Способ обучения и усвоения учебного материала
Изобретение относится к области педагогики, в частности к способам использования наглядной и звуковой демонстрации материала, подлежащего изучению. Блок данных информации учебного материала передают в начале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах. После чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых. Затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации. Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости процесса обучения, увеличение удельного объема информации учебного материала, транслируемого обучаемым, улучшение процесса хранения информации учебного материала путем использования базы данных учебного материала по дисциплине, создаваемой в процессе обучения и пополняемой в период всей последующей профессиональной деятельности обучаемого.
Реферат
Изобретение относится к области педагогики, в частности к способам использования наглядной и звуковой демонстрации материала, подлежащего изучению.
Известен способ обучения и усвоения учебного материала, включающий передачу учебного материала блоками (темами, разделами) с использованием опорных сигналов. На первом этапе развернутое, образно-эмоциональное объяснение обучающим отобранных для урока параграфов. Второй этап - сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенной копии листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап - изучение опорных сигналов, которые получает обучаемый и вклеивает в свой альбом. Четвертый этап - работа обучаемых с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый - письменное воспроизводство опорных сигналов на следующем уроке. Шестой - ответы по опорным сигналам (письменные и устные: магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т.д.). Седьмой - постоянное повторение и углубление ранее изученного учебного материала (организация взаимопомощи - «педагогический десант» - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами) (Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: П 24 Педагогика, 1988. - С.143-144).
Недостатками известного способа обучения и усвоения учебного материала является недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала.
Указанные недостатки обусловлены тем, что в известном способе информация учебного материала кодируется с помощью опорных сигналов. Требуется от обучаемых запоминание опорных сигналов, т.е. дополнительной информации. Это увеличивает затраты времени на трансляцию информации учебного материала обучаемым и их утомляемость.
Постоянное повторение и углубление обучаемыми ранее изученного учебного материала затрудняет усвоение обучаемыми новой информации учебного материала, что в конечном итоге снижает эффективность усвоения обучаемыми информации и ее количество за определенный период обучения.
Использование информации учебного материала на бумажных носителях (в конспектах, учебных пособиях, книгах и т.д.) ограничивает возможность накопления обучаемыми этой информации для последующего постоянного использования. Отсюда возникает необходимость запоминать обучаемыми значительные объемы информации для практического ее применения ими. Это увеличивает затраты времени и трудоемкость процесса обучения. При этом значительный объем информации из заученной обучаемыми, не востребованный в дальнейшей деятельности и не повторяемый, через определенное время забывается.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому способу является способ обучения и усвоения учебного материала, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, передачу информации учебного материала и обмен сообщениями между членами группы обучаемых и обучающим с использованием локальной сети средств коммуникации носителей информации на рабочих листах обучаемых и обучающего, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль отображаемого обучаемыми и действий обучаемых с учебным материалом на носителях информации в режиме сравнения и тестирования. При этом учебный материал передают обучаемым блоками данных, фиксированными на группе носителей информации, имеющих, по крайней мере, трехвидовое членение по признаку познания, соответственно индивидуального, группового и эталонного, при этом блок данных индивидуального вида представляют на носителе информации в виде локального мультимедийного запоминающего устройства, блок данных группового вида представляют на носителях информации в виде сетевых мультимедийных запоминающих устройств с возможностью дополнения избыточными данными из общедоступных средств информации и данными обмена информацией между членами группы обучаемых и обучающим, а блок данных эталонного вида представляют на автономном носителе информации с фиксированным отображением данных учебного курса в визуальной форме (Патент РФ №2197748, кл. G09В 5/14, 5/06, 19/00, 2000 - прототип).
Недостатками известного способа обучения и усвоения учебного материала, принятого за прототип, являются недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала.
Указанные недостатки обусловлены тем, что при дистанционном обучении отсутствует длительное личное общение обучаемых с обучающим в процессе передачи информации учебного материала. Это не позволяет влиять обучающему мимикой, интонацией, уверенным тоном и т.д. на процесс восприятия информации обучаемыми, а также в целом - на формирование личности обучаемых.
Кроме этого при дистанционном обучении затруднен контроль за процессом обучения, поскольку нет возможности идентифицировать находящегося за клавиатурой персонального компьютера обучаемого локальной сети.
Контроль за усвоением учебного материала в режиме сравнения и тестирования снижает эффективность «обратной связи» обучающего и обучаемого, поскольку не дает полного представления о владении информацией учебного материала обучаемыми.
