Корабельная пусковая система
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к корабельным пусковым системам. Система содержит модульную корабельную пусковую установку (ПУ) вертикального пуска, включающую верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними форменный каркас, образующие по меньшей мере один ряд ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с запускаемыми объектами. Верхнее основание выполнено в виде коробчатого корпуса с перегородками, отделяющими ячейки ПУ одну от другой с образованием камер, и включает соединенные между собой верхнюю и нижнюю диафрагмы с отверстиями. Каждая ячейка ПУ снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В верхнем основании в каждой ячейке ПУ на нижней диафрагме установлен стакан, в отверстии которого установлен ТПК посредством герметизирующего уплотнения из упругоэластичного материала. Камеры ячеек ПУ, составляющих единый ряд, при закрытом положении защитных крышек образуют воздуховод, выполненный с возможностью сообщения с системой приточно-вытяжной вентиляции корабля. Каждая камера выполняет роль участка воздуховода и сообщена со смежными участками воздуховода через отверстия воздуховода, выполненные в противоположных стенках камеры и снабженные поворачивающимися заслонками. Заслонки кинематически связаны с приводом открывания защитной крышки с возможностью закрывания отверстий воздуховода при открывании защитной крышки. Повышается безопасность эксплуатации корабельной пусковой системы. 6 з.п. ф-лы, 10 ил.
Реферат
Изобретение относится, к корабельным пусковым установкам (ПУ) вертикального пуска.
Известна многоместная корабельная ПУ вертикального пуска по патенту GB 2290856 A (F41F 3/04, 1996 г.), содержащая несколько установленных рядом друг с другом удлиненных защитных контейнеров для установки ракет в вертикальном положении. Верхний конец каждого контейнера имеет отверстие для выхода ракеты при пуске, нормально закрытое открываемой защитной крышкой, а нижний конец сообщается через выхлопной клапан с общей нагнетательной камерой, сообщенной через газоход с атмосферой. Пусковая установка жестко закреплена между верхней и нижней палубами корабля. Каждый контейнер представляет собой оболочку, состоящую из четырех изогнутых в плане внутрь контейнера секций-стенок, которые могут быть усилены одним или несколькими металлическими элементами. Эти секции изготовлены из композиционного материала и соответственно скреплены между собой по стыкам. Четыре вершины, образованные секциями-стенками, занимаются оперением ракеты. В варианте выполнения каждая защитная крышка закрывает одновременно четыре контейнера. При открывании защитной крышки она своей верхней поверхностью прилегает к части открытого конца газохода и служит отражателем газовой струи. Каждая защитная крышка имеет четыре «выдуваемые» панели, каждая из которых расположена над верхним концом соответствующего контейнера. Упомянутые панели служат для сброса избыточного давления газа внутри контейнера в случае, например, внезапного воспламенения ракеты при хранении, когда соответствующая защитная крышка закрыта. Верхний конец каждого контейнера помимо упомянутой защитной крышки нормально закрыт разрушаемой мембраной. В основании каждого контейнера между донной частью ракеты и упомянутым выхлопным клапаном предусмотрена другая разрушаемая мембрана для защиты установленной в контейнер ракеты, например, от влаги при транспортировке и хранении.
Однако наличие газоходов существенно усложняет ПУ и увеличивает ее массогабаритные показатели. Кроме того, размещение нескольких ячеек ПУ под общей защитной крышкой с единым приводом открывания снижает живучесть ПУ.
