Способ обучения резонансной технике пения и речи с применением резонансометра

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области обучения. Способ обучения резонансной технике пения и речи с применением резонансометра включает регистрацию относительного уровня высокой и низкой певческих формант и регистрацию вибрационной активности резонаторов голосового аппарата с помощью вибродатчиков. Один из вибродатчиков размещают на области головного или грудного резонаторов, а другой - на области гортани, причем вибродатчики устанавливаются попеременно: сначала на теле учителя, а потом на теле ученика. Преобразуют высокочастотные электрические сигналы вибродатчиков в низкочастотные электрические сигналы с частотой 200 Гц, усиливают сигналы и подают на кожно-тактильные вибраторы, установленные на поверхности тела обучаемого и/или на визуальный экран, вычисляют отношение интенсивности вибрации головного или грудного резонатора к интенсивности вибрации гортани в реальном времени и подают на кожно-тактильные вибраторы и/или на визуальный экран. Резонансометр выполнен из пяти функционально взаимосвязанных электронных цепей. Изобретение позволяет повысить эффективность обучения и овладения резонансной техникой пения и речи с участием педагога или самостоятельно. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области психофизиологии, точнее - психофизиологии пения и речи.

Термин “резонансное пение” введен в научный лексикон и обиход автором этих строк (Морозов В.П., 1994. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей стажеров. // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Изд. Мин. Культуры РФ, Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1995, с.60-62) и означает “пение с максимальным использованием активности резонаторов голосового аппарата”. Аналогичное определение можно дать и термину “резонансная речь”.

Возникновение термина “резонансное пение” вызвано следующими обстоятельствами. Голос есть результат взаимодействия трех основных частей голосового аппарата - гортани, дыхательной системы и резонаторов, к которым относятся все воздухоносные полости голосового тракта (рот, глотка, ротовая полость, придаточные пазухи носа - это верхний резонатор, - а также трахея с крупными бронхами - грудной резонатор). Важнейшим органом является гортань с голосовыми связками. Поэтому традиционные теории голосообразования - миоэластическая и нейро-хронаксическая - рассматривают процесс голосообразования преимущественно как результат работы гортани, однако практика выдающихся певцов указывает на важнейшую роль резонаторов в пении.

Исследования автора заявки показали, что важнейшей особенностью техники пения вокально-одаренных певцов является максимальная активизация резонансной системы голосового аппарата, поскольку это позволяет певцу получить значительное увеличение силы голоса (наряду с улучшением его эстетических качеств) за счет повышения коэффициента полезного действия (КПД) голосового аппарата, т.е. за счет превращения большей части физических усилий певца (затраченной физической энергии) по производству голоса в полезную звуковую энергию. (Морозов В.П., Резонансная теория пения (психофизиологические аспекты). // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Музыкальное образование в контексте культуры". Росс. акад. музыки им. Гнесиных, М, 1996, с.22-29. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002, с.33).

Показано, что, максимальная активизация резонаторов в процессе пения значительно экономит энергетические затраты певца и тем самым предотвращает вероятность профессиональных заболеваний его голосового аппарата (Морозов В.П., Резонансная теория пения о защите гортани профессиональных певцов от перегрузок. // Первый международный конгресс “Музыкотерапия и восстановительная медицина”, М., 2000, стр.64-70).

Исходя из сказанного под выражением “резонансная техника пения и речи” понимается техника голосообразования с максимальной активизацией резонаторов поющего или говорящего. Аналогичный смысл имеет выражение “резонансная техника голосообразования”.

Несмотря на то, что пение является одним из самых популярных и доступных видов музыкального творчества (поют и обучаются пению миллионы людей), овладение резонансной вокальной техникой представляет для поющего значительные трудности, вследствие чего даже многие профессиональные певцы не достигают в этом необходимого совершенства и довольствуются весьма посредственными голосовыми качествами и отсутствием популярности. Достаточно сказать, что голос певца, не владеющего резонансной техникой пения, не обладает способностью преодолевать “звуковую завесу” оркестрового сопровождения и озвучивать большие концертные залы, т.е. лишен так называемого свойства полетности. “Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распространяться не может, - писал известный итальянский певец, солист Миланского оперного театра “Ла Скала” Джакомо Лаури-Вольпи, - … в основе вокальной педагогики лежат поиски резонаторов - звукового эха” (Дж.Лаури-Вольпи. Вокальные параллели. Л., 1972).

