Способ профилактики аддиктивного поведения студентов

Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии и наркологии, и может быть использовано для проведения первичной профилактики аддиктивного поведения среди студентов, а также в психологии для обучения стресспреодолевающему поведению. Проводят коллективную работу врачей со студентами путем вербального воздействия, во время которого дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, усиливают мотивацию на здоровый образ жизни. Проводят тренинг психологической устойчивости. Дополнительно врачи проводят индивидуальную работу со студентами и определяют основную репрезентативную систему восприятия информации: визуальную, или аудиальную, или кинестетическую. В соответствии с системой восприятия разбивают студентов на группы и проводят визуальное воздействие, предоставляя информацию для зрительного восприятия в виде рисунка-схемы организма человека и результата влияния на него аддиктивного поведения и стресса: для студентов с ведущей визуальной и аудиальной репрезентативной системой в цветном изображении, а для студентов с ведущей кинестетической системой в одном цвете. При этом вербальное воздействие проводят, повторяя раннее данную информацию о видах аддиктивного поведения и стрессе и значении формирования коппингповедения для профилактики путем беседы, с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений. Причем 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени - беседы с использованием двух других категорий восприятия. Затем проводит кинестетическое воздействие, раздавая информационные проспекты о пагубном влиянии табака, наркотиков, алкоголя и развития стресса для студентов с ведущей визуальной и аудиальной репрезентативной системой в красочном исполнении, а для студентов с ведущей кинестетической системой на гладкой глянцевой, приятной на ощупь бумаге. Врач-психотерапевт при общении со студентами, имеющими ведущую кинестетическую систему, говорит спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие. Со студентами, имеющими ведущую визуальную и аудиальную систему, говорит громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие. Способ позволяет повысить эффективность профилактических мероприятий с целью предупреждения формирования аддикций у студентов и обучения стресспреодолевающему поведению за счет усиления эффективности информационного влияния при вербальном и визуальном воздействиях, а также формирования и закрепления смысловой установки на здоровый образ жизни и успешность в избранной профессии. 2 з.п. ф-лы.

Реферат

Способ относится к медицине, а именно к психотерапии, наркологии, и может быть использован для проведения первичной профилактики аддиктивного поведения среди студентов, а также в психологии для обучения стресспреодолевающему поведению.

В настоящее время аддиктивное поведение определяется как стремление к уходу от действительности посредством изменения своего психического состояния искусственным образом. По мнению многих авторов аддиктивным расстройствам свойственны следующие признаки: 1) синдром измененной реактивнисти организма к действию какого-либо конкретного раздражителя (защитные реакции, толерантность, форма потребления); 2) синдром психической зависимости (обсессивное влечение, психический комфорт в интоксикации); 3) синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации). Эти три синдрома отличают человека, страдающего аддиктивными расстройствами, от здорового, причем каждый из этих трех структурных элементов варьирует в зависимости от формы аддикции.

Увеличению аддиктивных расстройств, объединенных в последнее время термином «болезни зависимости», способствует широкое распространение алкоголя и наркотиков, приобретающее характер национального бедствия. На конец 2002 г. под наблюдением в специализированных амбулаторно-поликлинических учреждениях находилось 2 млн 200 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами. Под профилактическим наблюдением находилось еще 407 тыс. человек, употребляющих алкоголь с вредными последствиями (284,2 на 100 тыс. населения), таким образом, 1,8% россиян от всего населения страны вовлечено в болезненное пьянство.

На конец 2002 г. число больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, составило 323 тыс. (225,3 в расчете на 100 тыс. населения). Таким образом, в общей совокупности под наблюдением наркологических учреждений в 2002 г. состояли 449 тыс. человек, употребляющих наркотики. Появились новые, ранее не существующие формы зависимостей: азартные игры (в настоящее время этой патологией в Санкт-Петербурге страдает от 22,5 до 67,5 тысяч человек), от интернет-зависимости страдают примерно 28% пользователей компьютеров.

