Способ эвакуации пострадавших лиц из транспортных средств и устройство "спасатель мчс-2"

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для щадящего извлечения из транспортных средств, переноса и транспортировки пострадавших в ДТП людей. Способ извлечения пострадавшего человека из транспортного средства включает размещение конструктивных элементов между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного, фиксацию травмированного эластичными фиксаторами и извлечение травмированного вместе с конструкцией. Конструктивные элементы размещают между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного последовательно. Конструктивные элементы выполнены в виде плоских элементов-пластин, которые соединяют между собой двумя боковыми фиксаторами-поручнями фасонного профиля в единую жесткую коробчатую конструкцию в виде кресла. Травмированного фиксируют эластичными фиксаторами и извлекают его вместе с конструкцией за боковые фиксаторы-поручни. Устройство для извлечения травмированного человека с сиденья транспортного средства содержит пластины, соединительные элементы и состоит из плоских конструктивных элементов-пластин. Элементы-пластины выполнены для размещения между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного. Соединительные элементы выполнены в виде боковых фиксаторов-поручней фасонного профиля. Боковые фиксаторы-поручни выполнены для соединения элементов-пластин в жесткую единую конструкцию в виде кресла и для извлечения травмированного вместе с конструкцией. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для щадящего извлечения из транспортных средств, переноса и эвакуации людей, травмированных в дорожно-транспортных и иных происшествиях. Способ и устройство обеспечивают деятельность медицины чрезвычайных ситуаций (МЧС) и скорой помощи, а также судебной медицины.

Общеизвестен способ извлечения травмированного из транспортного средства, при котором один или несколько человек захватывают тело пострадавшего так, как им удобно в каждой конкретной ситуации и, совершая разные манипуляции, извлекают его через проем двери и кладут на носилки (аналог способа) [1].

Данный способ причиняет различные дополнительные травмы пострадавшему, особенно при переломах позвоночного столба, других костей скелета и повреждениях внутренних органов.

Известен способ извлечения травмированных людей из боевых машин (танка, бронетранспортера), который заключается в том, что травмированных людей извлекают с помощью различных приспособлений в виде санитарных ремней, носилочных лямок и т.п. Причем сначала ими обвязывают пострадавших, а затем несколько человек вытаскивают раненых через люки (прототип способа) [2].

Способ извлечения травмированного из транспорта при помощи подручных средств в виде ремней, санитарных носилочных лямок не обеспечивает необходимую неподвижность (иммобилизацию) костей и суставов, что приводит к дополнительному травмированию. Сдавливающие петли ремней и санитарных лямок нарушают работу нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что еще более ухудшает состояние здоровья пострадавшего.

После извлечения травмированного с помощью ремней и лямок его необходимо перекладывать на носилочные средства для эвакуации. Таким образом, данный способ не обеспечивает щадящего извлечения травмированных людей.

Известно устройство по патенту РФ №2102052 от 20.01.1998 г., которое предназначено для эвакуации травмированных с места аварии или других происшествий (медицинские носилки Фирера A.M.). Носилки состоят из двух несущих брусьев, соединенных шарнирно поперечными распорками, ножек и полотнища. Новым в заявленных носилках является то, что полотнище выполнено раздельно на две симметричные продольные части и снабжены соединительным элементом. Технический результат состоит в том, что при помощи его можно быстро переместить пострадавшего с носилок на операционный стол без дополнительного травмирования (аналог устройства).

Недостатком этого устройства является необходимость вначале обычным способом (весьма травматичным) поднять травмированного руками нескольких людей с места травмы и переложить его на носилки. Кроме того, полотнище, выполненное из брезента, прогибается под весом тела пострадавшего и колеблется при переноске, что создает условия для дополнительного травмирования костными отломками и осколками места травмы, окружающих тканей и органов.

В качестве прототипа устройства рассмотрено изобретение по патенту РФ №2013086 от 30.05.1994 г.«Санитарные носилки», состоящие из двух несущих перекладин в виде телескопически соединенных наружных и внутренних труб. Трубы соединены разъемными относительно оси носилок поперечинами, снабженными замками. Опоры для головы, спины, бедер и ног выполнены из отдельных пластин, установленных попарно с зазором относительно друг друга. Пластины неподвижно закреплены на несущих перекладинах в одной горизонтальной плоскости каждой половины носилок.