Аналогичное положение существует и в практике обучения технике речи на резонансной основе, принципиальную важность которой признавал К.С.Станиславский и ряд современных педагогов сценической речи (Сиселли Бери. Голос и актер. М., 1996). Проблема резонансного голосообразования актуальна также и для всех других форм публичной речи по следующим основаниям.

Во-первых, доказано, что помимо силы и полетности резонанс придает голосу высокие эстетические тембровые качества, в частности, приятную на слух звонкость, серебристость тембра, и в то же время мягкость, “грудной тембр”. Это - эстетическая закономерность.

Во-вторых, существует психологическая закономерность: эстетические достоинства или недостатки голоса слушатель склонен переносить и на личность говорящего, т.е. наделять говорящего с красивым голосом большими достоинствами, а говорящего неприятным голосом - неприятными свойствами характера и т.п. Несмотря на исключения, эта закономерность чаще оправдывается, поскольку голос - это зеркало души, как и глаза.

В-третьих, речевой голос часто бывает профессиональным инструментом общения. Это - педагоги, артисты, лекторы, менеджеры, дикторы радио, ТВ, священнослужители, разного рода комментаторы, политики, голоса которых должны быть не только приятными (в свете вышесказанного), но и звучными, достаточно сильными, “полетными”, чтобы быть слышимыми в больших аудиториях, нередко в условиях шума, плохой акустики зала и т.п. Техническое средство - микрофон - далеко не всегда может оказаться в руках оратора, но если он и имеется, - усилит и все недостатки его голоса.

В-четвертых, если вы не владеете резонансной техникой и не используете даровую энергию резонанса, который придает голосу силу и неутомимость, то будете перенапрягать голосовые связки, в результате - часто страдать профессиональными расстройствами голоса, и даже терять голос, оказавшись не в состоянии выполнять свои профессиональные обязанности. Это уже медицинская и вместе с тем - социальная проблема.

Все вышеуказанные проблемы успешно решаются путем овладения резонансной техникой голосообразования, ибо резонанс, как я говорю на лекциях слушателям, - это поставщик даровой энергии вашему голосу. "Возьмите ее!”. “Каким образом?”, - спрашивают. Поскольку резонанс - явление достаточно сложное и, особенно, в голосовом аппарате человека, и далеко не всем ясно, что это такое, данному вопросу посвящена монография автора “Искусство резонансного пения” М., 2002, а в практическом плане - предлагаемый способ обучения резонансной технике пения и речи.

Активность резонаторов в процессе голосообразования проявляется в большем или меньшем усилении звука в полостях-резонаторах, что отражается в вибрации стенок резонаторов и при достаточно сильной их активности воспринимается поющим или говорящим в своеобразных вибрационных ощущениях благодаря наличию в нашем теле микроскопических вибрационных рецепторов. “… Когда я пою, ощущаю резонанс во всем своем теле, вплоть до кончиков пальцев!”, - считал известный солист Большого театра (бас), нар. арт. СССР Иван Петров-Краузе (см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, с.391). Аналогичное высказывание принадлежит одной из ведущих солисток знаменитого миланского театра Ла Скала Магде Оливьеро: “Резонаторные ощущения у меня очень ярки, сильны: все лицо, шея, лоб звенят, трясутся, часто доходит до головокружения. Грудное резонирование подключается само, особенно на высоких нотах форте. Тогда работает весь корпус: все вибрирует внутри, от ног до головы.” (см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, с.422). При слабой вибрационной активности резонаторов, что характерно для не владеющих резонансной техникой голосообразования, вибрационные ощущения затрудняются или вовсе отсутствуют.

