Колесо-движитель универсальной проходимости и транспортное средство с такими колесами

Колесо состоит из трех основных частей: двух крайних, каждая из которых представляет собой колесо, и средней, расположенной между ними. Средняя часть выполнена диаметром на 30-50 мм меньше диаметра крайних частей, на цилиндрической поверхности которой выполнен протектор так, что при движении транспортного средства по воде вплавь или по жидкой грязи он выполняет роль плицев. Обе крайние части соединены со средней герметично и все три части установлены также герметично на вал, к которому подводится вращающий момент от двигателя. Транспортное средство характеризуется тем, что на нем установлены одно или более упомянутых колес. Технический результат - повышение проходимости транспортного средства. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Широко известны колеса, которые являются или пассивными опорами транспортных средств, или их движителями.

Недостатком всех известных колес является относительно малая их ширина и малая площадь контакта с опорой (дорогой или грунтом) и, как следствие, высокое удельное давление на опору. Вследствие этого, если прочность опоры меньше давления, оказываемого на нее со стороны колеса, колесо углубляется в опору ( вязнет), а если это колесо - движитель, то оно буксует и самостоятельно не может продвигать наземное транспортное средство в какую-либо сторону.

Тем сильнее сказывается этот недостаток при движении транспортного средства, например, по илистой местности с многочисленными углублениями и ямами, заполненными водой, не говоря уж об принципиальной неспособности колес быть движителями в воде достаточной глубины, если только транспортное средство не приспособлено к движению под водой, а его колеса не соприкасаются с дном водоема.

Известны, правда, транспортные средства - амфибии, которые могут передвигаться по воде вплавь, но у них колеса, на которых они передвигаются по суше, в воде не являются движителями.

Но даже амфибия не может, например, заехать в реку или выехать из нее, если перед этим необходимо преодолеть топкий берег.

Предлагаемое изобретением устройство колеса-движителя универсальной проходимости изображено на чертеже.

Но прежде необходимо пояснить, что понимается под термином «универсальная проходимость», используемым в предлагаемом изобретении для характеристики свойств колеса и транспортного средства с такими колесами. Под этим понимается способность транспортного средства свободно передвигаться как по дорогам, по которым передвигаются известные транспортные средства, так и по дорогам повышенной «непроходимости», т.е. по грунтовым дорогам с глубокими колеями и с протяженными участками грязи любой глубины, а также по бездорожью: по болотам и прочим зыбким местам, по местности сплошь или в значительной части залитой водой и заросшей травой и сравнительно невысоким кустарником, по сплошным водным участкам неограниченной глубины, по снегу любой практически встречающейся толщины, а также по произвольным сочетаниям участков земной поверхности с указанными выше свойствами. При этом при перемещении транспортного средства с одного участка на другой не требуется переналадка транспортного средства, за исключением изменения скорости и мощности. Но это присуще любому транспортному средству и не считается его переналадкой.

Вернемся к описанию устройства колеса, схематически изображенного на чертеже.

1 - две крайние части - известные одинаковые колеса; 2 - вал; 3 - средняя часть; А - протектор.

Крайние части 1 в основном предназначены для передвижения по обычным дорогам, являющимся проходимыми для основной массы известных транспортных средств, средняя часть 3 служит для увеличения площади контакта колеса, предлагаемого изобретением, с опорой и увеличения объема этого колеса и выполнена диаметром на 30 - 50 мм меньшим диаметра крайних частей 1. На ее цилиндрической части выполнен протектор А, который служит для лучшего сцепления колеса, предлагаемого изобретением, со слабыми или разжиженными грунтами, а также выполняет роль плицев при движении колеса вплавь по воде или жидкой глубокой грязи. Крайние части 1 соединены герметично со средней частью 3 и все три части установлены также герметично на вал 1, к которому подводится вращающий момент от двигателя.

При движении по воде без опирания на дно часть 3 совместно с двумя частями 1 придает плавучесть транспортному средству, которое или совсем не обладает таковой, или обладает ей в недостаточной для конкретного применения степени.

При этом, как правило, колеса должны погружаться в воду примерно не более 2/3 их диаметра для сохранения запаса плавучести транспортного средства и эффективности работы колес в воде в качестве движителей. При полном погружении колес в воду эффективность их работы как движителей существенно снизится.

Из вышеизложенного следует, что для увеличения проходимости и плавучести транспортного средства с колесами универсальной проходимости необходимо увеличивать диаметр его колес, ширину и количество одновременно устанавливаемых на транспортное средство колес.

1. Колесо-движитель универсальной проходимости, состоящее из трех основных частей: двух крайних, каждая из которых представляет собой колесо, и средней, расположенной между ними, отличающееся тем, что средняя часть выполнена диаметром на 30-50 мм меньше диаметра крайних частей, на цилиндрической поверхности которой выполнен протектор, так что при движении транспортного средства по воде вплавь или по жидкой грязи он выполняет роль плицев, при этом обе крайние части соединены со средней герметично и все три части установлены также герметично на вал, к которому подводится вращающий момент от двигателя.

2. Транспортное средство, отличающееся тем, что на нем установлены одно или более колес по п.1.