостаточная достоверность информации и гибкость, не позволяющая осуществлять своевременные коррективы в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и юридической базы, налаживаемость взаимосвязи на межрегиональных и международных уровнях.

Прототипом заявляемого решения является информационная система (Полезная модель №14093 от 23.11.1999, кл. G11B 5/00), включающая в себя вычислительный комплекс, блоки данных, содержащих финансовую, конъюнктурную и технологическую информацию, связанные системой обратной связи с исполнительными структурами, блок управления и блок обеспечения, связанные между собой каналами передачи информации. Блок управления состоит из блоков сопоставления и оценки информации, блока выборки решений и блока финансового обеспечения. Сеть содержит блок экспертной оценки, связанный каналами обратной связи с блоком выработки решений и блоком финансового обеспечения, командно-организационный блок, связанный, в свою очередь, с блоками сертификации, подготовки кадров и периферийными исполнительными структурами, а также связанные с блоком управления и соответствующими блоками данных, блоки технологического, регионального или финансового маркетинга. Информационная система выполнена в виде связанных между собой каналами связи децентрализованных комплексов.

Однако недостатком прототипа является его ограниченная достоверность информации рекламы, не позволяющая получать точные сведения авиационной рекламы в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и юридической базы.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в повышении достоверности авиационной рекламы за счет создания автоматизированной информационной системы на основе ЭВМ, связанной экспертной системы с расширенной базой знаний, гибкого оперативного решения проблемы, задач по синтезу новых сведений, не содержащихся в базе данных в явной форме, путем выявления критериев, учитывающих безопасность полетов, нестандартные ситуации в виде статистических данных.

Кроме того, основной функцией заявляемой системы является выявление элементов информационного массива, который отвечает на информационный запрос.

Существенные признаки.

Для достижения указанного технического результата в автоматизированной информационной системе создания авиационной рекламы, содержащей информационную сеть, выполненную в виде связанных между собой каналами связи децентрализованных подсистем на основе вычислительного комплекса, базы данных авиационных фирм и компаний (БД АФК), представляющих бесплатную консультацую юристов онлайн и конъюнктурную, финансовую, технологическую информацию, связанную своими входами с выходами блоков данных информационного маркетинга в печати, на телевидении, на радио и выходом - с блоком финансового маркетинга (БФМ), блоком управления (БУ), состоящим из последовательно связанных блоков финансового обеспечения (БФО), выработки решений (БВР), сопоставления и оценки информации (БСОИ), последовательно соединенные в цепь командно-организационный блок (КОБ), блок сертификации и терминал пользователей сети, связанной с выходом БВР, БФМ, связанным первым выходом с БФО и вторым выходом с БВР, введена связанная экспертная система (ЭС), выполняющая построение схем рассуждения, обеспечивающая хранение и обработку знаний, представленных логическими, продукционными и семантическими моделями, включающая процессор, базу знаний (БЗ) ЭС, блок обучения, машину логического вывода (МЛВ), содержащую интерпретатор, селектор, блок проверки двойственности и предназначенную для генерации рекомендации по решению задачи на основе заданий теории. При этом вход селектора через БЗ ЭС соединен с выходом БД АФК, взаимосвязан вторым входом с блоком обучения и третьим входом с блоком проверки двойственности. Процессор взаимосвязан с интерпретатором МЛВ и блоком обучения. Интерпретатор выполнен с входами, связанными с выходом БСОИ и выходом селектора, а выходом с БВР, используемых при формировании авиационной рекламы.

Кроме того, в информационную сеть введены блоки данных по состоянию аэропортов, состоянию страховых компаний, информационного маркетинга туристических компаний.

