Композиции смазочных масел
Иллюстрации
Показать всеСущность: композиция смазочного масла включает основу смазочного масла и первичный амин, имеющий третичную С8-С20-алкильную группу, который представлен следующей общей формулой (I):
где х есть целое число от 1 до 17, у есть целое число от 1 до 17, z есть целое число от 1 до 17 и x+y+z есть целое число от 7 до 19. Композиция обладает кинематической вязкостью при 40°С от 18 до 60 мм2/с, индексом вязкости от 130 до 150 и плотностью при 15°С от 0,80 до 0,84 г·см-3. Композиция применяется в качестве масла для гидравлических систем, машинного масла, трансмиссионного масла, компрессорного масла, жидкого теплоносителя, турбинного масла и/или подшипникового масла. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности, снижение трения и воспламеняемости, увеличение энергосбережения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 табл.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к композициям смазочных масел, которые устраняют образование ила и которые обладают прекрасной стабильностью при хранении, низким трением, малыми потерями передачи давления, малыми потерями подводимого давления в трубах и низкой воспламеняемостью.
Предшествующий уровень техники
“Закон, касающийся рационализации использования энергии”, был принят на Конференции в Киото по предупреждению глобального потепления (СОР3). Так, например, 3500 предприятий по всему миру получили статус “предприятий с предписанным Энергетическим контролем по классу 1”, следствием чего явилось сбережение энергии на предприятиях и в бизнесе. Поскольку сбережение энергии означает также и снижение себестоимости, в настоящее время эта проблема решается положительным образом.
Считается, что в Японии 56% всего потребления электрической энергии связано с применением электродвигателей. Отсюда возникает потребность в значительном энергосбережении в гидравлических системах, которые используются для преобразования выходной мощности электродвигателей в давление масла.
Гидравлические системы отличаются тем, что “масло”, которое является средой для переноса движущей силы, обладает низкой сжимаемостью, благодаря чему имеется возможность применять более высокие давления и повышать выходную мощность в расчете на вес машины, причем по ряду причин, таких как легкость осуществления контроля за распределением, концентрировавшем и быстродействием движущей силы, такие масла широко используются в промышленной практике.
В Руководстве по гидравлическим жидкостям (Hydraulic Fluid Handbook), стр.31, опубликованном в 1985 г. фирмой Lubrication News Agency Co. Ltd., указывается, что потери подводимого давления в гидравлических трубах на основании теоремы Бернулли пропорциональны плотности масла как во всасывающей трубе, так и в нагнетательной трубе, в колене, патрубке или соединении. Иными словами, потери подводимого давления могут быть уменьшены снижением плотности, если кинематическая вязкость и трубы остаются теми же, причем было также показано, что в то же самое время снижением плотности можно добиться повышения скорости потока. Кроме того, поскольку потери подводимого давления в гидравлических трубах превращаются в тепло, звук и т.д., предполагается, что генерирование тепла и шума также подавляются снижением плотности. Поскольку уменьшенное трение также способствует сбережению энергии, имеется потребность в такой антифрикционной способности, при которой не возникает залипаний при скольжении, обусловленных фрикционными характеристиками контакта типа сталь-сталь.
Конструкция и размер насоса сильно влияют на эффективность гидравлической системы. По этой причине в промышленных кругах сконцентрировались усилия в направлении повышения эффективности насосов. Наряду с этим, в последние годы был осуществлен прогресс в направлении даже еще более высоких давлений с целью повышения кпд преобразования гидравлической энергии и снижения потерь подводимого давления.
До настоящего времени исследователи не сосредоточивали своего внимания на свойствах жидкостей кроме тех свойств, которые влияют на насос, например на введение в универсальные гидравлические жидкости модификаторов трения. Действительно, в этом отношении в промышленности не было разработано каких-либо стандартных методологий для измерения энергетической эффективности гидравлической системы.
Согласно научной статье, выпущенной фирмой Degussa-Rohmax Oil Additives (Placek, Herzog, Neveu, 23.01.2003), было показано, что жидкости с высоким индексом вязкости (универсальные масла или HVI-масла) более энергетически эффективны, чем масла с низким индексом вязкости. Экономия имеет место в условиях пуска, поскольку в этом случае рабочая вязкость достигается при более низких температурах. При более высоких температурах (80-100°С) HVI-масла также способствуют энергосбережению до 20% благодаря повышенной скорости потока по сравнению со стандартными жидкостями.
Настоящее изобретение создает неожиданным образом возможность сбережения энергии путем улучшения рабочих характеристик обычных масел для гидравлических систем в качестве гидравлических сред, направленного на повышение эффективности передачи гидравлической энергии.