Метафорически аддиктивным поведением можно назвать его рабскую зависимость от некой системы или объекта, носящих характер власти или непреодолимой вынуждающей силы, которые обычно воспринимаются и переживаются субъектом как идущие извне, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. В связи с этим аддиктивное поведение выглядит как добровольное подчинение системе или объекту.

Стресс - особое состояние, характеризующееся мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма, сохранению его гомеостаза (Окин В.Ю. Проблема утомления, стресса и хронической усталости. // Русский медицинский журнал, Т.12, №5. - 2004. - С.276-279). Возникновение и развитие стресса зависит от различных стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. Если действие фактора продолжается, то возникает стресс-реакция. Для каждого возраста характерна определенная совокупность факторов, вызывающих стресс. У студентов первого года обучения стресс-реакцию вызывают причины, связанные с адаптацией к новой форме учебной деятельности: различная новая информация, отсутствие контроля со стороны взрослых и самостоятельность принятия решений, сдача экзаменационной сессии, высокий уровень требований преподавателей высшей школы. При отсутствии навыков стресспреодалевающего поведения к концу пятого курса это может негативно сказаться на состоянии здоровья студентов (широкое распространение среди молодежи заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение вегетативной регуляции функций организма, расстройства центральной нервной системы, депрессии, тревожность, фобии, нарушение пищевого пловедения) и снизит их конкурентноспособность на современном рынке труда. Студенты в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Здоровье студентов нуждается в научном подходе в масштабах образования, здравоохранения, физической культуры, научных учреждений. Проблема здоровья студентов должна привлекать все большее внимание и приобретать теоретическую и практическую значимость в жизни общества.

Известен способ первичной психопрофилактики наркомании среди студентов высших учебных заведений РФ (Патент №2252789, МПК7 А61М 21/00, А61Н 39/04, публ. 27.05.2005. - «Способ первичной психопрофилактики наркомании среди студентов высших учебных заведений»).

Способ включает в себя информационное воздействие в рамках косвенной психотерапии, разъясняет социогенез. После этого семантическое содержание уже изложенной информации о наркотиках предъявляют в виде видеофильма, посредством которого с помощью аудиовизуальных средств информацию доводят до подсознания. При этом периодически осуществляют суггестивное воздействие, направленное на запрет употребления наркотиков. После демонстрации фильма студентов обучают акупрессуре трех биологически активных точек: Инь-тан, тоу-вэй, Фэн-чи и на этом фоне внушают запрет на употребление наркотиков.

Однако информационное воздействие без учета ведущей репрензетативной системы малоэффективно.

В качестве прототипа мы взяли способ коррекции аддиктивного поведения, заключающийся в том, что вербальное воздействие в состоянии бодрствования осуществляют с помощью рациональной психотерапии ежедневно в течение не менее трех часов и сопровождают демонстрацией подобранных в соответствии с объектом аддикции аудио-видеоматериалов и опытов, а также дополнительно проводят психологический тренинг по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости и сообщают информации о социальных последствиях аддиктивного поведения, при этом явно выражены эмоциональные состояния, обусловленные воздействием сообщаемых сведений и демонстрацией материалов и опытов, связывают с конкретными условными стимулами, а информацию о личностных особенностях и индивидуальном поведении получают путем периодического проведения психодиагностики и самоанализа и корригируют сообщаемые сведения с учетом полученной информации, образуя обратную связь, усиливающую процесс сознательного формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции, при этом во время реабилитационного периода не реже, чем один раз в месяц проводят психологические тренинги по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости, направленные на адаптацию к здоровому образу жизни (Патент №2112559, М.кл. А61М 21/00, публ. 10.06.1998 г. - "Способ коррекции аддиктивного поведения").

Однако такой способ коррекции аддиктивного поведения без учета основной репрезентативной системы восприятия информации и обучения стресспреодолевающему поведению (коппингповедения) недостаточно эффективен.

