Способ диагностики целостности деятельности человека

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, профориентации и т.д. Целостность деятельности (Ц.д.) человека определяют с помощью опросника стилей деятельности «СД-36» по формуле:

,

где Р - стандартные баллы по шкале «Рефлексирующий» опросника; Т - стандартные баллы по шкале «Теоретик» опросника; П - стандартные баллы по шкале «Прагматик» опросника; Д - стандартные баллы по шкале «Деятель» опросника; . Способ позволяет повысить точность определения целостности деятельности человека. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, оценке персонала и др.

Известен способ диагностики типа темперамента человека (патент РФ №2153286, МКИ: А61В 5/16, 07.08.1997 г.), способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МКИ: А61В 5/16, 18.07.2001 г.), способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека (патент РФ №2252700, МКИ: А61В 5/16, 28.10.2003 г.), способ выявления уровня самоорганизации человека (патент РФ №2282467, МКИ: А61В 5/16, 27.12.2004 г.), способ диагностики базовых смысловых установок человека (патент РФ №2303467, МКИ: А61В 5/16, 10.01.2006 г.), а также способ диагностики успешности линейного менеджера (решение о выдаче патента на изобретение по заявке №2006146825/14 (051137), МКИ: А61В 5/16, 28.12.2006 г.). Однако данные способы не позволяют диагностировать целостность деятельности человека, которая характеризует его способность осуществлять все этапы деятельности на одном качественном уровне.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики стилей деятельности человека (Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - С.310-313), включающий оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-36» степени выраженности у человека четырех стилей деятельности (Рефлексирующий, Теоретик, Прагматик, Деятель). Опросник стилей деятельности «СД-36» разработан А.Д.Ишковым и Н.Г.Милорадовой на основе опросника «Learning Styles Questionnaire» П.Хони и А.Мэмфорда. Однако известный способ позволяет лишь косвенно и весьма приблизительно оценить целостность деятельности человека, так как в опросной методике отсутствует шкала для диагностики этого показателя и формула оценки целостности деятельности человека.

Цель изобретения - повышение точности диагностики целостности деятельности человека.

Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики целостности деятельности человека, включающем оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-36» степени выраженности у человека стилей деятельности по шкалам «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель», согласно изобретению целостность деятельности человека определяется по формуле

где Р - стандартные баллы по шкале «Рефлексирующий» опросника;

Т - стандартные баллы по шкале «Теоретик» опросника;

П - стандартные баллы по шкале «Прагматик» опросника;

Д - стандартные баллы по шкале «Деятель» опросника;

.

Если результат должен быть представлен в процентах, то формула примет следующий вид:

Предлагаемый способ позволяет проводить диагностику целостности деятельности человека с большей точностью, поскольку в нем:

- Введена отдельная шкала для диагностики целостности деятельности человека.

- Используется специальная формула для оценки целостности деятельности человека.

- Имеется таблица, с помощью которой, используя полученные по формуле результаты, определяется уровень целостности деятельности человека.

Способ осуществляется следующим образом.

Испытуемый выражает свое отношение к каждому из 36 утверждений опросника стилей деятельности «СД-36» с помощью шестибалльной системы оценки:

- 3 - не согласен полностью;

- 2 - не согласен частично;

- 1 - скорее не согласен, чем согласен;

1 - скорее согласен, чем не согласен;

2 - согласен частично;

3 - согласен полностью.

Утверждения опросника стилей деятельности «СД-36»:

1. В обсуждениях стараюсь придерживаться сути дела и избегать пространных рассуждений.

2. Испытываю дискомфорт, если вынужден выполнять работу в спешке.

3. Обычно точно знаю, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо.

4. Порой действую без учета возможных последствий.

5. Придерживаюсь установленных процедур и правил, пока они эффективны.

6. Предпочитаю принимать решения осторожно, взвесив несколько альтернативных вариантов.

7. Легкомысленные, несерьезные люди меня обычно раздражают.

8. Считаю, что формальные процедуры и правила ограничивают людей.

9. Новые, интересные идеи стремлюсь немедленно реализовать на практике.

10. Уделяю пристальное внимание деталям, прежде чем прийти к какому-либо заключению.

11. Склонен общаться, соблюдая дистанцию, и поддерживать несколько формальные отношения с коллегами.

12. Полагаю, что действия, основанные на чувствах, являются столь же здравыми, как и действия, основанные на обдумывании и анализе.

13. Ориентирован, в первую очередь, на завершение запланированной работы.

14. Осторожен и не делаю слишком поспешных выводов.

15. Не терплю неупорядоченности и предпочитаю все «увязывать» в согласованные схемы.

16. Предпочитаю реагировать на события спонтанно и гибко.

17. Меня обычно привлекают конкретные приемы и техники, непосредственно реализуемые на практике.

18. В дискуссиях нравится наблюдать за поведением других участников.

19. Склонен соотносить свои действия с некоторыми общими принципами.

20. Чувствую себя не очень комфортно в обществе спокойных вдумчивых людей.

21. Предпочитаю оценивать идеи по практической пользе от них.

22. Обычно выслушиваю мнение других людей, прежде чем самому что-либо предпринять.