Для пояснения сущности изобретения на чертеже приведена функциональная схема автоматизированной информационной системы для создания авиационной рекламы, где изображены:

1 - база данных (БД) авиационных фирм и компаний (российских и иностранных);

2 - блок данных информационного маркетинга в печати (ИМП);

3 - блок данных информационного маркетинга на радио (ИМР);

4 - блок данных финансового маркетинга (БФМ);

5 - блок данных информационного маркетинга на телевидении (ИМТ);

6 - блок данных состояний страховых компаний;

7 - блок управления (БУ);

8 - блок финансового обеспечения (БФО);

9 - блок выработки решений (БВР);

10 - командно-организационный блок (КОБ);

11 - связанная экспертная система (ЭС);

12 - блок сопоставления и оценки информации (БСОИ);

13 - блок сертификации (БС);

14 - терминал пользователей сети (ТПС);

15 - база знаний ЭС (БЗ);

16 - машина логического вывода (МЛВ);

17 - интерпретатор;

18 - селектор;

19 - блок проверки двойственности;

20 - процессор;

21 - блок обучения;

22 - блок данных состояния аэропортов;

23 - блок данных информационного маркетинга туристических компаний (КМТК).

Автоматизированная информационная система для создания авиационной рекламы включает в себя информационную сеть, выполненную в виде связанных между собой каналами связи децентрализованных подсистем на основе вычислительного комплекса, базы данных авиационных фирм и компаний (БД АФК) 1, представляющую конъюнктурную, юридическую, финансовую и технологическую информацию, связанную своими входами с выходами блоков данных информационного маркетинга в печати 2, на телевидении 5, на радио 3, по состоянию аэропортов 22, страховых компаний 6, информационного маркетинга туристических компаний 23, соединенная выходом с блоком финансового маркетинга (БФМ) 4, блока управления 7, состоящего из последовательно связанных блока финансового обеспечения (БФО) 8, блока выработки решений (БВР) 9, блока сопоставления и оценки информации 12, выход БВР 9 последовательно связан с соединенными в цепь командно-организационным блоком (КОБ) 10, блоком сертификации 13 и терминалом пользователей сети 14, вход которой подключен к выходу БВР 9, БФМ 4 взаимосвязан с БФО 8 и БВР 9.

В систему введена связанная экспертная система (ЭС) 11, включающая процессор 20, базу знаний ЭС 15, блок обучения 21, машину логического вывода (МЛВ) 16, содержащую интерпретатор 17, селектор 18, блок проверки двойственности 19. При этом вход селектора 18 через БЗ ЭС 15 соединен с выходом БД АФК 1, взаимосвязан входами с блоком обучения 21 и блоком проверки двойственности 19. Процессор 20 взаимосвязан с интерпретатором 17 МЛВ 16 и блоком обучения 21. Интерпретатор 17 выполнен с входом, связанным с выходом БСОИ 12 и вторым входом, связанным с выходом селектора и выходом - с входом БВР 9.

Система работает следующим образом.

Заявленная система моделирует по совокупности элементов информационного массива определенные виды логического вывода для синтеза новых сведений, не содержащихся в этом массиве в явной форме, используемых при формировании авиационной рекламы. Благодаря этому при поиске необходимой информации отбирают такие документы из баз данных 2, 3, 5, 6, 22, 23, из содержания которых семантически следует информация, требуемая запросом от потребителя.

Реклама - процесс конечной неопределенности (Ч.Сэндидж, В.Фрайбургер, К.Ротцолл, «Реклама. Теория и практика». М., Прогресс, 1989 г.). Ее цель и роль до конца непонятны даже организациям, производящим большие финансовые затраты на рекламу. Достоверность рекламы связана со стоимостью акций владельцев фирм, учитывает уставной капитал, выпущенные акции и облигации, финансовые показатели корпораций. Реклама использует информацию о новых предложениях, заказах, скидках, информацию о покупках, потребительских запросах. Эта информация предлагает множество возможностей для маркетинга и рекламы. Большие проблемы связаны с многофункциональностью ее воздействия на потребителей рекламы. В виде носителей информации средства рекламы широко используют печать, радио, телевидение, различную видеоинформацию.

Информационная сеть (ИС) - автоматизированная информационная система осуществляет на основе хранящегося в ней массива фактических данных в БД АФК алгоритмическое решение задач по синтезу новых сведений, не содержащихся в этом массиве в явной форме. Такое алгоритмическое решение производится путем преобразования совокупностей элементов информационного массива, моделирующего логический или эвристический вывод. ИС моделируют определенные виды логического вывода. Благодаря этому при поиске отбираются такие документы, из содержания которых семантически следует информация, требуемая запросом. При этом учитываются основные факты, считающиеся известными в соответствующей предметной области.

