Передвижное устройство для выбивания шкворня
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области механосборочных работ, а именно к слесарным приспособлениям для сборки и разборки узлов, в частности к ударным инструментам, и может быть использовано для выбивания шкворня поворотного из поворотного кулака автомобиля. Устройство содержит цилиндр с поршнем, установленный на последнем боек, воздухораспределительный механизм и базирующий элемент с уловителем, ресивер, при этом оно снабжено рычагом-педалью, ресивер и цилиндр соединены между собой быстроразъемным соединением, базирующий элемент выполнен сменным и снабжен ложементом для установки в него поворотного кулака автомобиля, цилиндр снабжен закрепленным на нем кронштейном для установки базирующего элемента, а уловитель выполнен в виде чашки. Техническим результатом изобретения является создание мобильного устройства, удобного в перевозке и эксплуатации одним человеком за счет выполнения его разборным, а также создание устройства, имеющего более удобное и точное базирование на автомобиле. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к области механосборочных работ, а именно к слесарным приспособлениям для сборки и разборки узлов, в частности к ударным инструментам, и может быть использовано для выбивания шкворня поворотного кулака автомобиля.
Известен инструмент ударного действия по авторскому свидетельству СССР №353812, кл. В25В 27/02, 1972 г., содержащий корпус с цилиндром, в котором с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлен воздухораспределительный золотник с расположенным в нем поршнем-ударником. Воздухораспределительный золотник выполнен в виде разрезной самотормозящейся о стенки цилиндра втулки.
Однако этот инструмент является ручным, что усложняет его использование в труднодоступных местах для съема трудноснимаемых деталей, не исключает получения травм при этом.
Известно устройство для съема шкворня поворотного кулака автомобиля по патенту Российской Федерации №37025, кл. В25В 27/02, 2004 г., принятое заявителем за прототип. Он содержит цилиндр с поршнем, на котором установлен боек, воздухораспределительный механизм. Устройство выполнено передвижным и снабжено ресивером и уловителем. Уловитель установлен соосно с цилиндром, а между цилиндром и уловителем установлен базирующий элемент с возможностью сопряжения с поворотным кулаком автомобиля, ресивер и цилиндр жестко соединены между собой, а воздухораспределительный механизм выполнен в виде крана и установлен между ресивером и цилиндром. Базирующий элемент снабжен базирующим штифтом и в нем выполнены базовые отверстия для крепления устройства к поворотному кулаку автомобиля. Уловитель выполнен в виде стакана, а на ресивере установлены колеса для передвижения.
Однако данное устройство не универсально, предназначено для работы с одной маркой автомобиля, при базировании требуется крепеж в нескольких местах и требует работы минимум двух человек.
Технической задачей изобретения является создание мобильного устройства, удобного в перевозке и эксплуатации одним человеком за счет выполнения его разборным, а также создание устройства, имеющего более удобное и точное базирование на автомобиле, что в конечном итоге выигрывает техника безопасности при работе.
Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении устройство выполнено разборным и снабжено рычагом-педалью, ресивер и цилиндр соединены между собой быстроразъемным соединением, на цилиндре закреплен кронштейн для установки и съема базирующего элемента с уловителем, причем базирующий элемент выполнен сменным и снабжен ложементом для установки в него поворотного кулака, а уловитель выполнен в виде чашки.
Кроме того, рычаг-педаль шарнирно соединен с основанием цилиндра и выполнен в виде двуплечего рычага на колесах, большое плечо рычага охватывает цилиндр и соединено с ним с возможностью поворота на шарнире, а малое плечо выполнено под углом к большому плечу и имеет площадку для нажатия на него.
Кроме того, быстроразъемное соединение размещено между цилиндром и воздухораспределительным механизмом и выполнено в виде гайки-рот.
Кроме того, боек выполнен сменным.
На фиг.1 изображено устройство в сборе, общий вид.
На фиг.2 - устройство, сбазированное на автомобиле в исходном положении.
На фиг.3 - устройство в рабочем положении во время удара.
На фиг.4 - узел I на фиг.1, педаль в сборе с цилиндром.
Передвижное устройство для выбивания шкворня из поворотного кулака автомобиля содержит цилиндр 1 с поршнем 2, на котором установлен боек 3, базирующий элемент 4 и соединенный с цилиндром 1 ресивер 5. Причем устройство снабжено сменными по высоте и диаметру бойками 3, которые устанавливают в цилиндр 1 в зависимости от размеров выбиваемого шкворня и сложности демонтажа.
На ресивере 5 установлены вентиль 6 для соединения с магистралью сжатого воздуха и подачи его в ресивер 5 и манометр 7 для контроля давления воздуха, находящегося на ресивере 5. На выходном торце ресивера 5 установлен воздухораспределительный механизм 8, который выполнен в виде крана.
