Учебный стенд для обучения стрельбе
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к учебно-тренировочным средствам, предназначенным для обучения стрельбе личного состава подразделений наземной артиллерии. Учебный стенд включает имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудования для управления этими средствами. Он снабжен установками для появляющихся и движущихся мишеней, световыми и звуковыми имитаторами, соединенными с коммутационными коробками и коммутационным блоком, блоком управления руководителя занятий, блоками управления обучаемых. Блоки управления обучаемых соединены со стреляющими устройствами, которые выполнены в виде блока, снабженного наклонным основанием, лазерными излучателями и устройством развертки лазерного луча с зеркалами горизонтальной и вертикальной развертки. Технический результат заключается в повышении качества обучения. 8 з.п. ф-лы, 10 ил.
Реферат
Изобретение относится к средствам обучения расчетов артиллерийских орудий, батарей и дивизионов наземной артиллерии и предназначено для создания и управления мишенной обстановкой в закрытых помещениях при проведении артиллерийско-стрелковых тренировок на имитационных средствах.
Известен стенд для обучения артиллерийских дивизионов с масштабом мишенного поля от 1:100 до 1:500. При этом оборудование малых полигонов позволяет обеспечивать имитацию разрывов при выполнении огневых задач по поражению неподвижных и движущихся целей по наблюдению знаков разрывов, по измеренным отклонениям с помощью сопряженного наблюдения и секундомера (см. Курс подготовки артиллерии (КПА-93). Ч. 1. М. Военное издательство. 2001 г. с.27, п.84).
Недостатками таких полигонов являются невозможность создания и управления мишенной обстановкой, отсутствие автоматизации процесса управления полигоном и низкое качество обучения.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является учебный стенд для обучения стрельбе, включающий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудования для управления этими средствами (см. Авторское свидетельство СССР №68858, МПК F41G 3/26, опубл. БИ №19, 1964 г.).
Недостатком известного полигона является невозможность создания сценариев боевых действий противника и автоматического управления по ним мишенной обстановкой, имитации воздушных разрывов и обучения стрельбе с закрытых позиций, отсутствие автоматизации управления стреляющими устройствами и, как следствие, низкое качество обучения.
Задачей настоящего изобретения является автоматизация процесса создания и управления мишенной обстановкой для обучения стрельбе, наведения и учебной стрельбы артиллерийского орудия, батареи и дивизиона при стрельбе с закрытых позиций, расширение диапазона решаемых задач, что приводит к повышению качества обучения.
Решение технической задачи достигается тем, что известный учебный стенд для обучения стрельбе, включающий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудования для управления этими средствами, согласно изобретению дополнительно снабжен установками для появляющихся целей, световыми и звуковыми имитаторами, соединенными через коммутационный блок с коммутационными коробками, блоком управления руководителя занятий и блоками управления обучаемых, при этом блок управления руководителя занятий электрически соединен с блоками управления обучаемых, имитатором осветительного снаряда и подъемными устройствами, механически соединенными с трафаретами, с закрепленными на них отражателями, которые установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а каждый блок управления обучаемых соединен со своим стреляющим устройством, снабженным наклонным основанием, лазерными излучателями и устройством развертки лазерного луча с зеркалами горизонтальной и вертикальной развертки.
Стреляющие устройства сгруппированы в виде трех блоков, включающих по шесть отдельных стреляющих устройств в каждом блоке, соединенных с восемнадцатью блоками управления обучаемых.
Лазерный излучатель прикреплен к наклонному основанию с помощью скобы, а зеркало горизонтальной развертки закреплено на вертикальном валу, одним концом соединенный через муфту с валом первого шагового двигателя, другим с подшипником, установленным в стакане, закрепленном на наклонном основании, а зеркало вертикальной развертки расположено на валу второго шагового двигателя и установлено под углом 60-80° к центральной оптической оси стреляющего устройства.
Скоба лазерного излучателя выполнена с отбортовками, имеющими отверстия для закрепления лазерных излучателей, разного цвета и/или мощности излучения.
Зеркала системы развертки лазерного луча выполнены с напылением.
Подъемное устройство выполнено в виде скобы с закрепленным на ней шаговым двигателем, одним концом, связанным с валом через муфту, а другим с подшипником, установленным в стакане, закрепленном на скобе, при этом на валу шагового двигателя установлены катушки с нитями, соединенными с трафаретом с закрепленным на нем отражателем.
