Устройство для очистки кузовов карьерных автосамосвалов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортной технике, в частности для очистки кузовов. Устройство для очистки кузовов карьерных автосамосвалов содержит шарнирно установленную на шасси стрелу (6), снабженную скребком (7) с шарнирно установленными подпружиненными боковинами, имеющими съемные резцы. Стрела с противоположной стороны скребка снабжена элементами крепления на нож бульдозера. Шарнирные боковины скребка повторяют внутреннее сопряжение днища кузова автосамосвала с боковым бортом. Съемные резцы выполнены в виде режущих дисков, вращающихся при надвигании скребка на примерзшую породу, и расположены вертикально относительно рабочей плоскости скребка и боковин. Между режущими дисками установлены щетки, выполненные из асимметрично закрепленных отрезков металлического каната. Изобретение расширяет технологические возможности по очистке кузовов карьерных автосамосвалов от прилипшей и примерзшей к кузову горной массы. 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам для очистки кузовов карьерных автосамосвалов, перевозящих горную массу, склонную к налипанию и намерзанию.

Известно устройство для очистки кузовов автосамосвалов от примерзшего к ним материала, включающее основание с двумя консольными балками и поворотной колонной с закрепленной на ней стрелой со скребком, причем оно снабжено симметрично установленной относительно основания дополнительной стрелой со скребком, закрепленной на поворотной колонне, и двумя консольными балками, закрепленными на основании, при этом каждая консольная балка представляет собой телескопически установленные друг на друга брусья, крайние из которых снабжены аутригерами, и снабжено узлом для регулирования расстояния между двумя соседними консольными балками [А.с. СССР №1655825, МПК B60S 3/00, 1991 г.].

Очистка кузова такой конструкцией возможна при точном позиционировании на начальном этапе очистки поднятого кузова автосамосвала относительно скребка, что снижает технологические возможности установки.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство для очистки кузовов транспортного средства, содержащее стрелу, шарнирно установленную на шасси и подвижно соединенную с ножом, снабженным боковинами, при этом боковины выполнены с четырехугольными отверстиями, три края которых снабжены пластинами со съемными резцами, причем две пластины размещены на противоположных краях отверстия, имеют треугольную форму, а их плоскость перпендикулярна плоскости ножа, а третья пластина примыкает к одной из свободных сторон каждой из треугольных пластин, нож подпружинен к стреле, а боковины шарнирно соединены с ножом [А.с. СССР №1798227, МПК B60S 3/00, 1992 г.].

При очистке кузова такой установкой также необходимо подать поднятый кузов на неподвижный скребок, что вызывает определенные сложности, т.к. водитель автосамосвала не видит сам процесс очистки, кроме того, предлагаемые шарнирные боковины не учитывают внутренней формы кузова карьерного самосвала, что сужает технологические возможности устройства.

Предлагаемое устройство расширяет технологические возможности установки по очистке кузовов карьерных автосамосвалов от прилипшей и примерзшей к кузову горной массы.

Достигается это тем, что в устройстве для очистки кузовов карьерных автосамосвалов, содержащем шарнирно установленную на шасси стрелу, снабженную скребком с шарнирно установленными подпружиненными боковинами, имеющими съемные резцы, стрела с противоположной стороны скребка снабжена элементами крепления на нож бульдозера, а шарнирные боковины скребка повторяют внутреннее сопряжение днища кузова автосамосвала с боковым бортом, при этом съемные резцы выполнены в виде режущих дисков, вращающихся при надвигании скребка на примерзшую породу, и расположены вертикально относительно рабочей плоскости скребка и боковин, причем между режущими дисками установлены щетки, выполненные из асимметрично закрепленных отрезков металлического каната.

Режущие диски, вращающиеся при надвигании скребка на примерзшую породу, повышают эффективность очистки и исключают поломку скребка и боковин бортов.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена установка по очистке кузовов карьерных автосамосвалов; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - стрела установки на ноже бульдозера; на фиг.4 - вид сверху на стрелу, установленную на бульдозер; на фиг.5 - скребок с боковинами, вид сверху; на фиг.6 - фрагмент скребка с боковиной; на фиг.7 - режущий диск на рабочем органе; на фиг.8 - вариант крепления щетки на рабочем органе; на фиг.9 - разрез А-А фиг.8.

