Способ интерактивного лечения зависимого поведения
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психиатрии, психотерапии, наркологии, а также в домашней и мобильной телемедицине. Врач осуществляет суггестивное воздействие на пациента вербально, используя видеоинформацию с регистрацией психофизиологических реакций и программой интерактивной коррекции. Выявляют минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте этой интенсивности. После чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одно суггестивное воздействие, осуществляемое врачом на пациента вербально, с меньшим уровнем громкости подбирается с выявленными частотными характеристиками с минимальной интенсивностью слышимых тонов, а другое суггестивное воздействие, осуществляемое врачом на пациента вербально, выполняется с более громким звучанием с частотной характеристикой больше или меньше выявленной частоты с минимальной интенсивностью слышимых тонов. При использовании стереофонии выявляют для каждого уха минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте. При выявлении минимальной интенсивности слышимых тонов на соответствующей частоте используется подача звуковых характеристик на каждое ухо с различными временными интервалами между подаваемым звуком с аудиометра, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с меньшим уровнем громкости с выявленными частотными характеристиками для каждого уха и звук большей громкости с другими частотными характеристиками. Способ позволяет повысить эффективность лечения. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психиатрии, психотерапии, наркологии, а также в домашней и мобильной телемедицине.
Известен способ лечения хронического алкоголизма [1], включающий в себя курс формирования отрицательного условного рефлекса на алкоголь, состоящий из суггестивного воздействия, раздражения точек Валле, недостатком данного способа является невозможность использования мобильной связи или компьютерной связи через Интернет. Способ коррекции психофизиологического состояния человека [2], включающий метод лечения путем коррекции психофизиологического состояния человека за счет биологической обратной связи информации электроэнцефалограммы, может быть использован через различные виды связи, но недостатком данного способа является сложность выполнения особенно через мобильный телефон. Известен способ немедикаментозной терапии [3], включающий электронный планшет с программой и персональным компьютером обеспечения данных в режиме реального времени испытуемого звуковыми элементами, лечение проводится с учетом полученных при диагностике паттернов, но недостаток данного способа заключается в невозможности использования мобильного телефона. Известен способ лечения алкогольной, никотиновой, наркотической и пищевой зависимостей [4], включающий показ на экране видеомонитора видеоряда негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных гротескно подчеркнутых моментах, на фоне психоэмоционального перенапряжения осуществляется суггестивное воздействие через аудиальный канал или акустическую систему и вербально формируется установка на отказ от злоупотребления с последующим созданием положительных эмоций путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей. Положительным в данном способе является возможность использования мобильного телефона, а недостатком - отсутствие психофизиологической обратной связи врача с пациентом.
Прототипом заявленного изобретения является способ интерактивного лечения зависимого поведения [5], включающий показ на экране видеомонитора или акустической системы видеоряда негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных гротескно подчеркнутых моментах, на фоне психоэмоционального перенапряжения с формированием установки на отказ от злоупотребления, с последующим созданием положительных эмоций путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей, под контролем и анализом характеристик психоэмоционального состояния пациента, и в зависимости от этого состояния пациента врач за счет обратной связи врача с пациентом, под непрерывным контролем психофизиологического состояния пациента на мониторе мобильного телефона, во время работы с пациентом, направленной на улучшение психофизиологического состояния, врач за счет суггестивного воздействия создает положительные эмоции путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей, при этом состав мелодии и позитивных видеокартин подбирается на фоне максимального улучшения психофизиологического состояния пациента, затем после улучшения функционирования сердечной деятельности врачом выполняется интерактивная коррекция психофизиологических зависимостей и поведенческих стереотипов, после чего по команде врача пациент сам выбирает мотивирующую фотографию в виде постоянной заставки, затем при каждом последующем звонке в осознаваемом или неосознаваемом режиме устанавливают ранее сформированную доминанту и программу ухода от зависимостей, при этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом, после сохранения такой программы интерактивной коррекции врачу необходимо не менее одного раза в месяц проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции с видео- и аудиоинформацией. Положительное в данном способе то, что лечение подбирается в зависимости от индивидуального состояния пациента, его психофизиологического состояния.
Недостатком является то, что этим способом лечения не могут воспользоваться заинтересованные в этом лица: родственники, близкие и коллеги по работе.
Задача настоящего изобретения: повышение удобства для пациента и расширение возможностей данного вида лечения.
