Передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию для запуска газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов содержит цельнометаллический трехсекционный кузов, смонтированный на колесном шасси с откидываемым вверх звеном дышла, на неподвижном звене которого смонтирована откидываемая вниз роликовая опора. В одной из крайних секций кузова размещены газотурбинный двигатель со стартером, генератором тока и компрессором. Средняя секция разделена перегородкой на два отсека, в одном из которых размещен топливный бак, а в другом - гидростанция, сверху которой дополнительно установлен пульт управления гидростанцией, к последней присоединены гидравлические нагнетаемый и всасывающий шланги с возможностью присоединения гидростанции к гидросистеме летательного аппарата. В третьей секции кузова размещены выпрямитель тока, аккумуляторы и кондиционер, при этом к первому выходу перепускного клапана пристыкован тройник, к одному из выходов которого присоединен гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата, а к другому - воздухопровод подачи горячего воздуха в кондиционер, снабженные запорными кранами, управляемыми с пульта управления, при этом к выходу кондиционера присоединен второй гибкий рукав для подачи воздуха в салон и/или в кабину пилотов летательного аппарата. Изобретение направлено на расширение технологических возможностей и улучшение условий технического обслуживания летательных аппаратов. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию, которое может быть использовано на аэродромах для воздушного или электрического запуска газотурбинных двигателей летательных аппаратов, кондиционирования салона и/или кабины пилотов, отработки гидравлических и электрических систем управления.

Известно устройство для запуска газотурбинного двигателя без применения стартера, содержащее источник сжатого воздуха, трубопровод подачи сжатого воздуха на рабочие лопатки турбины компрессора двигателя, снабженного камерой сгорания для подогрева воздуха перед турбиной компрессора и заслонкой, обеспечивающей прекращение подачи воздуха (патент RU №2088488 С1. Устройство для запуска газотурбинного двигателя. - МКИ: В64F 1/34. - Бюл. №24, 27.08.1997 г.). Недостатком известного изобретения является сложность конструкции и окисление воздуха в результате горения топлива в камере сгорания при подаче его на турбину, что осложняет процесс запуска газотурбинного двигателя обедненным кислородом воздухом.

Известна установка воздушного запуска, содержащая смонтированный на двухосном разнесенным колесном шасси цельнометаллический кузов, в котором размещены газотурбинный двигатель с отбором воздуха за компрессором и стартером-генератором, воздухозаборник в виде оконных проемов в кузове для забора атмосферного воздуха, выхлопная труба и выхлопной патрубок для отвода в атмосферу горячих выхлопных газов двигателя и вентиляции кузова посредством эжектора, образованного выхлопной трубой и выхлопным патрубком, топливная система, электрооборудование с аккумуляторами и пультом управления, система пожаротушения, гибкий рукав для подачи горячего сжатого воздуха по трубопроводу от компрессора газотурбинного двигателя под давлением к штуцеру воздушного стартера двигателя летательного аппарата или сброса в атмосферу по отводной трубе посредством перепускного клапана и выполненный на кузове лоток для укладки гибкого рукава в транспортном положении (Канарчук В.Е. Авиационная наземная техника. Справочник. Установка воздушного запуска авиадвигателей УВЗ-48/40-452. - Москва, «Транспорт», 1989, - стр.41-51). Недостатком известного технического решения является ограниченность технологических возможностей для технического обслуживания летательных аппаратов на аэродромах, а также повышенный уровень шума от работы установки, снижающие условия и безопасность эксплуатации.

Известен передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов, содержащий цельнометаллический трехсекционный кузов, смонтированный на колесном шасси с откидываемым вверх звеном дышла, на неподвижном звене которого смонтирована подъемная роликовая опора, в одной из крайних секций кузова размещены газотурбинный двигатель со стартером, генератором тока и компрессором с трубопроводом отбора горячего воздуха через перепускной клапан с выходом первого из них в гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата и в отводную трубу на сброс горячего воздуха в атмосферу, присоединенную ко второму выходу перепускного клапана, в других секциях размещены топливная система, электрические аккумуляторы, система пожаротушения и пульт управления, а на периферии по низу кузова установлены кронштейны под гибкий рукав (патент RU №2297952 С2. Установка для воздушного запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата. - МПК7: В64F 1/34, В60Р 3/14. - Бюл. №12, 27.04.2007 г.). Данный передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов принят за прототип.

Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является ограниченность технологических возможностей для технического обслуживания летательных аппаратов на аэродромах.

Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является расширение технологических возможностей и улучшение условий технического обслуживания летательных аппаратов на аэродромах.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого технического решения, является расширение технологических возможностей и улучшение условий технического обслуживания летательных аппаратов на аэродромах.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном передвижном агрегате аэродромного обслуживания летательных аппаратов, содержащем цельнометаллический трехсекционный кузов, смонтированный на колесном шасси с откидываемым вверх звеном дышла, на неподвижном звене которого смонтирована откидываемая вниз роликовая опора, в одной из крайних секций кузова размещены газотурбинный двигатель со стартером, генератором тока и компрессором с трубопроводом отбора горячего воздуха через перепускной клапан с выходом первого из них в гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата и в отводную трубу на сброс горячего воздуха в атмосферу, присоединенную ко второму выходу перепускного клапана, в других секциях размещены топливная система, электрические аккумуляторы, система пожаротушения и пульт управления агрегатом, а на периферии по низу кузова установлены кронштейны под гибкий рукав согласно предложенному техническому решению,

в кузове дополнительно размещены кондиционер, гидростанция и выпрямитель тока, подключаемые посредством пульта управления к генератору, причем переменного тока, при этом выпрямитель тока соединен с аккумуляторами, к последним присоединен кабель постоянного тока, а к генератору - кабель переменного тока, с возможностью подключения их к летательному аппарату для запуска двигателей и/или отработки системы управления, средняя секция разделена перегородкой на два отсека, в одном из которых размещен топливный бак, а в другом - гидростанция, к последней присоединены гидравлические нагнетаемый и всасывающий шланги с возможностью присоединения гидростанции к гидросистеме летательного аппарата, в третьей секции кузова размещены выпрямитель тока, аккумуляторы и кондиционер, при этом к первому выходу перепускного клапана пристыкован тройник, к одному из выходов которого присоединен гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата, а к другому - воздухопровод подачи горячего воздуха в кондиционер, снабженные запорными кранами, управляемыми с пульта управления, при этом к выходу кондиционера присоединен второй гибкий рукав для подачи воздуха в салон и/или в кабину пилотов летательного аппарата;

в секции вместе с газотурбинным двигателем размещены баллон с фреоном и коллектор системы пожаротушения;

гидростанция содержит два электроприводных гидронасоса, отсек для которой сообщен с третьей секцией, причем каждый гидронасос оснащен нагнетаемым и всасывающим шлангами и пультом управления;

кузов смонтирован на двухосном спаренном колесном шасси, в котором неподвижное звено дышла выполнено трапециевидной формы с прицепным кольцом, последний соединен с тормозом наката, а поворотное звено дышла выполнено с длиной вылета прицепного кольца, большей длины выступа прицепного кольца на неподвижном звене, по меньшей мере, на длину прицепного кольца;

на периферии по низу кузова установлены дополнительные кронштейны для второго гибкого рукава;

на периферии по верху кузова установлены кронштейны для электрических кабелей;

сбоку кузова на стороне расположения пульта управления выполнена убирающаяся подножка;

сбоку кузова на стороне, противоположной убирающейся подножки, выполнены контейнеры для гидравлических шлангов;

шасси снабжено устройством ручного тормоза колес.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного агрегата аэродромного обслуживания летательных аппаратов, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На фиг.1 изображен общий вид передвижного агрегата аэродромного обслуживания летательных аппаратов, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху (потолочная стенка кузова условно не показана).

Передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов содержит цельнометаллический трехсекционный кузов 1, смонтированный на двухосном спаренном колесном шасси 2 с дышлом, состоящим из неподвижного звена 3 трапециевидной формы с прицепным кольцом 4, на котором смонтирована откидываемая вниз роликовая опора 5, и поворотного звена 6 с длиной вылета прицепного кольца 7, большей длины выступа прицепного кольца 4 на неподвижном звене 3, по меньшей мере, на длину прицепного кольца 7 (фиг.1). Прицепное кольцо 4 неподвижного звена 3 соединено с тормозом наката. Шасси 2 также снабжено устройством ручного тормоза 8. В крайней секции 9 кузова 1, изнутри покрытой звукоизолирующим материалом, размещены газотурбинный двигатель 10 со стартером, генератором 11 переменного тока и компрессором 12 с трубопроводом отбора горячего воздуха, к которому присоединен перепускной клапан 13, первый выход которого соединен с входом в тройник 14, а второй - с отводной трубой 15 сброса горячего воздуха в атмосферу, а также выхлопная труба 16 двигателя 10, баллон 17 с фреоном и коллектор 18 системы пожаротушения (фиг.2). Средняя секция 19 разделена перегородкой 20 на два отсека 21 и 22. В отсеке 21 размещен топливный бак 23 двигателя 10. В отсеке 22 размещена гидростанция 24 с нагнетаемым и всасывающим шлангами 25 для присоединения ее к гидросистеме летательного аппарата, над которой установлен дополнительный пульт 26 управления гидростанцией 24, последняя электрически подключена к генератору 11. В другой крайней секции 27 кузова 1 размещены выпрямитель тока 28, электрические аккумуляторы 29 с системой подзарядки от генератора 11 и кондиционер 30. К одному из выходов тройника 14 присоединен гибкий рукав 31 для подачи горячего воздуха от компрессора 12 на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата, а к другому - воздухопровод 32 для подачи горячего воздуха от компрессора 12 в кондиционер 30, снабженные запорными кранами 33 и 34 соответственно, управляемые с пульта 35 управления агрегатом, установленного над секцией 27. К выходу кондиционера 30 присоединен гибкий рукав 36 для подачи воздуха на кондиционирование салона и/или кабины пилотов летательного аппарата. Выпрямитель тока 28 снабжен кабелем 37 постоянного тока и подключен выходом к аккумуляторам 29, а входом к генератору 11, к последнему, в свою очередь, присоединен кабель 38 переменного тока. Кабелями 37 и 38 агрегат подключается к летательному аппарату для электрического запуска двигателей и/или отработки электрической системы летательного аппарата. Гидростанция 24 содержит два электроприводных гидронасоса, каждый из которых оснащен нагнетаемым и всасывающим гидравлическими шлангами 25. Отсек 22 сообщен с третьей секцией 27. На периферии кузова 1 установлены кронштейны 39 для укладки гибких рукавов 31 и 36. Сбоку кузова 1 выполнена убирающаяся подножка 40 для работы с пультами управления 26 и 35. Сбоку кузова 1 на стороне, противоположной убирающейся подножки 40, выполнены контейнеры 41 для транспортирования и хранения гидравлических шлангов 25. Сверху кузова на его периферии установлены кронштейны 42 для транспортирования и хранения электрических кабелей 37 и 38.

Передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов работает следующим образом.

Для технического обслуживания летательных аппаратов на аэродроме агрегат зацепляют дышлом за буксировочное устройство транспортного средства и транспортируют его к месту назначения. В зависимости от высоты буксировочного устройства на транспортном средстве и скорости перемещения агрегат зацепляют или зацепным кольцом 7 на поворотном звене 6 дышла, которое устанавливают и закрепляют под необходимым углом с высотой зацепного кольца 7 для буксировочного устройства транспортного средства более 465 мм при скорости транспортирования не более 15 км/ч, или запорным кольцом 4 на неподвижном звене 3 с высотой расположения буксировочного устройства на транспортном средстве 430 мм при скорости транспортирования не более 60 км/ч, для чего поворотное звено 6 поворачивают вверх в вертикальной плоскости относительно неподвижного звена 3 на максимальный угол, с которым звено 6 фиксируют относительно неподвижного звена 3. Затем роликовую опору 5 поворотом поднимают вверх и фиксируют под неподвижным звеном 3 дышла и агрегат транспортируется к месту назначения. При торможении транспортного средства во время движения со скоростью не более 60 км/ч под давлением буксировочного устройства на прицепное кольцо 4 неподвижного звена 3 дышла от инерции массы агрегата на шасси 2 автоматически срабатывает тормоз наката агрегата. После доставки агрегата к летательному аппарату роликовую опору 5 поворотом опускают и фиксируют в вертикальном положении, кольцо 4 дышла отцепляют от транспортного средства, устанавливают на роликовую опору 5 и колеса шасси 2 закрепляют ручным тормозом 8. Подножку 40 опускают вниз в рабочее положение. С пульта 35 управления агрегатом, расположенным над секцией 27, от аккумуляторов 29 посредством стартера запускается в холостом режиме газотурбинный двигатель 10 мод. SAFIR 5K/G M1 с компрессором 12, питаемый от топливного бака 23, при этом перепускной клапан 13 переключен на сброс горячего воздуха от компрессора 12 по отводной трубе 15 в атмосферу. В результате происходит забор атмосферного воздуха двигателем 10 для его работы и в компрессор 12 с отводом в атмосферу выхлопных газов от двигателя 10 через выхлопную трубу 16 и сбросом горячего воздуха от компрессора 12 по отводной трубе 15, а также вращение генератора 11 с подачей переменного тока на выпрямитель тока 28, от которого получают электрический заряд аккумуляторы 29.