Раскрытие сущности изобретения
В связи с этим, настоящее изобретение предлагает композицию смазочного масла, включающую основу смазочного масла, которая (композиция) имеет кинематическую вязкость при 40°С от 18 до 60 мм2/с, индекс вязкости от 130 до 150 и плотность при 15°С от 0,80 до 0,84 г·см-3.
В июне 2002 г. было пересмотрено японское противопожарное законодательство, в результате чего некоторые смазочные масла с температурой вспышки 250°С или выше были переквалифицированы в “условно воспламеняющийся материал класса жидкостей” и было значительно упрощено законодательство, касающееся их хранения и обращения с ними. На этом основании затраты на работу со смазочными нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки 250°С или выше, были значительно снижены и, кроме того, поскольку эти нефтепродукты обладают также более высокими пожарными характеристиками, со стороны потребителей наблюдается высокий спрос на смазочные нефтепродукты с высокой температурой вспышки.
В одном из предпочтительных воплощений настоящего изобретения предлагается композиция смазочного масла, в которой не только снижена плотность приблизительно на 10% по сравнению с коммерческими индустриальными смазочными нефтепродуктами, что неожиданным образом привело к эффекту энергосбережения, но которая имеет также температуру вспышки, измеренную в соответствии с JIS К 2265, равную, по меньшей мере, 250°С, путем использованием базового масла с узкими пределами кипения.
Однако базовые масла с узкими пределами кипения, имеющие высокую для промышленных смазочных нефтепродуктов температуру вспышки, сильно отличаются в отношении распределения молекулярных масс от обычных используемых в промышленности базовых масел и содержание в них высокомолекулярных углеводородных компонентов очень невелико. Отсюда очень низкая растворимость в них присадок для смазочных масел, которые регулируют различные аспекты рабочих характеристик, и нежелательное помутнение и образование осадков, в результате чего такие материалы не могут применяться в качестве индустриальных смазочных масел.
Тем не менее, такие базовые масла в последние годы используются в автомобильных смазочных маслах типа моторных масел и смазочных масел для автоматической коробки передач. Эти смазочные нефтепродукты включают в себя высокомолекулярные беззольные диспергенты, такие как диспергенты на основе амида янтарной кислоты, в количествах от 1 до 10 вес.%. Поскольку в результате этого различные присадки к смазочным маслам диспергируются в базовом масле с узкими пределами кипения, особых проблем в отношении растворимости не существует.
Однако используемые в автомобильных смазочных маслах высокомолекулярные беззольные диспергенты не могут быть использованы в гидравлических системах даже в концентрациях ниже 1%, например 0,1%, из-за возникновения эмульсии в присутствии воды, что является нежелательным свойством.
В настоящем изобретении растворимость, низкофрикционные свойства и противокоррозионные свойства при использовании определенного базового масла с узкими пределами кипения в индустриальных смазочных маслах с целью повышения энергосбережения, которое (масло) имеет высокую температуру вспышки, могут быть неожиданным образом значительно улучшены при использовании определенного аминного соединения. Кроме того, как указывалось выше, данная композиция смазочного масла обеспечивает повышение эффективности передачи гидравлической энергии.
В выкладке на выдачу патента в Японии Н8-134488 раскрыта композиция смазочного масла, где к основе смазочного масла был добавлен алкиламин. Однако в качестве алкильных групп раскрыты насыщенные или ненасыщенные нормальные алкильные группы и отсутствует раскрытие разветвленных трет-алкильных первичных аминов, используемых в композициях смазочных масел настоящего изобретения. Кроме того, в указанном документе раскрыто только то, что для базового смазочного масла предпочтительно масло с кинематической вязкостью ISO VG10-220 (40°С).
В выкладке на выдачу патента в Японии H11-71330 раскрыты смесь разветвленных трет-алкильных первичных аминов и способ их получения. Раскрыто, что такой амин является полезным в качестве полифункциональной добавки для топлив, смазочных масел и красок, но в этом раскрытии не упоминается основа смазочного масла настоящего изобретения.
В выкладке на выдачу патента в Японии 2001-172659 раскрыта композиция гидравлического масла для амортизаторов, в которой в основу смазочного масла включены алифатические амины с С12-С14-алкильными группами и/или алкенильными группами, но в этой заявке не раскрыты разветвленные третичные алкильные группы настоящего изобретения. В ней описано, что используемой основой смазочного масла является предпочтительно базовое масло, у которого минимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 8 мм2/с и более, желательно 10 мм2/с, а максимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 60 мм2/с и более желательно 40 мм2/с. Раскрыто также то, что в целях того, чтобы по возможности свести к минимуму изменение демпфирующей силы, предпочтителен индекс вязкости не ниже 80 и, более предпочтительно, по меньшей мере, 95, но в этой заявке не раскрыта основа смазочного масла настоящего изобретения.