Известно устройство многоместной корабельной ПУ вертикального пуска по патенту ЕР 0933611 А2 (F41F 3/04, 1999 г.). Известное устройство представляет собой набор конструктивных элементов, адаптированный для универсального применения и включающий множество удлиненных стандартных контейнеров с ракетами, имеющих практически одинаковые площади поперечного сечения и длину, а также срез (торец) для выхода продуктов сгорания топлива двигателя ракеты и срез (торец) для выхода ракеты, по меньшей мере один газоход, имеющий длину, практически равную длине одного из упомянутых контейнеров с ракетами, и поперечное сечение одного из упомянутых стандартных контейнеров, а также форменную конструкцию, удерживающую множество контейнеров и газоходов, представляющую собой решетку из взаимно параллельных камер. Каждая из последних адаптирована для удержания одного из контейнеров и газоходов. Причем упомянутые срезы для выхода продуктов сгорания лежат в первой общей плоскости, а упомянутые срезы для выхода ракет лежат во второй общей плоскости. Устройство содержит защитную плиту определенной толщины. На защитной плите установлена упомянутая форменная конструкция для удержания множества контейнеров. Защитная плита имеет решетку из апертур, размеры и места расположения которых соответствуют концам контейнеров и газоходов, которые могут быть установлены в упомянутую форменную конструкцию. Газоход может иметь поперечное сечение круглой, квадратной или любой другой формы. При необходимости газоход может быть демонтирован и заменен. К нижней стороне защитной плиты прикреплен ресивер (коллектор), полностью перекрывающий защитную плиту и обеспечивающий перетекание газов от одной апертуры к другой. Ресивер обеспечивает выход продуктов сгорания топлива двигателей ракет через один или несколько газоходов. Защитная плита имеет несколько выступов, которые являются силовыми опорами, взаимодействующими с фундаментом корабля. Форменная конструкция имеет верхнюю, среднюю и нижнюю части. Нижняя часть форменной конструкции вместе с защитной плитой образуют конструкцию, выдерживающую вес остальной части конструкции пусковой установки и контейнеров с ракетами. Средняя часть является каркасом для камер, в которые устанавливаются контейнеры или газоходы. Верхняя часть поддерживает систему приводов защитных крышек. Набор конструктивных элементов включает также раму, содержащую решетку из апертур, имеющих размеры, не менее упомянутых внешних размеров поперечного сечения стандартного контейнера. Рама крепится к форменной конструкции для удержания контейнера в месте, соответствующем расположению упомянутой второй общей плоскости. Апертуры рамы точно совпадают с упомянутой решеткой из камер, удерживающих контейнеры и газоходы. В варианте выполнения ресивер имеет по меньшей мере одну стенку в форме части цилиндра. Каждая из камер для удержания контейнеров/газоходов имеет элемент, адаптированный под захват, расположенный в определенном месте на каждом из контейнеров/газоходов. В верхней части к раме прикреплено множество защитных крышек, каждая из которых соответствует одной из апертур рамы, для индивидуального открывания или закрывания упомянутых апертур. При пуске ракеты требуется открыть по меньшей мере две защитные крышки - одну над камерой с ракетой, вторую - над газоходом. Если задействуется несколько газоходов, то открывается несколько крышек.
Однако наличие ресивера и газоходов существенно усложняет корабельную пусковую систему. Кроме того, известное устройство предполагает необходимость дополнительного усиления корабельных конструкций, что значительно увеличивает массогабаритные показатели корпуса.
Известна корабельная пусковая система, содержащая модульную многоместную пусковую установку вертикального пуска, включающая верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров (А.Королев. - Новая корабельная установка вертикального пуска ВМС США. - Зарубежное военное обозрение. - №4. - 1999, - С.47-50; В.Анисимов. Новое поколение корабельных пусковых установок. - Зарубежное военное обозрение. - №9. - 1999. - С.45-48). Каждая ячейка ПУ снабжена устройством для амортизации ТПК и закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В пусковой установке используется ТПК, содержащий герметичный корпус со средствами для удержания и фиксации ракеты. Корпус контейнера состоит из вложенных одна в другую цельной внутренней и сборной наружной цилиндрических оболочек, днища в виде полусферической нижней платформы с опорной плитой и расположенных между наружной и внутренней цилиндрическими оболочками продольных элементов (лонжеронного усиления). Посредством стандартного разъема ТПК подключается к локальной вычислительной сети и электропитанию. В герметично закрытом контейнере постоянно контролируются и поддерживаются в установленных пределах параметры микроклимата в зависимости от типа ракеты. Внутренняя цилиндрическая оболочка используется для хранения и старта ракеты. Кольцевое пространство между внутренней и наружной оболочками корпуса используется для отвода газовой струи при запуске двигателя ракеты. Газовая струя ракетного двигателя, проходя через регулируемое отверстие в опорной плите контейнера, на 180° изменяет направление в полусферической нижней платформе и по каналам кольцевого зазора, образованного наружной и внутренней цилиндрическими оболочками корпуса, выходит наружу.
Недостатком известной корабельной пусковой системы является необходимость дополнительного усиления корабельных конструкций, что значительно увеличивает массогабаритные показатели корпуса.
