Способ диагностики малых аномалий сердца при признаках дизэмбриогенеза ротовой полости

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. Выявляют у пациента микроаномалий ротовой полости. При этом выявление высокого неба в сочетании с диздентией, центральной диастемой, тремами является показанием к проведению эхокардиографии, которую проводят для подтверждения наличия у больных пролапса митрального клапана и/или аномально расположенной хорды. Способ позволяет обосновать проведение эхокардиографии для подтверждения наличия малых аномалий, в том числе при отсутствии аускультативной симптоматики, клинических признаков недостаточности кровообращения.

Реферат

Изобретение применяется в медицине, а именно в терапии, кардиологии и стоматологии.

Необходимость проведения эхокардиографии для подтверждении наличия пролапсов атриовентрикулярных клапанов и/или аномально расположенных хорд возникает при выявлении трех и более внешних фенотипических признаков «слабости» соединительной ткани [1]. Среди большинства внешних микроаномалий, выявляемых при физикальном обследовании для диагностики дисплазии соединительной ткани сердца, имеются указания на небольшое число стигм полости рта [2].

Однако данные исследования не дают представления о самостоятельной значимости признаков дизэмбриогенеза ротовой полости для возможной диагностики малых аномалий сердца, при этом верифицированы лишь единичные микроаномалии полости рта. В то же время известно, что полость рта обычно достаточно богата на наличие различных малых аномалий и легкодоступна для обследования.

Наиболее близким по технической сущности является способ диагностики микроаномалий развития ротовой полости, заключающийся в выявлении особенностей морфометрических показателей зубов, зубных рядов, челюстей у пациентов с признаками недифференцированной дисплазии соединительной ткани [3].

По данной методике определяют высоту коронок, их мезиодистальные и вестибулолингвальные размеры, значения интердентальных индексов (межрезцовый, индекс премоляров, средний модуль моляров), длину сегментов зубных дуг и их соотношений, ширину межзубных промежутков по сегментам челюстей, биометрические показатели зубных рядов, длину и ширину апикального базиса челюстей. Для больных недифференцированной дисплазией соединительной ткани характерно наличие крупных зубов, суженных укороченных челюстей, тесно расположенных коронковой и корневой частей зубов.

Однако описанные морфофункциональные особенности полости рта предложены для диагностики недифференцированной дисплазии соединительной ткани как комплексного заболевания, где нет указаний на конкретные стигмы, ассоциированные с такими висцеральными проявлениями недифференцированных форм соединительнотканной дисплазии, как малыми аномалиями сердца. Предложенный метод не может быть использован в качестве скрининга для определения малых аномалий сердца врачами терапевтами, кардиологами, так как требует специальных стоматологических исследований.

Поставлена задача диагностики малых аномалий сердца по признакам дизэмбриогенеза ротовой полости.

Поставленная задача достигается визуальным анализом признаков дизэмбриогенеза ротовой полости и при высоком небе, сочетающемся с диздентией, тремами, центральной диастемой, является показанием для эхокардиографии и подтверждения наличия малых аномалий сердца - пролапса митрального клапана и/или аномально расположенной хорды.

Способ осуществляется следующим образом: при визуальном осмотре ротовой полости с использованием стоматологического интраорального зеркала и микрометра (ф.3М Espe) выявляют высокое небо (глубокое, узкое с острым сводом), диздентии (неправильное расположение или величина зубов, зубы, стоящие вне дуги, повернутые по оси, ретенции или полуретенции зубов губные, щечные, язычные и небные аномалии), тремы (наличие промежутков между зубами), центральную диастему (наличие щели между центральными резцами 3 мм и более). При наличии одной из указанных патологий проводят снятие двойных оттисков массой «Спидекс» с верхней и нижней челюсти. Затем на зубы нижней челюсти накладывают разогретую восковую пластинку для уточнения количества перегруженных зубов и просят пациента закрыть рот, прикусив восковую пластинку для выявления очагов травматической окклюзии. По оттискам изготавливают диагностические модели из супергипса. Полученные диагностические модели помещают в окклюдатор Томпсона для определения центральной окклюзии, центрального соотношения челюстей и выявления максимального количества контактов верхней и нижней челюсти. Полученные данные заносят в регистрационную карту пациента. Для уточнения поставленного диагноза выполняют обзорную рентгенографию - ортопантомограмму, которая несет объективную информацию о форме и протяженности твердого неба, отображая локализацию и положение постоянных зубов, характер множественных фиссурно-бугорковых контактов. Затем проводят сравнительную оценку данных, полученных с помощью диагностических моделей и данных ортопантомограммы. На основании полученных сведений устанавливают окончательный диагноз.

Выявление высокого неба, сочетающегося с диздентией, центральной диастемой, тремами, является показанием к проведению эхокардиографии для подтверждения наличия малых аномалий сердца - пролапса митрального клапана и/или аномально расположенной хорды.

Примеры практического использования

1. Больной С-н Ф.В., 17 лет, № медицинской карты 1833/760, находился на обследовании в краевом кардиологическом диспансере г.Ставрополя с диагнозом НЦД по кардиальному типу. В течение последних двух месяцев отмечает головокружение при длительном ортостазе, давящую боль в области сердца вне связи с физической нагрузкой длительностью до 5 минут, купирующуюся самостоятельно.

При осмотре полости рта обнаружены высокое небо, центральная диастема. При пальпации, перкуссии, аускультации отклонений от нормы не выявлено.