В выкладке на выдачу патента в Японии 2001-172660 раскрыта композиция гидравлического масла для амортизаторов, в которой в основу смазочного масла включен алифатический амин, имеющий алкильные группы и/или алкенильные группы с 3-6 атомами углерода, но в этой заявке не раскрыты разветвленные третичные алкильные группы настоящего изобретения. Описано также, что используемой основой смазочного масла является предпочтительно базовое масло, у которого минимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 8 мм2/с и более желательно 10 мм2/с, а максимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 60 мм2/с и более предпочтительно 40 мм2/с. Раскрыто также то, что в целях того, чтобы по возможности свести к минимуму изменение демпфирующей силы, предпочтителен индекс вязкости не ниже 80 и, более желательно, по меньшей мере, 95, но в этой заявке не раскрыта основа смазочного масла настоящего изобретения.
В выкладке на выдачу патента в Японии 2002-194376 раскрыта композиция гидравлического масла для амортизаторов, в которой в основу смазочного масла включен первичный алифатический амин, такой же как амин в настоящем изобретении, но на основу смазочного масла не накладывается никакого ограничения, в результате чего может быть использована любая основа при условии, что ее обычно используют в качестве основы смазочного масла. Как указано выше, раскрыто масло, у которого минимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 8 мм2/с и более желательно 10 мм2/с, а максимальное значение кинематической вязкости при 40°С равно преимущественно 60 мм2/с и более предпочтительно 40 мм2/с. В целях того, чтобы по возможности свести к минимуму изменение демпфирующей силы, предпочтителен индекс вязкости не ниже 80 и, более предпочтительно, по меньшей мере, 95, но в этой заявке отсутствует раскрытие того факта, что индекс вязкости равен, по меньшей мере, 130 и плотность не превышает 0,84 г·см-3, так как это имеет место в случае основы смазочного масла настоящего изобретения.
Раскрытие сущности изобретения
Настоящее изобретение предлагает композицию смазочного масла, для которой образование ила подавляется даже в случае включения обычных присадок для смазочного масла, и которая обладает великолепной стабильностью при хранении, которая обладает низкофрикционными свойствами, с которой потери при передаче давления невелики, с которой потери подаваемого давления в трубах невелики и которая обладает низкой воспламеняемостью.
В одном из предпочтительных воплощений настоящее изобретение предлагает композицию смазочного масла, включающую основу смазочного масла, которая имеет кинематическую вязкость при 40°С от 18 до 60 мм2/с, индекс вязкости от 130 до 150, плотность при 15°С от 0,80 до 0,84 г·см-3 и температуру вспышки, измеренную в соответствии с JIS К 2265, не ниже 220°С.
В одном из предпочтительных воплощений настоящего изобретения композиция смазочного масла может дополнительно включать первичный амин, имеющий третичную С8-С20-алкильную группу, который может быть представлен следующей общей формулой (1):
где х есть целое число от 1 до 17, у есть целое число от 1 до 17, z есть целое число от 1 до 17 и x+y+z есть целое число от 7 до 19.
Композиция смазочного масла настоящего изобретения может с успехом иметь от 0,001 до 5 вес. частей первичного амина, представленного общей формулой (1), в смеси со 100 вес. частями композиции смазочного масла.
Настоящее изобретение дополнительно предлагает масло для гидравлических систем, инструментальное масло, трансмиссионное масло, компрессорное масло, турбинное масло, подшипниковое масло и жидкий теплоноситель, где в композицию смазочного масла настоящего изобретения вводятся присадки для смазочных масел.
Компонентом основы смазочного масла, из которого состоит композиция смазочного масла настоящего изобретения, является базовое масло, которое содержит углеводороды на основе нефти и/или синтетические углеводороды.
В одном из предпочтительных воплощений композиции смазочного масла настоящего изобретения имеют одни и те же кинематическую вязкость, индекс вязкости, плотность и температуру вспышки основы смазочного масла по причине решающего эффекта, производимого содержащимся в них базовым маслом.
Таким образом, в том, что касается свойств используемой в настоящем изобретении основы смазочного масла, кинематическая вязкость при 40°С, измеренная на основе метода тестирования, изложенного в JIS К 2283, обычно лежит в пределах от 18 до 60 мм2/с, предпочтительно от 25 до 53 мм2/с и, более предпочтительно, от 28 до 51 мм2/с. Если кинематическая вязкость при 40°С превышает 60 мм2/с, то в этом случае, даже если плотность невысока, потери подводимого давления в трубах гидравлического оборудования будут значительными и эффективность энергосбережения неизбежно будет плохой. Если же кинематическая вязкость ниже 18 мм2/с, то в этом случае не только невозможно сохранить температуру вспышки равной, по меньшей мере, 250°С, но для некоторых типов оборудования возникнут проблемы с износостойкостью, что является нежелательным.