Известна корабельная пусковая система, содержащая модульную многоместную пусковую установку вертикального пуска по патенту WO 2004/029537 A1 (F41F 3/042, 3/077, 2004 г.). Пусковая установка содержит массив ячеек. Каждая ячейка массива содержит опорную конструкцию, которая взаимодействует с ракетой. Каждая ячейка содержит собственный газоотводный канал и коллектор и при необходимости может быть использована индивидуально (т.е. как отдельный модуль).
Однако выполнение каждой ячейки с газоотводными каналами (газоотводами) увеличивает материалоемкость пусковой системы, состоящей из массива ячеек. Кроме того, в известной пусковой системе не предусмотрена принудительная вентиляция газоходов для удаления продуктов сгорания топлива.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков к заявляемому изобретению является корабельная пусковая система, охарактеризованная в описании изобретения по патенту RU 2213925 C1 (F41F 3/04, В63G 1/00, 2003 г.). Известная корабельная пусковая система содержит модульную пусковую установку вертикального пуска, включающую верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними форменный каркас, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых (ТПК) контейнеров с запускаемыми объектами. Верхнее основание выполнено в виде коробчатого корпуса с перегородками, отделяющими ячейки пусковой установки одну от другой с образованием камер, и включает соединенные между собой верхнюю и нижнюю диафрагмы с отверстиями. Каждая ячейка пусковой установки снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки на нижней диафрагме установлен первый стакан, в отверстии которого установлен ТПК. Корпус первого стакана у нижнего торца выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК. При пуске обтюратор, выполненный в стакане верхнего основания, частично препятствует попаданию в корабельный погреб продуктов сгорания топлива. На первом стакане выполнен направляющий элемент с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения последнего относительно продольной оси ячейки ПУ. В нижнем основании в каждой ячейке ПУ соосно первому стакану установлен второй стакан, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания посредством устройства амортизации с возможностью перемещения вдоль упомянутой оси. На втором стакане со стороны верхнего торца установлено кольцо со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью сменной кольцевой опоры для ТПК. Внутри второго стакана смонтированы захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений относительно второго стакана и механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой (пуском) с ТПК. Корабельная пусковая система обеспечивает возможность снижения массогабаритных показателей ПУ и приспособляемость к различным типам ТПК.
Конструкция известной корабельной пусковой системы предполагает принятие конструктивных мер для удаления из ячеек ПУ продуктов сгорания топлива, образующихся при пуске запускаемых объектов. Однако в известном устройстве решение этой задачи не раскрыто. При этом к недостаткам известной пусковой системы можно отнести то, что обтюратор, выполненный в стакане верхнего основания, допускает попадание в корабельный погреб продуктов сгорания топлива запускаемого объекта, что снижает гигиенические показатели.
Предлагаемое изобретение решает задачу удаления продуктов сгорания топлива, образующихся при пуске запускаемых объектов из ТПК, установленных в ячейках модульной многоместной корабельной пусковой установки вертикального пуска, и недопущения попадания продуктов сгорания топлива в корабельный погреб.
Указанная задача решается благодаря тому, что в корабельной пусковой системе, содержащей модульную многоместную корабельную пусковую установку вертикального пуска, включающую верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними форменный каркас, образующие по меньшей мере один ряд ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с запускаемыми объектами, причем верхнее основание выполнено в виде коробчатого корпуса с перегородками, отделяющими ячейки пусковой установки одну от другой с образованием камер, и включает соединенные между собой верхнюю и нижнюю диафрагмы с отверстиями, причем каждая ячейка пусковой установки снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней, в верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки на нижней диафрагме установлен стакан, в отверстии которого установлен ТПК, при этом корпус стакана у нижнего торца выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК, согласно изобретению транспортно-пусковой контейнер в отверстии стакана установлен посредством герметизирующего уплотнения из упругоэластичного материала. Камеры ячеек пусковой установки, составляющих единый ряд, при закрытом положении защитных крышек образуют воздуховод, выполненный с возможностью сообщения с системой вытяжной вентиляции корабля. Каждая камера выполняет роль отдельного участка воздуховода и сообщена со смежными участками воздуховода через нормально открытые отверстия воздуховода, которые выполнены в противоположных стенках камеры и снабжены поворачивающимися заслонками. Последние кинематически связаны с приводом открывания защитной крышки с возможностью закрывания соответствующих отверстий воздуховода при открывании защитной крышки.