Устройство управления руководителя занятий дополнительно снабжено аудиоустройством.
Установка для появляющихся целей снабжена отдельным корпусом, в котором расположен световой имитатор.
Световой имитатор выполнен в виде многоцветного светодиода.
Данный учебный стенд позволит автоматизировать процесс создания и управления мишенной обстановкой малого артиллерийского полигона, наведения и учебной стрельбы артиллерийских орудий, батарей и дивизионов с закрытых позиций, а также повысить качества обучения.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема размещения целей и оборудования учебного стенда для обучения стрельбе; на фиг.2 - размещение стреляющих устройств и имитатора осветительного снаряда над мишенным полем; на фиг.3 - общий вид устройства управления обучаемого; на фиг.4 - структурная схема устройства управления обучаемого; на фиг.5 - стреляющее устройство; на фиг.6 - оптическая схема и стреляющее устройство в разрезе А-А; на фиг.7 - подъемное устройство с опускаемым отражателем; на фиг.8 - имитатор осветительного снаряда; на фиг.9 - установка для появляющейся цели в отдельном корпусе совместно со световым имитатором; на фиг.10 - установка для движущейся цели.
Учебный стенд для обучения стрельбе (см. фиг.1) состоит из мишенного поля полигона 1 с макетом местности, соответствующим учебным картам в масштабе, например, 1:500, установленного под углом, например, 5-10 в сторону обучаемых, установок для появляющихся целей 2, световых имитаторов 3, установок для движущихся целей 4, которые соединены через коммутационные коробки 5 и коммутационный блок 6 с блоком управления руководителя занятий 7. Блок управления руководителя занятий 7 соединен с блоками управления обучаемых 8, имитатором осветительного снаряда 9 и подъемными устройствами 10 (см. фиг.2), механически связанными с трафаретами 11. Каждый блок управления обучаемых 8 соединен со своим стреляющим устройством 12 (см. фиг.1, 2), расположенным над каждым из рабочих мест обучаемых. В учебном классе над мишенным полем расположены аудиоустройства 13, соединенные с блоком управления руководителя занятий 7.
Блок управления обучаемых 8 (см. фиг.3) состоит из корпуса 14, внутри которого расположено устройство управления 15, имеющее кнопку включения питания 16. На боковой стенке блока управления 8 расположена панель управления 17, на которой установлен тумблер «СЕТЬ» 18, тумблер «Питание двигателей» 19, разъем X1 «Двигатели» 20, разъем Х2 «Лазерные излучатели» 21 и разъем Х3 «Локальная сеть» 22, разъем Х4 «Сеть» 23.
Внутри блока управления обучаемых 8 расположены элементы, показанные на структурной схеме (см. фиг.4), устройство управления 15, устройство сопряжения 24, блок питания 25, блок ключей 26. Разъемы, расположенные на панели управления 17 X1, Х2, соединены с шаговым двигателем вертикальной развертки 27, шаговым двигателем горизонтальной развертки 28 и излучателями 29 стреляющего устройства 12.
Блок управления руководителя занятий 7 построен аналогично блоку управления обучаемых 8 (см. фиг.4), только в нем к разъему X1 подключены шаговые двигатели подъемных устройств 10, а разъем Х2 обозначен как «Мишенное поле» и предназначен для присоединения клемного блока 6 устройств, расположенных на мишенном поле 1 (см. фиг.1).
На стреляющем устройстве 12 (см. фиг.5) расположен шаговый двигатель вертикальной развертки 27, закрепленный на скобе 30, соединенной с наклонным основанием 31, с помощью которого пятно лазерного излучателя 29 перемещается на угол α по координате «Дальность» на макете мишенного поля 1 (см. фиг.2), а также шаговый двигатель горизонтальной развертки 28, с помощью которого пятно лазерного излучателя 29 перемещается на угол β (см. фиг.2, 6) по координате «Азимут». Кроме того, на наклонном основании 31 стреляющего устройства 12 расположен вал 32, соединенный одним концом через муфту 33 с валом шагового двигателя горизонтальной развертки 28. Вторым концом вал 32 закреплен в подшипнике (на фиг.5 не показан), который установлен в стакане 34, укрепленном на наклонном основании 31. На валу 32 образована выемка, в которой с помощью зажимов 35 укреплено большее зеркало 36. На отогнутой части 37 наклонного основания 31 прикреплена скоба 38 с отбортовками 39, в отверстиях которой закреплены лазерные излучатели 29.