Техническим решением задачи является повышение эффективности обучения и усвоения информации учебного материала.
Задача достигается тем, что в способе обучения и усвоения учебного материала, включающем координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, передачу информации учебного материала блоками данных и обмен сообщениями между членами группы обучаемых и обучающим с использованием локальной сети средств коммуникации носителей информации обучаемых и обучающего, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми, согласно изобретению блок данных информации учебного материала передают вначале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах, после чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых, затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации.
Благодаря отличительным признакам способа, т.е. передача обучающим блока учебного материала обучаемым дважды позволит создать возможность обеспечить режим восприятия информации обучаемыми, преимущественно зрительно, и не отвлекая их на конспектирование этой информации. Поскольку зрительно воспринимаемая информация обучаемыми не кодируется, то это позволяет увеличить объем передаваемой информации за время, отведенное для лекции, и снизить при этом утомляемость обучаемых.
Передача информации учебного материала в начале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах обеспечивает режим восприятия информации обучаемыми, исключив при этом ее конспектирование, т.е. кодирование.
Отображение на носителях информации обучаемых информации учебного материала после окончания лекции и до передачи очередного блока информации учебного материала позволит гарантированно и контролируемо со стороны обучающего обеспечить обучаемых этой информацией. При этом объем информации учебного материала несопоставимо больше, чем в случае его фиксации в конспектах обучаемых, а форма фиксации информации учебного материала разнообразнее, например сочетание текста с графическим материалом, видеоматериала и анимаций.
Проведение контроля усвоения учебного материала обучаемыми каждый раз до передачи следующего очередного блока данных информации учебного материала улучшает контроль обучающего за процессом обучения и создает предпосылку для использования контроля усвоения учебного материала для улучшения его усвоения обучаемыми.
Проведение контроля усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме с дублированием в визуальной форме на носителях информации обеспечивает осознание зрительной информации. Таким образом, эта информация «отрывается» от практической конкретной ситуации. Обучаемый в результате этого может ее вспомнить, чтобы распознать и обдумать, а не только воспользоваться в повторяющейся практической ситуации. Это улучшает усвоение учебного материала обучаемыми, так как, что воспринято и запомнено, можно считать осознанным лишь в той мере, в какой самими обучаемыми может быть переведено во II сигнальную систему (вербальную), т.е. пересказано.
Проведение индивидуальной телерефлексии обучаемым по форме и содержанию воспроизводимого ими блока данных информации учебного процесса обеспечивает гарантированно повторение информации учебного материала. При этом критическая самооценка усвоения учебного материала способствует его усвоению обучаемыми.
Анализ свойств совокупности признаков заявленного способа и свойств совокупности признаков обнаруженного прототипа и аналогов показал, что совокупность признаков заявленного способа проявляет усиленное свойство прототипа - увеличение объема информации учебного материала, передаваемого в процессе обучения, а новое свойство прототипа -хранение информации учебного материала в практически не ограниченном объеме с постоянным ее дополнением.
Пример конкретного выполнения.
Пример 1.
Лекционная аудитория снабжена широкоформатным экраном и проектором, например SANYO PRO Xtra X multiverse projector, связанными в локальную сеть с сетевым компьютером обучающего. Обучающий транслирует блок информации учебного материала обучаемым. При этом обучающий излагает информацию учебного материала и синхронно ее демонстрирует на широкоформатном экране, управляя ею через сетевой компьютер.
После окончания лекции каждый обучаемый отображает информацию учебного материала лекции (блока) на свою индивидуальную флеш-карту, а после этого с нее отображает в электронной памяти своего компьютера. Затем до следующей очередной лекции по дисциплине обучаемые в режиме индивидуального восприятия, запоминания и осмысления пересказывают в своей интерпретации содержание учебного материала лекции, иллюстрируя текст видеофрагментами учебного материала. Выполненную работу обучаемые отображают на носителях информации - в электронной памяти персонального компьютера, в частности в оперативной памяти (main memori) компьютера.