Вместе с этим камеры ячеек пусковой установки, выполняющие роль концевых участков воздуховода, снабжены патрубками для сообщения с системой вытяжной вентиляции корабля.
В варианте выполнения упомянутое герметизирующее уплотнение из упругоэластичного материала закреплено на корпусе транспортно-пускового контейнера.
В другом варианте выполнения упомянутое герметизирующее уплотнение из упругоэластичного материала закреплено на корпусе стакана.
Кроме того, корабельная система содержит по меньшей мере одну съемную герметизирующую крышку для покрытия стакана, при этом каждый стакан выполнен с возможностью установки съемной герметизирующей крышки на его верхнем торце.
В варианте выполнения каждая камера снабжена средствами для обеспечения, при открытом положении защитной крышки, защиты оборудования, установленного внутри камеры между стенками последней и корпусом стакана, от прямого воздействия газов стартующего запускаемого объекта.
В последнем варианте выполнения упомянутые средства для обеспечения защиты оборудования включают пластины, которые установлены горизонтально и стационарно закреплены на верхней диафрагме, и выдвижные поворачивающиеся пластины, которые кинематически связаны с приводом открывания защитной крышки с возможностью перемещения в горизонтальное положение при открывании защитной крышки.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно обеспечивает повышение безопасности эксплуатации корабельной пусковой системы.
На фиг 1. схематично показана корабельная пусковая система, общий вид сбоку (корабль показан в разрезе); на фиг.2 - ячейка ПУ со средствами для обеспечения защиты оборудования от прямого воздействия газов стартующего запускаемого объекта, вид по А на фиг.1 (защитная крышка ПУ условно не показана); на фиг 3 - привод открывания защитной крышки ячейки ПУ, поворачивающаяся заслонка воздуховода и средства для обеспечения защиты оборудования от прямого воздействия газов стартующего запускаемого объекта при открытом положении защитной крышки ячейки ПУ, продольный разрез по Б-Б на фиг.2, повернуто; на фиг.4 - то же, при закрытом положении защитной крышки ячейки ПУ; на фиг.5 - корабельная пусковая система, положение заслонок воздуховода, образованного камерами ячеек ПУ, в момент выхода запускаемого объекта из ТПК, общий вид, продольный разрез (защитная крышка ячейки ПУ условно не показана); на фиг.6 - корабельная пусковая система, поперечный разрез по В-В на фиг.5; на фиг.7 - герметизирующее уплотнение между корпусом ТПК и корпусом стакана, установленного в верхнем основании ПУ, элемент Г на фиг.5; на фиг.8 - корабельная пусковая система после закрывания защитной крышки ячейки ПУ после пуска запускаемого объекта, общий вид, продольный разрез; на фиг.9 - то же после пуска запускаемых объектов из двух ячеек ПУ; на фиг.10 - то же после пуска запускаемых объектов из двух ячеек ПУ, при загрузке ПУ не полным боекомплектом (на незагруженные ячейки ПУ установлены герметизирующие крышки).
Корабельная пусковая система содержит модульную многоместную пусковую установку вертикального пуска, включающую верхнее 1 и нижнее 2 основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на верхней палубе 3 и фундаменте 4 корабля, и установленный между ними форменный каркас 5, образующие ячейки «а» для транспортно-пусковых контейнеров 6 с запускаемыми объектами 7. В варианте осуществления изобретения модульная многоместная пусковая ПУ имеет восемь ячеек, образующих в плане (т.е. на виде сверху) два ряда по четыре ячейки в каждом ряду. Возможны варианты выполнения ПУ с другим количеством ячеек. Верхнее основание 1 выполнено в виде коробчатого корпуса 8 с перегородками 9, отделяющими ячейки пусковой установки одну от другой с образованием камер «b», и включает соединенные между собой верхнюю 10 и нижнюю 11 диафрагмы с отверстиями. Каждая ячейка ПУ снабжена закрепленной на верхнем основании 1 защитной крышкой 12 с приводом 13 открывания последней.