Активность резонаторов проявляется также и в самом звуке певческого или речевого голоса в виде усиления определенных групп обертонов голоса, что является физиологической основой для слухового восприятия фонетических элементов речи, ее разборчивости (дикции) и тембровой окраски голоса. В частности, показано, что такое эстетически ценное качество голоса как звонкость обуславливается наличием в певческом или речевом голосе значительно усиленных высоких обертонов (благодаря резонансу определенных участков голосового тракта). Группа усиленных высоких обертонов в певческом голосе, придающих голосу звонкость (в области 2400-3000 Гц) получила название высокой певческой форманты (ВПФ). Исследования автора заявки показали, что в звуке хорошего певческого голоса уровень ВПФ достигает 30-40%, несколько меньше в женских и больше в мужских голосах, доходя у выдающихся певцов до 50% и более (Ф.Шаляпин, Э.Карузо, И.Петров-Краузе, П.Доминго, Л.Паваротти и др.). В непрофессиональных голосах и в гласных обычной разговорной речи уровень ВПФ существенно ниже и она не занимает стабильного частотного положения в спектре голоса (см. Фиг.1). По предложению автора заявки степень выраженности в голосе высокой певческой форманты получила название коэффициента звонкости голоса. В речевом голосе тембровую звонкость голосу придают обертоны, соответствующие ВПФ певческого голоса.

В спектре певческого голоса имеется также низкая певческая форманта (НПФ). Это - группа усиленных обертонов в области 400-700 Гц, придающих голосу также приятную на слух мягкость, бархатистость тембра (грудной тембр).

Таким образом, певческий и речевой голос является результатом той или иной активности голосового аппарата поющего или говорящего. Резонансная техника, как уже говорилось, характеризуется высокой активностью резонаторов.

Имеется ряд причин, обуславливающих высокую или низкую активность резонаторов.

Во-первых, их хорошая или плохая акустическая настроенность - природная или достигаемая в процессе обучения резонансной технике путем изменения размеров и формы резонансных полостей, чему в широких пределах поддаются ротовой и глоточный резонаторы, в определенной мере носовой резонатор, за счет регулирования его акустической связи с ротовой полостью мягким небом (“звук должен быть в носу, но в звуке не должно быть носа” - совет старых вокальных педагогов). Грудной резонатор также обладает возможностью акустической настройки и сонастройки с ротоглоточным резонатором, путем изменения объема и формы трахеи за счет ее растяжения или сужения, а также изменения диаметра ее хрящевых полуколец, что наблюдается под рентгеном в процессе обычного и тем более певческого дыхания. Таким образом, акустическая настройка обуславливается физиологической деятельностью органов голосообразования.

Во-вторых, в числе физиологических причин, влияющих на активность резонаторов, особая роль принадлежит певческому (и речевому также) типу дыхания, и в первую очередь, - высокой активности диафрагмы и межреберной вдыхательно-выдыхательной мускулатуре, обеспечивающей так называемую “вдыхательную установку” в процессе фонационного выдоха и связанную с особыми певческими ощущениями “опоры звука на диафрагму”. Важнейшим физиологическим показателем является оптимальное положение гортани, которое может произвольно изменяться поющим или говорящим в процессе звукообразования, а также отсутствие мышечной напряженности гортани и голосовых связок поющего или говорящего, т.к. эта чрезмерная напряженность ведет к деградации голоса и его потере.

В-третьих, психофизиологической причиной способности певца или оратора к рациональной (оптимальной) настройке резонаторов является необходимая высокая чувствительность голосовых органов певца к воздействию вибрации резонаторов, ибо известно, что пороги вибрационной чувствительности существенно различаются у разных людей (см. Физиология человека, 2004. Цит. изд. стр.). В результате некоторые люди не могут настроить оптимально свои резонаторы, поскольку не ощущают их вибрационной активности.

В-четвертых, существует и психологическая причина - многие поющие и говорящие не обращают внимания на свои вибрационные ощущения, даже если они достаточно выражены, и руководствуются в пении и речи, в основном, слуховыми и мышечными ощущениями, что является конечно необходимым, но далеко не достаточным условием успешного обучения и овладения резонансной техникой пения. Как уже говорилось выше, для мастеров пения вибрационные ощущения - важнейший показатель резонансной техники пения.

Объективные исследования вибрации тела человека как результата работы его голосового аппарата в процессе произнесения речевых звуков были проведены разными исследователями, в т.ч. Г.Бекеши (см. Фиг.2, Bekesy G. The structure of the middle ear and hearing of own voice by bone conduction, - J. Acoust. Soc. Amer., 1949, v.21, №3, p.217-232.

