Автоматизированная система слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера
Изобретение относится к области боевых машин, оснащенных системой гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера и имеющей воздушный баллон, манометр, кран заправки системы воздухом, редуктор с фильтром, клапан с краном, дозатор, бак, кран слива воды, сопло. Технический результат - обеспечение защиты системы гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера от выхода ее из строя при резком снижении температуры окружающего воздуха до отрицательных температур. Система содержит воздушный баллон, манометр, кран заправки системы воздухом, редуктор с фильтром, клапан с краном, дозатор, бак, кран слива жидкости, сопло. Система снабжена микропроцессорным блоком управления, вход которого электрически связан с выходами датчиков температуры и уровня жидкости в баке, а выход электрически связан с входом клапана с краном, при этом бак соединен трубопроводом с соплом через клапан с краном и дозатор, а воздушный баллон соединен трубопроводом с соплом через клапан с краном и редуктор с фильтром. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области боевых машин, оснащенных системой гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера.
Известно, что (см. Танк Т-72 и его модификации. Инструкция по эксплуатации. Военное Издательство, 1991, 93 с.) система гидропневмоочистки состоит из воздушного баллона; манометра; крана заправки системы воздухом; редуктора с фильтром; клапана с краном; дозатора; бака; крана слива воды; сопла; защитного стекла прицела.
При этом для слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера наводчику-оператору необходимо: повернуть рукоятку крана 10 слива на 90°, слить жидкость в приготовленную емкость; по окончании слива закрыть кран; установив рукоятку крана клапана в горизонтальное положение, продуть систему сжатым воздухом; установить рукоятку крана клапана в вертикальное положение (для работы сжатым воздухом).
Недостатком в данной системе гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера является то, что наводчик-оператор обязан заблаговременно производить слив жидкости (воды) из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера не дожидаясь понижения температуры окружающего воздуха до 0°С. Невыполнение данного мероприятия из-за внезапных изменений погодных условий или человеческого фактора приводит при отрицательных температурах окружающего воздуха и в боевом отделении танка к замерзанию жидкости в баке гидропневмоочистки прицела-дальномера и трубопроводах. Это влечет за собой выход системы гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера из строя.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение автоматизации слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера при угрозе ее замерзания с наступлением отрицательных температур.
Эта задача решается за счет введения в известную систему гидропневмоочистки микропроцессорного блока управления, датчиков температуры и уровня жидкости в баке и изменение конструкции клапана с краном.
При этом автоматизированная система слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера, содержащая воздушный баллон; манометр; кран заправки системы воздухом; редуктор с фильтром; клапан с краном; дозатор; бак; кран слива воды; сопло и отличающаяся тем, что дополнительно введены микропроцессорный блок управления, вход которого имеет электрические связи с выходом датчиков температуры и уровня жидкости в баке, а выход имеет электрическую связь с входом клапана с краном, при этом бак 7 соединен водяным трубопроводом с соплом 8 через клапан 5 и дозатор 6, а воздушный баллон 2 соединен воздушным трубопроводом с соплом 8 через клапан с краном 5 и редуктор с фильтром 4.
Изобретение поясняется чертежом, где представлена функциональная схема автоматизированной системы слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера, в состав которого входят следующие элементы: 1 - кран заправки системы воздухом; 2 - воздушный баллон; 3 - манометр; 4 - редуктор с фильтром; 5 - клапан с краном; 6 - дозатор; 7 - бак; 8 - сопло; 9 - защитное стекло прицела; 10 - кран слива воды; 11 - датчик температуры жидкости; 12 - датчик уровня жидкости в баке; 13 - микропроцессорный блок управления.
Кран заправки системы воздухом 1 предназначен для зарядки баллона сжатым воздухом от компрессорной установки.
Воздушный баллон 2 предназначен для хранения и подачи в систему сжатого воздуха.
Манометр 3 предназначен для контроля давления воздуха в баллоне.
Редуктор с фильтром 4 предназначен для очистки поступающего в систему воздуха и его распределения.