Поставленная задача достигается тем, способ интерактивного лечения зависимого поведения включает для пациента звуковую и видеоинформацию с регистрацией психофизиологических реакций и программой интерактивной коррекции, вначале выявляют минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одна звуковая информация с меньшим уровнем громкости подбирается с характеристиками на частоте с минимальной интенсивностью слышимых тонов на выявленной частоте, а другая звуковая информация выполняется с более громким звучанием с частотной характеристикой больше или меньше выявленной частоты с минимальной интенсивностью воздушной проводимости, а при использовании стереофонии выявляют для каждого уха минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, при выявлении минимальной интенсивности слышимых тонов на соответствующей частоте используется подача звуковых характеристик на каждое ухо с различными временными интервалами между подаваемым звуком с аудиометра, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с меньшим уровнем громкости с данными характеристиками для каждого уха и звук большей громкости с другими частотными характеристиками.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом. Для данного способа используются современные технологии в телефонной и сотовой связи с фото- и видеосервисом, сигнал мобильного телефона для оценки функциональных параметров организма. Для создания программы интерактивной коррекции необходимо присутствие пациента с заинтересованными лицами у врача или с использованием мобильного видеотелефона с наушниками [6], для передачи по телефону сигналов с аудиометра из медицинской специализированной клиники и получения информации от пациента в клинику. Пациент и врач держат мобильные телефоны так, чтобы было видно лицо друг друга, при этом у пациента надеты наушники. На экране мобильного телефона или компьютера врача кроме изображения пациента видна аудиограмма каждого уха пациента. Если наушники пациента стереофонические, то пациент одевает строго наушник на определенное ухо и звуковая информация поступает строго на правое или левое ухо, для выявления информации по каждому уху определяют минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, при выявлении минимальной интенсивности слышимых тонов на соответствующей частоте используется подача звуковых характеристик на каждое ухо с различными временными интервалами между подаваемым звуком с аудиометра, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с меньшим уровнем громкости с данными характеристиками для каждого уха и звук большей громкости с другими частотными характеристиками. Если у пациента монофонические наушники, то выявляют минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одна звуковая информация с меньшим уровнем громкости подбирается с характеристиками на частоте с минимальной интенсивностью слышимых тонов на выявленной частоте, а другая звуковая информация выполняется с более громким звучанием с частотной характеристикой больше или меньше выявленной частоты с минимальной интенсивностью воздушной проводимости. Для выявления оптимальных характеристик воздушной проводимости врач подает с аудиометра сигналы различной интенсивности и частоты с разными промежутками времени перерывов между сигналами для правого и левого уха, а пациент говорит - слышит или не слышит, такие разные промежутки времени между сигналами для правого и левого уха пациента делаются для того, чтобы пациент не мог приспособиться к последовательности подачи звуковых сигналов, а также для удобства пациента. Такой подход оценки индивидуальных характеристик необходим по причине выявления различных характеристик воздушной проводимости для каждого уха пациента, особенно такая асимметрия слуха проявляется с возрастом, что необходимо учитывать при индивидуальном подходе в лечении пациента. В целом коррекционная программа осуществляется в три этапа. Первый этап - разрушение патологических поведенческих стереотипов зависимого поведения при различных состояниях. В помещении, где проводится сеанс, должна быть тишина, и чтобы пациента ничего не отвлекало. Перед проведением такого сеанса родственники и прочие заинтересованные в таком лечении лица проходят обучение по оценке индивидуального состояния здоровья в норме и патологии. На сеансе родственники, близкие и прочие заинтересованные в таком лечении лица, сидят сзади пациента, также смотрят на экран и слушают, как и пациент. При этом врач оценивает состояние пациента по внешнему виду, через видеоизображение и общение с пациентом, анализируя аудиограмму каждого уха пациента для стереофонии и информацию с минимальной интенсивностью слышимых тонов на определенной частоте. Затем врач в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одна звуковая информация с меньшим уровнем громкости подбирается с характеристиками на частоте с минимальной интенсивностью слышимых тонов на выявленной частоте, а другая звуковая информация выполняется с более громким звучанием с частотной характеристикой больше или меньше выявленной частоты с минимальной интенсивностью воздушной проводимости. А при использовании стереофонии выявляют для каждого уха минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, при выявлении минимальной интенсивности слышимых тонов на соответствующей частоте используется подача звуковых характеристик на каждое ухо с различными временными интервалами между подаваемым звуком с аудиометра, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с меньшим уровнем громкости