Способ лечения остеоартроза
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, в частности к ортопедии, а именно к способам лечения гетерогенного гонартроза, и может быть использовано в клинических отделениях, специализирующихся на лечении суставных заболеваний. Осуществляют внесуставную субхондральную декомпрессионную туннелизацию суставных концов коленного сустава и надколенника. Субхондрально вводят по пазу костного перфоратора содержимое костномозговой полости большеберцовой кости. В субхондральном слое суставных отделов формируют не менее 16 зон активного ремоделирования. Способ позволяет потенцировать репаративный хондрогенез. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к ортопедии, а именно к внесуставным способам лечения гетерогенного гонартроза, и может быть использовано в клинических отделениях, специализирующихся на лечении суставных заболеваний.
Известен способ оперативного лечения деформирующего артроза коленного сустава, заключающийся в туннелизации сверлами суставных отделов (М.Х.Хаддадин. Оперативное лечение деформирующего артроза коленного сустава. // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1981. - №3. - С.27-29.
Применение данного способа весьма травматично. Туннелизация субхондральных отделов мыщелков производится сверлом большого диаметра (8 мм) в сагиттальном направлении после предварительных разрезов мягких тканей. Кроме того, способ не предусматривает целенаправленного биологического воздействия на субхондральные зоны мыщелков бедренной и большеберцовой костей с потенцированием репаративного генеза тканей.
Известен способ оперативного лечения деформирующего артроза коленного сустава с помощью тубусных скальпелей (Хирургическое лечение деформирующих остеоартрозов. / Ю.М.Юшенин, М.М.Федоров, И.С.Валитов и др. // Синграальная хирургия. - 2000. - №1. - С.25-30).
Однако после этапного туннелирования мягких тканей в области сустава и сверления полыми сверлами костнообразующих элементов коленного сустава в 16,9% случаев болевой синдром усиливается и приводит к неудовлетворительному результату операции. Способ также не предусматривает биологическое потенцирование репаративного хондрогенеза.
Известен костный перфоратор (патент №50101 РФ, МКИ A61B 17/56. Костный перфоратор. / Макушин В.Д., Чегуров O.K., Бирюкова М.Ю. - №2005116553; заявл. 30.05.05 г.; опубл. 27.12.05 г.), который применяется для трабекулярной тампонады спицевых каналов с целью стимуляции репаративных процессов. Однако данный костный перфоратор не использовался для субхондрального введения тканевого содержимого из костномозговой полости кости.
Известен способ лечения деформирующего артроза коленного сустава, в котором субхондрально спицами внесуставно формируют в костях коленного сустава сквозные во взаимокосых направлениях туннели (патент 2193363 РФ. Способ лечения деформирующего артроза коленного сустава. / В.Д.Макушин, O.К.Чегуров, В.И.Казанцев, Б.В.Камшилов (РФ), №2000126047/14; заявлено 16.10.2000. Опубликовано 27.11.2002. Бюл. 33).
Однако в известном способе не потенцируют репаративный хондрогенез введением прижизненных биологически активных веществ костного мозга и стромальных клеток из костномозговой полости в субхондральные отделы костей.
Задачей настоящего изобретения является возможность потенцирования репаративного хондрогенеза введением прижизненных биологически активных веществ костного мозга и стромальных клеток из костномозговой полости в субхондральные отделы костей с формированием участков активного ремоделирования.
Поставленная задача решается тем, что в способе лечения остеоартроза, включающий веерную субхондральную декомпрессионную туннелизацию суставных концов и надколенника, производят забор тканевой жидкости из костномозговой полости большеберцовой кости, которую непосредственно после забора разводят стерильным физиологическим раствором 1:6, в конечную зону каждого туннеля проводят иглу, присоединенную к шприцу, и вводят субхондрально не менее 0,3 мл разведенной тканевой жидкости, накладывают асептические повязки на раны, в период восстановительного лечения рекомендуют ходьбу с помощью костылей, в последующем с постепенно возрастающей нагрузкой на ногу.
Настоящее изобретение поясняется подробным описанием со ссылкой на конкретный пример выполнения способа и фотокопии рентгенограмм, на которых:
фиг.1 - рентгенограммы левого коленного сустава больной П., 58 лет: а) в прямой проекции - до лечения; б) в прямой и боковой проекциях - через 6 месяцев после лечения;
фиг.2 - МР-томограммы (Т1-режим) левого коленного сустава: а) до операции; б) через 6 месяцев после лечения;
фиг.3 - МР-томограммы (Т2-режим) левого коленного сустава: а) до операции; б) через 6 месяцев после лечения.
Способ осуществляют следующим образом.