Далее, в ряду значений вязкости индустриальных смазочных масел упоминаемая здесь кинематическая вязкость при 40°С соответствует ISO VG32 и ISO VG46, как это определено в ISO 3448 и ASTM 2422.
В том, что касается индекса вязкости, высокий индекс вязкости означает малую температурную зависимость вязкости смазочного масла. Например, температура масла для гидравлических систем при первом запуске гидравлического оборудования является низкой и, в то время как гидравлическое масло, обладающее низким индексом вязкости, будет иметь при низкой температуре высокую вязкость, гидравлическое масло, обладающее высоким индексом вязкости, будет в этом случае иметь низкую вязкость, в результате чего имеется возможность снижения потребления энергии при запуске.
Теперь, в том, что касается свойств смазочного базового масла, используемого в настоящем изобретении, индекс вязкости по JIS К 2283 обычно составляет от 130 до 150, предпочтительно от 132 до 150 и, наиболее предпочтительно, от 135 до 150.
Например, в том случае, когда кинематическая вязкость при 40°С равна 46 мм2/с, а индекс вязкости равен 110, кинематическая вязкость при 10°С равна 283,06 мм2/с, в то время как, если индекс вязкости равен 130, кинематическая вязкость при 10°С равна 250,1 мм2/с и, если индекс вязкости равен 135, она равна 242,98 мм2/с, а вязкость при комнатной температуре резко меняется в соответствии с индексом вязкости и, поскольку потребление электроэнергии также повышается в соответствии с кинематической вязкостью, высокий индекс вязкости будет также желательным для снижения потребления энергии при пуске.
В настоящем изобретении плотность при 15°С основы смазочного масла, измеренная по методу для измерения плотности смазочного масла в соответствии с JIS К 2249, обычно составляет от 0,80 до 0,84 г·см-3, предпочтительно от 0,81 до 0,84 г·см-3, более желательно от 0,815 до 0,835 г·см-3 и, наиболее желательно, от 0,820 до 0,830 г·см-3.
Далее, гидравлическое оборудование обычно работает при температуре масла от 40 до 60°С, но в случае плотности при 15°С равной 0,84 г·см-3 плотность, рассчитанная с использованием метода расчета плотности, указанного в JIS К 2249, при 40°С равна 0,8233 г·см-3, при 50°С равна 0,8167 г·см-3 и при 60°С равна 0,8100 г·см-3 и, таким образом, плотность при 40°С предпочтительно не превышает 0,8167 г·см-3, плотность при 50°С предпочтительно не превышает 0,8167 г·см-3 и плотность при 60°С предпочтительно не превышает 0,8100 г·см-3.
Далее, поскольку композиция смазочного масла, которая обладает низкофрикционными свойствами, способствует сбережению энергии, предпочтительно иметь такие низкофрикционные свойства, при которых бы не возникали залипания при скольжении, обусловленные фрикционными характеристиками контакта типа сталь-сталь.
В том, что касается температуры вспышки, температура вспышки основы смазочного масла при ее измерении с использованием формулы Кливленда в соответствии с JIS К 2265 обычно не ниже 220°С, предпочтительно не ниже 250°С, более предпочтительно не ниже 252°С и, даже еще более предпочтительно, не ниже 256°С.
Поскольку параллельные допуски в закрытом помещении, в соответствии с JIS К 2265, составляют 8°С, значение не менее 258°С является наиболее желательным для обеспечения реальной температуры вспышки, равной, по меньшей мере, 250°С. В высшей степени желательна температура вспышки 258-272°С, измеренная в соответствии с JIS К 2265.
В Японском противопожарном законодательстве, пересмотренном в июне 2002 года, некоторые из стандартизованных по классу 4 нефтепродуктов с температурой вспышки 250°С или выше классифицируются как условно воспламеняющиеся материалы или воспламеняющиеся жидкости и правила по обращению с опасными материалами для этих материалов были значительно упрощены, благодаря чему температура вспышки 250°С или выше является желательной.
С другой стороны, считается, что материал с температурой вспышки 278°С или выше не подпадает под классификацию опасных материалов.
Стабильность при хранении композиции смазочного масла является существенной для обеспечения полезных технических характеристик индустриального смазочного масла. С другой стороны, в прецизионных гидравлических системах могут возникать трудности, например в случае композиций смазочного масла, в которых возникает мутность или выпадение осадка. В настоящем изобретении могут быть с успехом использованы любые из основ смазочных масел нефтяного происхождения, которые обладают названными выше свойствами. Однако в случае базовых масел, получаемых с помощью очистки растворителями, или базовых масел гидроочистки названные свойства обычно недостижимы.