На ЭКГ синусовый ритм, ЧСС 100 в минуту. ЭОС не отклонена. После проведения эхокардиографии - пролапс передней створки митрального клапана I степени, гемодинамически незначимый; гемодинамически незначимая трикуспидальная регургитация; аномально расположенная хорда в полости левого желудочка.

2. Больной Д-о И.В., 18 лет, № медицинской карты 4918, находился на обследовании в краевом кардиологическом диспансере г.Ставрополя с диагнозом НЦД по кардиальному типу. С 12-летнего возраста беспокоит чувство тяжести в области сердца, длительностью около 20 минут, вне связи с физической и эмоциональной нагрузками, купирующееся приемом валерианы.

При осмотре в полости рта обнаружены высокое небо, центральная диастема. При пальпации, перкуссии, аускультации отклонений от нормы не выявлено.

На ЭКГ синусовый ритм, ЧСС 70 в минуту. ЭОС не отклонена. После проведения эхокардиографии - пролапс передней створки митрального клапана I степени, гемодинамически незначимый; гемодинамически незначимая дисфункция трикуспидального клапана; аномально расположенная хорда в полости левого желудочка.

3. Больной К-в А.В., 18 лет, № медицинской карты 1889/840, находился на обследовании в краевом кардиологическом диспансере г.Ставрополя с диагнозом НЦД по кардиальному типу.

Из данных анамнеза - указания на эпизоды головокружения, проявляющиеся при вставании (чаще всего ночью и утром при пробуждении), общую слабость при длительном пребывании в вертикальном положении. В течение последнего года беспокоит сжимающая боль в области сердца длительностью около 30 минут вне отчетливой связи с физической и эмоциональной нагрузками, купируется самостоятельно.

При осмотре полости рта обнаружены высокое небо, аномалия положения зубов (неровные ряды). При физическом обследовании отклонений от нормы не обнаружено.

На ЭКГ - синусовый ритм, частота сердечных сокращений 76 в минуту. Нормальное положение электрической оси сердца. Суточное мониторирование ЭКГ - синусовый ритм с частотой сердечных сокращений 60-100 в минуту, адекватно физической активности, эпизоды миграции водителя ритма по предсердиям, редкая суправентрикулярная экстрасистолия.

4. Больная М., 18 лет, амбулаторная карта №41717, находилась под наблюдением в консультативно-поликлиническом отделении ГУЗ «КККД» г.Ставрополя с диагнозом НЦД по кардиальному типу. Аневризма межпредсердной перегородки. Пролапс митрального клапана I степени, гемодинамически незначимый. Аномально расположенная хорда в полости левого желудочка.

С детства ощущает колющую, тянущую, тупую или острую боль в области сердца различной интенсивности, длительностью до 15 минут, преимущественно в дневной период времени, не связанную с физической активностью, купируется приемом валерианы, пустырника, эпизоды головокружения при быстром переходе из горизонтального в вертикальное положение тела, чувство «нехватки воздуха» при беге.

При осмотре полости рта выявлено высокое небо. Пальпация, перкуссия, аускультация со стороны органов и систем отклонений от нормы не выявила. Артериальное давление 100/60 мм рт.ст.

На ЭКГ синусовый ритм ЧСС 95 в минуту. Вертикальное положение ЭОС. При ЭхоКГ: нарушений локальной и глобальной сократимости левого желудочка не выявлено. Пролапс митрального клапана I степени (до 5,7 мм), гемодинамически незначимый, аномально расположенная хорда в полости левого желудочка. Признаки аневризмы межпредсердной перегородки. Гемодинамически незначимая трикуспидальная регургитация.

Из приведенных примеров видно, что малые аномалии сердца были эхокардиографически верифицированы с учетом признаков дизэмбриогенеза ротовой полости при отсутствии аускультативной симптоматики сердца и патологических изменений на ЭКГ.

Таким образом, у пациентов с высоким небом, часто сочетающимся с диздентией, тремами, центральной диастемой, даже при отсутствии аускультативных изменений сердца, клинических признаков недостаточности кровообращения, показано проведение эхокардиографии для подтверждения наличия малых аномалий сердца. Малые аномалии сердца и микроаномалии полости рта можно расценивать как единое состояние в рамках недифференцированного синдрома дисплазии соединительной ткани.

Использование предлагаемого способа позволяет обосновать проведение эхокардиографии для подтверждения наличия малых аномалий, в том числе при отсутствии аускультативной симптоматики, клинических признаков недостаточности кровообращения для своевременного дальнейшего лечения. Исследование безопасно, отсутствует необходимость в инвазивных вмешательствах, дополнительных затратах на оборудование и обучение персонала, доступно для практических учреждений здравоохранения.

Источники информации

1. Мартынов А.И., Степура О.Б., Остроумова О.Д. Маркеры дисплазии соединительной ткани у больных с идиопатическим пролабированием атриовентрикулярных клапанов и с аномально расположенными хордами. Терапевтический архив, 1996. - №2. - с.40-42.

2. 3емцовский Э.В. Соединительнотканные дисплазии сердца. - «Политекс». - Изд. - СПб. - 2000.

3. Сулимов А.Ф., Савченко Р.К., Григорович Э.Ш. Дисплазия соединительной ткани в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. М., Медицинская книга, 2004.

Способ диагностики малых аномалий сердца при признаках дизэмбриогенеза ротовой полости, включающий диагностику микроаномалий ротовой полости, при этом выявление высокого неба в сочетании с диздентией, центральной диастемой, тремами являются показанием к проведению эхокардиографии, которую проводят для подтверждения наличия у больных пролапса митрального клапана и/или аномально расположенной хорды.