Автором заявки параллельно с изучением акустических особенностей певческого и речевого голоса были проведены объективные измерения вибрации резонаторов у певцов разных квалификаций при помощи вибродатчиков, преобразующих механическую вибрацию тела певца в электрический сигнал, пропорциональный интенсивности и частоте вибрации резонаторов. Результаты показали, что у лучших певцов, голоса которых характеризовались хорошо выраженной высокой и низкой певческими формантами, приятной на слух звонкостью, полетностью, тембральной ровностью вокальных гласных, большой силой звука, и вместе с тем свободой и непринужденностью звукообразования, были зарегистрированы весьма высокие уровни вибрации резонаторов с тенденцией увеличиваться к концу фонации гласных (Фиг.3, а). У неквалифицированных певцов или невокалистов, которые фонируют звук речевым способом, интенсивность вибрации резонаторов была низкой с тенденцией еще большего уменьшения к концу фонации гласных (Фиг.3, б), (см. В.П.Морозов. Искусство резонансного пения. М., 2002, стр.187).

Автором заявки было также обнаружено, что в спектре вибрации грудного резонатора (на середине грудины) доминирует область низкой певческой форманты (НПФ, около 420 Гц), что близко к данным В.Н.Сорокина, а в спектре вибрации верхнего резонатора (в области “маски”) - высокая певческая форманта (ВПФ, около 2500 Гц), (см. В.П.Морозов. Цит. изд. стр.151).

Показателями резонансной техники пения и речи, как это следует из вышесказанного, могут служить, во-первых, акустические и прежде всего тембровые особенности голоса обучаемого, что зависит от формантного состава его спектра и, в частности, от высокой и низкой певческих формант, а также вибрато голоса, во-вторых, непосредственная вибрационная активность резонаторов поющего или говорящего, которая должна быть достаточно интенсивной, чтобы техника пения могла считаться “резонансной”, в-третьих, особые психологические факторы, влияющие на активность резонаторов, и, в-четвертых, особая мышечно-двигательная активность органов голосообразования.

В практике вокальной педагогики эти показатели обычно используются опытными педагогами и самими певцами в качестве самоконтроля в работе по овладению резонансной техникой пения. Однако тембровый показатель голоса, оцениваемый на слух, для самого поющего или говорящего не может служить надежным ориентиром, поскольку известно, что свой собственный голос мы слышим иначе, чем окружающие, и часто удивляемся, когда услышим его в звукозаписи. Физиологически это объяснимо тем, что собственный голос человек слышит не только поступающим снаружи, но и воздействующим на слуховой орган изнутри (см. Bekesy, цит. изд. 1949). В этом плане хороший вокальный слух педагога является весьма важным средством контроля резонансной техники голосообразования ученика, хотя значительные различия среди педагогов в субъективных оценках эстетических достоинств певческого (а также речевого) голоса, равно как и техник голосообразования, нередко являются причиной неудач при обучению пению, а также и речи. Поэтому оценка резонансной техники пения по объективным показателям голоса, в частности по уровню ВПФ, представляется актуальной.

Второй показатель резонансной техники (а по значимости - равнозначный первому) - это непосредственная вибрационная активность резонаторов также, хотя далеко не всегда, используется в педагогической практике. Опытный педагог обращает внимание ученика на вибрационные ощущения грудной клетки в области грудины (os sternum), что соответствует активизации грудного трахеобронхиального резонатора, и вместе с тем - в области твердого или мягкого неба или в области лицевой поверхности, обычно закрываемой маскарадной маской (отсюда термин “маска” у вокалистов), что соответствует хорошей активности верхних резонаторов и т.п.

Однако добиться у обучаемого хороших вибрационных ощущений, т.е. естественного вибрационного самоконтроля, особенно на начальных этапах обучения, оказывается весьма трудно, ввиду слабой вибрационной активности резонаторов ученика. Распространенная ошибка неопытных учеников состоит в том, что они перенапрягают гортань и голосовые связки (что абсолютно недопустимо, т.к. ведет к деградации и потере голоса), вместо того, чтобы повысить активность резонаторов за счет их рациональной настройки и сонастройки. А это достижимо путем подчас незначительных изменений размеров и формы резонирующих полостей, о чем уже говорилось выше.

