Способ исследования типа личности и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеИзобретения относятся к психофизилогии и могут быть использованы для диагностики психологического типа личности в отношении экстраверсии-интроверсии (Э-И). Определяют уровень экстраверсии-интроверсии на основании теста Айзенка, временную реакцию ответа на вопросы теста Айзенка. Определяют показатель К по формуле: K=A/t (К - динамическая оценка уровня Э-И; А - уровень Э-И по Айзенку; t - средняя временная реакция ответа, сек). Устройство содержит блок предъявления вопроса, регистр памяти ответа, программный задатчик, блок сравнения, сумматор, таймер и блок регистрации, RS-триггер (Т) и блок умножения. Первый вход блока сравнения соединен с информационным выходом регистра памяти, второй вход блока сравнения соединен с выходом программного задатчика. Вход сумматора соединен с выходом блока сравнения, R-вход Т связан с управляющим выходом регистра памяти, S-вход Т связан с управляющим выходом блока предъявления вопроса, выход Т подключен к управляющему входу таймера, первый вход блока умножения связан с выходом сумматора, второй вход блока умножения связан с выходом таймера, а выход блока умножения подключен к входу блока регистрации. Изобретения позволяют повысить точность и надежность определения психологического типа личности. 2 н.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Реферат
Изобретения относятся к психофизиологии и могут быть использованы для диагностики психологического типа личности в отношении экстраверсии-интроверсии.
Известен способ исследования типа личности, предусматривающий тестирование активности по Люшеру, экстравертности-интравертности по Айзенку, подвижности нервных процессов по Стреляу, эмоциональности и пластичности по Русалову с последующим расчетом индекса альфа-ритма, и при значениях рассчитанного альфа-ритма от 75% и выше судят об отсутствии нарушений, от 74 до 51% - о легких нарушениях, а ниже 50% - о выраженных нарушениях альфа-ритма электроэнцефалограммы (ЭЭГ) обследуемого (RU 2279847, А61В 5/16, 2006).
Данный способ расширяет арсенал средств определения альфа-ритма в ЭЭГ, однако он является непрямым, субъективным и сложным.
Известен также способ исследования типа личности в отношении экстраверсии-интроверсии, предусматривающий многократный опрос испытуемого с помощью карт, последовательность предъявления которых зависит от совокупности предыдущих ответов испытуемого на вопросы теста Юнга, с последующим установлением типа личности по ответу на последнюю из предъявленных карт (WO 0215789, А61 В 5/16, 2002).
Однако этот способ является длительным, субъективным и сложным для практического осуществления, поскольку он требует тщательного анализа каждого из ответов на предыдущей стадии для правильного предъявления последующего вопроса испытуемому.
Близким к заявляемому является способ исследования типа личности в отношении экстраверсии-интроверсии, предусматривающий предъявление обследуемому вопросов теста Айзенка (Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: ЭКСМО. 2001. 480 с.) с последующей оценкой его ответов в режиме быстрого реагирования, не допускающего долгого обдумывания (см., например, Т. Барлас. Психологический практикум «для чайников»: введение в профессиональную психологию. М.: Независимая фирма «Класс», 2001, вып.93 «Библиотека психологии и психотерапии», с.40-48). При оценке результатов теста Айзенка различные специалисты выделяют разное количество типов личности по экстраверсии-интроверсии - от трех (Добрынина Е.Н. Влияние психотипологических характеристик личности на особенности изучения иностранного языка. Дисс... канд. психол. наук. Ставропольский государственный университет, 2004, с.75) до семи (Т. Барлас. Указанная работа, с.48). При этом разбиение границ баллов теста Айзенка по типам личности у разных авторов колеблется. Далее будем придерживаться пятиуровневого разбиения типов личности по экстраверсии- интроверсии: 1) сверхинтроверт (СИ); 2) интроверт (ИВ); 3) амбиверт (АВ); 4) экстраверт (ЭВ); 5) сверхэкстраверт (СЭ).