с данными характеристиками для каждого уха и звук большей громкости с другими частотными характеристиками. Это делается для того, чтобы одновременно через слуховой анализатор подавать две информации с разной частотой и интенсивностью для одновременного двойного воздействия на пациента, характеристики подбирает врач. Далее начинается сеанс интерактивного лечения зависимого поведения. Если пациент обращается на фоне алкогольной, никотиновой, наркотической, пищевой и прочих зависимостей к врачу в состоянии психоэмоционального напряжения, то врач выводит на экране видеомонитора видеоряд негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных гротескно-подчеркнутых моментах злоупотреблений, с минимальной интенсивностью слышимых тонов определенной частоты для каждого уха пациента. Далее в результате работы врача на фоне психоэмоционального перенапряжения под контролем полученного психофизиологического состояния пациента осуществляется суггестивное воздействие через аудиальный канал или акустическую систему и вербально формируется установка на отказ от злоупотреблений. В ходе суггестивного воздействия врач фиксирует внимание пациента на факторах и механизмах развития, драматических последствиях и осложнениях конкретной девиации. В эмоционально-стрессовом режиме вербально формируют установку на отказ от предмета зависимости. Изображения, на которые пациент реагирует состоянием психоэмоционального перенапряжения, по данным психофизиологического состояния врачом заносятся в память мобильного телефона пациента, а также в память компьютера, видеомагнитофона или другого носителя памяти для врача. При этом на экране мобильного телефона врача кроме изображения пациента и данных о сердечной деятельности показываются изображения, предлагаемые пациенту. Врач может регулировать, когда давать изображение, когда показывать себя на экране пациента. Частота и продолжительность воздействий зависят от профессионализма врача и состояния пациента. Далее под непрерывным контролем психофизиологического состояния пациента за счет обратной связи врача с пациентом, осуществляется второй этап - формирование положительных установок и просоциальных поведенческих стереотипов. Данный переход происходит также за счет обратной связи врача с пациентом, основанной на улучшении психофизиологического состояния пациента. При этом врач за счет суггестивного воздействия создает положительные эмоции путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей. Это может быть видеоряд позитивных жизненных картин и ситуаций с использованием фото семьи пациента, референтного социального окружения и т.д. При этом состав мелодии и позитивных видеокартин подбирается на фоне максимального улучшения психофизиологического состояния пациента. Частота и продолжительность воздействий на втором этапе зависят от профессионализма врача и психофизиологического состояния пациента. Затем по мере улучшения состояния пациента может снижаться интенсивность звука, характерного для состояния аудиограммы в состоянии покоя, проводится третий этап - интерактивная коррекция поведенческих стереотипов с выработкой адаптивных стратегий самореализации. Врачом выполняется интерактивная коррекция психофизиологических зависимостей и поведенческих стереотипов. При этом по команде врача пациент сам выбирает мотивирующую фотографию или картинки в виде постоянной заставки и заносит по команде врача в память мобильного телефона. Затем при каждом последующем звонке в осознаваемом или неосознаваемом режиме на мобильном телефоне пациента устанавливается ранее сформированная доминанта и программа ухода от зависимости. В случае если пациент сам не может или не хочет обращаться к лечению своего состояния, родственники или заинтересованные лица могут набрать номер телефона, соответствующий номеру службы дистанционной специализированной помощи. В этом случае сначала включается сначала программа со звуковой информацией, так как пациент во время обострения зависимого поведения может не реагировать на зрительную информацию. Далее, если родственник видит, что пациент открыл глаза и может воспринимать зрительную информацию, можно перейти к дополнению видеоинформации согласно индивидуальной программы интерактивной коррекции за счет нажатия заранее оговоренной кнопки на мобильном телефоне. При этом для сложных и тяжелых форм зависимого поведения родственник может прибегнуть к консультации дежурного врача, находящегося на этой линии связи. При этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом. Продолжительность этого этапа зависит от психофизиологического состояния пациента и профессионализма врача. После каждого обращения к такой форме лечения зависимого поведения, исходящего от пациента или родственников, врач может проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции с видео- и аудиоинформацией. Сохраняющийся открытый диалог [7] врача и пациента позволяет избегать рецидивов и ускоряет формирование адаптивного поведения. Также можно при каждом последующем звонке в осознаваемом или неосознаваемом режиме устанавливать ранее сформированную доминанту и программу ухода от зависимостей. При этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния, частоты и характера зависимого поведения и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом. После сохранения такой программы интерактивной коррекции врачу желательно не менее одного раза в месяц проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции лечения зависимого поведения с видео- и аудиоинформацией.