На разрезе А-А стреляющего устройства 12 (см. фиг.6) показано малое зеркало 40, закрепленное с помощью зажимов 35 на валу шагового двигателя вертикальной развертки 27.
Подъемное устройство 10 с опускаемым трафаретом 11 (см. фиг.7) состоит из скобы 41, на которой закреплен шаговый двигатель 42, связанный через муфту 43 с горизонтальным валом 44, другим концом вал 44 установлен в подшипнике (на фиг.7 не показан), который установлен в стакане 45 на скобе 41. На валу 44 установлены катушки 46 с нитевидным материалом 47, которые соединены с отверстиями на опускаемом трафарете 11, к которому прикреплен отражатель 48. Кроме того, на нижней части скобы 41 установлены ограничители 49 бокового хода нити 47.
Имитатор осветительного снаряда 9 (см. фиг.8) состоит из металлического корпуса 50, на котором закреплена поворотная вилка 51 с прикрепленным к ней осветителем 52 с возможностью вращения в вертикальной плоскости. В корпусе 50 имитатора осветительного снаряда 9 расположены разъем 53 для подключения, устройство управления разгоранием и гашением осветителя, устройство поворота имитатора осветительного снаряда по координатам X, Y мишенного поля 1 и устройство фокусировки светового пятна (на фиг.8 не показаны).
Установка появляющейся цели 2 совместно со световым имитатором 3 (см. фиг.9) состоит из корпуса 54 в виде усеченного конуса, на котором закреплен горизонтальный колпачок 55. Под колпачком 55 находится цокольное устройство (на фиг.9 не показано), в которое вставлен световой имитатор в виде светодиода 56. Кроме того, на верхней крышке корпуса 54 расположена щель 57, из которой с помощью механизма подъема (на фиг.9 не показан) появляется ось 58 со вставленной в нее мишенью 59. Для подвода кабеля питания и управления к устройству использован разъем 60, расположенный сбоку на корпусе устройства 54.
Установка движущейся цели 4 (см. фиг.10) состоит из ведущего 61 и ведомого 62 узлов, натяжного устройства (на фиг.9 не показано) и троса 63 с закрепленными на нем мишенями 64. Ведущий узел представляет собой кронштейн 65, на который установлен электродвигатель 66 с закрепленным на валу ведущим роликом. Необходимое натяжение троса, натянутого на ролики, обеспечивается пружиной (на фиг.9 не показана).
В крайних точках движения установлены микропереключатели 67, отключающие электродвигатель при подходе к ним мишеней 64.
Учебный стенд для обучения стрельбе работает следующим образом.
Сначала осуществляли подготовку учебного стенда к работе. Для этого устанавливали в помещении комплект, который состоит из мишенного поля 1 (см. фиг.1, 2) с расположенными рядом блоком управления руководителя занятий 7 и блоками управления обучаемых 8.
В соответствии с тактической обстановкой, создаваемой на мишенном поле 1, размещали корпуса установок для появляющихся целей 2 совместно со световыми имитаторами 3. В заданных местах закрепляли установки для движущихся целей 4, имитирующих технику и/или пехоту. Присоединяли кабелями разъемы 60 на корпусе установок 54 для появляющихся целей 2 совместно со световыми имитаторами 3 и установок для движущихся целей 4 к коммутационным коробкам 5. Соединяли электрическими кабелями коммутационные коробки 5 с коммутационным блоком 6 и разъемом Х2 «Мишенное поле» блока управления руководителя занятий 7.
Соединяли между собой разъем Х3 «Локальная сеть» блока управления руководителя занятий 7 с разъемом Х3 блоков управления обучаемых 8.
Соединяли электрическими кабелями разъемы X1 «Двигатели» 20, разъемы Х2 «Лазерные излучатели» 21 блоков управления обучаемых 8 с шаговыми двигателями 27, 28 и лазерами 29 стреляющих устройств 12, расположенными над рабочими местами обучаемых 8. Подключали разъем 53 имитатора осветительного снаряда 9 (см. фиг.8) к разъему Х3 «Локальная сеть» блока управления руководителя занятий 7.