Оперативное лечение проводят под эпидуральной анестезией. После обработки нижней конечности раствором антисептика в проекции верхнего отдела костномозговой полости большеберцовой кости сверлом перфорируют передний кортикальный слой большеберцовой кости. В сформированный канал ввинчивают канюлированный винт-фиксатор с мандреном для остеосинтеза М 16.10.004.000 длиной 65 мм. Погружают его конец в костномозговую полость кости. Мандрен удаляют, вместо него в канал винта-фиксатора вводят инъекционную иглу, присоединенную к шприцу.
Затем осуществляют забор тканевой жидкости, путем создания вакуума в полости шприца, извлекают содержимое из костномозговой полости большеберцовой кости в количестве 1,0 мл, которое непосредственно после забора разводят стерильным физиологическим раствором 1:6. Винт-фиксатор удаляют. На рану накладывают шов и асептическую повязку.
Затем костным перфоратором выполняют веерную субхондральную туннелизацию мыщелков бедренной и большеберцовой костей, косопродольную туннелизацию надколенника. В надколеннике выполняют не менее трех туннелей. В каждом мыщелке бедренной и большеберцовой костей формируют субхондрально не менее 4 туннелей.
После формирования каждого из 16 туннелей с глубиной до субхондрального слоя по пазу перфоратора в конечную зону туннеля проводят иглу, присоединенную к шприцу, и вводят не менее 0,3 мл разведенной 1:6 тканевой жидкости, содержащей прижизненные биологически активные вещества костного мозга и стромальные клетки из костномозговой полости большеберцовой кости.
Операцию завершают наложением асептических повязок.
После операции на период восстановительного лечения рекомендуют ходьбу с помощью костылей, в последующем с постепенно возрастающей нагрузкой на ногу.
Пример осуществления способа.
Больная П., 58 лет, диагноз: Левосторонний идиопатический гонартроз II стадии с болевым синдромом. Давность заболевания 2 года. Лечилась консервативно, принимая анальгетики и хондропротекторы. Эффект лечения был слабо выражен. Испытывала сильные боли в покое и при ходьбе.
При клиническом обследовании: варусного отклонения левой голени при стоянии нет. Сгибательно-разгибательная контрактура левого коленного сустава 90°-165°. При пальпации по внутренней поверхности левого коленного сустава отмечала болезненность. На рентгенограмме левого коленного сустава в прямой проекции - признаки гонартроза, характеризующие II стадию дегенеративно-дистрофического процесса (субкомпенсированная форма) (Фиг.1, а). На МР-томограмме (Т1-режим) левого коленного сустава (Фиг.2, а) суставной хрящ до лечения составляет суммарно: в медиальном отделе сустава - 0,27 см, в латеральном отделе - 0,33 см. Определяется трабекулярный отек субхондральных отделов большеберцовой кости. По МР-томограмме (Т2-режим), оценивая кровообращение до лечения (Фиг.3, а), в переднезадней и боковой проекциях в области коленного сустава определяется субкомпенсированное кровообращение с бедной артериальной сетью и редкими короткими коллатералями. Сосудистая сеть частично редуцирована, магистральные сосуды спазмированы. Синовиальные завороты сустава увеличены.
Под эпидуральной анестезией после обработки операционного поля в верхний отдел костномозговой полости левой большеберцовой кости после перфорации сверлом кортикальной пластинки со стороны planum tibia ввинчен конюлированный винт-фиксатор с погружением его конца в костномозговую полость. Мандрен удалили и с помощью шприца, соединенного с иглой, получили содержимое из костномозговой полости большеберцовой кости в количестве 1,0 мл, которое развели изотоническим раствором хлорида натрия в пропорции 1:6. Винт-фиксатор удалили.
На рану наложили шов и асептическую повязку.
Выполнили косо-продольную туннелизацию надколенника с образованием трех туннелей. Затем последовательно произвели веерную субхондральную туннелизацию мыщелков бедренной и большеберцовой костей и по игле, соединенной со шприцем, по пазу костного перфоратора субхондрально ввели в разведении 1:6 с физиологическим раствором содержимое из костномозговой полости, содержащее прижизненные биологически активные вещества костного мозга и стромальные клетки по 0,3 мл в конечную зону каждого туннеля. Общее количество туннелей в субхондральных отделах составило 16 (зон активного ремоделирования). На раны наложили асептические повязки.
На второй день после операции больная приступила к ходьбе при помощи костылей с постепенно возрастающей нагрузкой на оперированную конечность. Через 1,5 недели после операции больная отметила отсутствие болей в покое и резкое уменьшение интенсивности болевого синдрома при движении. Увеличилась амплитуда движений в левом коленном суставе (70°-180°). Срок стационарного лечения составил 35 дней.