Задача настоящего изобретения состоит в повышении эффективности профилактических мероприятий с целью предупреждения формирования аддикций у студентов и обучения стресспреодолевающему поведению за счет усиления эффективности информационного влияния при вербальном воздействии. Формирование смысловой установки на здоровый образ жизни и социальной компетентности, которые приведут в дальнейшем к успешности и безусловной конкурентноспособности на рынке труда, дадут большие возможности для карьерного роста в трудовой деятельности, помогут выстоять в трудной ситуации.

Поставленная задача достигается тем, что способ профилактики аддиктивного поведения среди студентов включает коллективную работу врача-психотерапевта и психолога со студентами путем вербального воздействия, во время которого дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, усиливают мотивацию на здоровый образ жизни, проводят тренинг психологической устойчивости. Дополнительно врач-психотерапевт проводит индивидуальную работу со студентами и определяет основную репрезентативную систему восприятия информации: визуальную, или аудиальную, или кинестетическую. В соответствии с системой восприятия разбивает студентов на группы и проводит вербальное воздействие, повторяя ранее данную информацию о видах аддиктивного поведения, стрессе и значении формирования коппингповедения для их профилактики путем беседы. Беседу проводят с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений. 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени - беседы с использованием двух других категорий восприятия. Тренинг психологической устойчивости проводят врач-психотерапевт и психолог путем развития стресспреодолевающего поведения. Тренинг психологической устойчивости сопровождают музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением.

Одновременно работают два специалиста врач-психотерапевт и психолог.

Врач-психотерапевт при общении со студентами, имеющими ведущую кинестетическую систему, говорит спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие.

Врач-психотерапевт при общении со студентами, имеющими ведущую визуальную и аудиальную систему, говорит громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие.

Новизна способа:

- Дополнительно врач-психотерапевт проводит индивидуальную работу со студентами и определяет основную репрезентативную систему восприятия информации: визуальную, или аудиальную, или кинестетическую. В соответствии с системой восприятия разбивает студентов на группы и проводит вербальное воздействие, повторяя ранее данную информацию о видах аддиктивного поведения, стрессе и значении формирования коппингповедения для их профилактики путем беседы. Это улучшает усвоение важной информации о вреде аддикции и усиливает информационное воздействие.

- Беседу проводит врач-психотерапевт с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений, что позволяет добиться лучшего понимания студентами обсуждаемой проблемы, усиливает психологическое воздействие на студентов и повышает их стремление к развитию устойчивости к стрессорному фактору без употребления психоактивных веществ. Формируется и закрепляется смысловая установка и убежденность максимального количества студентов в необходимости здорового образа жизни и социальной компетентности.

- 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы, так как именно с ее помощью воспринимается большая часть информации, что усиливает психологическое воздействие. По 25% времени - беседы с использованием двух других категорий восприятия.

- Тренинг психологической устойчивости сопровождают музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением. Тренинг психологической устойчивости проводят путем развития стресспреодолевающего поведения. Это помогает развитию внутреннего ресурса самоконтроля, помогает ответственно управлять своими чувствами, самоуважению, уверенности в своих силах, умению брать ответственность на себя, принимать решения. Развивается умение устанавливать контакты, понимать людей, верно оценивать ситуацию.

- Одновременно работают два специалиста: врач-психотерапевт и психолог. Работа двух специалистов помогает сделать беседу эмоционально более насыщенной, создает контакт в общении между специалистами и студентами, что способствует повышению восприятия информации студентами.

Врач-психотерапевт при общении со студентами, имеющими ведущую кинестетическую систему, говорит спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие.

Врач-психотерапевт при общении со студентами, имеющими ведущую визуальную и аудиальную систему, говорит громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие.

Такие приемы при ведении беседы позволяют усилить психологическое воздействие и добиться лучших результатов.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат:

Проводить профилактику аддиктивного поведения не только путем информирования, но и путем подготовки к преодолению стресса, и чем раньше, тем лучше, а также формирования и закрепления смысловой установки на здоровый образ жизни и успешность в избранной профессии.