Над мишенным полем 1 (см. фиг.1, 2) на трех рубежах в трех точках с различными координатами X, Y прикрепляли подъемные устройства 10 (см. фиг.7) с опускаемыми трафаретами 11, с отражателями 48. Соединяли при помощи кабелей двигатели 42 подъемных устройств 10 с разъемом X1 «Двигатели» 20 блока управления руководителя занятий 7. Вставляли мишени 59 в оси 58 устройства появляющихся целей 2 в соответствии с тактической задачей обучения.
Включали на блоке управления руководителя 7 и блоках управления обучаемых 8 тумблер питания «Сеть» 18, включали кнопку 16 на устройстве управления 15, при этом устройства управления 15 включали в работу.
Мишенную обстановку на учебном стенде для обучения стрельбе создавали с помощью пятнадцати корпусов установок для появляющихся целей 2 совместно со световыми имитаторами 3, обозначающими артиллерийский или пулеметный огонь противника, и трех лебедок установок движущихся целей 4 (см. фиг.1, 10).
С помощью блока управления руководителя занятий 7 выбирали мишень из пятнадцати любых установок для появляющихся целей 2. Устанавливали на блоке управления 7 режим «Артиллерия» или «Пулемет». Появлялась соответствующая цель 2, включалась световая имитация 3 и подавались необходимые звуковые сигналы с частотой, соответствующей выбранному режиму. Производили аналогичные проверки для остальных целей.
Для включения движущихся целей 4 устанавливали на блоке управления руководителя занятий 7 режим, определяющий направление движения целей 64 (см. фиг.10).
Устанавливали тумблер «Сеть» 18 (см. фиг.4) на блоке управления руководителя занятий 7 в положение «Включено».
На блоках управления обучаемых 8 устанавливали (см. фиг.3) тумблер «Питание двигателей» 19 в положение «Включено». Ориентировали стреляющие устройства 12 в основное направление (см. фиг.2).
Оси зеркал 36 горизонтальной развертки стреляющих устройств 12 находились в вертикальной плоскости (см. фиг.2). Выставляли оптическую ось зеркала 40 на валу двигателя 27 (см. фиг.6) под углом более 60 градусов к оптической оси зеркала 36. Закрепляли лазерные излучатели 29 на скобе 38 стреляющего устройства 12 и устанавливали скобу 38 на отогнутой части 37 основания 31.
Нажимали на соответствующую клавишу «Выстрел» (см. фиг.3) на блоках управления обучаемых 8 огнем. Появлялось световое пятно имитации выстрела лазерного излучателя 29 в заранее отмеченной для каждого из стреляющих устройств 12 точке мишенного поля 1.
С помощью блока управления руководителя занятий 7 проверяли перемещение опускаемых трафаретов 11 с отражателями 48 подъемных устройств 10 по координате Z.
Обучение стрельбе начинали с постановки задачи руководителем и объяснения обучаемым правил действия блоков управления огнем 8, работы с картой, нахождения необходимых целей и порядка прицеливания. Во время проведения артиллерийско-стрелковых тренировок трое обучаемых занимают рабочие места на блоках управления обучаемых 8. На устройствах управления 15 (см. фиг.4) каждого из блоков управления обучаемых 8 создавали учебную карту в масштабе, например,
1:500, соответствующая обстановке, созданной на мишенном поле 1, с обозначенными на ней ориентирами, целями и огневыми позициями. Руководитель занятий задает с общего блока управления 7 (см. фиг.1, 2) появляющиеся 2 или движущиеся цели 4 для каждого из обучаемых на блоках управления 8, затем устанавливает программу, например, в режим «Артиллерия». При этом подавали от целей световые 3 и звуковые сигналы из аудиоустройств 13, расположенных над мишенным полем 1, соответствующие обстрелу позиций дивизиона артиллерией противника. С помощью заложенных в программе блока управления 7 данных руководитель занятий определял цели на мишенном поле 1, после чего задавал их обучаемым по сети управления для вычисления и прицеливания.
Каждый обучаемый с помощью блока управления 8 вычисляет координаты заданных руководителем целей. При этом исчисленные координаты точки на мишенном поле 1, по которой ведется стрельба, преобразовывали блоком управления обучаемых 8 в заданные углы поворота в пределах углов α и β (см. фиг.2, 5, 6) шаговых двигателей 27, 28 и отражающих зеркал 36, 40 по координатам «Азимут» и «Дальность» и передавали при стрельбе на стреляющее устройство 12.
Затем обучаемый докладывал руководителю занятий о готовности к стрельбе. По команде руководителя занятий «Огонь» обучаемый нажимал соответствующую клавишу «Выстрел» на своем блоке управления 8 (см. фиг.1, 3), с которого при этом подавалась команда на разворот зеркал 36, 40 стреляющих устройств 12 и включения лазеров 29, для высвечивания точек поражения на мишенном поле 1. При этом с блока управления обучаемого 8 (см. фиг.1, 3) передавалась команда по локальной сети на блок управления руководителя занятий 7 на производство звуковой имитации выстрела и запаздывания звука поражения цели с помощью связанных с блоком управления 7 аудиосистем 13.
Руководитель занятий наблюдал за точностью поражения цели и оценивал правильность действий обучаемых.
С блока управления руководителя занятий 7 при проведении занятия задавалась имитация воздушных разрывов с целью имитации стрельбы осветительными снарядами и/или создания воздушных реперов. При этом на заданном рубеже по командам с блока управления 7 подавали команды на подъемное устройство 10 для опускания трафарета 11 (см. фиг.1, 2) в точке с известными координатами X, Y на необходимую высоту по замыслу занятия над мишенным полем по координате Z. Одновременно с этим подавали команду на один из блоков управления обучаемых 8 на разворот и высвечивание стреляющим устройством 12 воздушного разрыва на опускаемом трафарете 11. В это же время по командам пульта управления 7 связанный с ним имитатор осветительного снаряда 9 (см. фиг.2, 8) перемещал оптическую ось осветителя 52 в точку с известными координатами Х, Y мишенного поля 1 и высвечивал на ней с постепенным разгоранием лампы осветителя 52 (см. фиг.8) наземное пятно необходимого цвета, плавно перемещая его на несколько градусов для имитации ветрового сноса. Опускаемый трафарет 11 снижали над мишенным полем 1, а стреляющее устройство 12 продолжало при снижении трафарета 11 засвечивать отражатель 48. После чего пятно имитатора осветительного снаряда 9 на мишенном поле 1 постепенно погасало, а засветка трафарета 11 исчезала. Цвет пятна имитации воздушного разрыва на опускаемом трафарете 11 мог быть программно изменен путем включения лазера 29 необходимого цвета и/или мощности на стреляющем устройстве 12, а также программной сменой светофильтра на имитаторе осветительного снаряда 9.
Корректировку стрельбы осуществляли с помощью сопряженного наблюдения.
При выполнении стреляющего устройства 12 в виде одиночного блока при отображении веера разрывов дивизиона каждое из стреляющих устройство 12 последовательно обходило шесть точек прицеливания каждой батареи и в течение, например, 1-3 секунд показывало каждую точку разрыва, быстро переходя к показу точки разрыва снаряда следующего орудия. При отклонении разрыва какого-либо из орудий по данным наблюдения от необходимого производили его корректировку с помощью блока управления обучаемого 8, а затем производили новый учебный выстрел дивизиона.
При выполнении стреляющих устройств 12 (см. фиг.5), сгруппированных в виде трех блоков, включающих по шесть отдельных стреляющих устройств 12 в каждом, соединенных с восемнадцатью блоками управления обучаемых, корректировка веера разрывов производится путем изменения отклонений стрельбы одного из стреляющих устройств 12 из веера разрывов с помощью блока управления обучаемого 8. Для тренировок обучения учебной стрельбе в составе дивизиона предусматривали установку в классе восемнадцати блоков управления обучаемых 8, а стреляющие устройства 12 блоками по шесть штук располагали над тремя рабочими местами обучаемых в первом ряду (см. фиг.2).
Выполнение стреляющего устройства 12 с зеркалом 40 на двигателе развертки лазерного луча 27, расположенным под углом 60-80 градусов к центральной оптической оси, позволяло исключить зоны на мишенном поле 1, недоступные для засвечивания лазером 29, при отражении луча лазера с зеркала 36 на зеркало 40 в плоскости разреза А-А (см. угол β на фиг.2, 6).