Эти факты представляются в терминах отношений аксиом предметной области, последние служат критериями семантического соответствия.

Критерии различаются как безусловные и условные.

Безусловные критерии («да - нет») учитывают:

- безопасность полетов в виде статистических данных;

- нестандартные ситуации (статистические данные об авариях, отказах оборудования и т.д.), а также

- задержка рейсов (статистика);

- нестыковка и несогласованность транзитных рейсов (статистика);

- поддержка пассажиров в нестандартных ситуациях;

- компенсация материальных и моральных издержек и убытков.

Безусловные заявляемые критерии:

- цена билетов;

- качество обслуживания пассажиров на борту ЛА и в аэропортах;

- регулярность рейсов.

Условные критерии (в виде весовых коэффициентов) учитывают:

- комфорт пассажиров (шум в салоне, шаг кресел, оформление интерьера и т.д.);

- питание пассажиров на борту ЛА;

- обслуживание пассажиров на борту и в аэропортах;

- регулярность выполнения рейсов ЛА.

На вход информационной системы (ИС) поступает информация двух видов: информация, отражающая достигнутый уровень знаний о каком-либо классе объектов, и информация, отражающая информационную потребность потребителей. Первая информация - информационный массив (поисковый массив), вторая - информационный запрос. Основной функцией ИС является выявление элементов информационного массива, которые отвечают на запрос, предъявленный системе блоками 9, 12, 20. При этом система работает в подготовительном, консультативном или оперативном режимах.

В подготовительном режиме по предварительной команде БВР 9 через блоки БД 1, в блоках данных 2, 3, 4, 5, 6, 22, 23 идет накопление информации о необходимости существующей рекламы различного уровня и имеющейся потребности информации в конкретных регионах (пресса, радио, телевидение и др.). Накопленная информация из блоков данных 2, 3, 4, 5, 6, 22, 23 в кодированном или ином виде поступает по каналу связи через блоки БД АФК 1, БФМ 4, БУ 7 в блок БСОИ 12, где производится оценивание и сопоставление информации по критериям в заданной последовательности. При совпадении предложений и потребностей БСОИ 12 передает в БВР 9 предложения и информацию из блоков данных 2, 3, 4, 5, 6, 22, 23, которую оценивают в БФО 8, а затем соответствующий сигнал поступает в блок БВР 9, где проводится оценка ситуации с привлечением ЭС 11. В ЭС 11 определяют перспективность (признак) ситуации с привлечением данных БД 1 через блок БФМ 4 и при положительных результатах оценки сеть переводится в операционный режим.

При переводе в операционный режим направляется запрос в блоки данных 2, 3, 4, 5, 6, 22, 23 на уточнение ситуации, а в блок КОБ 10 - на выполнение дальнейшей работы системы по сертификации информации в БС 13 и осуществление мероприятий по рекламе.

При работе в консультативном режиме сеть срабатывает при поступлении внешнего запроса, поступающего в БВР 9. На базе запроса формируется команда через один из маркетинговых блоков в соответствующую базу данных. Полученная информация сопоставляется в блоке БСОИ 12 с параметрами поступившего запроса, а результаты анализа выдают пользователю сети в БС 13 через соответствующий терминал ТПС 14.

ЭС 11 включает БЗ 15, базу БД 1, процессор 20 с динамическим запоминающим устройством, соединенный с интерпретатором 17, машиной логического вывода (МЛВ) 16, интерпретатор 17 и селектор 18, блок обучения 21, блок проверки двойственности 19 в составе МЛВ 16.

БЗ 15 ЭС 11 соединена с БД 1 и соединена с селектором 18 МЛВ 16, вход блока проверки двойственности 19 соединен с селектором 18 МЛВ, выход его связан с интерпретатором 17 МЛВ.

В данной ЭС 11 реализуют выводы на основе неполной информации при эволюции систем.

ЭС 11 обладает свойством вывода следствий без наличия всей необходимой для этого информации в явном виде. ЭС 11 обладает возможностью использовать, приобретать и хранить общие и частные схемы рассуждений, построенные на не полностью доступных данных. Таким требованиям удовлетворяет программно-аппаратная система ЭС 11, способная решать классы неформализованных задач.