При клиническом осмотре пациентки после выписки из клиники через 6 месяцев все виды болевого синдрома отсутствуют. Отмечена положительная биологическая динамика структурных элементов в субхондральных зонах. Увеличилась функция сустава: безболезненное полное разгибание и сгибание до 50°. Дистанция стабильной безболезненной ходьбы до 3-х км. Больная удовлетворена лечением и отмечает улучшение качества жизни.
При рентгенологическом обследовании через 6 месяцев после операции (Фиг.1, б) структура кости в проекции субхондрального слоя мыщелков суставных отделов бедренной и большеберцовой кости улучшена, хрящевая поверхность ровная, склероз субхондрального слоя уменьшился. На МР-томограмме (Т1-режим) левого коленного сустава (Фиг.2, б) суставной хрящ составляет суммарно: в медиальном отделе сустава - 0,33 см, в латеральном отделе - 0,38 см. Определяется уменьшение трабекулярного отека субхондральных отделов большеберцовой кости. При оценке кровообращения на МР-томограмме (Т2-режим) в переднезадней и боковой проекциях в области коленного сустава определяется компенсированное кровообращение с множеством развитых коллатералей различного калибра (Фиг.3, б). Редукция и спазм сосудистой сети отсутствует. Синовиальные завороты сустава нормальные.
Предлагаемый способ лечения остеоартроза позволяет, используя малотравматичные оперативные приемы, стимулировать репаративный хондрогенез и потенцировать региональный кровоток. Усиливается трофический эффект в субхондральной зоне. Восстанавливается конфигурация суставных поверхностей и структура субхондральной костной ткани посредством ремоделирования тканевых структур прижизненными биологически активными веществами и стромальными клетками из костномозговой полости большеберцовой кости пациента.
Биологический эффект локального субхондрального потенцирования репаративного хондрогенеза прижизненно биологически активными веществами костного мозга и стромальными клетками из костномозговой полости трубчатой кости заключается в следующем. Расстройство микроциркуляции при гонартрозе вызывает снижение капиллярного кровообращения и ишемию в субхондральной кости. Под влиянием циркуляторных расстройств возникает венозный стаз и гиперемия, уменьшается насыщение кислородом крови в субхондральном слое кости, наступают морфологические изменения костных трабекул, накапливаются костные метаболиты, активирующие протеолитическую активность. Нарушается метаболизм субхондрального слоя и питание хряща. Происходит разрушение протеогликанов хряща, приводящее к его деградации. При туннелизации субхондральных зон артикулирующих поверхностей сустава потенцирование репаративного хондрогенеза прижизненными биологически активными веществами костного мозга и стромальными клетками из костномозговой трубчатой кости с формированием участков активного ремоделирования происходит восстановление постоянства внутритканевого и внутриорганного гомеостаза. В зонах субхондральной кости вскрытых при туннелировании вновь образуются кровеносные сосуды (капилляры). Через стенки сосудов осуществляется обмен веществ между кровью и тканями (воды, ионов, микро и макромолекул клеток, тканевой средой и лимфой). Восстанавливается микроциркуляторная сеть субхондрального слоя. Возникает трофический кооперативный эффект активизации репаративного генеза всех тканей, в том числе и хрящевой. Восстановление трофики приводит к регрессу дегенеративно-дистрофических процессов в суставе. Частичная резорбция кальцифицированного хряща в хрящевом компоненте создает нормальный биологический контакт с прилежащей костью.
Положительная биологическая динамика перестройки структуры хряща и субхондральной костной ткани, выраженный анальгетический эффект и увеличение функции сустава в послеоперационном периоде свидетельствуют об эффективности оперативного пособия и стабильности результата.
Предлагаемый способ используется в клинических отделениях ФГУ «РНЦ «ВТО» им. академика Г.А.Илизарова. Росмедтехнологий».
1. Способ лечения остеоартороза, включающий веерную субхондральную декомпрессионную туннелизацию суставных отделов и надколенника, отличающийся тем, что производят забор содержимого костномозговой полости большеберцовой кости, которое непосредственно после забора разводят стерильным физиологическим раствором 1:6, в конечную зону каждого туннеля проводят иглу, присоединенную к шприцу и вводят субхондрально не менее 0,3 мм, накладывают асептические повязки на раны, в период восстановительного лечения рекомендуют ходьбу с ортопедической разгрузкой сустава и последующей, постепенно возрастающей нагрузкой на ногу.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что формируют в субхондральном слое суставных отделов не менее 16 зон активного ремоделирования.