Затворный узел клиновой задвижки
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефтегазодобывающей, нефтехимической, энергетической и других отраслях промышленности. Затворный узел клиновой задвижки содержит клин. Уплотнительные поля клина взаимодействуют с ответными полями седел. Последние самоустанавливаются относительно корпуса посредством деформирующихся элементов затворного узла. Деформирующим элементом являются прокладки, установленные между седлами и корпусом. Изобретение позволяет повысить надежность герметизации затворного узла относительно корпуса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к трубопроводной арматуре, в частности к задвижкам, и может быть использовано в нефтегазодобывающей, нефтехимической, энергетической и других отраслях промышленности.
Известен затворный узел задвижки клина (см. RU 2151938 С1, F16К 3/12), содержащий цельный клин, взаимодействующий с цельными седлами, опирающимися коническим или сферическим буртом на ответные поверхности корпуса, и загерметизированный относительно последнего сваркой или развальцовкой.
К недостаткам известного затвора относится сложность герметизации седла относительно корпуса для больших диаметров задвижки из-за невозможности выполнения необходимого для самоустановки условия, а именно центр диаметра описанной окружности вокруг точек соприкосновения сферических буртов седел и конических поверхностей корпуса должен лежать в точке пересечения осей проходного и вертикального каналов корпуса.
Известен также затворный узел клиновой задвижки (см. SU 147407, МКИ F16К 3/22), содержащий клин, взаимодействующий с седлами, установленными с возможностью вращения и закрепленными посредством резьбовых втулок в гнездах корпуса, конические поверхности последних контактируют со сферическими поверхностями седел, при этом под действием клина седла самоустанавливаются и в результате упругой деформации самоуплотняются между собой.
К недостаткам данного узла следует отнести низкую надежность герметизации соединения «корпус-седло» вследствие наличия зазора между ними, недостаточного для осуществления поворачивания седел при закрытии затвора, в который при открытом затворе может попасть какое-либо включение, присутствующее в проводимой среде, что приводит к разгерметизации соединения «корпус-седло».
Задачей изобретения является создание затворного узла клиновой задвижки, надежно загерметизированного относительно корпуса.
Поставленная цель достигается тем, что деформирующим элементом является прокладка, установленная между седлами и корпусом, выполненная зубчатой из металлического материала с большей степенью пластичности, чем взаимодействующие с ней детали.
На чертеже изображен затворный узел клиновой задвижки.
Затворный узел клиновой задвижки содержит клин 1, управляемый шпинделем 2 и взаимодействующий уплотнительными полями 3 с ответными полями 4 седел 5, имеющих сферический бурт 6, опирающийся через деформирующуюся зубчатую прокладку 7 на конический бурт 8 корпуса 9, и загерметизированных относительно последнего, например, сваркой 10.
Затворный узел герметизируется следующим образом. В корпус 1 устанавливают седла 5, при этом между буртами 6 и 8 устанавливают зубчатую прокладку 7, затем заводят между седлами 5 клин 1 до взаимодействия уплотнительных полей 3 клина 1 и уплотнительных полей 4 седел 5 и прилагают усилие к шпинделю 2.
Происходит деформация зубчатой прокладки 7, выполненной заведомо из более пластичного материала, чем седла и корпус, что обеспечивает самоустановку затворного узла в корпусе, после чего производится закрепление седел 5 в корпусе 9, например, сваркой.
Затворный узел готов к работе.
Таким образом, благодаря тому, что между седлами и корпусом устанавливается зубчатая прокладка из заведомо более пластичного материала, которая при закрытии затвора определенным усилием деформируется, обеспечивая не только самоустановку затворного узла относительно корпуса, но и надежную герметизацию соединений «седло-корпус», что повышает надежность герметизации и позволяет применять клиновую задвижку для более широкого диапазона рабочих параметров.
1. Затворный узел клиновой задвижки, содержащий клин, уплотнительные поля которого взаимодействуют с ответными полями седел, самоустанавливающихся относительно корпуса посредством деформирующихся элементов затворного узла, отличающийся тем, что деформирующим элементом являются прокладки, установленные между седлами и корпусом.
2. Затворный узел по п.1, отличающийся тем, что прокладка выполнена зубчатой из металлического материала с большей степенью пластичности, чем взаимодействующие с ней детали.