Базовые масла с узкими пределами кипения с очень узким распределением молекулярной массы углеводородов можно называть базовыми маслами, которые соответствуют указанным выше условиям.
Тремя типами базовых масел с узкими пределами кипения, которые могут быть с успехом использованы в настоящем изобретении, конкретно являются:
(1) высокогидрогенизированные базовые крекинг-масла, которые имеют индекс вязкости не ниже 130 (обычно от 145 до 155), получаемые в процессе гидрокрекинга (каталитического крекинга) исходного материала, которым является отделяемый при депарафинизации растворителями парафиновый гач, в присутствии катализатора, в процессе чего нормальные парафины изомеризуются в разветвленные парафины;
(2) основания смазочных масел, которые имеют индекс вязкости не ниже 130 (обычно от 145 до 155), получаемые при производстве тяжелых нормальных углеводородов в процессе Фишера-Тропша, в котором используются водород и оксид углерода, получаемые газификацией (частичным окислением) природного газа (метана и т.д.), с последующим введением этого материала в процесс каталитического крекинга и изомеризации, как описано выше; и
(3) синтетические углеводородные масла на основе олефиновых олигомеров (индекс вязкости, по меньшей мере, 130), получаемые гомополимеризацией или сополимеризацией мономеров, выбираемых из нормальных иди разветвленных олефиновых углеводородов, имеющих от 5 до 15 и преимущественно от 8 до 12 атомов углерода, которые могут быть, например, получены от фирм Esso Mobil Co., BP Amoco Co., Chevron Texaco Co и Fortram Co.
Базовое масло, полученное в процессе Фишера-Тропша, может быть любым базовым маслом процесса Фишера-Тропша, как раскрыто, например, в ЕР А-776959, ЕР А-668342, WO A-9721788, WO 0015736, WO 0014788, WO 0014787, WO 0014183, WO 0014179, WO 0008115, WO 9941332, EP 1029029, WO 0118156 и WO 0157166.
В настоящем изобретении названные три типа базового масла с узкими пределами кипения используют для обеспечения предписанной вязкости по отдельности или в виде смесей.
Такие масла с узкими пределами кипения обладают особенно хорошей стойкостью к испарению. Например, когда приготовляется образец масла ISO VG32, в соответствии с классификацией вязкости, путем смешения названных базовых масел, результат в тесте на потери на испарение (NOACK) в соответствии с определением в ASTM D 5800 снижается до 8% или ниже.
Далее, результат в тесте на потери на испарение (NOACK) в случае аналогичным образом приготовленного образца масла ISO VG46 составляет менее 5%. Отсюда следует, что эти базовые масла с узкими пределами кипения можно считать пригодными в качестве смазочных масел в тех случаях, где требуется нелетучесть, как, например, в случае компрессорных смазочных масел.
Далее, состав этих базовых масел с узкими пределами кипения таков, что в соответствии с методом измерения, изложенным в ASTM D 3238, содержание ароматических соединений (% АС) составляет не более 0,1 вес.%, а содержание парафинов (% СР) составляет не менее 85 вес.%, содержание изопарафинов составляет не менее 80 вес.%, содержание элементной серы составляет не более 50 м.д., содержание элементного азота составляет не более 5 м.д. и суммарный полярный материал не превышает 1%. Следующие свойства: коэффициент преломления, по меньшей мере, 1,45, анилиновая точка, по меньшей мере, 120°С, масла являются бесцветными и прозрачными, имея классификацию LO.5 на основании метода тестирования, изложенного в ASTM D 1500.
Образование ила даже при примешивании обычных присадок для смазочных масел может быть, неожиданным образом, устранено при сохранении указанных выше прекрасных свойств основы смазочного масла путем добавления первично-аминного соединения, которое может быть представлено определенной выше общей формулой (1).
Количество первично-аминного соединения, представленного общей формулой (1), вводимого в композицию смазочного масла настоящего изобретения составляет преимущественно от 0,001 до 1,0 вес. частей, предпочтительно от 0,001 до 0,5 вес. частей и, наиболее желательно, от 0,001 до 0,5 вес. частей на 100 вес. частей композиции смазочного масла.
Примеры алифатических углеводородных групп, представленных как CxH2x+1, CyH2y+1 и CzH2z+1 в упомянутой выше общей формуле (1), включают метальную группу, этильную группу, н-пропильную группу, изопропильную группу, н-бутильную группу, изобутильную группу, втор-бутильную группу, трет-бутильную группу, нормальную и разветвленные пентильные группы, нормальную и разветвленные гексильные группы, нормальную и разветвленные гептильные группы, нормальную и разветвленные октильные группы, нормальную и разветвленные нонильные группы, нормальную и разветвленные децильные группы, нормальную и разветвленные ундепильные группы, нормальную и разветвленные додецильные группы, нормальную и разветвленные тридецильные группы, нормальную и разветвленные тетрадецильные группы, нормальную и разветвленные пентадецильные группы, нормальную и разветвленные гексадецильные группы и нормальную и разветвленные гептадецильные группы.
