Способ определения показателя уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности
Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии и предназначено для определения показателя успешности сотрудников внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности на основе факторов травматического стресса. Проводят тестирование по «опроснику травматического стресса И.О.Котенева». При тестировании определяют значение следующих показателей: фактор Ag - аггравация, фактор D - симптомы «гиперактивации» по шкале посттравматических расстройств; фактор d - симптомы «избегания»; фактор е - симптомы «гиперактивации» по шкале острых стрессовых расстройств, полученные значения факторов подставляют в уравнение, и показатель уровня адаптации (ПУА) рассчитывают по формуле: ПУА (усл.ед.) = 0,679+0,025 · фактор Ag - 0,025 · фактор D+0,045 · фактор d - 0,145 · фактор е, и если ПУА составляет 0,61 усл.ед. и более, то определяют хороший уровень адаптации, если 0,60 усл.ед. и менее - как низкий уровень. Способ позволяет выявить сотрудников ОВД с низкими показателями успешности адаптации к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности для своевременного проведения профилактических мероприятий на основе факторов травматического стресса, а также может использоваться при профотборе сотрудников милиции для участия в контртеррористических операциях.
Реферат
Способ относится к медицине и предназначен для определения показателя уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности на основе факторов травматического стресса. Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для выявления у сотрудников органов внутренних дел (ОВД) показателя адаптации при профотборе для участия в контртеррористических операциях и организации профилактических мероприятий в экстремальных условиях служебно-боевой деятельности.
Процесс адаптации сотрудников ОВД, прибывших из других регионов РФ на территорию Чеченской Республики, к новым социально-психологическим, климатогеографическим и этническим условиям, с которыми сотрудники сталкиваются при выполнении оперативно-служебных задач, представляет значительные трудности [10, 15].
Специфика повседневной службы сотрудников ОВД заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами, а также необходимостью мероприятий по предупреждению и пресечению террористических актов на территории Российской Федерации, в связи с чем они могут быть отнесены к группе риска возникновения стрессовых состояний и, как следствие, развития психической дезадаптации [6].
Выполнение служебно-боевых задач у значительного числа сотрудников ОВД вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным личностным изменениям, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии их здоровья, взаимоотношениях на службе и в быту [9, 16].
Пребывание в травматических ситуациях, каковой является война, приводит впоследствии к специфическим изменениям в психике [6,7,9]. Среди наиболее известных постстрессовых последствий можно отметить боевой стресс, острое стрессовое расстройство (ОСР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические расстройства [2, 3, 12, 14, 18].
На войне человек не только является свидетелем насилия, но и его активным участником; и то, и другое служит источником травматических переживаний [1, 4].
Служебная деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях боевых действий характеризуется повышенной моральной, психологической и физической нагрузкой. В большинстве случаев такая деятельность протекает в режиме высокого психологического напряжения [8, 18].
Основными стрессогенными факторами для сотрудников ОВД в условиях вооруженных конфликтов являются реальная угроза жизни высокая напряженность труда и отсутствие полноценного отдыха, неопределенность и динамичность оперативной обстановки, пребывание в непривычных климатических условиях, постоянная готовность к отражению внезапного нападения, культуральные особенности местного населения, длительная оторванность сотрудников от семей и плохое материальное обеспечение, бытовая неустроенность [8, 16].
Поддержание оптимального уровня адаптации и социально-психологического статуса сотрудников ОВД, выполняющих оперативно-служебные и служебно-боевые задачи, а также восстановление и повышение их работоспособности является основной целью оказания психологической помощи на территории Северо-Кавказского региона [9].
В силу вышеизложенного, имеется необходимость разработки методик диагностики показателя адаптации у сотрудников ОВД в экстремальных условиях служебно-боевой деятельности для разработки профилактических мероприятий.
В литературе имеются методики для выявления адаптационных способностей, среди которых: многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» [9], стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) [13]. В то же время с помощью данных опросников можно изучить лишь психологическую адаптацию.