Наиболее близким к заявляемому является способ исследования типа личности, предусматривающий определение уровня экстраверсии-интроверсии и временной реакции ответа на вопросы теста Айзенка с последующей интерпретацией результатов по выбранному делению шкалы Айзенка (на 2-7 групп). При этом о надежности результатов судят по временной реакции на заданные вопросы. Данный способ основан на идее о корреляции оценки по Айзенку с длительностью реагирования, что оказалось приемлемым для экстремальных групп типов личности - сверхэкстравертов и сверхинтровертов (S.V.Ivanov. New Computer Possibilities in Laboratory Diagnosis of Human Psychophysiological Features. - Pattern Recognition and Image Analysis. 2005, vol. 15, №3, pp.606-608; S.Ivanov, P.Malysheva. Investigation of the relation between the type of personality and temporal characteristics during the process of recognition. Perception 35 Supplement, Twenty-ninth European Conference on Visual Perception, 2006, p.105).
Недостаток классического теста Айзенка и его модификаций, включая приведенные выше, при определении психологического типа личности заключается в низкой надежности результатов по каждому из 57 вопросов, входящих в данный тест. Это происходит, главным образом, из-за требования быстрого реагирования, предъявляемого к обследуемому, что, в принципе, не способствует объективности результатов, в частности, из-за накапливающегося утомления обследуемого.
Технической задачей способа является повышение точности и надежности определения психологического типа личности.
Решение указанной технической задачи заключается в том, что в способ динамического исследования типа личности, предусматривающий определение уровня экстраверсии-интроверсии и временной реакции ответа на вопросы теста Айзенка, вносятся следующие изменения:
1) каждый вопрос теста Айзенка задают по мере готовности обследуемого;
2) о результатах обследования судят по формуле:
где К - оценка уровня экстраверсии-интроверсии;
А - уровень экстраверсии-интроверсии по Айзенку;
t - средняя временная реакция ответа на вопросы теста Айзенка, с;
3) при К≤1,0 судят о сверхинтровертности обследуемого, при 1,0<К≤2,0 судят об интровертности обследуемого, при 2,0<К≤3,5 судят об амбивертности обследуемого, при 3,5<К≤5,5 судят об экстравертности обследуемого, а при К>5,5 судят об сверхэкстравертности обследуемого.
Причинно-следственная связь между внесенными изменениями и достигнутым техническим результатом заключается в том, что непосредственный учет длительности ответа на вопросы теста Айзенка позволяет снять требование выдачи немедленного ответа (сразу по предъявлении вопроса). Это дает возможность обследуемому самому устанавливать паузу, необходимую для подготовки к анализу следующего вопроса. Кроме того, в формуле (1) учтено то обстоятельство, что интроверты, находясь, как правило, в состоянии погружения в себя, обычно медленнее отвечают на вопросы. Поэтому формула (1) позволяет более объективно, а следовательно, с большей точностью судить о результатах обследования.
Очевидно, что ближайшим аналогом устройства для осуществления предлагаемого способа является техническое средство, описанное в ближайших аналогах способа. Устройство по прототипу содержит блок предъявления вопроса, управляемый испытуемым, регистр памяти ответа испытуемого, программный задатчик, блок сравнения, сумматор, таймер и блок регистрации, в котором первый вход блока сравнения соединен с информационным выходом регистра памяти ответа испытуемого, второй вход блока сравнения соединен с выходом программного задатчика, вход сумматора соединен с выходом блока сравнения, при этом выходы блока сравнения и таймера непосредственно связаны с соответствующими входами блока регистрации (S.V. Ivanov. New Computer Possibilities in Laboratory Diagnosis of Human Psychophysiological Features. - Pattern Recognition and Image Analysis. 2005, vol. 15, №3, pp.606-608; S.Jvanov, P.Malysheva. Investigation of the relation between the type of personality and temporal characteristics during the process of recognition. Perception 35 Supplement, Twenty-ninth European Conference on Visual Perception, 2006, p.105).
Технической задачей предлагаемого устройства является повышение точности и надежности результатов определения психологического типа личности.
Решение данной технической задачи заключается в том, что в устройство для исследования типа личности, содержащее блок предъявления вопроса, управляемый испытуемым, регистр памяти ответа испытуемого, программный задатчик, блок сравнения, сумматор, таймер и блок регистрации, в котором первый вход блока сравнения соединен с информационным выходом регистра памяти ответа испытуемого, второй вход блока сравнения соединен с выходом программного задатчика, вход сумматора соединен с выходом блока сравнения, вносятся следующие изменения:
1) устройство дополнительно содержит RS-триггер и блок умножения;
2) R-вход RS-триггера связан с управляющим выходом регистра памяти ответа испытуемого;
3) S-вход RS-триггера связан с управляющим выходом блока предъявления вопроса;
4) выход RS-триггера подключен к управляющему входу таймера;
5) первый вход блока умножения связан с выходом сумматора;
6) второй вход блока умножения связан с выходом таймера;
7) выход блока умножения подключен к входу блока регистрации.