Информация о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса позволяет лучше осознать студентами проблему и повышает мотивацию на здоровый образ жизни.

Проведение вербального воздействия путем беседы с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений и посредством ощущений позволяет усилить информационное воздействие на студентов и повысить психологическую устойчивость путем развития внутреннего ресурса самоконтроля и стресспреодолевающего поведения.

Формирование и закрепление смысловой установки с использованием музыкального сопровождения и видеосъемки с последующим просмотром и обсуждением позволяет сформировать у максимального количества студентов позитивные формы поведения, позволяющие преодолевать психологический стресс, способствующие сокращению числа студентов, злоупотребляющих курением, наркотиками и алкоголем.

Развитие внутреннего ресурса самоконтроля и устойчивости к стрессорному фактору без употребления психоактивных веществ помогает ответственно управлять своими чувствами, свободе самовыражения, самоуважению, уверенности в своих силах, умению брать ответственность на себя, принимать решения. Развивается умение устанавливать контакты, понимать людей, верно оценивать ситуацию. То есть то, что называется социальной компетенцией. Все это - человеческие ресурсы, которые и помогут студенту выстоять в трудной ситуации и сохранить здоровье.

Указанная информация, предъявленная студентам путем воздействия на органы слуха, зрения, кинестетическую сферу и при проведении тренинга психологической устойчивости, формирует у них некие образы и ощущения, вырабатывает эффективные приемы коппингповедения, которые позволяют создать качественно новую психологическую установку на здоровый образ жизни студентов и влияют на их дальнейшую успешность в профессиональной и личностной сферах.

Большинство современных подходов к профилактике аддиктивного поведения основаны на психосоциальных факторах, на предоставлении информации о психоактивном веществе. Сегодня уже ясно: необходимо развивать профилактику как науку, смысл которой - раскрытие всех ресурсов человека.

Наиболее эффективный подход к профилактике основывается на концепции коппингповедения (стресспреодолевающее поведение). Главное - научить преодолевать психологический стресс, используя позитивные формы поведения. Необходимо развитие внутренних ресурсов, на которые мог бы опираться молодой человек - самоуважение, уверенность в своих силах. Такую социальную поддержку и обучение стресспреодолевающему поведению можно получить в тренинговой группе. Оградить от негативных воздействий социума студентов трудно, но своевременные оздоровительно-профилактические программы способны исключить их влияние, а главное нужно убедить молодежь, что сегодня быть здоровым - это модно.

Способ осуществляется следующим образом.

В начале первого семестра на первом курсе на кураторском часе врачи психотерапевт и психолог, используя вербальное воздействие, проводят беседу со студентами о распространенности различных видов аддиктивного поведения (о вреде табакокурения, употребления наркотиков и алкоголя) и стресса среди студенческой молодежи, о значении формирования коппингповедения для их профилактики. Усиливают мотивацию на здоровый образ жизни.

Для лучшего понимания и осознания проблемы студентам объясняют механизмы развития заболевания и возникновения патологического состояния. Например, алкоголь - похититель доверия, радости, смысла жизни. Злоупотребление алкоголя ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребность - к зависимости, т.е. к болезни. Алкоголизм - болезнь №3 после сердечно-сосудистых и онкологических недугов.

Прием алкоголя приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшие изменения происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие алкоголь, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела. Алкоголизм - болезнь страшная, потому что не передается ни вирусом, ни половым путем, а возникает исключительно благодаря вашим усилиям: стакан с водкой подносят, как ни странно, ко рту собственные руки. У каждого человека в крови растворен эндогенный этанол (ЭЭ). Уровень концентрации ЭЭ у каждого человека различен, но для каждого человека он имеет постоянную величину. Здоровье наше подчиняется законам гомеостаза (постоянство внутренней среды). Концентрация алкоголя в крови - один из факторов, поддерживающих это постоянство. Когда человек неумеренно пьет в течение нескольких лет, уровень ЭЭ у него в крови часто меняется, идет его разбалансировка. Когда уровень ЭЭ в крови падает до «нулевой отметки», может развиться «белая горячка» - алкогольный психоз, эпилептоидные припадки алкогольной природы. Страдают все органы, необходимо срочное лечение. Алкоголь - вор здоровья, семейного благополучия, работоспособности.