Несмотря на имеющиеся в литературе опросники, выявляющие уровень адаптации, до настоящего времени не разработано способов определения показателя адаптации сотрудников ОВД к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности на основе факторов травматического стресса.
Прототипом данного способа явился способ, описанный в источнике - Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996, №1 (3). - С.76-84.
Целью нашего способа является разработка прогностического уравнения определения уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности на основе факторов травматического стресса.
В процессе разработки способа было проведено обследование 32 сотрудников ОВД, прибывших из других регионов России в Чеченскую Республику; средний возраст обследованных составил 32,60±1,27 лет. Исследование проводилось в период участия сотрудников ОВД в боевых действиях в 2005-2006 годах в Чеченской Республике.
Обследование включало: проведение наблюдения за поведением в служебной деятельности (для выявления признаков дезадаптации - сниженного настроения, агрессивности, конфликтности, нарушений в поведении, алкоголизации и т.д.), опроса, анкетирования (для выявления соматических жалоб), тестирования (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», индивидуально-типологический опросник, тест «таблицы Шульте»», «Опросник травматического стресса И.О.Котенева»).
Поиск взаимосвязей показателя адаптации и факторов, способствующих ей, проводился с помощью корреляционного и регрессионного анализа с построением регрессионного уравнения вида:
Y=a+blXl+b2X2+…+bnXn
В качестве независимых переменных X1, Х2, …, Xn выступали психологические характеристики; Y - зависимый признак (показатель адаптации); b1, b2, …, bn = коэффициенты регрессии [5, 11, 17].
Для оценки зависимого признака, то есть показателя уровня адаптации (ПУА) сотрудников ОВД к служебно-боевой деятельности в Чеченской Республике, нами использовались данные наблюдения за поведением в служебной деятельности, опроса, анкетирования, тестирования, на основании чего из всех сотрудников нами были выделены сотрудники, составляющие 21,9%, показатели которых находились в границах нормы и свидетельствовали об оптимальном уровне адаптации.
С помощью множественного регрессионного анализа нами было построено регрессионное уравнение, позволяющее определить величину уровня адаптации по факторам травматического стресса «опросника травматического стресса И.О.Котенева». Для этого из факторов травматического стресса были отобраны независимые признаки, имеющие значимую корреляционную связь с показателем уровня адаптации и не имеющих таких связей друг с другом. В эти показатели вошли: фактор Ag - аггравация, фактор D - симптомы «гиперактивации», фактор d - симптомы «избегания», фактор е - симптомы «гиперактивации».
В результате проведенного регрессионного анализа получено следующее уравнение зависимости ПУА от психологических показателей:
ПАУ(усл.ед.) = 0,679+0,025 · фактор Ag - 0,025 · фактор D+0,045 · фактор d - 0,145 · фактор e |
Ограничение модели: сотрудники ОВД, имеющие при тестировании по опроснику И.О.Котенева значения, находящиеся в интервале: фактор Ag - от 38 до 69 баллов, фактор D - от 33 до 69, фактор d - 29 до 78, фактор е - от 18 до 29 баллов.
В результате исследования сотрудники, имеющие оптимальный уровень адаптации, имели показатели 0,61 усл.ед. и выше, данные значения и были взяты за основу.
Таким образом, результаты, полученные с помощью регрессионного уравнения, следует оценивать: если ПУА составляет 0,61 усл.ед. и более, то определяют хороший уровень адаптации, если 0,60 усл.ед. и менее - как низкий уровень.
Все коэффициенты уравнения значимы на уровне 5% (p-level<0,05). Уравнение объясняет 83,4% (RI=0,834) вариаций зависимости, то есть большую часть выборки, что является достаточным для достоверности модели.
Информативность модели была проверена на 35 сотрудниках ОВД Архангельской области (средний возраст - 29,04±0,53 лет). Результаты показали, что процент предсказаний с допустимой погрешностью составил 85,7%.
