Противотанковая управляемая ракета
Изобретение относится к области военной техники. На внутренней поверхности передней части корпуса двигателя ракеты выполнены равномерно расположенные утолщения конического профиля с наклонными сопловыми отверстиями в них. На внутренней поверхности корпуса двигателя выполнен срезаемый кольцевой выступ, на котором установлена с возможностью перемещения в осевом направлении передняя крышка двигателя, на наружной поверхности которой установлены герметизирующие кольца. Пороховой заряд выполнен с осевым каналом, в котором установлена центральная трубка, объединенная с упомянутой крышкой. Передний торец центральной трубки перекрыт мембраной, а ее задний торец открыт и установлен своей наружной поверхностью в патрубке раструба в форме усеченного конуса, внутренняя поверхность которого образует зону струеобразования кумулятивного заряда. Повышается бронепробиваемость. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано при проектировании противотанковых управляемых ракет.
Известен управляемый снаряд (патент RU №2056619 по заявке №93032536 от 22.06.93 г.) [1], содержащий лидирующий кумулятивный заряд, кумулятивную боевую часть, размещенный между ними блок снаряда с центральным каналом, защитную перегородку, установленную в центральном канале у торца лидирующего кумулятивного заряда, закрепленного на переднем торце блока снаряда, в качестве которого использован блок рулевого привода, при этом диаметр центрального канала составляет 0,15-0,25 диаметра кумулятивной боевой части.
Недостатком указанной конструкции является возможность разрушения конструктивных элементов блока рулевого привода при подрыве лидирующего кумулятивного заряда и их попадание в зону струеобразования кумулятивной струи основной боевой части, а также отсутствие устройств, снижающих воздействие фронта детонационной волны на корпус кумулятивной боевой части и ее элементы.
В некоторой степени указанные недостатки устранены в конструкции противотанковой управляемой ракеты (патент RU №2015497 по заявке №5033545 от 24.03.92 г.) [2], выбранной за прототип, содержащей последовательно расположенные в корпусе ракеты конусы контактного датчика, лидирующий кумулятивный заряд со взрывателем, установленный на блоке рулевого привода в полости, образованной конусами контактного датчика, диафрагму с центральным отверстием, перекрытым мембраной, переходник между диафрагмой и основным кумулятивным зарядом, элементы ракеты, размещенные в полости корпуса переходника, ограниченной сверху диафрагмой и поверхностями аксиального цилиндра и усеченного конуса со стороны основного кумулятивного заряда, в том числе маршевый ракетный двигатель, установленный за блоком рулевого привода, и блок электронной задержки, размещенный в полости корпуса взрывательного устройства основного кумулятивного заряда.
Установка за лидирующим кумулятивным зарядом блока рулевого привода и диафрагмы снижает давление фронта детонационной волны на последующие элементы ракеты за счет разного акустического сопротивления чередующихся слоев металлических и пластмассовых конструктивных элементов, но не исключает возможность воздействия фронта ударной волны и осколков разрушившихся элементов на корпусные детали ракеты и конструктивные элементы основного кумулятивного заряда, что приводит к снижению уровня бронепробиваемости.
Задачей настоящего изобретения является повышение бронепробиваемости кумулятивного заряда противотанковой управляемой ракеты.
Поставленная задача решается за счет того, что в противотанковой управляемой ракете, содержащей корпус, конусы контактного датчика, в полости которых на блоке рулевого привода установлен лидирующий кумулятивный заряд, взрывательное устройство которого соединено с конусами контактного датчика, маршевый ракетный двигатель, размещенный за блоком рулевого привода, с пороховым зарядом твердого топлива с осевым каналом в нем, основной кумулятивный заряд в корпусе со взрывательным устройством и блоком электронной задержки, соединенным со взрывательным устройством основного кумулятивного заряда, новым является то, что на внутренней поверхности передней части корпуса маршевого ракетного двигателя выполнены равномерно расположенные утолщения конического профиля с наклонными сопловыми отверстиями в них, маршевый ракетный двигатель снабжен передней крышкой, которая установлена на срезном кольцевом выступе, выполненном на внутренней поверхности корпуса двигателя с возможностью перемещения в осевом направлении, на ее наружной поверхности установлены герметизирующие кольца, при этом крышка объединена с центральной трубкой, установленной в осевом канале порохового заряда, передний торец трубки перекрыт мембраной, а ее задний - открыт и установлен своей наружной поверхностью в патрубке конического раструба, внутренняя поверхность которого образует зону струеобразования кумулятивного заряда, причем раструб своим основанием установлен на корпусе основного кумулятивного заряда, при этом внутренняя поверхность передней крышки отстоит от переднего торца утолщения конического профиля на расстоянии, равном или меньше расстояния от заднего торца центральной трубки до вершины внутренней поверхности усеченного конуса раструба.