Конкретные примеры предпочтительных первично-аминных соединений, которые имеют С8-С20-алкильную группу, которые могут быть использованы в композициях смазочных масел этого изобретения, включают диметилпентил-замещенный метиламин, диметилгексил-замещенный метиламин, диметилгептил-замещенный метиламин, диметилоктил-замещенный метиламин, диметилнонил-замещенный метиламин, диметилдецил-замещенный метиламин, диметилдодецил-замещенный метиламин, диметилтетрадецил-замещенный метиламин, диметилгексадецил-замещенный метиламин, метилэтилгексил-замещенный метиламин, метилэтилпентил-замещенный метиламин, метилэтилнонил-замещенный метиламин, метилэтилундецил-замещенный метиламин, диэтилгексил-замещенный метиламин, диэтилбутил-замещенный метиламин, диэтилгексил-замещенный метиламин, диэтилоксти-замещенный метиламин, диэтилтетрадецил-замещенный метиламин, дипропилбутил-замещенный метиламин, дипропилгексил-замещенный метиламин, дипропилоктил-замещенный метиламин, дипропилдецил-замещенный метиламин, пропилдибутил-замещенный метиламин, пропилбутилпентил-замещенный метиламин, пропилбутилгексил-замещенный метиламин, пропилбутилоктил-замещенный метиламин, трибутил-замещенный метиламин, дибутилпентил-замещенный метиламин, дибутилгексил-замещенный метиламин, дибутилоктил-замещенный метиламин, трипентил-замещенный метиламин, дипентилоктил-замещенный метиламин и тригексил-замещенный метиламин.
В настоящем изобретении могут быть надлежащим образом использованы различные присадки, обычно используемые в композициях смазочных масел.
Например, могут добавляться известные присадки для смазочных масел, такие как антиоксиданты, дезактиваторы металлов, противозадирные присадки, агенты, улучшающие смазочные свойства, противовспенивающие агенты, присадки, улучшающие индекс вязкости, депрессанты, очищающие диспергенты, противокоррозионные агенты и антиэмульсионные агенты.
Примеры антиоксидантов на основе аминов включают диалкилдифениламины такие как п,п'-диоктилдифениламин (например, такого типа как производимый фирмой Seiko Kagaku Со. под коммерческим названием "Sonoflex OD-3"), п,п'-ди-α-метилбензилдифениламин и N-n-бутилфенил-N-п'-октилфениламин; моноалкилдифениламины такие как моно-трет-бутилдифениламин и монооктилдифениламин; бис(диалкилфенил)амины такие как ди(2,4-диэтилфенил)амин и ди(2-этил-4-нонилфенил)амин; алкилфенил-1-нафтиламины такие как октилфенил-1-нафтиламин и n-трет-додецилфенил-1-нафтиламин; 1-нафтиламин; арилнафтиламины такие как фенил-1-нафтиламин, фенил-2-нафтиламин, N-гексилфенил-2-нафтиламин и N-октилфенил-2-нафтиламин; фенилендиамины такие как N,N'-диизопропил-п-фенилендиамин и N,N'-дифенил-п-фенилендиамин; и фенотиазины такие как фенотиазин (например, фенотиазин, производимый фирмой Hodogaya Kagaku Со.) и 3,7-диоктилфенотиазин.
Примеры антиоксидантов на основе серы включают диалкилсульфиты такие как дидодецилсульфит и диокстилсульфит; эфиры тиодипропионовой кислоты такие как дидодецилтиотиодипропионат, диоктацилтиотиодипропионат, димиристилтиотиодипропионат и додецилоктадецилтиотиодипропионат; и 2-меркаптобензимидазол.