Клапан с краном 5 предназначен для подачи воздуха и жидкости в сопло и представляет собой измененную конструкцию клапана с краном, позволяющую осуществлять подачу жидкости или воздуха к соплу не только при нажатии на рычаг крана наводчиком-оператором, но и по сигналу, поступающему от микропроцессорного блока управления, чем выгодно отличается от прототипа.
Дозатор 6 предназначен для равномерной подачи жидкости в клапан с краном.
Бак 7 предназначен для хранения жидкости.
Сопло 8 предназначено для подачи жидкости и воздуха на защитное стекло прицела-дальномера.
Защитное стекло прицела 9 предназначено для защиты прицела-дальномера от грязи, пыли, снега.
Кран слива воды 10 предназначен для слива оставшейся после использования боевой машины жидкости в случае наличия отрицательных температур.
Датчик температуры жидкости в баке 11 предназначен для контроля температуры жидкости в баке гидропневмоочистки и подачи об этом электрического сигнала в микропроцессорный блок управления.
Датчик уровня жидкости в баке 12 предназначен для контроля уровня жидкости в баке гидропневмоочистки и подачи об этом электрического сигнала в микропроцессорный блок управления.
В отличие от прототипа в предлагаемое устройство введен микропроцессорный блок управления 13, предназначенный для анализа поступающих сигналов от датчиков температуры и уровня жидкости в баке гидропневмоочистки, выработки и подачи соответствующего электрического сигнала (команды) на кран слива жидкости из системы. Это позволяет принимать и проводить анализ поступающих сигналов от датчиков, вырабатывать и подавать соответствующие электрические сигналы (команды) на органы управления.
Работа устройства. После постановки техники на открытую площадку или в бокс в условиях возможного снижения температуры окружающего воздуха до отрицательных датчик температуры жидкости в баке 11 постоянно осуществляет контроль температуры жидкости и при достижении определенной температуры отправляет электрический сигнал на микропроцессорный блок управления 13, который в свою очередь подает электрический сигнал (команду) на клапан с краном 5. При этом жидкость из бака 7 через дозатор 6, клапан с краном 5, сопло 8 удаляется из танка. После удаления жидкости из бака 7 сигнал от датчика уровня жидкости в баке 12, сигнализирующий об отсутствии жидкости в баке, поступает в микропроцессорный блок управления 13. Подается электрический сигнал с микропроцессорного блока управления 13 на клапан с краном 5 о подаче сжатого воздуха из воздушного баллона 2. Воздух из воздушного баллона 2 поступает через редуктор с фильтром 4, клапан с краном 5, сопло 8, продувая систему гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера и удаляя остатки жидкости, оставшейся в трубопроводах системы. После продувки системы гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера кран клапана 5 остается в положении для работы сжатым воздухом, характерным для работы гидропневмоочистки прицела-дальномера в зимний период времени (при отрицательных температурах окружающего воздуха).
Таким образом, предлагаемая автоматизированная система слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера имеет по сравнению с прототипом следующее преимущество: защита системы гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера от выхода ее из строя при резком снижении температуры окружающего воздуха до отрицательных температур, а также в случаях человеческого фактора, который приводит к наличию жидкости в баке гидропневмоочистки прицела-дальномера боевой машины, находящегося длительное время на открытой стоянке в холодный период, увеличивая продолжительность безаварийной работы системы в холодное время года.
Литература
Танк Т-72 и его модификации. Инструкция по эксплуатации. Военное Издательство, 1991. Прототип. Открытое издание.
Автоматизированная система слива жидкости из бака гидропневмоочистки прицела-дальномера, содержащая воздушный баллон, манометр, кран заправки системы воздухом, редуктор с фильтром, клапан с краном, дозатор, бак, кран слива жидкости, сопло, отличающаяся тем, что она снабжена микропроцессорным блоком управления, вход которого электрически связан с выходами датчиков температуры и уровня жидкости в баке, а выход электрически связан с входом клапана с краном, при этом бак соединен трубопроводом с соплом через клапан с краном и дозатор, а воздушный баллон соединен трубопроводом с соплом через клапан с краном и редуктор с фильтром.