Таким образом, в практике обучения технике пения, равно как и речи и, особенно на ранних этапах, основные показатели резонансной техники - слух и вибрационная чувствительность - используются недостаточно эффективно (по различным причинам). И в большинстве случаев обучение пению да и речи основывается, главным образом, на координации работы голосового аппарата обучаемого под контролем только его мышечных ощущений: работы дыхательного аппарата, артикуляционных органов, гортани и т.п. Опыт и резонансная теория говорят, что такой путь мало перспективен.

Основная цель предлагаемого способа и технического средства его реализации состоит в повышении эффективности обучения и овладения резонансной техникой пения или речи людьми разных профессиональных и возрастных категорий в условиях учебных занятий с участием педагога или самостоятельно, а также в условиях публичного выступления певца и оратора.

Прототипом предлагаемого способа может служить способ комплексной оценки вокальной одаренности, включающий оценку ряда особенностей высокой певческой форманты (ВПФ), в частности, ее относительный уровень и частотное расположение в спектре голоса для разных типов голосов, оценку особенностей вибрато по динамической спектрограмме, а также особенностей вокального слуха (патент №2204170).

Имея ввиду, что происхождение ВПФ в голосе певца (также как и вибрато) связано с резонансными процессами в голосовом аппарате (см. В.П.Морозов. О резонансной природе высокой и низкой певческих формант. // Сб. трудов XI сессии Российского акустического общества. Акустика речи, медицинская и биологическая акустика. Т.3, М., 19-23 ноября, 2001 г., стр.76-81), способ прототипа может быть частично использован и в качестве контроля резонансной техники пения по показателю ВПФ.

Вместе с тем, способ прототипа как средство самоконтроля обучения и овладения резонансной техникой имеет и ряд недостатков.

Во-первых, он не предусматривает использование такого важнейшего показателя резонансной техники как непосредственная вибрационная активность резонаторов голосового аппарата в процессе речи и пения.

Во-вторых, данный известный способ в качестве своей основной задачи ставит научную оценку вокальной одаренности профессиональными специалистами и не ориентирован на использование его в качестве самоконтроля резонансной техники пения и речи лиц, не знакомых с научными основами данного способа.

В-третьих, данный известный способ, если и может быть в определенной мере специализирован для целей самоконтроля резонансного пения или речи, например, по показателю высокой певческой форманты, с предоставлением обучаемому возможности визуального самоконтроля ее уровня путем наблюдения на экране компьютера, это, все же, как показала практика, далеко не всегда является эффективным средством активизации резонансных процессов голосообразования обучаемого, отчасти вероятно по причине того, что в естественных условиях пения и речи - зрительный анализатор для этих целей не используется.

В-четвертых, этот способ не применим в условиях публичного выступления певца или оратора. Между тем именно в условиях публичного выступления чаще всего и нарушаются даже приобретенные ранее резонансные механизмы голосообразования, вследствие неизбежного сценического волнения, отвлечения внимания на содержательную сторону пения или речи и т.п.

Научное обоснование предлагаемого способа состоит в следующем.

Согласно психофизиологической природе организма человека, овладение сложными умениями, в том числе и овладение техникой резонансного пения и резонансной речи наиболее эффективно может осуществляться с вовлечением в процесс обучения возможно большего числа органов чувств: слуха, зрения, а также осязания, т.е. кожно-тактильного чувства, разновидностью которого является вибрационная чувствительность. Как уже упоминалось, вибрационные ощущения являются важнейшим средством самоконтроля естественных резонансных процессов голосообразования.

Универсальным принципом регулирования всех биологических (и технических) систем является, как известно, принцип обратной связи, основанный на использовании информации об активности системы для регулирования ее активности в нужном направлении в сторону повышения (положительная обратная связь) или понижения (отрицательная обратная связь). Вся двигательная активность человека, работа кровеносной, дыхательной систем, обменные процессы (в частности, регулирование уровня сахара в крови), а также регулирование системы голосообразования (речевого или певческого) основано на принципе обратной связи.

В последнем случае обратными связями, доставляющими в центральную нервную систему информацию о процессе голосообразования, являются сигналы наших органов чувств: слуха, зрения (примером может служить пение по нотам “с листа”), мышечного чувства (проприорецепция), вибрационного чувства (виброрецепция) (см. Фиг.5., см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, стр.168).