Применение на стреляющем устройстве 12 (см. фиг.5) зеркал 36, 40, выполненных методом напыления, позволяло избежать преломления и отражения от второй поверхности зеркал 36, 40 и сохранять точку лазера 29, высвечиваемую на поверхности мишенного поля 1, неразмытой.
Соединение аудиоустройств 12 непосредственно с пультом управления руководителя занятий 7 (см. фиг.1) позволяло создавать объемную звуковую картину боя по сценарию учебной задачи.
Выполнение установки для появляющейся цели 2 совместно со световым имитатором 3 (см. фиг.9) в отдельном корпусе 54 позволяло перемещать появляющиеся цели 2 совместно с имитаторами 3 по полю, разъединяя или группируя их, согласно замыслу сценария учебной задачи руководителя занятий.
Выполнение светового имитатора 3 (см. фиг.9) в виде многоцветного, например двухцветного светодиода 56, позволяло визуально на мишенном поле 1 (см. фиг.1) отличать вид обстрела противника, если, например, обстрелу в режиме «Пулемет» присвоен оранжевый цвет, а обстрелу в режиме «Артиллерия» - красный цвет.
Разрывы разного вида снарядов, при выполнении стреляющего устройства 12 в виде одиночного или группового блока, отображались на мишенном поле 1 (см. фиг.1), либо с помощью «рисования» стреляющим устройством в пределах, например, 2-3 угловых минут различных геометрических фигур на поле, и/или программной сменой цвета лазера на стреляющем устройстве, при этом зеркало 36 стреляющего устройства 12 программно, с помощью блока управления обучаемого 8, разворачивали на лазер 29 (фиг.5) с необходимым цветом, и/или мощностью излучения.
Использование предлагаемого учебного стенда для обучения стрельбе позволит по сравнению с прототипом автоматизировать процесс создания и управления мишенной обстановкой малого артиллерийского полигона, повысить точность наведения и учебной стрельбы артиллерийских орудий, батарей и артиллерийского дивизиона в целом с закрытых позиций, а также повысить качество обучения.
1. Учебный стенд для обучения стрельбе, включающий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудования для управления этими средствами, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен установками для появляющихся и движущихся мишеней, световыми и звуковыми имитаторами, соединенными с коммутационными коробками и коммутационным блоком, блоком управления руководителя занятий, блоками управления обучаемых, причем блок управления руководителя занятий электрически соединен с блоками управления обучаемых, имитатором осветительного снаряда и подъемными устройствами, механически соединенными с трафаретами с закрепленными на них отражателями, которые установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а блоки управления обучаемых соединены со стреляющими устройствами, которые выполнены в виде блока, снабженного наклонным основанием, лазерными излучателями и устройством развертки лазерного луча с зеркалами горизонтальной и вертикальной развертки.
2. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что стреляющие устройства сгруппированы в виде трех блоков, включающих по шесть отдельных стреляющих устройств в каждом блоке, соединенных с восемнадцатью блоками управления обучаемых.
3. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что лазерный излучатель прикреплен к наклонному основанию с помощью скобы, а зеркало горизонтальной развертки закреплено на вертикальном валу, одним концом соединенным через муфту с валом первого шагового двигателя, а другим - с подшипником, установленным в стакане, закрепленном на наклонном основании, а зеркало вертикальной развертки расположено на валу второго шагового двигателя и установлено под углом 60-80° к центральной оптической оси стреляющего устройства.
4. Учебный стенд по п.3, отличающийся тем, что скоба выполнена с отбортовками, имеющими отверстия для закрепления лазерных излучателей разного цвета и/или мощности излучения.
5. Учебный стенд по пп.1 и 3, отличающийся тем, что зеркала системы развертки лазерного луча выполнены с напылением.
6. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что подъемное устройство выполнено в виде скобы с закрепленным на ней шаговым двигателем, одним концом связанным с валом через муфту, а другим - с подшипником, установленным в стакане, закрепленном на скобе, при этом на валу шагового двигателя установлены катушки с нитями, соединенными с трафаретом, с закрепленным на нем отражателем.
7. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что устройство управления руководителя занятий дополнительно снабжено аудиоустройством.
8. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что установка для появляющихся целей снабжена отдельным корпусом, в котором расположен световой имитатор.
9. Учебный стенд по п.8, отличающийся тем, что световой имитатор выполнен в виде многоцветного светодиода.