После этого сразу же или через определенное время обучаемые в индивидуальном режиме изучают отображенную в электронной памяти своего персонального компьютера свою интерпретацию содержания учебного материала лекции. При этом информация делится обучаемым на фрагменты после каждого, из которых делается остановка трансляции информации персональным компьютером. В период остановки трансляции информации обучаемый высказывает в вербальной форме вслух критические замечания по форме и содержанию информации учебного материала. Весь процесс изучения с критическими комментариями обучаемого фиксируется цифровой видеокамерой и отображается в электронной памяти его персонального компьютера. После этого каждый обучаемый информацию о проведенной им телерефлексии усвоения им информации учебного материала с помощью флеш-карты переносит и отображает в электронной памяти сетевого компьютера обучающего. Обучающий по наличию в электронной памяти сетевого компьютера локальной сети, обслуживающей его дисциплину, информации о телерефлексии обучаемого по конкретной теме лекции определяет, работал ли обучаемый самостоятельно с изучаемым материалом. Изучение обучающим содержания информации телерефлексии, выполненной обучаемым, позволяет оценить степень усвоения информации учебного материала, т.е. количество информации и навыки, умения ее использовать.
Пример 2.
Локальная сеть, обслуживающая лекционную аудиторию, включает широкоформатный экран, проектор и сетевой компьютер обучающего, имеющий файловую систему с функцией фиксации и отображения информации и поисково-методической базы данных учебного материала с локальных и сетевых носителей информации в режиме индивидуального восприятия. Каждому обучаемому в электронной памяти своего компьютера локальной сети, обслуживающей данную дисциплину, выделен ее определенный объем в виде файла, доступ к которому имеют только обучающий и обучаемый, что обеспечивается, например использованием пароля для возможности пользования файлом.
Обучаемые связаны средствами коммуникации с сетевым компьютером локальной сети, обслуживающей дисциплину. При этом сетевой компьютер локальной сети используется в режиме сервера, т.е. в режиме постоянного круглосуточного функционирования.
Каждый обучаемый отображает информацию учебного материала и хранит в своем файле, используя например беспроводную связь, и также свой персональный компьютер или ноутбук или бездисковый терминал, содержащий клавиатуру и дисплей.
Обучающий излагает информацию учебного материала, как приведено в примере 1.
После окончания лекции обучающий отображает информацию учебного материала прочитанной лекции (блока информации) в файлах обучаемых электронной памяти сетевого компьютера локальной сети. При этом информация учебного материала продублирована человеческой речью, т.е представлена в наглядной и вербальной формах. Это обеспечивает в последующем при работе обучаемых с информацией учебного материала комплексное восприятие информации их органами чувств - зрительными и слуховыми анализаторами. В результате обеспечиваются лучшие условия для восприятия и понимания информации учебного материала, а значит и лучшее ее запоминание.
До наступления очередной лекции (блока информации) по дисциплине обучаемые в режиме индивидуального восприятия пересказывают содержание учебного материала лекции в форме ответов на вопросы, сформулированные обучающим и отображенные в файлах обучаемых одновременно с информацией учебного материала лекции. Изложение обучаемым информации учебного материала в виде «развернутых» ответов на вопросы обучающего увеличивает интенсивность изучения ими информации. В этом случае обучаемые избирательно работают с информацией: вычленяют главное и несущественное в тексте, его основные положения, взаимосвязь между ними, ключевые слова и т.д. Идет процесс изучения информации учебного материала, включающий операции мыслительной деятельности: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование, классификацию и т.д.
После окончания изложения информации учебного материала в своей интерпретации каждый обучаемый проводит телерефлексию проделанной работе, как изложено в примере 1, и отображает ее в своем файле сетевого компьютера локальной сети, обслуживающей его дисциплину.
Использование предлагаемого способа обучения и усвоения учебного материала в сравнении с известными способами обучения и усвоения учебного материала позволит:
- повысить эффективность обучения и усвоения учебного материала обучаемыми при одновременном снижении трудоемкости процесса обучения;
- увеличить удельный объем информации учебного материала, транслируемого обучаемым;
- улучшить процесс хранения информации учебного материала путем использования базы данных учебного материала по дисциплине, создаваемой в процессе обучения и пополняемой в период всей последующей профессиональной деятельности обучаемого;
- оптимизировать процесс формирования творческого профессионального мышления обучаемых, их умения и навыки работы с информацией учебного материала.
Способ обучения и усвоения учебного материала, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, передачу информации учебного материала блоками данных и обмен сообщениями между членами группы обучаемых и обучающим с использованием локальной сети средств коммуникации носителей информации обучаемых и обучающего, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми, отличающийся тем, что блок данных информации учебного материала передают в начале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах, после чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых, затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации.