Интегральная модель здоровье сберегающих технологий
Изобретение относится к системам комплексного оздоровления организма человека и может быть использовано в программах формирования, укрепления и сохранения здоровья, в частности в стоматологической практике. Модель здоровье сберегающих технологий содержит блок исследуемого контингента, блок лабораторной диагностики, стоматологический блок, блок оценки физиологического состояния организма человека и блок психологической коррекции, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, учебно-методический блок, консультационный блок, физкультурно-спортивный блок, блок оценки качества питания, блок экспериментальных площадок, экологический блок, блок социальных исследований с соответствующими связями между ними. Информационные входы-выходы компьютерного банка данных являются информационными входами-выходами интегральной модели для внешних связей. Изобретение обеспечивает повышение эффективности оценки здоровья человека. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к системам комплексного оздоровления организма человека и может быть использовано в программах формирования, укрепления и сохранения здоровья, в частности в стоматологической практике.
Аналитическая оценка основных тенденций в состоянии здоровья человека за последние десятилетия позволяет констатировать: наблюдаются негативные демографические тенденции; естественная убыль населения; по окончании школы более 80% детей имеют отклонения от нормы в состоянии здоровья; современные формы обучения, режимы занятий и питания часто ведут к ухудшению психофизического здоровья подрастающего поколения; сохраняется узко ведомственный подход к здоровью.
Важными причинами ухудшения здоровья является неудовлетворительная организация физического воспитания, неблагоприятная экологическая обстановка, низкое качество продуктов питания.
Стоматология является одной из немногих специальностей, где профилактическая направленность работы с пациентами является составной и достаточно эффективной частью деятельности большинства специализированных лечебных учреждений, отделений и кабинетов.
Так, опыт, накопленный в последние годы, показал, что нарастание патологии органов и тканей полости рта остановить только лечебными мероприятиями невозможно. Увеличение персонала и материального обеспечения стоматологической службы становится недостаточным, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в распространенности и интенсивности кариеса зубов и заболеваний пародонта. В настоящее время в некоторых регионах России уже у 3-летних детей интенсивность кариеса временных зубов наблюдается от 3,0 до 4,9-5,2%, а распространенность заболевания - от 14 до 78%.
В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам распространенность и интенсивность кариеса увеличиваются, и среднее количество пораженных зубов среди подростков в некоторых регионах достигает 80%. У взрослого населения поражение зубов кариесом достигает 100%.
Приходится также констатировать, что у 92-100% 12- и 15-летних детей имеются признаки заболевания пародонта: кровоточивость десен (15-39%), зубной камень (54-82%), пародонтальные карманы (до 40%).
Ситуация значительно ухудшается к 35-44 годам и старше, когда, практически, у всех обследованных выявляются более тяжелые поражения пародонта, с преобладанием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины.
Основной целью профилактики является устранение причин возникновения и развития заболеваний, а также создание условий для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Известно, что как с медицинской, так и социально-экономической точек зрения гораздо эффективнее сохранить здоровье человека при соответствующем контроле физиологических функций и необходимых профилактических мероприятий, чем вылечить развившееся хроническое заболевание. Однако трудности практической реализации данного положения наряду с организационными вопросами во многом определены еще недостаточно разработанной теоретической базой для направленного управления здоровьем.
Движение, как основное проявление жизнедеятельности организма, является ведущим гомеостатическим фактором. Дозированные физические нагрузки довольно широко применяются для повышения общей резистентности и функциональных возможностей организма. Признается их приоритетное значение в качестве важнейшего немедикаментозного средства профилактики и лечения сердечно-сосудистой патологии (Н.А.Барбараш и др., 1993; Ю.Н.Беленков и др., 1999; Т.А.Митрофанова, 1999; Г.П.Арутюнов, 1999) и функций опорно-двигательной системы (В.И.Шевцов, 1996; В.А.Щуров, 1996, 1998, 1999; А.А.Свешников и др., 1996; Т.И.Меншикова, 1997). Вместе с тем, параметры физиологической активности, обеспечивающие оптимальный эффект, строго индивидуальны. Отсюда целесообразен индивидуально-типологический подход при оценке физиологических свойств и качеств организма, а также определение его устойчивости к различным формам патологии.