Исследования автора показали особо важную роль обратной связи на основе вибрационной чувствительности в овладении техникой резонансного пения, которой в совершенстве владеют выдающиеся мастера вокального искусства. Однако существующие методы постановки певческого (а также и речевого) голоса, к сожалению, базируются, в основном, на мышечных ощущениях работы голосового аппарата обучаемых. Между тем именно вибрационная чувствительность является ведущей в технике резонансного пения (и резонансной речи), поскольку сигнализирует о самом главном - о степени непосредственной вибрационной активности резонаторов голосового аппарата поющего или говорящего.

Слух, - “судья и совесть голоса”, - как его называют, также об этом сигнализирует на основе оценки тембральных качеств голоса, но как уже говорилось выше, может ошибаться в восприятии тембра собственного голоса и, особенно в условиях затрудненного слухового контроля, что для певца может быть результатом маскирующего действия музыкального сопровождения, подчас довольно сильного (оркестр, хор), плохой акустики зала и т.п.

Основная технологическая идея предлагаемого способа в этой связи состоит в том, чтобы предоставить поющему или говорящему наиболее полную информацию о степени активности его резонаторов для целей самоконтроля, регулирования и в данном случае - максимального усиления их активности, т.е. активизации их по принципу обратной связи.

Реализация этой идеи по предлагаемому способу и его отличие от прототипа и аналогов в общих чертах состоит в том, что регулирование и активизацию резонансных процессов голосообразования обучаемого осуществляют путем предоставления ему технической возможности самоконтроля указанных резонансных процессов по принципу обратной связи, а в качестве сигналов обратной связи, т.е. показателей резонансных процессов, предъявляют обучаемому информацию о любых акустических, физиологических, психологических и других особенностях его пения или речи, (отражающих) являющихся результатом или причиной активности резонаторов голосового аппарата поющего или говорящего, т.е. показателями резонансной техники пения или речи, в удобной форме для восприятия этих показателей разными органами чувств - слуховым, зрительным, вибрационным, мышечно-двигательным анализаторами - с использованием технических возможностей, предоставляемых резонансометром или любыми другими средствами, и психологических рекомендаций, наряду с традиционными (вокально-) педагогическими средствами, при этом обучаемому дают инструкцию добиваться максимальной активизации резонансных процессов голосообразования по вышеуказанным их показателям под самоконтролем одного или нескольких органов чувств, но не за счет увеличения мышечных усилий гортани, напряжения голосовых связок и форсирования дыхания, а за счет оптимальной настройки резонаторов, путем изменения их формы и размеров, коррекции артикуляционных и дыхательных механизмов с учетом указаний педагога в условиях учебных занятий или при самостоятельной работе, а также при публичных выступлениях певца или оратора.

Техническим средством реализации предлагаемого способа является разработанный автором специализированный аппаратный комплекс, а в портативном варианте - малогабаритный прибор (типа мобильного телефона), названный автором “РЕЗОНАНСОМЕТР” в соответствии со своим основным назначением - измерением и усилением (активизацией) резонансных процессов голосообразования с целью овладения резонансной техникой пения и речи.

Данный портативный (“карманного типа”) вариант резонансометра имеет то отличительное функциональное свойство, что может применяться в любых условиях, включая условия публичного выступления певца или оратора. Этому способствует использование в резонансометре в качестве сигналов обратной связи вибрационного воздействия, технология которого выполняется незаметной для зрителей.

Отличие предлагаемого способа от прототипа и аналогов состоит также в том, что в качестве сигнала обратной вибрационной связи применяют вибрационное воздействие на поющего или говорящего, соответствующее по частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации. Экспериментальные исследования показали, что область эта расположена в районе 200 Гц (Физиология человека. / Под ред. В.Шмидта и Г.Тевса. Пер. с англ. под ред. акад П.Г.Костюка. М., “Мир”, 2004, T.1, стр.201). Ниже и выше этой частоты чувствительность человека (к воздействию вибрации весьма круто падает (пороги возрастают), вследствие этого человек не способен четко ощущать вибрационное воздействие со звуковой частотой певческого голоса, которая доходит в мужских голосах на высоких нотах до 350-520 Гц, а в женских - до 1046 Гц и выше. Тем более будет затруднено восприятие высокой певческой форманты, частота которой составляет 2400-3200 Гц.