Для воздушного запуска газотурбинных двигателей летательного аппарата с кронштейнов 39 на периферии кузова 1 снимают гибкий рукав 31 и присоединяют к воздушному стартеру газотурбинного двигателя летательного аппарата. С пульта 35 управления агрегатом на гибком рукаве 31 открывается запорный кран 33, а воздухопровод 32 подачи горячего воздуха от компрессора 12 в кондиционер 30 перекрывается запорным краном 34. Для запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата с пульта 35 управления агрегатом увеличивают обороты двигателя 10 мод. SAFIR 5K/G M1 и переводят его в рабочий режим работы, перепускной клапан 13 переключается на тройник 14, перекрывается отводная труба 15, и горячий воздух из компрессора 12 через перепускной клапан 13, тройник 14 и гибкий рукав 31 подается в воздушный стартер газотурбинного двигателя летательного аппарата и производит его запуск. После запуска одного газотурбинного двигателя летательного аппарата с пульта 35 управления двигатель 10 переводится в холостой режим, отключается отбор горячего воздуха переключением перепускного клапана 13 с тройника 14 в отводную трубу 15, гибкий рукав 31 перебрасывают на воздушный стартер второго газотурбинного двигателя летательного аппарата, затем с пульта 35 управления агрегатом переключается перепускной клапан 13 с отводной трубы 15 в тройник 14 и гибкий рукав 31, двигатель 10 переводится в рабочий режим и производится запуск другого газотурбинного двигателя летательного аппарата. После запуска двигателей летательного аппарата с пульта 35 управления агрегатом двигатель 10 переводят в холостой режим, гибкий рукав 31 отсоединяют от летательного аппарата, перепускной клапан 13 переключают на отвод горячего воздуха в отводную трубу 15, затем выключают двигатель 10 и гибкий рукав 31 укладывают на кронштейны 39 вдоль периферии по низу кузова 1 агрегата.

Для кондиционирования салона и/или кабины пилотов летательного аппарата с кронштейнов 39 на периферии кузова 1 снимают гибкий рукав 36, присоединенный к кондиционеру 30. С подножки 40 с помощью пульта 35 управления агрегатом перепускной клапан 13 переключается на тройник 14, открывается запорный кран 34 на воздухопроводе 32, а гибкий рукав 31 перекрывается запорным краном 33. Для кондиционирования салона и/или кабины пилотов летательного аппарата гибкий рукав 36 присоединяют к летательному аппарату. С пульта 35 управления агрегатом увеличивают обороты двигателя 10 мод. SAFIR 5K/G M1 и переводят его в рабочий режим работы, перекрывается отводная труба 15 и горячий воздух из компрессора 12 через перепускной клапан 13, тройник 14 и воздухопровод 32 подается в кондиционер 30, из которого по гибкому рукаву 36 воздух подается на кондиционирование салона и/или кабины пилотов летательного аппарата, после чего с пульта 35 управления агрегатом двигатель 10 переводят в холостой режим, гибкий рукав 36 отсоединяют от летательного аппарата, перепускной клапан 13 переключают на отвод горячего воздуха в отводную трубу 15, затем выключают двигатель 10 и гибкий рукав 36 укладывают на кронштейны 39 вдоль периферии по низу кузова 1 агрегата.

Для отработки электрических систем управления и электрического запуска газотурбинных двигателей летательного аппарата с кронштейнов 42 снимают электрические кабели 37 постоянного тока и 38 переменного тока и присоединяют их штепсельными разъемами ШРАП-500 и ШРАП-400-ЗФ соответственно к борту летательного аппарата.

На отработку электрических систем управления и электрический запуск газотурбинных двигателей летательного аппарата от стартера постоянного тока с подножки 40 с помощью пульта 35 управления электрический кабель 37 подключают к аккумуляторам 29 и производят электрический запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата. После запуска двигателей летательного аппарата с пульта 35 управления отключают электрический кабель 37, последний затем отсоединяют от летательного аппарата и укладывают в кронштейны 42.

На отработку электрических систем управления и электрический запуск газотурбинных двигателей летательного аппарата от стартера переменного тока с подножки 40 с помощью пульта 35 управления перепускной клапан 13 переключают на сброс горячего воздуха от компрессора 12 по отводной трубе 15 в атмосферу, газотурбинный двигатель 10 мод. SAFIR 5K/G M1 агрегата переводят в рабочий режим, и от генератора 11 по электрическому кабелю 38 подают соответствующее напряжение переменного тока на запуск двигателя летательного аппарата. После запуска двигателей летательного аппарата двигатель 10 переводят в холостой режим, электрический кабель 38 отсоединяют от летательного аппарата, с пульта управления 35 выключают двигатель 10 и электрический кабель 38 укладывают в кронштейны 42.