Наркомания - болезнь, которая развивается при употреблении наркотиков. Она заключается в том, что все физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказываются в постоянной зависимости от введения наркотика, его наличия или отсутствия в организме. Больной вынужден все время принимать наркотик, иначе ему становится очень плохо. Вся жизнь больного направляется на поиски, добычу наркотика. Начало обычно случайно: предложили попробовать - согласился. Но после нескольких употреблений наркотика оказалось, что настроение, душевный тонус зависят от того, введен наркотик или нет, на душе тоска, мрак, пустота. Все мысли только о том, где достать этот похититель здоровья, благополучия, жизни.

Употребление наркотиков ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребность - к зависимости, т.е. к болезни. Болезнь складывается из непреодолимого влечения к наркотикам, сформированной физической зависимости.

Каждый, даже случайный, единичный «опыт» чреват болезнью. Продолжительность жизни наркоманов, начавших прием ядовитого вещества в молодые годы, не превышает 30-40 лет, а от начала приема 5-7 лет. Иногда их жизнь обрывается в самом юном возрасте - от слишком большой дозы дурмана или несчастного случая во время нахождения под ложным «кайфом».

Прием наркотиков приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшее изменение происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие наркотик, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела.

Идет не просто пандемия (широко распространенная эпидемия), а настоящая генная мутация в широком масштабе. Мозг перестал воспринимать химические вещества как инородные и соответствующим образом реагировать сигналами опасности в виде болезней. Существует ген, который отвечает за инстинкт самосохранения. У наркоманов он дефективный. Дети человека, употреблявшего наркотик, имеют 50% шанс унаследовать этот ген.

Трудность лечения связана с особенностями клинических проявлений болезни, которые ассоциируются с чувством удовольствия на первых порах употребления наркотика и вызывают двойственное отношение пациента к своему страданию.

Никотин - маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом, на воздухе окрашивается в коричневый цвет, хорошо растворяется в воде, алкоголе. Никотин - нервный яд (никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после 1-й затяжки), действующий в первую очередь на ганглии (нервные узлы) вегетативной нервной системы, регулирующей в нашем организме деятельность внутренних органов и обмен веществ, а также на центральную нервную систему. После кратковременного возбуждения нервных центров никотин угнетает их. Смертельной дозой для человека является всего несколько сотых грамма никотина. Такое количество содержится в 20-25 папиросах. Не погибают курильщики потому, что эта доза принимается ими постепенно и со временем устойчивость к никотину повышается.

Курение табака является причиной многих тяжелых заболеваний. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 3-12 минут, смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. В России ежегодно умирают около 300 тыс. курильщиков и 4 млн в мире. Никотин оказывает пагубное действие на половую и детородную функции, на зрение и слух. Ядовитым соединением, входящим в состав табачного дыма, является окись углерода. Она вытесняет кислород из соединения с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, что препятствует нормальной доставке кислорода нуждающемуся в нем мозгу и другим органам. В результате этого у курильщиков развивается хроническое кислородное голодание, от чего страдает сердечнососудистая система. Табачный дым раздражает дыхательные пути, появляется кашель. Вначале кашель появляется утром - «утренний кашель курильщика», а позднее он беспокоит в течение всего дня и даже ночью. Бронхолегочная ткань не выдерживает паров кислот, кетонов, фенолов и других, раздражающих и загрязняющих легкие веществ, находящихся в табачном дыме в больших концентрациях. В результате этого развиваются различные болезни органов дыхания. Пассивное курение также очень вредно, его называют медленным самоубийством. В воздух попадает половина табачного дыма плюс тот, что вдыхает курящий. Некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько и курильщик 1 сигареты.