В качестве основы для разработки оптимальных двигательных режимов и более полной оценки уровня резистентности организма к различным факторам окружающей среды может быть предложена физиологическая потребность в двигательной активности (Н.С.Кончиц, 1990; В.И.Киселев и др., 1991; В.П.Куликов, 1991; В.В.Колпаков и др, 1997). Неадекватные изменения общего объема двигательной активности могут существенным образом влиять на устойчивость организма к различным видам патологии, в том числе приводить к значительным изменениям в органах и тканях зубочелюстной системы (В.М.Семенюк, 1988; И.В.Струев, 1998; И.А.Погосян, 1999).
Кариес зубов остается наиболее распространенным заболеванием в экономически развитых странах (Е.В.Боровский, 1991, 1992; В.Р.Окушко и др., 1992; И.И.Олейник и др., 1994; А.И.Грудянов и др., 1996).
По мнению многих авторов, патогенетические механизмы развития кариеса во многом зависят от состояния неспецифической резистентности организма, оказывающей влияние на способность микроорганизмов размножаться в полости рта и фиксироваться в виде мягкого зубного налета, а также влияющей на состав и свойства слюны, твердых тканей зубов, их устойчивость к патогенному действию микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности (Г.Д.Овруцкий и др., 1986; В.К.Леонтьев, 1986, 1994; В.Б.Недосеко, 1987; М.Gavindon et an., 1985; L.R.Yanover, 1987; N.Kojvuniemi et an., 1993).
К настоящему времени установлена довольно тесная взаимосвязь анатомо-физиологических особенностей жевательного анализатора, его редукции, состояния верхних дыхательных путей и кариеса зубов (В.А.Дистель и др., 1991; В.М.Семенюк, 1991, 1995). Установлены особенности строения зубочелюстной системы и закономерности поражения кариесом зубов мужчин в зависимости от сомотипа (В.Г.Николаев и др., 1995; Н.Г.Шарайкина, 1998). Изучен склад личности и уровень нейротизма у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу. Результаты исследования расцениваются как один из важнейших критериев проведения целенаправленной психокоррекции в комплексе мероприятий по индивидуализированной профилактике кариеса (В.Б.Недосеко и др., 1991).
В связи с этим в стоматологической практике все большее значение должна приобретать первичная профилактика (Э.М.Кузьмина, 1997, 2001; О.Г.Авраамова, 2001) и использование фундаментальных исследований (А.И.Воложин, 1995, 2000; В.П.Дегтярев, 1998, 2001; С.М.Будылина, В.П.Дегтярев, 2000) для конкретных рекомендаций по формированию здорового образа жизни, в частности, научно-обоснованной коррекции общего объема двигательной активности и повышению резистентности организма (В.В.Колпаков и др., 1997, 2001; А.В.Брагин, 1999).
Заболевания пародонта так же остаются наиболее распространенными заболеваниями в экономически развитых странах.
При всем многообразии в оценке причин возникновения заболеваний пародонта (B.C.Иванов, 1998) достаточно большое количество авторов приходит к выводам, что патогенетические механизмы развития заболеваний пародонта во многом зависят от состояния неспецифической резистентности организма. Так, к настоящему времени установлена довольно тесная взаимосвязь между степенью сегментарной симпатической активации и тяжестью генерализованного пародонтита (Л.Г.Турбина и др., 1995). Определена роль функционального состояния головного мозга при пародонтите (Shagani et an., 1984), влияние стресса на течение воспалительного процесса в пародонте в условиях эксперимента (Л.М.Тарасенко, 1985). В последнее время накоплены убедительные данные, указывающие на существование тесной связи патологии пародонта с общими заболеваниями организма. Особенно четко эта зависимость прослеживается у лиц с различными поражениями сердечно-сосудистой системы. Поражение сосудов, особенно периферического русла, по всей вероятности, вносит свой вклад в генез болезней пародонта у лиц среднего и пожилого возраста (Т.Д.Заболотный, Н.А.Колесова, 1991; В.И.Козлов и др., 1993).
Особое место в развитии пародонтита в последнее время стали придавать гиподинамии и гипокинезии жевательного аппарата (Н.К.Логинова, 1993). В результате регионарной гиподинамии и гипокинезии развивается прогрессирующая редукция жевательного аппарата. Процесс редукции является определяющей линией морфологической эволюции жевательной системы (А.А.Зубов, Н.И.Халдеева, 1989).
Исследование влияния ограничения двигательной активности на обменные процессы в организме и структуру костной ткани, а также разработка мер профилактики и коррекции выявленных нарушений является актуальной проблемой современной медицины (Л.В.Маслова и др., 1996; V.I.Ruzov et an., V.S.Novikov et an., 1993). Деминерализация скелета - одно из наиболее существенных последствий воздействия гипокинезии и пониженной гравитации на организм (А.А.Прохончиков и др., 1994; К.С.Десятниченко и др., 1997, 1999). Подтверждением тесной взаимосвязи зубочелюстной системы с опорно-двигательной являются исследования И.А.Погосян (1999), где показаны существенные функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой патологией. При этом у больных с врожденной челюстно-лицевой патологией наблюдаются различные виды патобиомеханических изменений позвоночника и таза, сопровождающиеся мышечным дисбалансом (Н.И.Тимофеева, 1994).
Обобщая имеющиеся сведения о влиянии ограничения двигательной активности на обменные процессы в организме и структуру костной ткани, можно сделать заключение, что гиподинамия и гипокинезия вызывают существенные изменения как во всей опорно-двигательной системе, так и в зубочелюстной. Данные изменения характеризуются снижением минеральной насыщенности костной ткани, деструктивными процессами в тканях пародонта, нарушением микроциркуляции, изменением состава и свойств слюны, снижением порогов тактильной и болевой чувствительности (В.М.Семенюк, 1988; И.С.Струев, 1998; А.В.Брагин, 1999, 2001).
Так, к настоящему времени установлены физиологические особенности лиц с высокой, средней и низкой привычной двигательной активностью (ПДА), что позволило выделить функциональные типы и дать более полную оценку уровня резистентности организма к различным факторам окружающей среды (В.В.Колпаков и др., 1998-2001; Е.А.Бабакин, 1999), в том числе к кариесу зубов (А.В.Брагин, 1999, 2001).
Известен здоровье сберегающий комплекс образовательного процесса, содержащий блок исследуемого контингента, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, блок диагностики, стоматологический блок, физкультурно-спортивный блок, экологический блок, учебно-методический блок, физиотерапевтический блок, офтальмологический блок, фитооздоровительный блок, комфортно-образовательный блок, валеологический блок (патент РФ на полезную модель №55483).
Известен интегрированный модуль оценки здоровья семьи, содержащий блок исследуемого контингента, блок лабораторной диагностики, стоматологический блок, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, учебно-методический блок, гинекологический, педиатрический, иммунореабилитационный блоки (патент РФ на изобретение №2125829).
Известна интегральная модель здоровье сберегающих технологий, содержащая блок исследуемого контингента, акушерско-гинекологический блок, педиатрический блок, иммунореабилитационный блок, блок лабораторной диагностики, стоматологический блок, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, учебно-методический блок, консультационный блок, физкультурно-спортивный блок, блок диагностики качества питания, блок экспериментальных площадок, экологический блок, блок социальных исследований (патент РФ на полезную модель №27341) - прототип.
Известные структуры оценки здоровья человека недостаточно эффективны.
Задачей изобретения является повышение эффективности оценки здоровья человека.
С этой целью предлагается интегральная модель здоровье сберегающих технологий, содержащая блок исследуемого контингента, блок лабораторной диагностики, стоматологический блок, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, учебно-методический блок, консультационный блок, физкультурно-спортивный блок, блок оценки качества питания, блок экспериментальных площадок, экологический блок, блок социальных исследований, отличающаяся тем, что в нее введены блок оценки физиологического состояния организма человека и блок психологической коррекции, причем первые входы блока лабораторной диагностики, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния, блока психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым выходами блока исследуемого контингента соответственно, выходы блока лабораторной диагностики, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым входами компьютерного банка данных соответственно, выход компьютерного банка данных соединен с входом блока анализа, выход которого соединен с входом блока принятия решения, выход которого соединен с входами учебно-методического блока, консультационного блока, физкультурно-спортивного блока, блока оценки качества питания, блока экспериментальных площадок, экологического блока и блока социальных исследований, вторые входы блока лабораторных исследований, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции также соединены с выходом блока принятия решения, входы-выходы блока лабораторной диагностики стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции взаимно объединены, информационные входы-выходы компьютерного банка 6 данных являются информационными входами-выходами интегральной модели для внешних связей.
На чертеже показана блок-схема интегральной модели.