Конструкция носилок позволяет при необходимости переносить пострадавшего сидя.

Недостатки устройства:

- устройство не предназначено для извлечения пострадавшего из транспортного средства;

- при смыкании пластин возможно травмирование мягких тканей человека их краями;

- при эксплуатационной деформации телескопических несущих трубок либо попадании между ними сыпучих материалов возможно их заклинивание.

Задачей предлагаемого технического решения является создание способа для щадящего извлечения травмированного человека из транспортного средства и устройства для осуществления вышеуказанного способа.

Поставленная задача решается с помощью предлагаемого изобретения, включающего:

- способ извлечения травмированного человека из транспортного средства путем подведения под пострадавшего плоских конструктивных элементов-пластин между сиденьем автомобиля и частями тела пострадавшего, последующего соединения данных элементов-пластин между собой двумя боковыми фиксаторами-поручнями в единую жесткую коробчатую конструкцию, закрепления пострадавшего на данной конструкции при помощи эластичных фиксаторов и извлечение пострадавшего из транспортного средства вместе с данной конструкцией.

- устройство для извлечения пострадавшего с сиденья транспортного средства, содержащее пластины и соединительные элементы, отличающееся тем, что содержит «n» плоских конструктивных элемента (не менее трех) для подведения их между сиденьем автомобиля и частями тела пострадавшего, а соединительные элементы выполнены в виде двух боковых фиксаторов-поручней, соединяющих данные пластины в жесткую единую конструкцию, которая позволяет извлекать пострадавшего из автомобиля, переносить его и эвакуировать без дополнительного травмирования.

Заявленный способ отличается от прототипа новыми признаками:

- последовательное размещение плоских конструктивных элементов-пластин под задние поверхности тела человека;

- соединение конструктивных элементов-пластин при помощи боковых фиксаторов-поручней в единую жесткую, коробчатую конструкцию, повторяющую положение сидящего человека в трехмерной пространственной ориентации;

- извлечение пострадавшего вместе с полученной конструкцией за боковые фиксаторы-поручни, что позволяет осуществить щадящее извлечение травмированного.

Заявленное устройство отличается от прототипа новыми признаками:

- устройство содержит «n» плоских конструктивных элементов-пластин (не менее трех);

- устройство содержит два боковых фиксатора-поручня фасонного профиля для придания коробчатой конструкции в собранном виде профиля, совпадающего с позой сидящего человека.

Из приведенного перечня признаков заявляемого способа и устройства для достижения поставленной задачи наглядно видно, что заявляемое техническое решение представляет собой новую совокупность признаков, как сочетание известных и новых признаков, обеспечивающих получение нового технического результата, не известного на дату подачи заявки.

Новый технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в щадящем извлечении пострадавших из транспортных средств.

Предлагаемые способ и устройство промышленно применимы, т.к. они могут быть использованы в различных сферах медицинской деятельности: медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций, скорой и неотложной медицинской помощи, повседневной работе лечебно-профилактических учреждений.

Техническое решение заявляемого способа и устройства соответствует критерию "новизна", т.к. не известно из уровня техники на дату подачи заявки. Не известна из уровня техники совокупность существенных признаков заявляемых технических решений и их влияние на получение требуемого технического результата.

Техническое решение заявляемого способа и устройства соответствует критерию «изобретательский уровень», так как не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, и не обнаружена известность влияния отличительных признаков на получаемый технический результат.

Таким образом, заявленные «способ и устройство» связаны между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел и соответствуют всем критериям, предъявляемым к изобретениям, и обеспечивают получение нового технического результата.

Устройство показано схематично на чертеже (вид сбоку).