Таким образом, в ходе рассматриваемой модели можно определить величину показателя уровня адаптации по факторам «опросника травматического стресса И.О.Котенева». Описанная регрессионная модель показывает взаимосвязь данных психологических показателей и позволяет судить о величине адаптированности.
Разработанная регрессионная модель позволяет определить показатель уровня адаптации, тем самым выявить сотрудников ОВД с низкими показателями уровня адаптации к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности для своевременного проведения профилактических мероприятий и, как следствие, снижение развития психосоциальной дезадаптации, постстрессовых психических и соматических нарушений.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом.
Обследование осуществляется с помощью «опросника травматического стресса И.О.Котенева». У обследуемого определяют значение таких показателей, как фактор Ag - аггравация, фактор D - симптомы «гиперактивации» по шкале посттравматических расстройств; фактор d -симптомы «избегания», фактор е - симптомы «гиперактивации» по шкале острых стрессовых расстройств.
Далее подставляются данные в уравнение:
ПУА (усл. ед.) = 0,679+0,025 · фактор Ag - 0,025 · фактор D + 0,045 · фактор d - 0,145 · фактор е
Оценка результатов суммы произведений параметров на коэффициенты и константу проводится следующим образом: если ПУА составляет 0,61 усл.ед. и более, то определяют хороший уровень адаптации, если 0,60 усл.ед. и менее - как низкий уровень.
Примеры конкретного выполнения способа:
Пример 1. Сотрудник ОВД Чеченской Республики, прибывший из Архангельской области, 25 лет, стаж службы в ОВД-2 года.
Обследование осуществлялось с помощью «опросника травматического стресса И.О.Котенева». У сотрудника ОВД определены следующие показатели:
- фактор Ag - аггравация - 38 баллов;
- фактор D - симптомы «гиперактивации» - 54 балла;
- фактор d - симптомы «избегания» - 48 баллов;
- фактор е - симптомы «гиперактивации» - 19 баллов.
ПУА (усл.ед.) = 0,679+0,025 · 38 - 0,025 · 54+0,045 · 48 - 0,145 · 19=-0,316, что говорит о низком уровне адаптации к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности, в связи с этим данному сотруднику необходимо проведение профилактических психологических и медицинских коррекционных мероприятий, для предупреждения развития постстрессовых психических расстройств.
Пример 2. Сотрудник ОВД Чеченской Республики, прибывший из Архангельской области, 37 лет, стаж службы в ОВД - 7 лет.
Обследование осуществлялось с помощью «опросника травматического стресса И.О.Котенева». У сотрудника ОВД определены следующие показатели:
- фактор Ag - аггравация - 60 баллов;
- фактор D - симптомы «гиперактивации» - 33 балла;
- фактор d - симптомы «избегания» - 48 баллов;
- фактор е - симптомы «гиперактивации» - 17 баллов.
ПУА (усл.ед.) = 0,679+0,025 · 60 - 0,025 · 33+0,045 · 48 - 0,145 · 17=1,049, что говорит о хорошем уровне адаптации к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности.
Пример 3. Сотрудник ОВД Чеченской Республики, прибывший из Архангельской области, 46 лет, стаж службы в ОВД - 16 лет.
Обследование осуществлялось с помощью «опросника травматического стресса И.О.Котенева». У сотрудника ОВД определены следующие показатели:
- фактор Ag - аггравация - 47 баллов;
- фактор D - симптомы «гиперактивации» - 39 балла;
- фактор d - симптомы «избегания» - 39 баллов;
- фактор е - симптомы «гиперактивации» - 14 баллов.
ПУА (усл.ед.) = 0,679+0,025 · 47 - 0,025 · 39+0,045 · 39 - 0,145 · 14=0,60, что говорит о низком уровне адаптации данного сотрудника к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности, в связи с этим сотруднику необходимо проведение мероприятий для предупреждения развития постстрессовых психических расстройств.
Данный способ является простым, экономичным для определения показателя уровня адаптации сотрудников ОВД к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности на основе факторов травматического стресса. Он может использоваться при профотборе сотрудников милиции для участия в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе.