Интегральная модель содержит блок 1 исследуемого контингента, блок 2 лабораторной диагностики, стоматологический блок 3, блок 4 оценки физиологического состояния, блок 5 психологической коррекции, компьютерный банк 6 данных, блок 7 анализа, блок 8 принятия решения, учебно-методический блок 9, консультационный блок 10, физкультурно-спортивный блок 11, блок 12 оценки качества питания, блок 13 экспериментальных площадок, экологический блок 14, блок 15 социальных исследований, причем первые входы блока 2 лабораторной диагностики, стоматологического блока 3, блока 4 оценки физиологического состояния, блока 5 психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым выходами блока 1 исследуемого контингента соответственно, выходы блока 2 лабораторной диагностики, стоматологического блока 3, блока 4 оценки физиологического состояния и блока 5 психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым входами компьютерного банка 6 данных соответственно, выход компьютерного банка 6 данных соединен с входом блока 7 анализа, выход которого соединен с входом блока 8 принятия решения, выход которого соединен с входами учебно-методического блока 9, консультационного блока 10, физкультурно-спортивного блока 11, блока 12 оценки качества питания, блока 13 экспериментальных площадок, экологического блока 14 и блока 15 социальных исследований, вторые входы блока 2 лабораторных исследований, стоматологического блока 3, блока 4 оценки физиологического состояния и блока 5 психологической коррекции также соединены с выходом блока 8 принятия решения, входы-выходы блока 2 лабораторной диагностики стоматологического блока 3, блока 4 оценки физиологического состояния и блока 5 психологической коррекции взаимно объединены, информационные входы-выходы компьютерного банка 6 данных являются информационными входами-выходами интегральной модели для внешних связей.
Блок 1 исследуемого контингента содержит блоки следующих контингентов: контингент дошкольных учреждений, контингент школ и колледжей, контингент высших учебных заведений, контингент специализированных групп населения, контингент пациентов стоматологических клиник.
Блок 2 лабораторной диагностики содержит лаборатории: вирусологическую, бактериологическую, молекулярно-генетическую, иммунологическую, биохимическую, наркологическую, по функциональным методам исследования, физиологического состояния, психокоррекционную, по диагностике качества питания.
Стоматологический блок 3 реализован на базе стоматологических клиник и содержит лечебно-диагностический комплекс, программы стоматологической помощи, методики диагностики, лечения, профилактики стоматологических заболеваний.
Блок 4 оценки физиологического состояния содержит датчики измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления систологического, артериального давления диастолического, частоты дыхания, жизненной емкости легких, максимальной задержки дыхания, роста человека, веса человека, мышечной силы человека.
Блок 5 психологической коррекции содержит датчики оценки функции внимания, зрительно-моторной реакции, признаков утомления, количества ошибок при просмотре случайных последовательностей.
Компьютерный банк 6 данных содержит блоки программ: стоматологическую, оценки физиологического состояния организма человека, психологической коррекции, экологическую, спортивно-физкультурную, консультационную, экспериментальную, диагностическую с возможностью обмена информацией друг с другом через базу данных, а также с возможностью обмена с оконечными блоками, другими внешними информационными системами через устройства ввода-вывода и преобразования информации.
Блок 7 анализа содержит схемы сравнения показаний информационных датчиков, эталонные модели по видам измеренных показателей (min., max., «норма», «отклонение», «патология»).
Блок 8 принятия решения содержит блоки выбора методик ведения пациентов, блок выбора продуктов питания и микронутриентов, блок выбора физкультурно-спортивных программ, блок выбора учебно-методических программ.
Учебно-методический блок 9 и консультационный блок 10 реализованы на базе стоматологической клиники и содержат обучающие программы, методические программы, редакционно-издательский блок.
Физкультурно-спортивный блок 11 реализован на базе спортивных и тренажерных залов, пунктов инструктажа по физическому воспитанию, спортивных и оздоровительных лагерей.
Блок 12 оценки качества питания содержит компьютерную и лабораторную базы для оценки сбалансированного питания, витаминного микроэлементного баланса, индивидуальных рекомендаций по коррекции нарушений сбалансированного питания.
Блок 13 экспериментальных площадок реализован на трехуровневой модели: муниципальной (территориальной), семейной (реализуемой стоматологическими клиниками), индивидуальной.
Экологический блок 14 содержит блок курсовой йодной профилактики, блоки контроля за основными факторами, влияющими на окружающую среду.
Блок 15 социальных исследований содержит программы по изучению заболеваемости отдельных регионов, по мониторингу окружающей среды, по стоматологическому просвещению.
Компьютерный банк 6 данных реализован на платах типа «РОФУС» и обеспечен модемной связью с оконечными устройствами (блоками 9-15) и связью для подключения к информационным сетям, а также к устройствам ввода-вывода информации, преобразователям информации (код-цифра, аналог-цифра, цифра-аналог и др.), устройствам считывания информации (дисплеям).
