Узел соединения деталей машин

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. Узел соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, шпильку с гайками, полимерный наполнитель с уплотнителем. В одной соединяемой детали выполнено коническое отверстие под посадку с натягом конической части шпильки, переходящее к плоскости разъема. В другой детали выполнено цилиндрическое отверстие, в котором большее основание конической части шпильки установлено с зазором и заканчивается радиусной канавкой для уплотнителя, а пространство между плоскостью разъема и уплотнителем заполнено полимерным уплотнителем - композитным материалом. В результате повышается усталостная прочность соединения, повышается жесткость соединения на сдвиг, упрощается сборка и разборка соединения. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении.

Известны узлы соединения деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазора [1] (стр.36 фиг.1.20).

В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстие без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых деталях калибруют разверткой или растачивают совместно с большой точностью, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку.

Эти технологические операции весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей, изготавливаемых нередко в разных городах. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов, что существенно снижает точность регламентируемой посадки в соединениях и как результат снижает равномерность распределения поперечной нагрузки.

Известен еще узел соединения деталей машин, в котором в детали, к которой примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, а в другой детали выполнено отверстие, в котором болт установлен с расчетным зазором, на протяжении зазора стержень болта имеет два участка, конический и цилиндрический, заканчивающийся радиусной канавкой для уплотнителя и буртиком, а в пространстве между плоскостью разъема и уплотнителем создано упругое основание из полимерного материала [2].

Основными недостатками данного решения является необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, а также трудоемкость изготовления и демонтажа соединения.

Цель изобретения - повышение усталостной прочности соединения, повышение жесткости соединения на сдвиг, а также улучшение технологичности при разборке и сборке.

Поставленная цель достигается тем, что в одной из соединяемых деталей выполнено коническое отверстие под посадку с натягом конической части шпильки, переходящее к плоскости разъема, а в другой детали выполнено цилиндрическое отверстие, в котором большее основание конической части шпильки установлено с зазором и заканчивается радиусной канавкой для уплотнителя, а пространство между плоскостью разъема и уплотнителем заполнено полимерным наполнителем - композитным материалом.

На чертеже показан продольный разрез предлагаемого узла соединения.

Узел содержит установленные в отверстия деталей 1 и 2 шпильку 3 с гайками 6 и 7, полимерный наполнитель 4 и прокладку 5.

В детали 2 выполнено коническое отверстие с диаметрами d3 и d4 под посадку шпильки 3 с натягом, большее основание конуса примыкает к плоскости разъема на участке . B детали 1 выполнено отверстие с диаметром d1, в котором шпилька установлена по свободной посадке.

По всей длине шпилька имеет коническую поверхность для уменьшения трудоемкости при разборке соединения. Со стороны большего основания шпильки диаметром d2 на расстоянии от плоскости разъема шпилька имеет радиусную канавку для установки упругой прокладки 5.

При сборке соединения шпилька 3 свободно проходит через отверстие d1 детали 1 и плотно входит в коническое отверстие под посадку с натягом детали 2, после чего производится затяг шпильки гайками 6 и 7. После затяжки шпильки полость между телом шпильки и отверстием в детали 1 диаметром d1 заполняется композитным материалом. Герметичность полости со стороны гайки 7 обеспечивается за счет упругой прокладки 5.

При работе соединения под действием поперечных нагрузок происходит небольшой сдвиг за счет упругой деформации композитного материала и тела шпильки длиной . Поскольку шпилька 3 фиксирована в детали 2 как за счет посадки с натягом, так и за счет гайки, вдавленной в деталь 2 от начального затяга, часть болта, расположенная в детали 2, перемещается как одно целое и полностью исключается изгиб резьбовой части. Также исключается изгиб резьбовой части со стороны гайки 7 после заполнения свободной полости длиной композитным материалом.

Применение композитного наполнителя с высокими механическими характеристиками повышает равномерность распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении до 1, что существенно повышает реальный запас прочности и жесткости.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Иванов М.Н., Финагенов В.А. Детали машин. М.: Высшая школа, 2002 г., с.407.

2. Патент №2293225. Москва 10.02.2007 (прототип).

Узел соединения деталей машин, содержащий две соединяемые детали, шпильку с гайками, полимерный наполнитель с уплотнителем, отличающийся тем, что в одной соединяемой детали выполнено коническое отверстие под посадку с натягом конической части шпильки, переходящее к плоскости разъема, а в другой детали выполнено цилиндрическое отверстие, в котором большее основание конической части шпильки установлено с зазором и заканчивается радиусной канавкой для уплотнителя, а пространство между плоскостью разъема и уплотнителем заполнено полимерным уплотнителем - композитным материалом.