Блок умножения осуществляет расчет значения оценки уровня экстраверсии-интроверсии К согласно формуле (1), а RS-триггер управляет длительностью паузы между задаваемыми вопросами, а также включением таймера в режим отсчета длительности ответа.
Возможность технического осуществления заявленного способа с достижением указанного технического результата.
На чертеже приведена блок-схема варианта устройства для осуществления предлагаемого способа; в табл.1 представлены результаты исследования типа личности к приведенному примеру.
Вариант устройства для осуществления предлагаемого способа (фиг.1) содержит блок 1 предъявления вопроса, управляемый испытуемым 2, регистр 3 памяти ответа испытуемого, программный задатчик 4, блок 5 сравнения, сумматор 6, таймер 7, блок 8 регистрации, RS-триггер 9 и блок 10 умножения. Первый вход блока 5 сравнения соединен с информационным выходом регистра 3 памяти ответа испытуемого 2, второй вход блока 5 сравнения соединен с выходом программного задатчика 4, вход сумматора 6 соединен с выходом блока 5 сравнения, R-вход RS-триггера 9 связан с управляющим выходом регистра 3 памяти ответа испытуемого 2, S-вход RS-триггера 9 связан с управляющим выходом блока 1 предъявления вопроса, выход RS- триггера 9 подключен к управляющему входу таймера 7, первый вход блока 10 умножения связан с выходом сумматора 6, второй вход блока 10 умножения связан с выходом таймера 7, а выход блока 10 умножения подключен к входу блока 8 регистрации. Управляющий вход блока 1 предъявления вопроса выполнен с возможностью запуска этого блока испытуемым 2.
Целесообразно выполнение блока 8 регистрации с двумя дополнительными входами, подключенными непосредственно к выходам сумматора 6 и таймера 7 соответственно (на блок-схеме не показаны) для одновременной регистрации также значений уровня экстраверсии-интроверсии по Айзенку (А) и средней временной реакции (t) ответа на вопросы теста Айзенка.
Блок 1 предъявления вопроса может быть реализован на базе монитора. В качестве программного задатчика может использоваться программируемый контроллер. Целесообразно также выполнение задатчика 4 в составе блока 1 предъявления вопроса, для чего в соответствующем стековом регистре блока 1 наряду с вопросом хранится одноразрядный логический сигнал правильного ответа, выдаваемого, например, по второму выходу блока 1 на соответствующий вход блока 5 сравнения (в этом случае выход задатчика 4 является вторым выходом блока 1 - на фиг.1 для наглядности программный задатчик вынесен в отдельный блок). Блок 5 сравнения представляет из себя схему совпадения. Сумматор 6 может быть выполнен на базе цифрового счетчика. В качестве блока 8 регистрации может использоваться цифровое табло, монитор и др. Блок 10 умножения может быть выполнен на базе арифметико-логического устройства или соответствующей цифровой микросхемы.
Устройство, представленное блок-схемой, приведенной на чертеже, может быть реализовано также программным способом на базе компьютера.
По мере готовности испытуемый 2 подает по управляющему входу блока 1 сигнал предъявления очередного вопроса. С этого момента на мониторе перед испытуемым высвечивается задаваемый вопрос, поступающий от информационного выхода блока 1. При этом единичный импульс, сформированный на управляющем выходе блока 1, поступив на S-вход триггера 9, запускает через него таймер 7. При поступлении ответа испытуемого по входу регистра 3 памяти ответа на управляющем (флажковом) выходе этого регистра формируется импульс, который, поступив на R-вход триггера 9, переключит последний в состояние остановки таймера 7 до поступления сигнала о начале следующего цикла вопроса-ответа по описанной схеме. Блок 5 сравнения выдает на вход сумматора 6 сигнал о совпадении (1) или несовпадении (0) сигналов на выходах регистра 3 и программного задатчика 4, который по получении текущего ответа переключается на задание эталонного ответа на следующий вопрос. Сумматор 6 накапливает сумму правильных ответов по совпадению выходных информационных сигналов блоков 3 и 4. На входы блока 10 умножения поступают сигналы значений уровня экстраверсии-интроверсии по Айзенку от сумматора 6 и временной реакции ответов на вопросы от таймера 7 соответственно. Блок 10 производит расчет оценки уровня экстраверсии-интроверсии К по формуле (1) и выдает результат на блок 8 регистрации.