Установка для очистки кузовов карьерных автосамосвалов содержит раму 1, установленную на лыжи 2, направляющие 3, аутригеры 4. В центре рамы расположена поворотная колонка 5, шарнирно соединенная со стрелами 6. С одной стороны стрелы установлен скребок 7, а с противоположной - элементы крепления 8 на нож 9 бульдозера. Наклон стрелы регулируется талрепом 10. По краям скребка шарнирно на оси 11 установлены боковины 12, выполненные в виде параллелограмма, повторяющие внутреннее сопряжение днища кузова автосамосвала с боковым бортом. На оси шарнира установлена пружина 13, работающая на кручение и разворачивающая боковины на максимальную ширину. Скребок снабжен фиксаторами 14 обратного хода боковин. На рабочей кромке скребка и боковин на оси 15 свободно установлены съемные режущие диски 16, снабженные вставками из твердого сплава 17. Между режущими дисками установлены съемные щетки 18, выполненные из асимметрично закрепленных отрезков металлического каната.

Установка для очистки кузовов карьерных автосамосвалов работает следующим образом. Устройство по очистке кузовов карьерных автосамосвалов устанавливают с помощью лыж 2, закрепленных в нижней части рамы 1 в наиболее удобном месте на отвале карьера с возможностью подъезда к ней автосамосвалов, и ориентируют ее с помощью поворотной колонки 5. Карьерный автосамосвал с налипшей или намерзшей в кузове горной массой, задним ходом, ориентируясь по направляющим 3, наезжает на скребок 7, закрепленный на стреле 6. Аутригеры 4 обеспечивают устойчивость установки от сдвига. При заполнении пространства перед установкой ссыпавшейся из кузова породой или при сильном примерзании породы к кузову его очистку ведут с помощью бульдозера, работающего на отвале. Для этого с помощью талрепа 10 стрелу опускают на образовавшуюся насыпь. Отсоединяют стрелу 6 от поворотной колонки 5, поворачивают на насыпе стрелу для осуществления подхода к ней с тыльной стороны бульдозера. Для установки стрелы 6 на бульдозер, нож 9 бульдозера опускают и заводят его верхнюю кромку в элементы крепления 8. Поднимая нож, навешивают тем самым стрелу 6 на нож 9 бульдозера. При необходимости регулируют положение стрелы по высоте талрепом 10. Далее очистку кузовов автосамосвалов от намерзшей породы проводит бульдозерист, подавая стрелу со скребком в поднятый для разгрузки кузов автосамосвала. Наиболее сильное примерзание породы отмечено на стыках боковых бортов с днищем кузова. Надвигая скребок 7 на примерзшую к кузову породу, его режущие диски 16, имеющие вставки из твердого сплава 17, вращаясь на оси 15, разрушают примерзшую породу. При возникновении сильного сопротивления скребку 7 у боковых бортов его параллелограмные боковины 12 начинают поворачиваться на оси 11, закручивая пружину 13. Это позволяет обеспечить постоянный контакт рабочего органа с намерзшей породой, а также предотвратить поломки как скребка 7, так и боковых бортов автосамосвала. При движении скребка в обратном направлении пружина 13 стремится развернуть боковины 12 на максимальную ширину, которую обеспечивает фиксатор 14. Тем самым вместе со щетками 18, выполненными из асимметрично закрепленных отрезков металлического каната, позволяющими очищать близлежащие области, производится дальнейшая очистка кузова.

Шарнирные боковины скребка, повторяющие внутреннее сопряжение днища кузова автосамосвала с боковым бортом, и съемные резцы выполнены в виде режущих дисков, вращающихся при надвигании скребка на примерзшую породу, повышают эффективность очистки и исключают поломку скребка и боковых бортов.

Устройство для очистки кузовов карьерных автосамосвалов, содержащее шарнирно установленную на шасси стрелу, снабженную скребком с шарнирно установленными подпружиненными боковинами, имеющими съемными резцы, отличающееся тем, что стрела с противоположной стороны скребка снабжена элементами крепления на нож бульдозера, а шарнирные боковины скребка повторяют внутреннее сопряжение днища кузова автосамосвала с боковым бортом, при этом съемные резцы выполнены в виде режущих дисков, вращающихся при надвигании скребка на примерзшую породу, и расположены вертикально относительно рабочей плоскости скребка и боковин, причем между режущими дисками установлены щетки, выполненные из асимметрично закрепленных отрезков металлического каната.