Примеры антиоксидантов на основе фенола включают 2-третбутилфенол, 2-третбутил-4-метилфенол, 2-третбутил-5-метилфенол, 2,4-дитрет-бутилфенол, 2,4-диметил-6-терт-бутилфенол, 2-трет-бутил-4-метоксифенол, 3-трет-бутил-4-метоксифенол, 2,5-дитрет-бутилгидрохионон (такой как производимый фирмой Kawaguchi Kagaku Co. под коммерческим названием "Anteeji DBH"); 2,6-дитрет-бутил-4-алкилфенолы такие как 2,6-дитрет-бутилфенол, 2,6-дитрет-бутил-4-метилфенол и 2,6-дитрет-бутил-4-этилфенол; 2,6-дитрет-бутил-4-алкоксифенолы такие как 2,6-ди-трет-бутил-4-метоксифенол и 2,6-ди-трет-бутил-4-этоксифенол; 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксибензилмеркаптооктилацетат; алкил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионаты такие как н-октадецил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат (такой как производимый фирмой Yoshitomi Seliaku Со. под коммерческим названием "Yoshinox SS"), н-бутил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат и 2'-этилгексил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат; 2,6-ди-трет-бутил-α-диметиламино-п-крезол; 2,2'-метилен-бис(4-алкил-6-трет-бутилфенол) такой как 2,2'-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол) (такой как производимый фирмой Kawaguchi Kagaku Co. под коммерческим названием "Antage W-400") (такой как производимый фирмой Kawaguchi Kagaku Co. под коммерческим названием "Antage W-500"); бисфенолы такие как 4,4'-бутилиден-бис(3-метил-6-трет-бутилфенол (такой как производимый фирмой Kawaguchi Kagaku Co. под коммерческим названием "Antage W-300"), 4,4'-метилен-бис(3-метил-6-трет-бутилфенол (такой как производимый фирмой Shell Japan Co. под коммерческим названием "Ionox 220АН"), 4,4'-бис(ди-п-гидроксифенил)пропан, 4,4'-циклогексилиден-бис(2,6-трет-бутилфенол), гексаметиленгликоль-бис[3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат] (такой как производимый фирмой Ciba Speciality Chemicals Co. под коммерческим названием "Irganox L109"), триэтиленгликоль-бис[3-(3-трет-бутил-4-гидрокси-5-метилфенил)пропионат] (такой как производимый фирмой Yoshitomi Seiyaku Co. под коммерческим названием "Tominox 917"); 2,2'-тио-[диэтил-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат] (такой как производимый фирмой Ciba Speciality Chemicals Со. под коммерческим названием "Irganox L115"), 3,9-бис(1,1-диметил-2-[3-(3-трет-бутил-5-метилфенил)пропионилокси]этил)-2,4,8,10-тетраоксоспиро[5,5]ундекан (такой как производимый фирмой Sumitomo Kagaku под коммерческим названием "Sumilizer GA80"), 4,4'-тиобис(3-метил-6-трет-бутилфенол) (такой как производимый фирмой Kawaguchi Kagaku Со. под коммерческим названием "Antage RC") и 2,2'-тиобис(4,6-ди-трет-бутилрезорцин); полифенолы такие как тетракис[метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат]метан (такой как производимый фирмой Ciba Speciality Chemicals Со. под коммерческим названием "Irganox L101", 1,1,3-трис(2-метил-4-гидрокси-5-трет-бутилфенил)бутан (такой как производимый фирмой Yoshitomi Seiyaku Со. под коммерческим названием "Yoshinox 930"), 1,3,5-триметил-2,4,6-трис(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксибензил)бензол (такой как производимый фирмой Shell Japan Co. под коммерческим названием "lonox 330"), гликолевый эфир бис-[3,3'-бис(4'-гидрокси-3'-трет-бутилфенил)масляной кислоты], 2-(3',5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)метил-4-(2'',4''-ди-трет-бутил-3"-гидроксифенил)метил-6-трет-бутилфенол и 2,6-бис(2'-гидрокси-3'-трет-бутил-5-метилбензил)-4-метилфенол и конденсаты п-трет-бутилфенола с формальдегидом и конденсаты п-трет-бутилфенола с ацетальдегидом.
Примеры антиоксидантов на основе фосфора включают триарилфосфиты такие как трифенилфосфит и трикрезилфосфит; триалкилфосфиты такие как триоктадецилфосфит и тридецилфосфит; и тридодецилтритиофосфит.
Эти антиоксиданты могут быть с успехом использованы, по отдельности или в виде комбинации нескольких типов, в количествах от 0.01 до 2.0 вес.частей на 100 вес.частей композиции смазочного масла.
