Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, жидкий антигололедный реагент для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, способ приготовления указанного жидкого антигололедного реагента и технологическая линия для его приготовления
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, пешеходных зонах, путепроводах, а также аэродромах. Технический результат - расширение температурного интервала использования реагента, который не оказывает вредного влияния на окружающую среду, не разрушает дорожного покрытия и снижает коррозию металла, облегчение уборки дорожных покрытий Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия осуществляют путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, содержащего, мас.%: раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, раствор ингибитора коррозии (на сухое) 1-2, содержащий, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2, вода - остальное. Антигололедный реагент указанного выше состава. Способ приготовления жидкого антигололедного реагента включает подачу в смеситель приготовленного раствора ингибитора коррозии при давлении, в 1,8-2,2 раза превышающем давление подачи раствора хлористого кальция, полученный реагент перекачивают в емкость для хранения. Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, соединенным трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента. 4 н.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, пешеходных зонах, путепроводах, а также аэродромах.
Известен способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытия химического вещества - антигололедного реагента - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля на основе ацетата натрия. Его используют как в твердом, так и в жидком виде (см. RU 2178035 С1, опубл. 2002).
Известен антигололедный состав, содержащий хлористый кальций или его смесь с хлористым натрием и нитрит нитрат кальция в количестве 2-40% для предотвращения коррозии (см. SU 272462 А, опубл. 1970).
Также известен способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на него жидкого антигололедного состава, содержащего хлористый кальций, крахмал, ингибитор коррозии - пирофосфат калия и воду. Указанный состав готовят смешением реагентов (см. US 5849356 А, опубл. 1998).
Наиболее близким аналогом к способу предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, составу антигололедного реагента и способу его приготовления является способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии при следующем соотношении компонентов, мас.%: водный раствор хлористого кальция (на сухое) - 25-32, ингибитор коррозии (на сухое): мочевина - 2-7, нитрит натрия - 0,03-1,0, вода - остальное. Жидкий антиголедный состав готовят смешением указанных компонентов (см. RU 2259383 С1, опубл. 2005).
Задачей изобретения является расширение температурного интервала использования реагента, облегчение уборки дорожных покрытий при использовании реагента по изобретению, который не оказывает вредного влияния на окружающую среду, не разрушает дорожного покрытия и снижает коррозию металлов.
Поставленная задача решается за счет того, что в способе предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%: указанный водный раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, указанный водный раствор ингибитора коррозии (на сухое), содержащий, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511 К - 13,0-15,2, вода- остальное.
В жидком антигололедном реагенте для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, включающем водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%: водный раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, указанный водный раствор ингибитора коррозии (на сухое) 1-2, содержащий (мас.%): карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2, вода - остальное.
В способе приготовления жидкого антигололедного реагента, включающем приготовление водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их под давлением в смеситель, при давлении подачи раствора ингибитора коррозии в 1,8-2,2 раза превышающем давление подачи раствора хлористого кальция, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.
Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, последний соединен трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента.
Для приготовления жидкого антигололедного реагента используют следующие компоненты.
Водный раствор хлористого кальция технического с концентрацией 30-35% по ГОСТ 450-70.
Ингибитор коррозии, представляющий собой водный раствор 21-22% концентрации следующего состава на сухое вещество, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2.
Для приготовления ингибитора коррозии используют
Нитрит натрия технический по ГОСТ 19906-74.
Карбамид по ГОСТ 2081-92.
Гексаметафосфат натрия - порошок серого цвета с ограниченной растворимостью в воде.
Левенол Ц-201 - неионогенное поверхностно-активное вещество, представляющее собой этоксилированный кокоат глицерина.
Тетранил 511К - катионное поверхностно-активное вещество, представляющее собой аммоний метасульфат гидрогенезированных талловых кислот, обладает бактерицидным и антистатическим действием.
Жидкий антигололедный реагент готовят следующим способом: сначала готовят водные растворы хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их по трубопроводам под давлением в смеситель, при давлении подачи раствора ингибитора коррозии 10 атм. и давлении подачи раствора хлористого кальция 5 атм. время перемешивания в котором составляет 2,5 часа. Перемешивание в нем для усреднения состава осуществляют за счет рециркуляции смеси посредством насоса, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.
Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента, представленная на чертеже, включает
Емкость 1 для приготовления, хранения и выдачи водного раствора хлористого кальция.
Емкость 2 для приготовления, хранения и выдачи ингибитора коррозии.
Трубопроводы.
Насосы-дозаторы 3.
Смеситель 4.
Емкость для хранения полученного реагента 5.
Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости 1 и 2 для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами 6 через насосы-дозаторы 3 со смесителем 4, последний соединен трубопроводом 6 с емкостью 5 для хранения полученного указанного реагента. Технологическая линия может содержать контрольно-измерительные приборы, в частности, для определения рН растворов, уровнемеры и другие приборы. Кроме того, технологическая линия может содержать дополнительные емкости для приготовления и хранения реагентов. Примеры составов жидкого антигололедного реагента приведены в таблице 1, а его свойства - в таблице 2.
Таблица 1 | |||||
Состав | Количество, мас.% | ||||
Примеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Хлористый кальций (на сухое) | 20,0 | 23,0 | 24,0 | 26,5 | 30,0 |
Ингибитор коррозии (на сухое) | 1,5 | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 2,0 |
Вода | 78,5 | 76,0 | 74,0 | 72,0 | 68,0 |
Состав ингибитора коррозии | |||||
Карбамид | 21,5 | 22,37 | 23,0 | 22,37 | 22,37 |
Нитрит натрия | 51,85 | 49,30 | 45,78 | 49,30 | 49,30 |
Гексамета-фосфат натрия | 0,65 | 0,73 | 0,82 | 0,73 | 0,73 |
Левенол С-201 | 13,0 | 13,8 | 15,2 | 13,8 | 13,8 |
Тетранил 511 К | 13,0 | 13,8 | 15,2 | 13,8 | 13,8 |
Таблица 2 | |||
№ п/п | РН среды | Скорость коррозии Ст.3, мм/год | Температура начала кристализац. град С |
1 | 7,55 | 0,04 | - 17 |
2 | 7,64 | 0,03 | - 28,2 |
3 | 7,76 | 0,02 | - 36,3 |
4 | 7,88 | 0,03 | - 43,1 |
5 | 8,06 | 0,03 | - 49,8 |
прототип | 9,1-9,3 | 0,01-0,05 | - (29-44) |
Полученный антигололедный состав наносят 40-110 мл/м2 дорожного полотна при помощи поливочных машин. Обработку полотна можно производить до выпадения осадков или после льдообразования. Как следует из приведенных данных, предложенное изобретение эффективно в широком диапазоне температур и облегчает уборку дорожных покрытий. При этом предварительная обработка дорожных покрытий предотвращает образование поверхностного слоя льда.
1. Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, отличающийся тем, что ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%:
указанный водный раствор | |
хлористого кальция (на сухое) | 20-30 |
указанный водный раствор | |
ингибитора коррозии (на сухое) | 1-2, |
карбамид | 21,5-23,0 |
нитрит натрия | 45,78-51,85 |
гексаметафосфат натрия | 0,65-0,82 |
левенол Ц-201 | 13,0-15,2 |
тетранил 511 К | 13,0-15,2 |
вода | остальное |
2. Жидкий антигололедный реагент для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, включающий водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, отличающийся тем, что ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%:
указанный водный раствор | |
хлористого кальция (на сухое) | 20-30 |
указанный водный раствор | |
ингибитора коррозии (на сухое) | 1-2, |
карбамид | 21,5-23,0 |
нитрит натрия | 45,78-51,85 |
гексаметафосфат натрия | 0,65-0,82 |
левенол Ц-201 | 13,0-15,2 |
тетранил 511 К | 13,0-15,2 |
вода | остальное |
3. Способ приготовления жидкого антигололедного реагента по п.2, включающий приготовление водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их под давлением в смеситель, при этом давление подачи раствора ингибитора коррозии в 1,8-2,2 раза превышает давление подачи раствора хлористого кальция, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.
4. Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента способом по п.3, включающая емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, последний соединен трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента.