Антифрикционная композиция
Изобретение относится к созданию антифрикционных материалов на основе полимерного связующего и может быть использовано в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих в условиях высоких нагрузок и температур. Композиция содержит, мас.%: дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3)-20-25 и поливинилбутиральный лак остальное. Эпилам представляет собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе. Техническим результатом является понижение коэффициента трения, повышение износостойкости и термостойкости антифрикционной композиции в условиях высоких нагрузок и температур. 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к созданию антифрикционных материалов на основе полимерного связующего и может быть использовано в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих в условиях высоких нагрузок и температур.
Известен состав антифрикционного покрытия, содержащий, мас.%: дисульфид молибдена 5-10, серебристый графит С-1 5-8, тальк 2-6 и поливинилбутираль марки «ПШ» остальное. Покрытие наносят в кипящем слое в токе воздуха и оплавляют при 175-180°С в течение 8-10 мин (авторское свидетельство SU 563428, МПК C09D 129/04, 30.06.1977).
Недостатком данного покрытия являются его относительно низкие трибологические свойства. Кроме того, при указанном методе нанесения состава невозможно получить равномерное по толщине и однородное по эксплуатационным свойствам покрытие.
Известна антифрикционная композиция, содержащая, мас.%: дисульфид молибдена 10,0-18,0, кристаллический йод 0,2-0,6, полиакриловый лак остальное и дополнительно ультрадисперсный β-сиалон в количестве 0,2-0,5 мас.% (патент РФ 2285019 С1, МПК C08J 5/16, 10.10.2006).
Недостатками данной композиции являются сравнительно низкие триботехнические свойства полученного покрытия при высоких температурах, возникающих в зоне контакта и вызывающих термодеструкцию полимерного связующего.
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифрикционная композиция, содержащая, мас.%: дисульфид молибдена 33,3 и лак БФ-2 или БФ-4 66,7 (авторское свидетельство СССР 154345, МПК C09D 3/48, 1963).
Недостатками известной композиции являются невысокие антифрикционные свойства полученного покрытия, что проявляется в повышенном коэффициенте трения, узком диапазоне рабочих нагрузок, низкой износостойкости.
Техническим результатом изобретения является понижение коэффициента трения, повышение износостойкости и термостойкости антифрикционной композиции в условиях высоких нагрузок и температур.
Данный результат достигается тем, что антифрикционная композиция, включающая дисульфид молибдена и лак, содержащий поливинилбутираль, в качестве дисульфида молибдена содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) и представляющий собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Дисульфид молибдена, модифицированный | |
эпиламом, при их массовом | |
соотношении 1:(2-3) | 20-25 |
Поливинилбутиральный лак | остальное |
Сущность изобретения заключается в следующем.
В качестве связующего для изготовления композиции используется поливинилбутиральный лак марок ПВБ-5, ПВБ-10 по ОСТ 84-1010-84, являющийся раствором поливинилбутираля в этиловом спирте.
Эпиламы представляют собой составы, содержащие фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ) и растворитель.
В качестве эпиламов могут быть использованы: автокон-0,5, автокон-20, представляющие собой растворы перфторкислоты марки 6 МФК-180 в перфторметилциклогексане (ПФМЦГ) или хладоне 350; амидофен (см. патент RU 2215766, 10.11.2003, Промышленные фторорганические продукты: Справ. Изд. / Б.Н.Максимов, В.Г.Барабанов, И.Л.Серушкин и др. - Изд. 2-е, пер. и доп. - СПб: Химия, 1996. - С.456-458); 6СФК-180-05, 6СФК-180-20, 6СФК-180-50 (см. патент RU 2278875, 27.06.2006); полизам (см. патент RU 2280051, 20.07.2006.) и т.д.
Модифицированный дисульфид молибдена (MoS2) представляет собой частицы дисульфида молибдена размером не более 8 мкм, покрытые тонкой пленкой Фтор-ПАВ толщиной 3 нм (30 Å).
Отличительной особенностью предложенной композиции является то, что использование в ней поливинилбутирального лака в сочетании с эпиламированным дисульфидом молибдена при заданном соотношении компонентов позволяет понизить коэффициент трения полученного покрытия, повысить его износостойкость и термостойкость в условиях высоких нагрузок и температур.
Способ получения модифицированного MoS2 заключается в следующем.
Порошок MoS2 заливают раствором эпилама при массовом соотношении MoS2: эпилам = 1:(2-3). Пропитку производят в течение 10-18 ч при комнатной температуре. Полученную сметанообразную массу модифицированного дисульфида молибдена сушат при комнатной температуре на гладкой, например стеклянной, поверхности до полного высыхания, после чего подвергают термофиксации при температуре 100-110°С в сушильном шкафу в течение 2-3 ч.
Проведение процесса модифицирования MoS2 при иных соотношениях дисульфида молибдена и эпилама не дает возможности получить продукт с оптимальными трибологическими свойствами.
Введение эпиламированного MoS2 в количестве менее 20 мас.% не позволяет получить покрытие с высокими триботехническими характеристиками, а содержание его более 25 мас.% приводит к снижению адгезии покрытия к металлической поверхности.
Антифрикционную композицию готовят следующим образом. В алюминиевую или оцинкованную емкость помещают модифицированный дисульфид молибдена, в который небольшими количествами при постоянном перемешивании вводят поливинилбутиральный лак. Смесь перемешивают в течение 10-15 мин до получения однородного состава.
Готовую композицию наносят на контактную поверхность детали узла трения методом распыления, окунания или кистью. Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.
Составы композиций по изобретению приведены в табл.1. Сравнительные свойства покрытий, полученных согласно изобретению и по прототипу, представлены в табл.2.
Фрикционные испытания проводили на машине СМТ-1 по схеме вал - частичный вкладыш при скорости скольжения 0,5 м/с и удельных нагрузках 2,5-15,0 МПа. Покрытие наносили на фольгу из стали 3, закрепленную на вкладыш с площадью рабочей поверхности 2 см2. В качестве контртела использовали ролик из стали 45 с исходной шероховатостью Ra<0,32 мкм.
Адгезионную прочность покрытий измеряли на разрывной машине на стальных образцах шириной 10 мм, склеенных внахлест с площадью перекрытия 1 см2.
Для определения термостойкости композиций образцы с нанесенным покрытием термостатировали при 150-300°С в течение 3 ч, затем извлекали из термостата, охлаждали и испытывали на машине трения МИ-1М по ГОСТ 11613-65.
Результаты испытаний покрытий на износостойкость после термостатирования в сравнении с покрытием по прототипу представлены в табл.3.
Использование предложенной антифрикционной композиции в узлах трения позволяет получить полимерные покрытия с высокими триботехническими свойствами в условиях повышенных нагрузок и температур.
Таблица 1 | |||||
Составы антифрикционных композиций, мас.% | |||||
Компонент | Заявляемый состав | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:2 | 25,0 | 26,0 | |||
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:2,5 | 22,5 | ||||
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:3 | 20,0 | 19,0 | |||
Поливинилбутиральный лак | 75,0 | 77,5 | 80,0 | 81,0 | 74,0 |
Таблица 2 | |||||||
Сравнительные свойства антифрикционных композиций | |||||||
Показатели | Заявляемый состав | Аналог, RU 2285019 | Прототип, SU 154345 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Коэффициент трения при скорости 0,5 м/с и нагрузке, МПа | |||||||
2,5 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,09 | 0,07 | 0,09 | 0,14 |
5,0 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,09 | 0,07 | 0,09 | 0,14 |
7,5 | 0,09 | 0,08 | 0,07 | 0,10 | 0,08 | 0,10 | 0,15 |
10,0 | 0,12 | 0,11 | 0,10 | 0,13 | 0,12 | 0,14 | 0,18 |
12,5 | 0,12 | 0,11 | 0,10 | 0,13 | 0,12 | 0,14 | 0,20 |
15,0 | 0,16 | 0,15 | 0,14 | 0,17 | 0,16 | задир | задир |
Интенсивность изнашивания, 10-8 (V=0,5 м/с, Р=2,5 МПа) | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,6 | 2,4 | 2,8 | 2,9 |
Адгезионная прочность к стали, МПа | 0,42 | 0,40 | 0,39 | 0,41 | 0,37 | 0,38 | 0,38 |
Таблица 3 | ||||
Износостойкость покрытий после термостатирования, мин | ||||
Заявляемый состав покрытия и состав по прототипу | Выдержка образцов с покрытиями в течение 3 ч при температуре, °С | |||
150 | 200 | 250 | 300 | |
Состав 1 | 1450 | 1530 | 1600 | 1650 |
Состав 2 | 1550 | 1600 | 1640 | 1700 |
Состав 3 | 1620 | 1700 | 1750 | 1770 |
Состав 4 | 1150 | 1220 | 1250 | 1300 |
Состав 5 | 1450 | 1480 | 1410 | 1320 |
Состав по патенту 2285019 | 960 | 825 | 290 | Термодеструкция полимерного связующего |
Состав по прототипу | 955 | 820 | 285 | Термодеструкция полимерного связующего |
Антифрикционная композиция для покрытий, включающая дисульфид молибдена и лак, содержащий поливинилбутираль, отличающаяся тем, что в качестве дисульфида молибдена она содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) и представляющий собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:
дисульфид молибдена, модифицированный | |
эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) | 20-25 |
поливинилбутиральный лак | остальное |