В верхнем основании 1 в каждой ячейке ПУ на нижней диафрагме 11 установлен стакан 14, в отверстии которого установлен соответствующий ТПК 6. Каждый ТПК имеет электроразъем электрической связи с корабельной системой управления пуском (на чертеже не показано). Корпус 15 стакана 14 у нижнего торца выполнен с обтюратором «с» в виде кольцевой опоры для ТПК. Относительно узкий цилиндрический поясок кольцевой опоры «с», охватывающей с заданным радиальным зазором ТПК, при относительных перемещениях верхней палубы и фундамента корабля, возникающих в процессе эксплуатации корабельной пусковой системы, обеспечивает возможность наклона продольной оси стакана 14 и относительное перемещение ТПК и стакана 14 без заклинивания. При этом транспортно-пусковой контейнер в отверстии стакана 14 установлен посредством герметизирующего уплотнения 16 из упругоэластичного материала. Особенности выполнения уплотнения 16 обеспечивают возможность относительных перемещений ТПК и стакана 14 при относительных перемещениях верхнего и нижнего оснований 1 и 2. В варианте осуществления изобретения герметизирующее уплотнение 16 закреплено на корпусе ТПК. Уплотнение выполнено, например, в виде сменного кольцевого элемента из кольцевых сегментов, скрепляемых между собой, например, с помощью резьбовых соединений. В другом варианте выполнения герметизирующее уплотнение 16 может быть закреплено на корпусе стакана 14. Герметизирующее уплотнение препятствует проникновению в подпалубное помещение (корабельный погреб) продуктов сгорания топлива, образующихся при пуске запускаемых объектов 7.
Камеры «b» ячеек пусковой установки, составляющих единый ряд, при закрытом положении соответствующих защитных крышек 12 образуют воздуховод, выполненный с возможностью сообщения с системой вытяжной (точнее: приточно-вытяжной) вентиляции корабля (на чертеже не показано). При этом каждая камера «b» выполняет роль отдельного участка воздуховода и сообщена со смежными участками воздуховода через нормально открытые отверстия «d» воздуховода, которые выполнены в противоположных стенках камеры и снабжены поворачивающимися заслонками 17. Заслонки 17 кинематически связаны с приводом 13 открывания защитной крышки 12 с возможностью закрывания соответствующих отверстий «d» воздуховода при открывании защитной крышки 12. В варианте осуществления изобретения заслонки 17 кинематически связаны с приводом 13 открывания защитной крышки посредством шарнирного (рычажного) механизма 18. При открывании защитной крышки ячейки ПУ соответствующие заслонки 17 закрывают (перекрывают) отверстия «d» воздуховода и таким образом отделяют объем камеры ячейки ПУ от других камер воздуховода и тем самым препятствуют проникновению горячих газов в систему вытяжной вентиляции корабля при пуске запускаемых объектов из ТПК.
В варианте выполнения каждая камера «b» снабжена средствами для обеспечения при открытом положении защитной крышки 12 защиты оборудования, установленного внутри камеры между стенками последней и корпусом 15 стакана 14 (в частности, элементов привода 13 открывания защитной крышки 12, заслонок 17 и шарнирного механизма 18), от прямого воздействия газов стартующего запускаемого объекта. Упомянутые средства для защиты оборудования включают пластины 19 и 20, которые установлены горизонтально и стационарно закреплены на верхней диафрагме 10, и выдвижные поворачивающиеся пластины 21 и 22, которые кинематически связаны с приводом 13 открывания защитной крышки 12 с возможностью перемещения в горизонтальное положение при открывании защитной крышки 12. В варианте осуществления изобретения пластины 21 и 22 кинематически связаны с приводом 13 посредством шарнирного (рычажного) механизма 18. При открывании защитной крышки 12 пластины 21 и 22 выдвигаются на один уровень со стационарно закрепленными пластинами 19 и 20 (т.е. автоматически занимают заданное положение), а при закрывании защитной крышки 12 автоматически убираются во внутрь камеры ячейки ПУ, не препятствуя перемещению звеньев шарнирного (рычажного) механизма 18. Таким образом, в варианте осуществления изобретения шарнирный (рычажный) механизм 18 служит как для открывания-закрывания отверстий «d» отдельных камер воздуховода, так и для выдвижения в заданное положение пластин 21 и 22. По существу, пластины 19-22 при открытой защитной крышке 12 обеспечивают перекрытие в плане (т.е. на виде сверху) внутреннего объема камеры «b», не перекрытого стаканом с ТПК.
Камеры ячеек пусковой установки, выполняющие роль концевых участков воздуховода (т.е. крайние камеры отдельного ряда ячеек), снабжены патрубками 23 и 24. В варианте осуществления изобретения левый (по чертежу) патрубок 23 служит, например, входным патрубком соответствующего воздуховода, а правый (по чертежу) патрубок 24 - выходным патрубком.
Корабельная пусковая система содержит по меньшей мере одну съемную герметизирующую крышку 25 для покрытия стакана 14. Каждый стакан 14 выполнен с возможностью установки съемной герметизирующей крышки 25 на его верхнем торце. Съемные герметизирующие крышки 25 устанавливаются, например, в случае, когда ПУ загружается не полным боекомплектом. Благодаря установке крышек 25 на стаканы 14 «пустых» ячеек обеспечивается герметичность воздуховода и повышается эффективность удаления продуктов сгорания топлива при пуске запускаемых объектов из ТПК, установленных в других ячейках отдельного ряда. Вместе с этим установка крышек на стаканы «пустых» ячеек ПУ повышает безопасность обслуживания корабельной пусковой системы.
В нижнем основании в каждой ячейке ПУ также смонтированы, в частности, захватное устройство для фиксации ТПК и механизм стыковки электроразъема электрической системы связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК (на чертеже не показано).
Использование корабельной пусковой системы осуществляется следующим образом.
Предварительно ПУ, выполненную в виде самостоятельного узла - модуля, загружают в погреб корабля. Затем нижнее и верхнее основания 1 и 2 закрепляют в заданном положении соответственно на фундаменте 4 корабля и на верхней палубе 3. Входные и выходные патрубки 23 и 24 воздуховодов подсоединяют к соответствующим патрубкам системы вытяжной вентиляции корабля. При погрузке ТПК на корабль с помощью привода 13 открывают защитную крышку 12 загружаемой ячейки ПУ. Транспортно-пусковой контейнер 6, предварительно доставленный к месту проведения работ, с помощью грузоподъемного средства (на чертеже не показано) перемещают к загружаемой ячейке ПУ и вывешивают на заданной высоте над проемом загружаемой ячейки соосно последней, обеспечивая предварительную ориентацию в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание ТПК 6 в проем ячейки ПУ. При установке ТПК на штатное место срабатывает механизм стыковки электроразъема и ТПК подключается к корабельной системе управления пуском. ТПК фиксируют относительно нижнего основания. Ячейку ПУ закрывают защитной крышкой 12. В таком виде ТПК с запускаемым объектом может находиться в ПУ корабля, не требуя обслуживания. При этом упомянутые воздуховоды, сообщенные с системой приточно-вытяжной вентиляции корабля, обеспечивают возможность поддержания заданного температурно-влажностного режима в камерах «b» ячеек ПУ. Выгрузку ТПК из ячейки ПУ осуществляют в обратной последовательности. Когда ПУ загружают не полным боекомплектом на стаканы 14 «пустых» ячеек ПУ устанавливают съемные герметизирующие крышки 25. Таким образом обеспечивается изоляция объема погреба от воздуховода, образованного камерами ячеек ПУ. Кроме того, покрытие стаканов 14 крышками 25 повышает безопасность обслуживания корабельной пусковой системы.
При пуске запускаемого объекта 7 из ТПК 6, загруженного в ячейку ПУ, приводом 13 открывают защитную крышку 12 соответствующей ячейки ПУ. Перед этим вытяжную (приточно-вытяжную) вентиляцию камер ячеек ПУ отключают и таким образом прекращают подачу воздуха через входной патрубок 23. При открывании защитной крышки 12 поворачивающиеся заслонки 17, кинематически связанные с приводом 13 через шарнирный (рычажный) механизм 18, автоматически перекрывают отверстия «d» воздуховода и таким образом отделяют объем камеры ячейки ПУ от других камер воздуховода и, следовательно, от системы вытяжной вентиляции корабля. Одновременно с этим пластины 21 и 22 автоматически выдвигаются на один уровень со стационарно закрепленными пластинами 19 и 20. По сигналу от корабельной системы управления пуском в соответствии с циклограммой запуска объектов 7 через электроразъем подается сигнал на включение автономных источников питания запускаемого объекта и от бортовой системы управления запускается двигатель. В процессе пуска продукты сгорания топлива поступают в полость ТПК и частично в камеру ячейки ПУ. При этом заслонки 17 перекрывают отверстия «d» и препятствуют проникновению продуктов сгорания топлива в систему вытяжной вентиляции корабля. Герметизирующее уплотнение 16 между корпусом ТПК и стаканом 14 препятствует проникновению продуктов сгорания топлива в корабельный погреб, что улучшает гигиенические показатели.