Устройство состоит из «n» плоских конструктивных элементов-пластин (на изображении показано три пластины 1, 2 и 3), выполненных из дюралюминия либо другого легкого прочного материала. Плоский конструктивный элемент-пластина 1 предназначена для опоры и фиксации головы, шеи и спины человека, плоский конструктивный элемент-пластина 2 - для опоры таза, ягодиц, бедер. Плоский конструктивный элемент-пластина 3 -для опоры голеней. Для соединения указанных плоских конструктивных элементов-пластин предназначены боковые фиксаторы - поручни 4 фасонного профиля. В результате соединения пластин 1, 2, 3 с фиксаторами-поручнями 4 образуется единая, жесткая, коробчатая конструкция, напоминающее кресло. К фиксаторам-поручням 4 и плоским конструктивным элементам-пластинам 1, 2, 3 травмированного человека фиксируют эластичными фиксаторами 5. Извлекают пострадавшего из транспортного средства вместе с полученной конструкцией за боковые фиксаторы-поручни 4. При этом обеспечивается минимальное дополнительное воздействие на травмированного человека, что исключает причинение ему дополнительных травм.

Устройство простое по конструкции, не требует для изготовления дорогостоящих материалов, легко может быть воспроизведено и размножено промышленным способом, не требует сложных технологических производств. Общая длина устройства сокращена до 1 метра 50 см.

Пример использования устройства «Спасатель МЧС-2».

Травмированный человек в транспортном средстве после катастрофы находится на сидении без сознания, с переломами костей скелета и повреждениями внутренних органов. Врачи СМП, МЧС и др. извлекают из полиэтиленового пакета комплект из трех плоских конструктивных элементов 1, 2 и 3 и размещают плоский конструктивный элемент 1 между спиной травмированного и спинкой его сиденья, плоский конструктивный элемент 3 под заднюю поверхность голеней, плоский конструктивный элемент 2 под бедра и ягодицы травмированного. После чего все пластины 1,2 и 3 соединяют двумя боковыми фиксаторами-поручнями 4. Затем голову, шею, туловище и конечности фиксируют на конструкции эластичными ремнями 5. Возможно наложение повязок, лангет, шин Крамера и др. Далее приподнимают конструкцию, извлекают ее из поврежденного транспортного средства вместе с травмированным, переносят в ней пострадавшего до средства эвакуации. В клинике или госпитале пострадавший может быть обследован без изъятия из конструкции и в ней же помещен на операционный стол. Конструкция позволяет оказывать разные формы медицинской помощи как в процессе ее установки, так и во время всей эвакуации. Извлечение травмированных людей из транспортных средств предлагаемым способом и устройством для его осуществления обеспечивает щадящее изъятие пострадавших менее болезненно, менее травматично, с меньшей опасностью развития шокового состояния и с большими возможностями сохранения жизни и здоровья пострадавшего.

Литература

1. Сумен С.А. Неотложные состояния. - 5-е изд. Переработанное и дополненное. - Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005. - С.290-295.

2. Большая медицинская энциклопедия / Главн. ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е. (В 30-ти Т.). М., «Сов. Энциклопедия». 1976 г. Т.4. ВАЛИН-ГАМБИЯ, С.496-498.

1. Способ извлечения пострадавшего человека из транспортного средства, включающий размещение конструктивных элементов между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного, фиксацию травмированного эластичными фиксаторам и извлечение травмированного вместе с конструкцией, отличающийся тем, что конструктивные элементы размещают между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного последовательно, причем конструктивные элементы выполнены в виде плоских элементов-пластин, которые соединяют между собой двумя боковыми фиксаторами-поручнями фасонного профиля в единую жесткую коробчатую конструкцию в виде кресла, при этом травмированного фиксируют эластичными фиксаторами и извлекают его вместе с конструкцией за боковые фиксаторы-поручни.

2. Устройство для извлечения травмированного человека с сиденья транспортного средства, содержащее пластины и соединительные элементы, отличающееся тем, что состоит из плоских конструктивных элементов-пластин, выполненных для размещения между сиденьем автомобиля и частями тела травмированного, при этом соединительные элементы выполнены в виде боковых фиксаторов-поручней фасонного профиля, а боковые фиксаторы-поручни выполнены для соединения элементов-пластин в жесткую единую конструкцию в виде кресла и для извлечения травмированного вместе с конструкцией.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что имеет не менее трех плоских конструктивных элементов-пластин.