Для отработки гидравлических систем управления летательного аппарата из контейнера 41 сбоку кузова 1 вынимают нагнетаемые и всасывающие гидравлические шланги 25, которые присоединяют к соответствующим бортовым штуцерам летательного аппарата. С подножки 40 с помощью пульта 35 управления, расположенной над секцией 27, переключают перепускной клапан 13 на сброс горячего воздуха от компрессора 12 по отводной трубе 15 в атмосферу, двигатель 10 мод. SAFIR 5K/G M1 переводят в рабочий режим, и от генератора 11 подают напряжение переменного тока на электроприводные гидронасосы гидростанции 24. Затем с пульта 26 управления гидростанцией 24, расположенного над отсеком 22 секции 19, осуществляют управление подачей гидравлической жидкости к гидравлическим системам летательного аппарата для их отработки. После отработки гидравлических систем управления с пульта управления 35 выключается двигатель 10, гидравлические шланги 25 укладываются в контейнеры 41 для транспортировки и хранения их.

По окончанию обслуживания летательного аппарата подножку 40 поднимают и примыкают к кузову 1 сбоку агрегата, последний присоединяют дышлом к транспортному средству, роликовая опора 5 поднимается под неподвижное звено 3 и закрепляется под ним, после чего агрегат транспортируют на место хранения.

1. Передвижной агрегат аэродромного обслуживания летательных аппаратов, содержащий цельнометаллический трехсекционный кузов, смонтированный на колесном шасси с откидываемым вверх звеном дышла, на неподвижном звене которого смонтирована откидываемая вниз роликовая опора, в одной из крайних секций кузова размещены газотурбинный двигатель со стартером, генератором тока и компрессором с трубопроводом отбора горячего воздуха через перепускной клапан с выходом первого из них в гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата и в отводную трубу на сброс горячего воздуха в атмосферу, присоединенную ко второму выходу перепускного клапана, в других секциях размещены топливная система, электрические аккумуляторы, система пожаротушения и пульт управления агрегатом, а на периферии по низу кузова установлены кронштейны под гибкий рукав, отличающийся тем, что в кузове дополнительно размещены кондиционер, гидростанция и выпрямитель тока, подключаемые посредством пульта управления к генератору, причем переменного тока, при этом выпрямитель тока соединен с аккумуляторами, к последним присоединен кабель постоянного тока, а к генератору - кабель переменного тока, с возможностью подключения их к летательному аппарату для запуска двигателей и/или отработки системы управления, средняя секция разделена перегородкой на два отсека, в одном из которых размещен топливный бак, а в другом - гидростанция, сверху которой дополнительно установлен пульт управления гидростанцией, к последней присоединены гидравлические нагнетаемый и всасывающий шланги с возможностью присоединения гидростанции к гидросистеме летательного аппарата, в третьей секции кузова размещены выпрямитель тока, аккумуляторы и кондиционер, при этом к первому выходу перепускного клапана пристыкован тройник, к одному из выходов которого присоединен гибкий рукав для подачи горячего воздуха на запуск газотурбинного двигателя летательного аппарата, а к другому - воздухопровод подачи горячего воздуха в кондиционер, снабженные запорными кранами, управляемыми с пульта управления, при этом к выходу кондиционера присоединен второй гибкий рукав для подачи воздуха в салон и/или в кабину пилотов летательного аппарата.

2. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что в секции вместе с газотурбинным двигателем размещены баллон с фреоном и коллектор системы пожаротушения.

3. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что гидростанция содержит два электроприводных гидронасоса, отсек для которой сообщен с третьей секцией, причем каждый гидронасос оснащен нагнетаемым и всасывающим шлангами и пультом управления.

4. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что кузов смонтирован на двухосном спаренном колесном шасси, в котором неподвижное звено дышла выполнено трапециевидной формы с прицепным кольцом, последний соединен с тормозом наката, а поворотное звено дышла выполнено с длиной вылета прицепного кольца большей длины выступа прицепного кольца на неподвижном звене, по меньшей мере, на длину прицепного кольца.

5. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что на периферии по низу кузова установлены дополнительные кронштейны для второго гибкого рукава.

6. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что на периферии по верху кузова установлены кронштейны для электрических кабелей.

7. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что сбоку кузова на стороне расположения пульта управления выполнена убирающаяся подножка.

8. Агрегат по п.7, отличающийся тем, что сбоку кузова на стороне, противоположной убирающейся подножке, выполнены контейнеры для гидравлических шлангов.

9. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что шасси снабжено устройством ручного тормоза колес.