В табл.1 приведены результаты исследования типа личности 77 обследованных студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) с использованием устройства, приведенного на фиг.1. В соответствии с формулой (1) и принятым делением типов личности на 5 групп (сверхинтроверты - СИ; интроверты - ИВ; амбиверты - АВ; экстраверты - ЭВ; сверхэкстраверты - СЭ) было выявлено СИ - 3 чел.; ИВ - 15 чел.; АВ - 34 чел.; ЭВ - 20 чел.; СЭ - 5 чел.
Данные таблицы иллюстрируются следующими включенными в нее клиническими примерами.
Пример 1. Студент Т., возраст 18 л. (№63 табл.1), обследован с использованием устройства, см. чертеж. Обследуемому предъявлено 24 вопроса теста Айзенка, касающихся установления интро- экстравертности. В соответствии с (http://vsetesti.ru/213/; Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов. - М., 1995. С.217-224; Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика, Самара, 1998, С.133-140) учитывали ответы на 24 следующих вопроса теста (Ключ к тесту Экстраверсия - интроверсия: «нет» (-): №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; с правильным ответом «да» №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 с правильным ответом «да»). При этом суммировались интервалы времени, затраченного для ответов на указанные 24 вопроса теста Айзенка. Данный обследованный дал 5 правильных ответов на вопросы №№5, 20, 51, 3 и 27. Согласно ключу теста Айзенка, уровень экстраверсии-интроверсии обследуемого равен количеству правильных ответов, т.е. А=5, что характеризует обследованного как сверхинтроверта по Айзенку. Суммарное значение интервалов времени, затраченного на обдумывание 24-х вопросов, составило 115 с. Среднее время на обдумывание одного вопроса t=115/24=4,8 с. Поэтому, в соответствии с формулой (1), установлено K=5/4,8≅1,0, что, согласно предлагаемому способу, подтверждает правильность отнесения обследованного к группе сверхинтровертов.
Пример 2. Студента В., возраст 18 л. (№77 табл.1), обследуют как в примере 1. Данный обследованный дал правильные ответы на вопросы №№15, 20, 41, 8, 13, 22 и 39, следовательно, А=7, что характеризует обследованного как интроверта по Айзенку. Суммарное значение интервалов времени, затраченного на обдумывание 24-х вопросов, - 96 с. Среднее время на обдумывание одного вопроса t=96/24=4,0 с. Согласно формуле (1), установлено K=7/4,0≅1,8, что, согласно предлагаемому способу, подтверждает правильность отнесения обследованного к группе интровертов.
Пример 3. Аспиранта К., возраст 25 л. (№41 табл.1), обследуют как в примере 1. Данный обследованный дал правильные ответы на вопросы №№15, 20, 29, 8, 13, 22, 25, 34, 41, 46, 53 и 56, следовательно, А=12, что характеризует обследованного как амбиверта по Айзенку. Суммарное значение интервалов времени, затраченного на обдумывание 24-х вопросов, - 82 с. Среднее время на обдумывание одного вопроса t=82/24=3,4 с. В соответствии с формулой (1), K=12/3,4≅3,5, что, согласно предлагаемому способу, подтверждает правильность отнесения обследованного к группе амбивертов.
Пример 4. Студента Т., возраст 18 л. (№42 табл.1), обследуют как в примере 1. Данный обследованный дал правильные ответы на вопросы №№5, 15, 32, 37, 41, 51, 3, 10, 17, 22, 25, 27, 44, 53 и 56. Согласно ключу теста Айзенка, уровень экстраверсии-интроверсии обследуемого А=15, что характеризует обследованного как экстраверта по Айзенку. Суммарное значение интервалов времени, затраченного на обдумывание 24-х вопросов, - 100 с. Среднее время на обдумывание одного вопроса t=100/24=4,1 с. Согласно формуле (1), установлено К=15/4,1≅3,6, что, согласно предлагаемому способу, подтверждает правильность отнесения обследованного к группе экстравертов.