Примеры конкретного выполнения
1. Больной А., 39 лет. Высокая толерантность к алкоголю с 30 лет. При работе врача с пациентом в присутствии близких ему лиц, работающих на одной работе, на первом сеансе через мобильный телефон была выявлена минимальная интенсивность слышимых тонов при 6 дБ (децибел) на частоте 3500 Гц, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включали звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одна звуковая информация с меньшим уровнем громкости соответствовала 6 дБ на 3500 Гц, а вторая при 18 дБ на 1800 Гц. При появлении зависимого поведения сам пациент, родственники или сослуживцы включали мобильный телефон, по мобильному телефону связывались с дежурным врачом психологической службы и после описания состояния и рекомендаций врача использовали способ лечения саногенетической терапии с применением звуковых установочных характеристик. После чего контролировали, чтобы пациент по мобильному телефону обсуждал свое состояние один раз в месяц с наркологом, проблемы личного характера. В результате такого лечения алкоголь не употребляет в течение двух лет.
2. Больной В., 45 лет. Высокая толерантность к алкоголю с 34 лет. При работе врача с пациентом в присутствии близких ему лиц, работающих на одной работе, на первом сеансе через мобильный телефон со стереофоническим звучанием была выявлена минимальная интенсивность слышимых тонов для правого уха при 9 дБ на частоте 2500 Гц, а для левого уха - 7 дБ на частоте 3100 Гц, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включали звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одна звуковая информация с меньшим уровнем громкости соответствовала минимальной интенсивности слышимых тонов для правого уха при 9 дБ на частоте 2500 Гц, а для левого уха - 7 дБ на частоте 3100 Гц, а вторая общая для обоих каналов - 15 дБ на 4000 Гц. При появлении зависимого поведения сам пациент, родственники или сослуживцы включали мобильный телефон, по мобильному телефону связывались с дежурным врачом психологической службы и после описания состояния и рекомендаций врача использовали способ лечения саногенетической терапии с применением звуковых установочных характеристик. После чего контролировали, чтобы пациент по мобильному телефону обсуждал свое состояние один раз в месяц с наркологом, проблемы личного характера. В результате такого лечения алкоголь не употребляет в течение трех лет.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Авторское свидетельство СССР №1166392, А61Н 39/04.
2. Патент РФ на изобретение №2071361, А61М 21/00.
3. Заявка на изобретение РФ №2001120604, А61М 21/00.
4. Патент РФ на изобретение №2193900, А61М 21/00.
5. Патент на изобретение РФ №2252038.
6. Черников В.П., Орлов О.И., Логинов В.А. Современная аппаратурная база домашней и мобильной телемедицины. Обзор ресурсов Интернета. Выпуск 1 / Под общей ред. академика А.И.Григорьева. - М.: ООО Фирма "Слово", 2001. - 44 с.
7. Открытый диалог в психиатрической практике Баренц-региона / Под редакцией П.Сидорова и Я.Сейккулы. - Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2003. - 367 с.
1. Способ интерактивного лечения зависимого поведения включающий для пациента суггестивное воздействие, осуществляемое врачом на пациента вербально, и видеоинформацию, с регистрацией психофизиологических реакций и программой интерактивной коррекции, отличающийся тем, что выявляют минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте этой интенсивности, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с разными частотами и интенсивностью, при этом одно суггестивное воздействие, осуществляемое врачом на пациента вербально с меньшим уровнем громкости подбирается с выявленными частотными характеристиками с минимальной интенсивностью слышимых тонов, а другое суггестивное воздействие, осуществляемое врачом на пациента вербально выполняется с более громким звучанием с частотной характеристикой больше или меньше выявленной частоты с минимальной интенсивностью слышимых тонов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании стереофонии выявляют для каждого уха минимальную интенсивность слышимых тонов на соответствующей частоте, при выявлении минимальной интенсивности слышимых тонов на соответствующей частоте используется подача звуковых характеристик на каждое ухо с различными временными интервалами между подаваемым звуком с аудиометра, после чего в индивидуальную программу интерактивного лечения зависимого поведения включают звук с меньшим уровнем громкости с выявленными частотными характеристиками для каждого уха и звук большей громкости с другими частотными характеристиками.