Основными компонентами ЭС 11 являются процессор 20, осуществляющий связь подсистем на внутреннем языке (метаязыке), МЛВ 16, обеспечивающая построение схем рассуждения, БЗ 15 ЭС для хранения и обработки знаний, представленных логическими, продукционными и семантическими моделями (факты, данные, ситуации, цифры, характеристики).

МЛВ 16 предназначена для генерации рекомендаций по решению задач на основе информации, сосредоточенной в БЗ 15 ЭС, и строится на основе теории машины Поста. Система продуцирует правила с использованием импликации:

,

где Ri - правило продукции, извлекаемое из БЗ 15 ЭС;

Ii - условие применения правила R;

Ri' - порожденное правило, которое может быть помещено либо не помещено в БЗ 15.

В процессе решения задачи в системе производится интерпретация (блок 17) (означивание) того или иного правила («если …, то …») и выполнение действий, определяемых этим правилом. Выбор (идентификация) того или иного правила основан на сопоставлении условий Ii и в общем случае приводит к нескольким правилам одновременно, т.е. порождает конфликтный набор. Разрешение конфликтного набора осуществляется селектором 18. В МЛВ 16 распознается то правило, в заключении которого содержится наиболее близкое к проблеме решение. Если посылка правила не определена, производится перебор неизвестных переменных в посылке правила применительно к новым условиям. Операция повторяется циклически до нахождения решения либо до определения неразрешимости задачи. В этом случае посылки к правилам формируются с помощью блока проверки двойственности 19, при этом двойственность решений оценки с помощью математического аппарата позволяет выйти «из себя» (из рассматриваемой задачи) и посмотреть со стороны. Затем на ЭС можно смотреть как на систему вывода следствий из данных и знаний, как на задачу эффективного выбора при диагностике объекта и ситуации. Т.е. это проверка необходимых и достаточных условий разрешимости включения вывода элемента. На основе фактов и БЗ 15 МЛВ 16 выдает заключение («сигнал комбинаций правил») выполняет задачу реализации выводов на основе неполной информации, поиск неизвестных входных переменных, обоснование полученных выводов.

Структура сети с использованием ЭС мобильна и может использоваться как для оценки сложившейся авиационной рекламы, так и для реализации технических проектов рекламы различного уровня.

Автоматизированная информационная система для создания авиационной рекламы, содержащая информационную сеть, выполненную в виде связанных между собой каналами связи децентрализованных подсистем на основе вычислительного комплекса, включающая блок финансового маркетинга (БФМ), базу данных авиационных фирм и компаний (БД АФК), представляющий конъюнктурную, юридическую, финансовую и технологическую информацию, связанную своими входами с выходами блоков данных информационного маркетинга в печати, на телевидении, на радио, и выходом - с блоком финансового маркетинга (БФМ), блок управления (БУ), состоящий из последовательно связанных блоков финансового обеспечения (БФО), выработки решений (БВР), сопоставления и оценки информации (БСОИ), последовательно соединенные в цепь командно-организационный блок (КОБ), блок сертификации и терминал пользователей сети, связанную с выходом БВР, БФМ, связанным первым выходом с БФО и вторым выходом с БВР, отличающаяся тем, что в нее введена связанная экспертная система (ЭС), выполняющая построение схем рассуждения, включающая процессор, базу знаний (БЗ) ЭС, обеспечивающую хранение и обработку знаний, представленных логическими, продукционными и семантическими моделями, блок обучения, машину логического вывода (МЛВ), содержащую интерпретатор, селектор, блок проверки двойственности, и предназначенную для генерации рекомендаций по решению задачи на основе заданной теории, при этом вход селектора через БЗ ЭС соединен с выходом БД АФК, взаимосвязан вторым входом с блоком обучения и третьим входом с блоком проверки двойственности, процессор взаимосвязан с интерпретатором МЛВ и блоком обучения, интерпретатор выполнен с входами, связанными с выходом БСОИ и выходом селектора, а выходом - с входом БВР, в информационную сеть введены блоки данных по состоянию аэропортов, состоянию страховых компаний, информационного маркетинга туристических компаний, используемых при формировании авиационной рекламы.