Устройство выполнено разборным, для чего ресивер 5 и цилиндр 1 соединены между собой быстроразъемным соединением 9, которое размещено между цилиндром 1 и воздухораспределительным механизмом 8 и содержит гайку, и установлено на выходном торце ресивера 5. С этой же целью: возможности быстрой сборки и разборки устройства, удобства транспортировки и базирования его на автомобиле, замены базирующего элемента 4 при работе с разными марками автомобилей на цилиндре 1 закреплен кронштейн 10 для установки и съема базирующего элемента 4 с уловителем 11. Причем базирующий элемент 4 выполнен сменным и снабжен ложементом 12 для установки в него поворотного кулака 13, а уловитель 11 выполнен в виде чашки.
Базирующий элемент 4 снабжен установочными штифтами 14 для базирования и крепления устройства к поворотному кулаку 13 автомобиля. Уловитель 11 установлен соосно с цилиндром 1, жестко связан с базирующим элементом 4 посредством растяжек 15 и выполнен в виде чашки, предназначенной для ограничения движения выбитого шкворня 16 поворотного кулака 13 автомобиля.
Для удобного крепления устройства к поворотному кулаку 13 одним человеком оно снабжено рычагом-педалью 17. Рычаг-педаль 17 шарнирно соединен с основанием цилиндра 1 и выполнен в виде расположенного на колесах 18 двуплечего рычага, имеющего большое и малое плечи. Большое плечо 19 рычага охватывает цилиндр 1 и соединено с ним с возможностью поворота на шарнире 20, а малое плечо 21 выполнено под углом α к большому плечу 19 и выполнено с площадкой 22 для нажатия.
Передвижное устройство для выбивания шкворня работает следующим образом.
Базирующий элемент 4 устанавливают на кронштейн 10 и закрепляют его посредством болтов 23. Проверяют наличие посторонних предметов в цилиндре 1 и после этого устанавливают в поршень 2 короткий боек 3. Затем поднимают автомобиль на высоту, необходимую для навешивания устройства на поворотный кулак 13.
Вывешивают устройство без ресивера 5 на поворотном кулаке 13 с помощью рычага-педали 17, подкатив цилиндр 1 с базирующим элементом 4 на колесах 18, закрепляют его с помощью гайки 24 крепления ступицы колеса до упора, при этом установочные штифты 14 должны войти в отверстия на поворотном кулаке 13. Затем присоединяют ресивер 5 к цилиндру 1 посредством быстроразъемного соединения 9, поставив при этом воздухораспределительный механизм 8 в положение «закрыто». Потом заполняют ресивер 5 сжатым воздухом, давление, которое создает энергию удара, контролируют по показаниям манометра 7 и перекрывают вентиль 6 при достижении нужной величины давления, и в конечном счете силы удара.
Только после этого резко открывают кран воздухораспределительного механизма 8, через который сжатый воздух из ресивера 5 поступает в цилиндр 1 и резко перемещает вверх поршень 2 с бойком 3. Боек 3 ударяет шкворень 16, перемещает его из проушин поворотного кулака 13 в уловитель 11.
После удара, визуально, ориентируясь на ограждения между точками А и Б и по отметке в виде полоски выделенной краской, на растяжках 15 уловителя 11, следят за передвижением шкворня 16. Повторяют удары до выхода шкворня 16 из нижней проушины поворотного кулака 13, отметка А. После чего заменяют боек 3 на более длинный. Продолжают процесс выбивания до выхода шкворня 16 из балки, отметка Б, или до полного его выхода из поворотного кулака 13. Снимают устройство с поворотного кулака 13, в обратном порядке отсоединяют сам поворотный кулак 13 и, при необходимости, вынимают шкворень 16 из верхней проушины поворотного кулака 13.
Использование предлагаемого технического решения позволило создать мобильное устройство, имеющее более удобное и точное базирование на автомобиле, за счет использования посадочных мест на поворотном кулаке под подшипники ступицы, удобное при транспортировке и эксплуатации за счет выполнения его разборным. Разборное устройство дает возможность менять базирующие элементы для разных марок автомобилей, появляется универсальность устройства. Кроме того, устройство предложенной конструкции позволяет использовать его на любых площадках ремонта, даже в полевых условиях, так как при работе устройства можно использовать бортовую систему сжатого воздуха автомобилей, например, КАМАЗ, МАЗ и ЗИЛ.
1. Передвижное устройство для выбивания шкворня из поворотного кулака автомобиля, содержащее цилиндр с поршнем, установленный на последнем боек, воздухораспределительный механизм и базирующий элемент с уловителем, ресивер, отличающееся тем, что оно снабжено рычагом-педалью, ресивер и цилиндр соединены между собой быстроразъемным соединением, базирующий элемент выполнен сменным и снабжен ложементом для установки в него поворотного кулака автомобиля, цилиндр снабжен закрепленным на нем кронштейном для установки базирующего элемента, а уловитель выполнен в виде чашки.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рычаг-педаль шарнирно соединен с основанием цилиндра и выполнен в виде расположенного на колесах двуплечего рычага, имеющего большое и малое плечи, причем большое плечо рычага охватывает цилиндр и соединено с ним с возможностью поворота на шарнире, а малое плечо выполнено под углом к большому плечу и имеет площадку для нажатия.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что быстроразъемное соединение цилиндра и ресивера размещено между цилиндром и воздухораспределительным механизмом и содержит гайку.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что боек выполнен сменным.