Пример 5. Студентку И., возраст 19 л. (№28 табл.1), обследуют как в примере 1. Даны правильные ответы на вопросы №№5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 3, 8, 10, 13, 17, 27, 32, 37, 39, 44 и 46. Согласно ключу теста Айзенка, уровень экстраверсии-интроверсии обследуемого А=19, что характеризует обследованного как сверхэкстраверта по Айзенку. Суммарное значение интервалов времени, затраченного на обдумывание 24-х вопросов, - 60 с. Среднее время на обдумывание одного вопроса t=60/24=2,5 с. Поэтому, в соответствии с формулой (1), установлено K=19/2,5≅7,6, что, согласно предлагаемому способу, подтверждает правильность отнесения обследованной к группе сверхэкстравертов.
Средние значения критерия К и ошибки среднего по группам типа личности табл.1 составили:
СИ - 0,8±0,1,
ИВ -1,6±0,1,
АВ - 2,7±0,1,
ЭВ - 4,2±0,1,
СЭ -7,0±0,6.
Статистические расчеты значимости различий по критерию Стьюдента показали, что различия между любыми выделенными группами достоверны при весьма высоком уровне значимости р<0,01, тогда как при использовании известных способов различия между соответствующими группами по типу личности статистически не достоверны, а при уменьшении количества выделяемых групп по типу личности до трех, по данным авторов, уровень значимости различий не превышает 0,1. Это свидетельствует о достигнутом повышении точности и надежности обследования.
Другими видами положительного эффекта, производными от достигнутого, являются повышение надежности и информативности способа, а также упрощение процедуры обследования, поскольку вместо субъективного требования немедленного ответа испытуемого введен учет временной реакции последнего на обдумывание вопросов теста.
Таблица 1 | ||||||||||||
Результаты исследования типов личности | ||||||||||||
NN | Код | A | t | K | Тип личности | NN | Код | A | t | K | Тип личности | |
1 | Б | 12 | 5,0 | 2,4 | АВ | 40 | С | 13 | 7,2 | 1,8 | ИВ | |
2 | К | 13 | 3,0 | 4,3 | ЭВ | 41 | К | 12 | 3,4 | 3,5 | АВ | |
3 | Л | 16 | 4,6 | 3,5 | АВ | 42 | Т | 15 | 3,8 | 3,9 | ЭВ | |
4 | С | 14 | 2,9 | 4,8 | ЭВ | 43 | И | 16 | 3,8 | 4,2 | ЭВ | |
5 | Ш | 14 | 4,0 | 3,5 | АВ | 44 | О | 14 | 4,2 | 3,3 | АВ | |
6 | Т | 12 | 3,0 | 4,0 | ЭВ | 45 | А | 13 | 4,0 | 3,3 | АВ | |
7 | Б | 16 | 3,2 | 5,0 | ЭВ | 46 | М | 11 | 4,9 | 2,2 | АВ | |
8 | З | 15 | 5,1 | 2,9 | АВ | 47 | С | 15 | 4,1 | 3,7 | ЭВ | |
9 | А | 15 | 2,5 | 6,0 | СЭ | 48 | В | 12 | 4,8 | 2,5 | АВ | |
10 | Д | 13 | 1,8 | 7,2 | СЭ | 49 | Ш | 15 | 4,2 | 3,6 | ЭВ | |
11 | Г | 14 | 4,8 | 2,9 | АВ | 50 | Б | 14 | 5,0 | 2,8 | АВ | |
12 | К | 16 | 5,0 | 3,2 | АВ | 51 | Ш | 18 | 4,2 | 4,3 | ЭВ | |
13 | М | 14 | 2,8 | 5,0 | ЭВ | 52 | Р | 11 | 2,8 | 3,9 | ЭВ | |
14 | Н | 18 | 4,0 | 4,5 | ЭВ | 53 | Х | 11 | 5,0 | 2,2 | АВ | |
15 | Е | 11 | 2,8 | 3,9 | ЭВ | 54 | К | 11 | 4,9 | 2,2 | АВ | |
16 | К | 15 | 3,2 | 4,7 | ЭВ | 55 | Б | 11 | 4,7 | 2,3 | АВ | |
17 | П | 15 | 2,7 | 5,6 | СЭ | 56 | Г | 14 | 5,1 | 2,7 | АВ | |
18 | Л | 11 | 5,0 | 2,2 | АВ | 57 | С | 19 | 4,8 | 4,0 | ЭВ | |