В связи с этим способ предусматривает использование в качестве сигнала обратной вибрационной связи вибрационного воздействия с частотой 200 Гц, как соответствующего наиболее высокой чувствительности человека к воздействию вибрации.

Таким образом, основные отличия предлагаемого способа от прототипа и аналогов и особенности его реализации состоят в том, что в качестве средства самоконтроля и активизации резонансных процессов голосообразования по принципу обратной связи поющему или говорящему предъявляют информацию об относительном уровне высокой певческой форманты его голоса и/или о вибрационной активности его резонаторов, и/или любую другую информацию о резонансных процессах его голосообразования, например об изменении силы голоса, о низкой певческой форманте, вибрато и т.п.

Указанные виды информации предъявляют как в визуальной форме на дисплее резонансометра, так и в форме вибрационного воздействия, соответствующего по частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации.

Это достигают путем преобразования электрических сигналов вибродатчиков, расположенных в области грудного резонатора (на середине грудной кости os sternum), а головного - в области переносицы или иных областях, соответствующих головному резонатору, а также электрического сигнала на выходе устройства, регистрирующего относительный уровень высокой певческой форманты, в низкочастотные электрические сигналы частотой около 200 Гц (что соответствует частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации).

Преобразованные указанным образом и усиленные электронным путем электрические сигналы подают на миниатюрные кожнотактильные вибраторы, укрепленные на поверхности тела обучаемого в удобных местах (с помощью повязок, поясов или браслетов, перстней на разных руках или другим образом) и преобразующие электрические сигналы в хорошо ощущаемое поющим или говорящим механическое вибрационное воздействие частотой около 200 Гц, а по изменению интенсивности - пропорциональное относительному уровню высокой певческой форманты, а также естественной вибрации резонаторов (или любым другим показателям, отражающим резонансные процессы голосообразования).

Благодаря этому поющий или говорящий значительно более четко ощущает степень вибрационной активности своих резонаторов и уровень высокой (или низкой) певческой форманты и с помощью такого технически усиленного вибрационного самоконтроля вибрационной и/или акустической активности резонаторов, изменяя настройку резонаторов путем изменения работы артикуляционных органов и фонационного дыхания, не форсируя его и не перенапрягая гортани, как по рекомендациям вокального или речевого педагога, так и самостоятельно, добивается максимальной активности резонаторов (и других показателей), что является основным показателем резонансной техники голосообразования, при обучении как резонансному пению, так и резонансной речи.

Отличие состоит также в том, что кожно-тактильные вибраторы устанавливают на теле обучаемого, а вибродатчики, регистрирующие вибрационную активность резонаторов, устанавливают попеременно: сначала на область резонаторов учителя, хорошо владеющего резонансной техникой пения или речи, а потом снова на резонаторы обучаемого, с инструкцией обучаемому добиваться таких же показателей резонансной техники, как у учителя, по ощущению КТВ и другим ее показателям, включая акустические показатели, путем использования одного и того же микрофона для записи голоса учителя и ученика.

Отличие состоит также в том, что в качестве сигналов обратной связи обучаемому предъявляют информацию об относительной интенсивности вибрации головного или грудного резонатора по отношению к интенсивности вибрации гортани, путем размещения одного из вибродатчиков на области головного или грудного резонатора, а другого - на области гортани, причем вибродатчики устанавливаются указанным способом попеременно: сначала на теле учителя, хорошо владеющего резонансной техникой, а потом ученика, вычисляют вышеуказанное отношение в реальном времени с применением операционного цифрового усилителя-преобразователя или иным способом, или устройством, выдающим на выходе электрический сигнал, пропорциональный указанному отношению, который в преобразованном по п.2 способа виде подают на визуальный экран, например, в процентах или иначе на кожно-тактильный вибратор обучаемого с инструкцией добиваться такого же соотношения интенсивности вибрации резонаторов и гортани, равно как и всех других показателей резонансной техники, как у учителя.

