Способ и система охранной сигнализации

Использование: охранная сигнализация для закрытых объемов помещений, таких как отдельные дома, коттеджи, склады, автомобили и т.п. Технический результат - увеличение помехоустойчивости. Сущность: в охраняемое помещение устанавливают датчик давления воздуха, регистрирующий колебания давления воздуха в помещении в частотных полосах с центральными частотами 0,1 и 0,01 Гц, при этом область 0,1 Гц соответствует сигналу, обусловленному проникновением нарушителя в охраняемое помещение путем открывания форточки, окна, входной двери, разбивания остекления, разрушения стен и перекрытий, а область 0.01 Гц - помехе от ветра при ветровом воздействии на внешние стены и перекрытия, используемыми логической схемой датчика или подключенным к датчику компьютером для принятия решения о факте вторжения, а при охране автомобиля кроме внутреннего датчика используется наружный датчик, помещаемый, например, под капот, для регистрации помехи от проезжающего мимо транспорта, реагирующий, кроме того, на открывание капота для предотвращения угона автомобиля. 2 н. и 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области охранной сигнализации и может быть использовано при охране закрытых объемов помещений, таких как отдельные дома, коттеджи, офисы, склады, а также автомобили.

Известен способ определения несанкционированного проникновения в помещение по патентам ФРГ N 3419802 и 3412914, по которым внутри изолированного от внешней среды помещения и снаружи - во внешнюю среду - устанавливают идентичные датчики давления воздуха, и момент вторжения в помещение устанавливают по изменению разности давлений, регистрируемых датчиками, возникающему при разгерметизации помещения.

Недостатком данного способа является его слабая помехоустойчивость, поскольку изменение разности давлений может возникать не только при разгерметизации помещения, но и при возмущениях во внешней среде, вызываемых ветром, а при охране автомобилей - проходом транспортных средств мимо охраняемого автомобиля. Кроме того, выделение разности давлений делает обработку сигнала неоправданно сложной.

Известен способ определения несанкционированного проникновения в охраняемое помещение по патенту РФ N 2073908, по которому датчик давления воздуха устанавливается только внутри охраняемого закрытого помещения, а момент вторжения в помещение со стороны внешнего пространства определяется по увеличению флуктуаций давления внутри охраняемого помещения за счет их поступлений со стороны внешней среды.

Недостатком способа является его слабая помехоустойчивость из-за возможности увеличения флуктуаций давления внутри закрытого охраняемого помещения из-за воздействия ветра на внешние стены, остекление и перекрытия, также регистрируемые датчиком.

Целью изобретения является существенное увеличение помехоустойчивости способа при значительном упрощении процесса обработки.

Указанный технический результат достигается тем, что, в отличие от известных изобретений, датчик давления устанавливается только внутри охраняемого закрытого помещения, при этом частотный диапазон работы датчика разделяется на две частотные полосы с центральными частотами в области 0,1 и 0,01 Гц, что позволяет отдельно регистрировать момент вторжения в помещение при нарушении его внешних границ - открывании дверей, окон, разбивании остекления, разрушении перекрытий - на частотах в области 0,1 Гц и ветровую помеху при воздействии ветра на внешние стены, остекление и перекрытия - на частотах в области 0,01 Гц.

При охране автомобилей, когда кроме ветра может возникать помеха от проезжающего мимо транспорта, дополнительно к внутреннему датчику во внешнюю среду, например в подкапотное пространство, устанавливается датчик, настроенный на частоты в области 0,1 Гц.

Указанное разделение воздействий по частоте позволяет выделить в регистрируемых сигналах помехи от ветра при охране помещений, а при охране автомобилей - от ветра и от проезжающего транспорта, которые могут вызывать ложное срабатывание при проникновении помех в область 0,1 Гц при сильных порывах ветра и при близко проезжающем транспорте.

Каждый из признаков, включенных в формулу изобретения, необходим, а все вместе они достаточны для достижения поставленной цели, т.е. в формулу изобретения включены существенные признаки.

Способ осуществляется следующим образом.