Примеры дезактивирующих металлы агентов, которые могут быть с успехом использованы в композиции смазочного масла настоящего изобретения, включают бензотриазол и бензотриазольные производные, включающие 4-алкилбензотриазолы такие как 4-метилбензотриазол, 5-алкилбензотриазолы такие как 5-метилбензотриазол и 5-этилбензотриазол, 1-алкилбензотриазолы такие как 1-диокстиламинометал-2,3-бензотриазол, и 1-алкилтолутриазолы такие как 1-диоктиламинометил-2,3-толутриазол, бензимидазол и бензимидазольные производные, включая 2-(алкилдитио)бензимидазолы такие как 2-(октилдитио)бензимидазол, 2-(децилдитио)бензимидазол и 2-(додецилдитио)бензимидазол и 2-(алкилдитио)толуимидазолы такие как 2-(октилдитио)толуимидазол, 2-(децилдитио)толуимидазол и 2-(додецилдитио)толумидазол, индазол и индазольные производные, включая 4-алкилиндазолы, 5-алкилиндазолы и толуиндазолы; бензотиазол и бензотиазольные производные, включая 2-меркаптобензотиазол (такие как производимые фирмой Chiyoda Kagaku Co. под коммерческим названием "Thiolite В-3100"); 2-(алкилдитио)бензотриазолы такие как 2-(гексилдитио)бензотиазол и 2-(октилдитио)бензотиазол; 2-(алкилдитио)толутиазолы такие как 2-(гексилдитио)толутиазол и 2-октилдитиотолуазол; 2-(N,N-диалкилдитиокарбамил)бензотиазолы такие как 2-(N,N-диэтилдитиокарбамил)бензотиазол, 2-(N,N-дибутилдитиокарбамил)бензотиазол и 2-(N,N-дигексилдитиокарбамил)бензотиазол; и бензотиазольные производные, включая 2-(N,N-диалкилдитиокарбамил)толутиазолы такие как 2-(N,N-диэтилдитиокарбамил)толутиазол и 2-(N,N-дигексилдитиокарбамил)толутиазол; бензоксазольные производные, включая 2-(алкилдитио)бензоксазолы такие как 2-(октилдитио)бензоксазол, 2-(децилдитио)бензоксазол и 2-додецилдитиобензоксазол; и 2-(алкилдитио)толуоксазолы такие как 2-(октилдитио)толуоксазол, 2-(децилдитио)толуоксазол и 2-(додецилдитио)толуоксазол, тиадиазольные производные, включая 2,5-бис(алкилдитио)-1,3,4-тиадиазолы такие как 2,5-бис(алкилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(нонилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(додецилдитио)-1,3,4-тиадиазол и 1,2-бис(октадецилдитио)-1,3,4-тиадиазол; 2,5-бис(N,N-диалкилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазолы такие как 2,5-бис(N,N-диэтилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(N,N-дибутилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол и 2,5-бис(N,N-диоктилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол; 2-N,N-диалкилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазолы такие как 2-N,N-дибутилдитиокарбамил-5-меркалто-1,3,4-тиадиазол и 2-N,N-диоктилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазол; и триазольные производные, включая 1-алкил-2,4-триазолы такие как 1-диоктиламинометил-2,4-триазол.
Эти дезактивирующие металлы агенты могут быть с успехом использованы, по отдельности или в виде комбинации нескольких типов, в количествах от 0.01 до 0.5 вес.частей на 100 вес.частей композиции смазочного масла.
Примеры пригодных для эффективного использования противовспенивающих агентов включают органосиликаты такие как диметилполисилоксан, диэтилсиликат и фторсиликон и бескремневые противовспенивающие агенты такие как полиалкилакрилаты. Они могут быть с успехом использованы по отдельности или в виде комбинации нескольких типов в количестве в пределах от 0.0001 до 0.1 вес.частей на 100 вес.частей композиции смазочного масла.
Примеры пригодных для эффективного использования агентов, улучшающих индекс вязкости, включают недиспергирующий тип улучшающих вязкость агентов, таких как полиметилакрилаты и сополимеры олефинов, такие как сополимеры этилена и пропилена и стирол-диеновые сополимеры, и диспергирующий тип улучшающих вязкость агентов, получаемых сополимеризацией названных материалов с азотсодержащими мономерами. Приемлемые добавляемые количества этих агентов составляют от 0 до 20 вес.частей на 100 вес.частей композиции смазочного масла. Однако в том случае, когда вязкость композиции смазочного масла изменяют введением агента, улучшающего индекс вязкости, неизбежно снижается температура вспышки, в связи с чем предпочтительно, чтобы количество вводимого улучшающего индекс вязкости агента составляло от 0 до 5 вес.частей и, более желательно, от 0 до 2 вес.частей, причем наиболее желательно вообще не вводить агент, улучшающий индекс вязкости.
Примеры пригодных для эффективного использования депрессантов включают полимеры на основе полиметилакрилатов. Эти полимеры могут быть эффективно использованы в количествах от 0,01 до 5 вес.частей на 100 вес.частей композиции смазочного масла.
Примеры пригодных для эффективного использования чистящих диспергирующих агентов включают детергенты на основе металлов, такие как нейтральные или основные сульфонаты щелочноземельных металлов, фенаты щелочноземельных металлов и салицилаты щелочноземельных металлов, и беззольные диспергенты, такие как алкенилсукцинимиды, алкениловые эфиры янтарной кислоты и получаемые из них с помощью модифицирования продукты, например модифицированием соединениями бора или соединениями серы. Эти агенты могут с успехом добавляться, по отдельности или в виде ко