Полученные с помощью данного способа результаты позволяют руководству и психологу подразделений ОВД провести раннюю профилактику, направленную на предупреждение развития явления дезадаптации.
Положительный эффект:
Способ позволяет выявить сотрудников ОВД с низкими показателями уровня адаптации к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности для своевременного проведения профилактических мероприятий и, как следствие, снижение развития психосоциальной дезадаптации, постстрессовых психических и соматических нарушений.
Обладая достаточной доступностью и простотой, способ имеет высокую степень информативности и может применяться при профотборах.
Источники информации
1. Белинский А.В. Эффективность медико-психологической реабилитации участников боевых действий в условиях многопрофильного госпиталя / А.В.Белинский, Ю.С.Голов, М.В.Лямин // Боевой стресс: стратегии коррекции. - М., 2002 - С.127-134.
2. Березанцев А.Ю. Некоторые психосоматические аспекты посттравматических стрессовых расстройств / А.Ю.Березанцев // Российский психиатрический журнал. - 2002, №5. - С.4-7.
3. Боевой стресс: стратегии и коррекции / Сб. науч.тр./ Под ред. И.Б.Ушакова, Ю.С.Голова. - М., 2002. - 146 с.
4. Дмитриева Т.Б. Транзиторные психотические состояния у комбатантов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством /Т.Б.Дмитриева, Г.В.Василевский, Г.А.Фастовцов // Российский психиатрический журнал. - 2003, №3. - С.13.
5. Калинина В.Н. Математическая статистика / В.Н.Калинина, В.Ф.Панкин - М., «Высшая школа», 1994. - 208 с.
6. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция / И.О.Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996, №1 (3). - С.76-84.
7. Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов / А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин, Е.Б.Шустов // Психологический журнал. - 1998. - Т.19, №2. - С.15-26.
8. Никонов В.П. Психологическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения (Северо-Кавказский регион) / В.П.Никонов, И.И.Козловский // Безопасность. - 1995, №7-8. - С.94-103.
9. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Метод, пособие / Под ред. В.М.Бурыкина. - М.: ГУК МВД России, 2004. - 240 с.
10. Организация работы с личным составом во временных отделах органов внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона. Сборник документов и информационно-методических материалов. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 284 с.
11. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю.Реброва - М., МедиаСфера, 2002. - 312 с.
12. Сидоров П.И. Психическое здоровье ветеранов афганской войны / П.И.Сидоров, С.ВЛитвинцев, М.Ф.Лукманов. - Архангельск: Издат. центр АГМА, 1999. - 378 с.
13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Ин-т прикладной психологии, 2001. - 480 с.
14. Соловьев И.В. Посттравматический синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация / И.В.Соловьев. - М., 2000. - 109 с.
15. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика / A.M.Столяренко. - М.: Юнити, 2002. - 607 с.
16. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб., Питер, 2001. - 268 с.
17. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие / С.Г.Тарасов - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 116 с.
18. Човдырова Г.С. Введение в практическую экстремальную патопсихологию / Г.С.Човдырова. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. - 31 с.
Способ определения уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности путем проведения тестирования по «Опроснику травматического стресса И.О.Котенева», отличающийся тем, что при тестировании определяют значение следующих показателей: фактор Ag - аггравация, фактор D - симптомы «гиперактивации» по шкале посттравматических расстройств; фактор d - симптомы «избегания»; фактор е - симптомы «гиперактивации» по шкале острых стрессовых расстройств, полученные значения факторов подставляют в уравнение, и показатель уровня адаптации (ПУА) рассчитывают по формулеПУА (усл.ед.) = 0,679+0,025 · фактор Ag - 0,025 · фактор D + 0,045 · фактор d - 0,145 · факторе,и, если ПУА составляет 0,61 усл.ед. и более, то определяют хороший уровень адаптации, если 0,60 усл.ед. и менее - как низкий уровень.