23. Склонен решать проблемы последовательно, продвигаясь шаг за шагом.

24. Предпочитаю наслаждаться настоящим моментом, не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем.

25. В ходе обсуждения меня обычно раздражают любые отклонения от темы.

26. При подготовке доклада, реферата или выступления делаю множество черновых набросков.

27. Меня интересуют общие принципы и теории, подводящие основание под факты и события.

28. Много и ярко говорю.

29. Не обращаю внимания на чувства людей, пока работа не закончена.

30. Прежде чем действовать, как правило, все тщательно обдумываю.

31. Стараюсь избегать обсуждения субъективных или неоднозначных тем.

32. Новые, необычные идеи меня привлекают в большей степени, чем простые и легко реализуемые на практике.

33. Люди часто считают, что я не чувствителен к их переживаниям и эмоциям.

34. В целом охотнее слушаю, чем говорю.

35. Предпочитаю, чтобы все мероприятия проводились в соответствии с намеченным планом.

36. Быстро надоедает работа, требующая внимательного отношения к деталям.

Опросник «СД-36» позволяет выявить предпочитаемый человеком стиль деятельности, при этом степень проявленности каждого стиля диагностируют с помощью соответствующей шкалы опросника: «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель».

Рефлексирующие живут по принципу «ожидай и смотри». Обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать, они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение. Их лозунг: «Я хочу подумать об этом».

Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения, часто небрежно относясь к чувствам других людей. Их лозунг: «Я хочу понять это».

Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают, как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проблемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед. Их лозунг: «Я хочу найти наилучший путь».

Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность («легки на подъем»). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробовать все «здесь и сейчас» своими руками и охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает.Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок. Учащиеся-Деятели нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в лидеры, чтобы двигаться вперед. Их лозунг: «Я хочу сделать это».

Сумму «сырых» баллов по шкалам подсчитывают по относящимся к ним утверждениям с учетом знака оценки. Номера утверждений, относящихся к шкале «Рефлексирующий»: 2; 6; 10; 14; 18; 22; 26; 30; 34. Номера утверждений, относящихся к шкале «Теоретик»: 3; 7; 11; 15; 19; 23; 27; 31; 35. Номера утверждений, относящихся к шкале «Прагматик»: 1; 5; 9; 13; 17; 21; 25; 29; 33. Номера утверждений, относящихся к шкале «Деятель»: 4; 8; 12; 16; 20; 24; 28; 32; 36.

Затем с помощью таблицы 1 пересчитывают полученные «сырые» баллы по каждой шкале в стандартные баллы (децили).

Таблица 1.
Перевод «сырых» баллов в стандартные баллы (децили)
Децили «Сырые» баллы по шкалам опросника «СД-36»
Рефлексирующий Теоретик Прагматик Деятель
1 -27…-6 -27…-3 -27…-2 -27…-7
2 -5…-2 -2…1 -1…1 -6…-2
3 -1…2 2…4 2…3 -1…0
4 3…4 5 4…5 1…3
5 5…6 6…7 6…7 4…6
6 7…10 8…9 8…9 7…9
7 11…13 10…12 10…12 10…12
8 14…15 13…16 13 13…14
9 16…18 17…20 14…16 15…17
10 19…27 21…27 17…27 18…27

Полученные результаты подставляют в предложенную формулу и определяют целостность деятельности человека.

По рассчитанным данным с помощью таблицы 2 можно определить уровень целостности деятельности человека.

Таблица 2.
Уровень целостности деятельности человека
Целостность деятельности Уровень
Ц.д.≤0,35 низкий
0,35<Ц.д.≤0,48 ниже среднего
0,48<Ц.д.≤0,60 средний
0,60<Ц.д.≤0,72 выше среднего
0,72≤Ц.д. высокий

Пример осуществления способа.

На освободившуюся должность начальника проектного отдела в строительной фирме NN претендовало три человека. Поскольку явных преимуществ ни у одного из претендентов не было, то руководство фирмы пригласило для решения вопроса психолога-консультанта по профотбору. Консультант, исходя из специфики будущей работы, решил в своем выборе ориентироваться на целостность деятельности претендентов и воспользовался для этих целей опросником стилей деятельности «СД-36», который и был проведен со всеми претендентами на должность.

Определив стандартные баллы по каждой шкале опросника «СД-36», консультант подставил их в формулу и рассчитал целостность деятельности претендентов.

Претендент №1: 0,56 (средний уровень).

Претендент №2: 0,67 (уровень выше среднего).

Претендент №3: 0,42 (уровень ниже среднего).

Консультант рекомендовал назначить на должность начальника отдела претендента №2, что и было сделано руководством фирмы. Выбранный претендент уже 6 месяцев успешно трудится на новой должности.

Способ определения целостности деятельности человека, включающий оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-36» степени выраженности у человека стилей деятельности по шкалам «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель», отличающийся тем, что целостность деятельности (Ц.д.) человека определяется по формуле ,где Р - стандартные баллы по шкале «Рефлексирующий» опросника;Т - стандартные баллы по шкале «Теоретик» опросника;П - стандартные баллы по шкале «Прагматик» опросника;Д - стандартные баллы по шкале «Деятель» опросника; .