19 | Б | 14 | 3,9 | 3,6 | ЭВ | 58 | К | 15 | 4,0 | 3,8 | ЭВ | |
20 | М | 12 | 4,2 | 2,9 | АВ | 59 | Ф | 9 | 4,0 | 2,3 | АВ | |
21 | А | 13 | 6,6 | 2,0 | ИВ | 60 | Ш | 10 | 9,0 | 1,1 | ИВ | |
22 | Б | 18 | 2,1 | 8,6 | СЭ | 61 | Ш | 5 | 8,0 | 0,6 | СИ | |
23 | Д | 13 | 2,5 | 5,2 | ЭВ | 62 | М | 7 | 4,0 | 1,8 | ИВ | |
24 | Ж | 15 | 4,9 | 3,1 | АВ | 63 | Т | 5 | 4,8 | 1,0 | СИ | |
25 | И | 14 | 5,2 | 2,7 | АВ | 64 | Я | 5 | 4,5 | 1,1 | ИВ | |
26 | Р | 13 | 3,9 | 3,3 | АВ | 65 | Г | 7 | 3,5 | 2,0 | ИВ | |
27 | В | 11 | 6,0 | 1,8 | ИВ | 66 | С | 9 | 4,0 | 2,3 | АВ | |
28 | И | 19 | 2,5 | 7,6 | СЭ | 67 | Д | 9 | 6,0 | 1,5 | ИВ | |
29 | У | 12 | 5,5 | 2,2 | АВ | 68 | Н | 8 | 6,0 | 1,3 | ИВ | |
30 | С | 15 | 4,0 | 3,8 | ЭВ | 69 | В | 9 | 5,2 | 1,7 | ИВ | |
31 | К | 14 | 6,0 | 2,3 | АВ | 70 | Я | 4 | 6,0 | 0,7 | СИ | |
32 | Ш | 13 | 5,5 | 2,4 | АВ | 71 | Ш | 6 | 4,9 | 1,2 | ИВ | |
33 | Б | 15 | 5,5 | 2,7 | АВ | 72 | Т | 9 | 5,1 | 1,8 | ИВ | |
34 | Д | 11 | 4,9 | 2,2 | АВ | 73 | Л | 10 | 6,0 | 1,7 | ИВ | |
35 | Ш | 16 | 5,0 | 3,2 | АВ | 74 | Г | 9 | 4,0 | 2,3 | АВ | |
36 | З | 11 | 4,5 | 2,4 | АВ | 75 | К | 10 | 4,0 | 2,5 | АВ | |
37 | М | 18 | 6,0 | 3,0 | АВ | 76 | С | 9 | 7,2 | 1,3 | ИВ | |
38 | Я | 12 | 3,1 | 3,9 | ЭВ | 77 | В | 7 | 4,0 | 1,8 | ИВ | |
39 | С | 15 | 4,9 | 3,1 | АВ |
1. Способ исследования типа личности, предусматривающий определение уровня экстраверсии-интроверсии и временной реакции ответа на вопросы теста Айзенка, отличающийся тем, что дополнительно определяют временную реакцию ответа на вопросы теста Айзенка, затем определяют показатель К по формуле: ,где К - динамическая оценка уровня экстраверсии-интроверсии;А - уровень экстраверсии-интроверсии по Айзенку;t - средняя временная реакция ответа на вопросы теста Айзенка, с, и при К≤1,0 судят о сверхинтровертности обследуемого, при 1,0<К≤2,0 судят об интровертности обследуемого, при 2,0<К≤3,5 судят об амбивертности обследуемого, при 3,5<К≤5,5 судят об экстравертности обследуемого, а при К>5,5 судят об сверхэкстравертности обследуемого.
2. Устройство для осуществления способа, охарактеризованного в п.1, содержащее блок предъявления вопроса, управляемый испытуемым, регистр памяти ответа испытуемого, программный задатчик, блок сравнения, сумматор, таймер и блок регистрации, в котором первый вход блока сравнения соединен с информационным выходом регистра памяти ответа испытуемого, второй вход блока сравнения соединен с выходом программного задатчика, вход сумматора соединен с выходом блока сравнения, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит RS-триггер и блок умножения, при этом R-вход RS-триггера связан с управляющим выходом регистра памяти ответа испытуемого, S-вход RS-триггера связан с управляющим выходом блока предъявления вопроса, выход RS-триггера подключен к управляющему входу таймера, первый вход блока умножения связан с выходом сумматора, второй вход блока умножения связан с выходом таймера, а выход блока умножения подключен к входу блока регистрации.