Отличие состоит также в том, что для слухового самоконтроля резонансных процессов голосообразования по принципу обратной связи обучаемому предъявляют попеременно сигналы непосредственной вибрационной активности резонаторов как самого обучаемого, так и его учителя, путем подачи этих сигналов на головные телефоны обучаемого с вибродатчиков (после предварительного их усиления) в реальном времени или путем попеременного прослушивания магнитофонной звукозаписи собственных резонаторов и резонаторов учителя, наряду с учетом других показателей резонансной техники пения или речи.

Отличие состоит также в том, что в качестве сигналов обратной связи поющему или говорящему предъявляют информацию о технических элементах его голосообразования, т.е. о мышечно-двигательной активности различных частей голосового аппарата, об артикуляционных, дыхательных и любых других механизмах, влияющих на активность резонансных процессов, в форме визуального или кожно-тактильного самоконтроля, включая самоконтроль по текущему видеоизображению поющего или говорящего, с помощью видеокамеры.

Отличие состоит также в том, что в качестве психологического средства обучения резонансной технике пения и речи при словесном ее объяснении ученикам используют не только логическое описание резонансных механизмов голосообразования, но и эмоционально-образное метафорическое представление о них, т.е. представление типа “как-будто”, аналогичное “магическому если-бы” в системе К.С.Станиславского и его методу “предлагаемых обстоятельств”, особенно предпочтительное для людей художественного (т.е. эмоционально-образного) типа личности и мышления, к которому принадлежит большинство вокалистов, а также детей, обучаемых резонансной технике пения и речи.

Отличие состоит также в том, что в качестве важнейшего психологического средства овладения резонансной техникой пения и речи, путем активизации грудного и головного резонаторов обучаемому рекомендуют представить, что источником звука его голоса является не гортань с голосовыми складками, а трахея и при этом образующийся в трахее звук соединяется со звуком, образующимся в головных резонаторах, и таким образом - звучит весь дыхательный тракт, а гортань при этом как будто отсутствует.

Отличие состоит также в том, что для осуществления предлагаемого способа применяют резонансометр - специализированное техническое средство обучения резонансной технике пения и речи, а также поддержания резонансной техники при публичных выступлениях певца и оратора (конструкция автора заявки).

Аналогом резонансометра может служить многоканальный чернильно-пишущий аппарат конструкции автора заявки, использованный в свое время для регистрации интенсивности вибрации резонаторов у певцов разных квалификаций и невокалистов с применением вибродатчиков и параллельной регистрацией силы голоса (микрофон, усилители) и дыхательных движений - специальным пневмографическим способом на уровне верхней части груди, уровне нижних ребер и подложечки, а также на уровне низа живота (см. Фиг.3).

Резонансометр выполнен из пяти функционально взаимосвязанных электронных цепей. Первая цепь включает вибродатчик ВД-1 пьезоэлектрического или иного типа, преобразующий механическую вибрацию наружной поверхности грудного и головного резонаторов в электрический сигнал, предварительный усилитель ПУ-1, служащий для усиления сигнала вибродатчика, амплитудный модулятор МОД-1 в комплексе с генератором низкой частоты ГНЧ 200 Гц, служащий для преобразования высокочастотного сигнала вибродатчика в низкочастотный электрический сигнал частотой 200 Гц, а по изменению интенсивности - пропорциональный сигналу вибродатчика ВД-1, усилитель мощности УМ-1, служащий для усиления сигнала с выхода модулятора МОД-1, кожно-тактильный вибратор КТВ-1, служащий для преобразования электрического сигнала с выхода модулятора МОД-1 в механическую вибрацию корпуса кожно-тактильного вибратора КТВ-1 с частотой 200 Гц, предназначенного для вибрационного воздействия на поющего или говорящего, индикатор с интегратором интенсивности электрического сигнала ИНД-1, подаваемого на кожно-тактильный вибратор КТВ-1, светодиодного, цифрового или иного типа; вторая цепь, идентичная первой, включает вибродатчик ВД-2, предварительный усилитель ПУ-2, модулятор МОД-2 в комплексе с генератором низкой частоты ГНЧ (200 Гц), кожно-тактильный вибратор КТВ-2, индикатор с интегратором ИНД-2, идентичный индикатору ИНД-1; третья цепь объединяет