Возникновение и развитие стресса зависит от различных стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. У студентов первого года обучения стресс-реакцию вызывают причины, связанные с адаптацией к новой форме учебной деятельности: различная новая информация, отсутствие контроля со стороны взрослых и самостоятельность принятия решений, сдача экзаменационной сессии, высокий уровень требований преподавателей высшей школы. При отсутствии навыков стресспреодалевающего поведения к концу пятого курса это может негативно сказаться на состоянии здоровья студентов (широкое распространение среди молодежи заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение вегетативной регуляции функций организма, расстройства центральной нервной системы, депрессии, тревожность, фобии) и снизит их конкурентноспособность на современном рынке труда. Студенты в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Здоровье студентов - одна из важных проблем современного общества и самих студентов. Однако о здоровье они задумываются лишь тогда, когда появляются те или иные болезни.

Дополнительно врачи-психотерапевт проводит индивидуальную работу со студентами. После кураторского часа определяется дата и время проведения тренинга совместно врачом-психотерапевтом и психологом.

Врач-психотерапевт рассказывает студентам о системах восприятия информации у человека. Врач-психотерапевт сообщает, что у человека существует три системы восприятия информации и каждый человек передает и обрабатывает ее своим уникальным способом. Различают три системы получения информации: визуальная, кинестетическая, аудиальная. Если репрезентативной системой является визуальная, то в выражении своих переживаний человек использует выражения типа: «я вижу», «мне ясно» «это выглядит», «лучше показать»; он как бы рисует словами картины и старается, чтобы окружающие как бы увидели его переживания. Человек с кинестетической системы получения информации использует язык чувств, ощущений. Он употребляет выражения типа «я чувствую», «мне неприятно», «я напряжен», «я не могу справиться с этим», «я ощущаю дискомфорт». Человек с аудиальной системой получения информации имеет тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания, он используют фразы типа: «хочу вам рассказать», «звучит плохо», «я вас слушаю».

На основании индивидуальной работы с каждым студентом определяют основную репрезентативную систему восприятия информации путем беседы, спрашивая: «Как Вы сегодня проснулись и добрались до учебного заведения?»

При основной визуальной репрезентативной системе студенты рассказывали: «я проснулась и увидела, что сегодня очень солнечный день», «я одела свою красную юбку», «поправила прическу», «посмотрела расписание занятий на сегодня», «выпила черный кофе из оранжевой кружки», «села в автобус с синими полосами»; они как бы рисуют словами картины. Студенты с кинестетической системы восприятия используют язык чувств, ощущений, они при рассказе употребляют выражения типа «я обула мягкие тапочки», «я потянулась и почувствовала расслабленное тело», «я выпила чашку горячего, ароматного кофе», «вода была только холодная, я с трудом умылась», «я ехала в институт с теплом автобусе». Студенты с аудиальной системой восприятия информации используют много слов, чтобы добиться лучшего понимания, это были фразы типа: «я только проснулась и услышала разговор близких на кухне» «мне хотелось сразу рассказать свой сон», «очень громко работал телевизор», «шум на улице меня разбудил», «я проснулась, голодна, так как слышала беспокойство в желудке», «услышала звук микроволновой печи на кухне», «кондуктор в автобусе очень громко разговаривала».

В зависимости от ведущей репрезентативной системы - аудиальной, визуальной или кинестетической, студентов разбивают на группы. В сформированных группах проводят вербальное воздействие путем повторения первой беседы, с изложением материала уже с учетом ведущей репрезентативной системы. Когда информация подается с учетом ведущей репрезентативной системы, она лучше усваивается и воспринимается человеком.

Врач-психотерапевт при общении с группой студентов, имеющих ведущую кинестетическую систему, говорит спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие. Врач психотерапевт при общении с группой студентов, имеющих ведущую визуальную и аудиальную систему, говорит громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие.

50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени - беседы с использованием двух других категорий восприятия.

Во время второй беседы студенты слушают предложенный материал более заинтересованно, задают больше вопросов.