Блок 7 анализа выполняет следующие функции: определение прогностических маркеров, проведение сравнительного анализа значений параметров информационных датчиков с блоков 2, 3, 4 и 5 по эталонным значениям; диагностика состояния исследуемых контингентов; определение схем лечения; разработка мониторного слежения на всех этапах.
Блок 8 принятия решения выполняет следующие функции: определение методик ведения пациентов всех уровней, определение методов профилактики и реабилитации пациентов всех уровней.
Учебно-методический блок 9 выполняет следующие функции: подготовка обучающих программ для врачей, учителей, детей, родителей по методам укрепления здоровья, по формированию сознания на приобретение необходимых знаний для сохранения и укрепления здоровья, по навыкам правильного использования медицинских препаратов, по использованию методов самостоятельного укрепления здоровья, по навыкам регулирования различных психических состояний, по воспитанию экологической культуры; подготовка рекламных фильмов, статей, слайдов; подготовка и проведение семинаров, конференций, мастер-классов по тематическим вопросам; подготовка и издание информационных и методических материалов для врачей, учителей, тренеров, родителей, детей.
Консультационный блок 10 выполняет следующие функции: оценка состояния здоровья пациентов всех уровней; разработка базы данных по качеству питания, по дефициту микронутриентов; разработка базы данных по комплексной профилактике психофизического здоровья пациентов.
Физкультурно-спортивный блок 11 выполняет следующие функции: разработка базы данных по устранению гиподинамии; разработка систем управления физическим воспитанием на различных уровнях: территориальном, семейном, индивидуальном; разработка систем выработки ориентации и установок на занятие физической культурой и спортом; разработка методик для учителей физкультуры, тренеров, родителей, детей; создание постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей физкультуры и тренеров.
Блок 13 экспериментальных площадок выполняет следующие функции: разработка базы данных по отслеживанию и укреплению психофизического здоровья; разработка методик по созданию оздоровительных групп для контингента, имеющего отклонения в состоянии здоровья.
Интегральная модель работает следующим образом.
Исследуемый контингент взаимодействует в соответствии с разработанными методиками с блоком 2 лабораторной диагностики, стоматологическим блоком 3, блоком 4 определения физиологического состояния, блоком 5 психологической коррекции. Результаты взаимодействия регистрируют и обрабатывают в компьютерном банке 6 данных и блоке 7 анализа. Определяют при помощи блока 8 принятия решения комплекс связанных функциональным действием информационно значимых параметров, зарегистрированные параметры преобразуют в графическую форму, проводят анализ значений параметров, диагностируют состояние здоровья исследуемого контингента, по результатам диагностики определяют тактику ведения пациентов исследуемого контингента, подключая учебно-методический блок 9, консультационный блок 10, физкультурно-спортивный блок 11, блок 12 оценки качества питания, блок 13 экспериментальных площадок, экологический блок 14 и блок 15 социологических исследований, т.е. подключая медицинские, спортивные, обучающие мероприятия.
Таким образом, формирование ориентации и установок на сохранение и укрепление здоровья с помощью получения специальных знаний и практических навыков позволит значительно повысить эффективность профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний населения.
Интегральная модель здоровье сберегающих технологий, содержащая блок исследуемого контингента, блок лабораторной диагностики, стоматологический блок, компьютерный банк данных, блок анализа, блок принятия решения, учебно-методический блок, консультационный блок, физкультурно-спортивный блок, блок оценки качества питания, блок экспериментальных площадок, экологический блок, блок социальных исследований, отличающаяся тем, что в нее введены блок оценки физиологического состояния организма человека и блок психологической коррекции, причем первые входы блока лабораторной диагностики, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния, блока психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым выходами блока исследуемого контингента соответственно, выходы блока лабораторной диагностики, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции соединены с первым, вторым, третьим и четвертым входами компьютерного банка данных соответственно, выход компьютерного банка данных соединен с входом блока анализа, выход которого соединен с входом блока принятия решения, выход которого соединен с входами учебно-методического блока, консультационного блока, физкультурно-спортивного блока, блока оценки качества питания, блока экспериментальных площадок, экологического блока и блока социальных исследований, вторые входы блока лабораторных исследований, стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции также соединены с выходом блока принятия решения, входы-выходы блока лабораторной диагностики стоматологического блока, блока оценки физиологического состояния и блока психологической коррекции взаимно объединены, информационные входы-выходы компьютерного банка данных являются информационными входами-выходами интегральной модели для внешних связей.