После выхода запускаемого объекта 7 из ТПК посредством привода 13 закрывают защитную крышку 12. При закрывании защитной крышки заслонки 17 автоматически открывают отверстия «d» камеры ячейки ПУ, а пластины 21 и 22 автоматически убираются во внутрь камеры ячейки ПУ, не препятствуя перемещению рычажных звеньев привода 13 открывания защитной крышки (т.е. звеньев рычажного механизма 18). Таким образом, камеру ячейки ПУ вновь сообщают с воздуховодом и, следовательно, с системой вытяжной вентиляции корабля. При включении системы вытяжной вентиляции корабля на верхнем срезе стакана 14 образуется зона разрежения, под действием которого продукты сгорания топлива из полости ТПК поступают в камеру ячейки ПУ и далее удаляются через воздуховод посредством системы вытяжной вентиляции.
Таким образом, благодаря особенности исполнения корабельной пусковой системы изобретение обеспечивает удаление продуктов сгорания топлива, образующихся при пуске запускаемых объектов из ТПК, установленных в ячейках модульной многоместной корабельной пусковой установки вертикального пуска, и недопущение попадания продуктов сгорания топлива в корабельный погреб. Вместе с этим изобретение позволяет обеспечить заданный температурно-влажностный режим в камерах ячеек ПУ. Кроме того, установка съемных герметизирующих крышек на стаканы «пустых» ячеек ПУ повышает безопасность обслуживания корабельной пусковой системы. Все это, в конечном счете, обеспечивает повышение безопасности эксплуатации корабельной пусковой системы.
1. Корабельная пусковая система, содержащая модульную многоместную корабельную пусковую установку вертикального пуска, включающую верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас, образующие по меньшей мере один ряд ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с запускаемыми объектами, причем верхнее основание выполнено в виде коробчатого корпуса с перегородками, отделяющими ячейки пусковой установки одну от другой с образованием камер, и включает соединенные между собой верхнюю и нижнюю диафрагмы с отверстиями, причем каждая ячейка пусковой установки снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней, в верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки на нижней диафрагме установлен стакан, в отверстии которого установлен ТПК, при этом корпус стакана у нижнего торца выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК, отличающаяся тем, что ТПК в отверстии стакана установлен посредством герметизирующего уплотнения из упругоэластичного материала, камеры ячеек пусковой установки, составляющих единый ряд, при закрытом положении защитных крышек образуют воздуховод, выполненный с возможностью сообщения с системой вытяжной вентиляции корабля, при этом каждая камера выполняет роль отдельного участка воздуховода и сообщена со смежными участками воздуховода через нормально открытые отверстия воздуховода, которые выполнены в противоположных стенках камеры и снабжены поворачивающимися заслонками, последние кинематически связаны с приводом открывания защитной крышки с возможностью закрывания соответствующих отверстий воздуховода при открывании защитной крышки.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что камеры ячеек пусковой установки, выполняющие роль концевых участков воздуховода, снабжены патрубками для сообщения с системой вытяжной вентиляции корабля.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что упомянутое герметизирующее уплотнение из упругоэластичного материала закреплено на корпусе транспортно-пускового контейнера.
4. Система по п.1, отличающаяся тем, что упомянутое герметизирующее уплотнение из упругоэластичного материала закреплено на корпусе стакана.
5. Система по п.1, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере одну съемную герметизирующую крышку для покрытия стакана, при этом каждый стакан выполнен с возможностью установки съемной герметизирующей крышки на его верхнем торце.
6. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждая камера снабжена средствами для обеспечения - при открытом положении защитной крышки - защиты оборудования, установленного внутри камеры между стенками последней и корпусом стакана, от прямого воздействия газов стартующего запускаемого объекта.
7. Система по п.6, отличающаяся тем, что упомянутые средства для обеспечения защиты оборудования включают пластины, которые установлены горизонтально и стационарно закреплены на верхней диафрагме, и выдвижные поворачивающиеся пластины, которые кинематически связаны с приводом открывания защитной крышки с возможностью перемещения в горизонтальное положение при открывании защитной крышки.