На чертеже изображено продольное сечение противотанковой управляемой ракеты, где 1 - корпус ракеты, 2 - конусы контактного датчика, 3 - лидирующий кумулятивный заряд с взрывательным устройством 4, установленный на блоке рулевого привода - 19, маршевый ракетный двигатель 5 с пороховым зарядом твердого топлива 9 с осевым каналом, с форкамерой 10, основной кумулятивный заряд 6 со взрывательным устройством 7 и блоком электронной задержки 8, равномерно расположенные утолщения 11 конического профиля на внутренней поверхности переднего торца корпуса маршевого ракетного двигателя с наклонными сопловыми отверстиями 12 в них, передняя крышка 13 маршевого ракетного двигателя, закрепленная на срезном кольцевом выступе 14, с герметизирующими кольцами 15 на ее наружной поверхности, объединенная с центральной трубкой 16, передний торец которой перекрыт мембраной 17, задний торец трубки открыт и установлен своей наружной поверхностью в патрубке конического раструба 18, расстояние L1 от внутренней поверхности передней крышки маршевого ракетного двигателя до переднего торца утолщения конического профиля, равное или меньше расстояния L2 от заднего торца центральной трубки до вершины усеченного конуса раструба.
Работает предлагаемая конструкция следующим образом.
При встрече с преградой происходит замыкание конусов контактного датчика 2, сигнал передается на взрывательное устройство 4 лидирующего кумулятивного заряда 3, инициирующего взрывчатое вещество динамической защиты. Наличие в конструкции противотанковой управляемой ракеты блока электронной задержки 8 с временем задержки срабатывания 300÷500 мкс обеспечивает возможность «разлета» пластин блока динамической защиты и продуктов детонации до момента подрыва основного кумулятивного заряда 6. При подрыве лидирующего заряда и срабатывании взрывчатого вещества динамической защиты детонационный фронт и осколки элементов конструкции корпуса лидирующего кумулятивного заряда и элементов защиты воздействуют на корпусные элементы маршевого ракетного двигателя твердого топлива 5, установленного между блоком рулевого привода и основным кумулятивным зарядом, передняя крышка которого 13 установлена на внутренней поверхности корпуса маршевого ракетного двигателя на срезном кольцевом выступе 14 с возможностью осевого перемещения.
Прочность элементов конструкции ракетного двигателя твердого топлива значительно превышает прочность элементов корпусных деталей ракеты, т.к. рассчитывается не из условий осевых перегрузок при выстреле, а из условия внутреннего давления при горении порохового заряда, что исключает возможность разрушения передней крышки маршевого ракетного двигателя при воздействии на нее детонационной волны и осколков элементов корпуса лидирующего кумулятивного заряда и блока рулевого привода. В то же время под воздействием детонационного фронта крышка срезает кольцевой выступ, выполненный на внутренней поверхности корпуса маршевого ракетного двигателя, и перемещается в осевом направлении, при этом задний торец объединенной с ней центральной трубки не выходит в зону струеобразования кумулятивного заряда, т.к. ее перемещение ограничено равномерно расположенными утолщениями конического профиля, выполненными на внутренней поверхности передней части корпуса маршевого ракетного двигателя на расстоянии, равном или меньше расстояния от заднего торца центральной трубки до вершины усеченного конуса раструба, что исключает наличие нежелательных помех в зоне струеобразования кумулятивной струи основного заряда. В свою очередь, утолщения конического профиля, равномерно расположенные на внутренней поверхности переднего торца корпуса маршевого ракетного двигателя, играют роль демпфирующего устройства, что снижает воздействие фронта детонационной волны на корпусные детали ракеты и элементы основного кумулятивного заряда.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет создать конструкцию противотанковой управляемой ракеты с повышенной бронепробиваемостью за счет снижения детонационных нагрузок на корпус и элементы основного кумулятивного заряда, что в конечном счете приведет к повышению эффективности действия противотанковой управляемой ракеты при стрельбе по бронированным целям, в том числе и оснащенным динамической защитой.
Источники информации
1. Управляемый снаряд. Патент РФ №2056619 по заявке №93032536 от 22.06.93 г. - аналог.
2. Противотанковая управляемая ракета. Патент РФ №2015497 по заявке №5033545 от 24.03.92 г. - прототип.
Противотанковая управляемая ракета, содержащая корпус, конусы контактного датчика, в полости которых на блоке рулевого привода установлен лидирующий кумулятивный заряд, взрывательное устройство которого соединено с конусами контактного датчика, размещенный за блоком рулевого привода маршевый ракетный двигатель с корпусом и пороховым зарядом, основной кумулятивный заряд в корпусе со взрывательным устройством, которое соединено с блоком электронной задержки, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности передней части корпуса маршевого ракетного двигателя выполнены равномерно расположенные утолщения конического профиля с наклонными сопловыми отверстиями в них, на внутренней поверхности корпуса маршевого ракетного двигателя выполнен срезаемый кольцевой выступ, на котором установлена с возможностью перемещения в осевом направлении передняя крышка маршевого ракетного двигателя, на наружной поверхности которой установлены герметизирующие кольца, при этом пороховой заряд выполнен с осевым каналом, в котором установлена центральная трубка, объединенная с упомянутой крышкой, передний торец центральной трубки перекрыт мембраной, а ее задний торец открыт и установлен своей наружной поверхностью в патрубке раструба в форме усеченного конуса, внутренняя поверхность которого образует зону струеобразования кумулятивного заряда, причем раструб своим основанием размещен на корпусе основного кумулятивного заряда, при этом внутренняя поверхность упомянутой передней крышки отстоит от переднего торца утолщений конического профиля на расстоянии, равном или меньшем расстояния от заднего торца центральной трубки до вершины усеченного конуса раструба.