Затем врачом-психотерапевтом и психологом проводится тренинг психологической устойчивости.

Тренинг психологической устойчивости сопровождается музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением, когда студенты просматривают тренинг - обогащают свой видеоряд смысловой информацией, что усиливает мотивацию на здоровый образ жизни.

В тренинге психологической устойчивости были использованы следующие упражнения: "знакомство, "паровозик", "разговоров через стекло", "видение других", "в строй по росту", "передать эмоцию по кругу", "зеркало", "позитивные поглаживания", "сборщики предметов", "колокол", "свой психологический портрет", "выбрось пальцы", "меняться местами", "брачное объявление", "разделить листок", "кто «Я»?" "диалог "Стоящий и сидящий", "уровень своего «Я»", "девиз", "болото", "скульптура", "ассоциация", "таможня", "птичий базар", "путаница", "тропинка", "интервью друг у друга", "сенсорные инвалиды", "подарки", "Земля, вода, воздух, огонь (четыре стихии)", "снежный ком", "общение в парах", "достойный ответ", "лучшее качество", "чемодан", "преодоление трудностей", "мост в тумане", "передача движения по кругу", "запретный плод", "просьба", "требование", "анабиоз", "какие у меня взаимоотношения с окружающими?", "здравствуй, рад тебя видеть …", "впечатление", "от всей души", "сообщение", "руки твоего соседа", "я отлича- Минск: «Наука и техника», 1993. - 477 с; Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. - М., «Новая школа», 1994; Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991).

Во время тренинга психологической устойчивости формируют стресспреодалевающее поведение, которое характеризуется сознательным реагированием «здесь и сейчас» на стрессовую ситуацию, студенты обучаются делать осознанный выбор и отвечать за него, ответственно управлять своими чувствами, учатся самоконтролю, свободе самовыражения, приобретают личностный рост, что повышает их уровень социальной чувствительности и стрессоустойчивости (формирует коппингповедение).

В результате тренинга психологической устойчивости путем развития стресспреодолевающего поведения у студентов формируется мотивация на здоровый образ жизни: отсутствие аддикций, стрессоустойчивость, занятие физической культурой, желание рационально питаться и коммуникативность, что в дальнейшем повлияет на их успешность в профессиональной и личностной сферах.

Пример 1

В группе студентов первого курса гуманитарного факультета Новокузнецкого филиал-института Кемеровского государственного университета, обучающихся по специальности «Психология», в количестве 60 человек, в начале первого семестра на кураторском часе врач-психотерапевт и психолог проводят вербальное воздействие, во время которого дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, усиливают мотивацию на здоровый образ жизни.

Затем врач-психотерапевт определяет ведущую систему восприятия информации у каждого студента и, в соответствии с выявленным результатом, разбивает студентов на группы. В группе студентов с ведущей визуальной и аудиальной репрезентативной системой оказалось 45 человек. Для них врачом-психотерапевтом было проведено повторно вербальное воздействие, во время которого дана информация о вреде табака, наркотиков, алкоголя и о развитии стресса. Для этого, взяв цветные мелки, врач-психотерапевт на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение всех органов и головного мозга. Затем громким уверенным голосом, с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие «В поле Вашего зрения наш большой организм. Посмотрите, какой маленький, по сравнению с нашим телом, головной мозг, но какую огромную роль он играет в таком большом организме. Вы видите (показывая рукой на рисунок), как психоактивное вещество поступает по кровеносным сосудам в мозг и пагубно на него влияет, а также разрушает сердце (рисует цветным мелом сердце и показывает на него рукой), легкие, желудочно-кишечный тракт, эндокринные органы. Врач-психотерапевт говорит при этом громким четким голосом, показывая на схему, нарисованную на доске. 50% времени - 20 минут беседы врачами проводится с использованием зрительных образов, 25% времени - 10 минут - слуховых впечатлений, 25% времени 10 минут - посредством ощущений.