В охраняемом помещении устанавливают датчик, реагирующий на изменение давления воздуха внутри помещения, и в помещении закрывают все внешние двери и окна. В качестве датчика может быть использован, например, датчик давления из пьезокерамики. Датчик оборудуется усилителем сигналов и полосовыми фильтрами на частоты в области 0,1 и 0,01 Гц. Выход датчика соединяют по проводной линии или по радиоканалу с охранным пультом диспетчера или с персональным компьютером.

В охраняемом автомобиле дополнительно к внутреннему датчику снаружи устанавливают датчик, настроенный на частоты в области 0,1 Гц.

В момент вторжения в помещение, когда открывается форточка или окно, входная дверь, разбивается остекление или нарушается внешняя оболочка охраняемого объема, внутри охраняемого помещения образуются колебания давления на частотах в области 0,1 Гц, которые регистрируются датчиком как полезный сигнал, а при ветровом воздействии внутри охраняемого помещения возникают колебания давления на частотах в области 0,01 Гц, которые логическая схема датчика или компьютер относят к помехе. Сложным случаем является тот, когда колебания давления при резких порывах ветра проникают в частотную область 0,1 Гц и могут вызвать ложное срабатывание системы охраны. Логическая схема датчика или компьютер должны тогда принять решение о наличии или отсутствии вторжения в охраняемое помещение, привлекая, возможно, какие-либо иные признаки, например показания других датчиков на иных физических принципах, например датчиков движения, или решение должен принять диспетчер, если на экран его компьютера вынесены изображения наблюдаемых сигналов или ведется видеонаблюдение охраняемого помещения.

При охране автомобиля датчик также срабатывает при открывании дверей, в том числе двери багажника, на частотах в области 0,1 Гц, а при ветровой помехе - на частотах в области 0,01 Гц, но, в отличие от помещения, возникает дополнительная помеха от проезжающего мимо транспорта, которая находится в области частот 0,1 Гц, той же, что и полезный сигнал, и регистрируется поэтому обоими датчиками - внутренним и наружным. Роль наружного датчика должна сводиться тогда к блокировке срабатывания внутреннего датчика при одновременной регистрации обоими датчиками сигнала на частотах в области 0,1 Гц.

Наружный датчик в автомобиле целесообразно располагать в подкапотном пространстве, тогда он будет реагировать не только на проезжающий транспорт, а и на открывание капота, что может быть дополнительно использовано для охраны автомобиля от угона.

1. Способ определения несанкционированного проникновения в закрытое охраняемое помещение, основанный на регистрации изменения давления воздуха в помещении при вторжении, отличающийся тем, что изменения давления регистрируют в частотных полосах с центральными частотами в области 0,1 и 0,01 Гц, при этом сигнал в области 0,1 Гц относят к сигналу, обусловленному проникновением нарушителя в охраняемое помещение, а сигнал в области 0,01 Гц - к сигналу ветрового воздействия на внешнюю оболочку охраняемого помещения.

2. Система охранной сигнализации для осуществления способа по п.1, содержащая снабженный усилителем датчик давления, регистрирующий колебания давления воздуха в закрытом охраняемом помещении, сигнал с которого подается на полосовые фильтры с центральными частотами в области 0,1 и 0,01 Гц, с выхода которых сигналы поступают на логическую схему или компьютер для принятия решения о наличии вторжения при наличии сигнала, соответствующего области частот 0,1 Гц, или о наличии ветрового воздействия на внешнюю оболочку охраняемого помещения при наличии сигнала, соответствующего области частот 0,01 Гц.

3. Система охранной сигнализации по п.2, отличающаяся тем, что для случая салона автомобиля в качестве закрытого охраняемого помещения она содержит дополнительный датчик давления воздуха, настроенный на частоты в области 0,1 Гц, размещаемый во внешнем пространстве, например под капотом автомобиля, регистрирующий помеху от проезжающего транспорта, а также реагирующий на открывание капота для предотвращения угона автомобиля, при этом сигналы с выхода датчика, вместе с сигналами от датчика, размещаемого внутри салона автомобиля, поступают на логическую схему или компьютер автомобиля для принятия решения о наличии вторжения.