После беседы психотерапевт отметил, что все студенты слушали рассказ заинтересованно и стали интересоваться, в каком источнике можно почитать изложенную информацию более подробно. Студентам были розданы красочные информационные проспекты с информацией о пагубном влиянии табака, наркотиков, алкоголя и развитии стресса, ручки и блокноты с логотипом «Береги здоровье смолоду!».

У 15 студентов основной репрезентативной системой является кинестетическая. Врачом психотерапевтом было проведено вербальное воздействие, во время которого дана информация о вреде табака, наркотиков, алкоголя и развитии стресса. Для этого, используя мел только одного цвета, врач психотерапевт на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение всех органов и головного мозга. Затем спокойным, монотонным голосом с использованием слов, передающих язык чувств, ощущений, начинает вести беседу: «Посмотрите на данную схему и ощутите, как работает Ваш организм. Прочувствуйте, какой маленький, по сравнению с нашим телом, головной мозг, но какую ощутимую роль он играет в таком большом организме. Психоактивное вещество поступает по кровеносным сосудам в мозг и пагубно на него влияет, а также разрушает сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт, эндокринные органы. Врач психотерапевт говорит при этом тихим, монотонным голосом на фоне спокойной музыки. 50% времени - 20 минут беседы проводится посредством ощущений и по 25% времени - 10 минут - с использованием зрительных образов и слуховых впечатлений.

После беседы психотерапевт отметил, что все студенты слушали рассказ заинтересованно и стали интересоваться, в каком источнике можно почитать изложенную информацию более подробно. Студентам были розданы приятные на ощупь (из глянцевой бумаги) информационные проспекты с информацией о пагубном влиянии табака, наркотиков, алкоголя и развитии стресса, ручки и блокноты с логотипом «Береги здоровье смолоду!».

Затем через неделю был проведен тренинг психологической устойчивости у студентов всего первого курса с применением тренинговых номеров, психологических игр, ролевых дискуссий.

Тренинг сопровождается музыкальным оформлением и видеосъемкой с последующим просмотром и обсуждением.

Затем было проведено анкетирование и выяснилось, что студенты не знали о таком пагубном влиянии психоактивных веществ на организм и о возможности профилактики стресса путем повышения стрессоустойчивости через психологический тренинг. 10 студентов сообщили, что бросили курить, 5 решили заняться спортом, 8 отказались от употребления алкоголя. И почти все отметили, что стало интересно учиться, повысилась самооценка, отношения с одногруппниками стали более доверительными, появилась взаимопомощь в учебном процессе.

Здоровье - это функция успешной жизни, активной жизненной позиции человека во всем, в том числе и по отношению к самому здоровью. Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно дается «даром». Современная медицина ориентирована в основном на борьбу с болезнями. Сохранение здоровья управление им в интересах жизненных достижений - личное дело каждого из нас.

Таким образом, предложенный способ профилактики аддиктивного поведения студентов и формирования стрессоустойчивости, является актуальным и эффективным. Способ позволяет повысить эффективность профилактических мероприятий с целью предупреждения формирования аддикций у студентов и обучения стресспреодолевающему поведению за счет усиления эффективности информационного влияния при вербальном воздействии. Формирование смысловой установки на здоровый образ жизни и социальной компетентности, приводят в дальнейшем к успешности и безусловной конкурентноспособности специалиста на рынке труда, дадут большие возможности для карьерного роста в трудовой деятельности, помогут выстоять в трудной ситуации.

Способ доступен в применении в реальных условиях обучения в любом высшем учебном заведении, он безвреден, не дает отрицательного результата.

Способ используется в ГОУ ВПО Новокузнецком филиал-институте Кемеровского государственного университета на кафедре психологии гуманитарного факультета, в ГОУ ВПО Кузбасской государственной педагогической академии на кафедре психологии факультета педагогике и психологии при обучении студентов психологов, в ГОУ ДПО Новокузнецком ГИУВе Россздрава на кафедре психотерапии, наркологии и клинической психологии медико-диагностического факультета при работе с курсантами.

1. Способ профилакт