Тара для хранения и транспортировки боеприпасов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к хранению и транспортировке боеприпасов. Тара для хранения и транспортировки боеприпасов представляет собой полый корпус из полимерного композиционного материала, с внутренней полостью, с элементами для штабелирования, а также с элементами для погрузки-разгрузки. Корпус выполнен в виде монокока, состоящего из соединяемых между собой, по меньшей мере, одной нижней части и, по меньшей мере, одной верхней части, каждая из которых выполнена с, по меньшей мере, одним жесткостным элементом, где жесткостные элементы нижней и верхней частей монокока расположены друг над другом, образуя, по меньшей мере, один силовой пояс корпуса. Жесткостной элемент нижней части монокока представляет собой ложемент для размещения боеприпаса, а жесткостной элемент верхней части монокока представляет собой поперечный шпангоут; элементы для погрузки-разгрузки тары установлены в нижней части монокока в зоне силового пояса. Форма монокока повторяет форму размещаемого в нем боеприпаса. Жесткостные элементы в верхней и нижней частях монокока выполнены соответственно друг над другом и расположены в местах, повторяющих места расположения силовых элементов размещаемого в монококе боеприпаса. Получается прочная недорогая многоразовая тара для хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, к хранению и транспортировке боеприпасов, в том числе снарядов и реактивных снарядов, а также мин, торпед и других боеприпасов подобного рода.

В настоящее время актуальна задача создания недорогой многоразовой тары для хранения и транспортировки боеприпасов.

Из уровня техники известен ящик для боеприпасов (патент РФ №2285228, приоритет 23.08.2005, МПК F42B 39/00), который содержит скрепленные между собой и днищем боковые и торцевые стенки и шарнирно соединенную с одной из боковых стенок крышку, снабженную замками для соединения с другой, при этом стенки, днище и крышка выполнены из огнестойкого термоизолирующего композиционного материала, а соотношение толщин стенок, днища и крышки имеет определенную зависимость от опытного коэффициента, зависящего от материала и конструкционных параметров ящика. В качестве композиционного материала в частном случае исполнения известного ящика для боеприпасов используется базальтопластик.

К недостаткам известного ящика для боеприпасов следует отнести невозможность его использования для крупногабаритных боеприпасов в связи с низкими жесткостными характеристками.

Из уровня техники известна также тара для изделий сложной формы (патент РФ №2198832, приоритет 29.10.2001, МПК B65D 8/00, F42B 39/26), выполненная из композиционного базальтостекловолокнистого материала и легких металлов и сплавов. Тара содержит днище и крышку с планками на них, две торцевые, две боковые стенки с предохранительными планками и установленные внутри нее направляющие, вкладыши, перегородки и закладные, при этом на внутренней поверхности, по меньшей мере, двух боковых стенок или днища и крышки выполнен, по меньшей мере, один ряд направляющих с фиксированным шагом, с установленными между ними вкладышами, снабженными выступами, конфигурация которых выполнена совпадающей с профилем, образованным направляющими.

Недостатком такой известной тары для изделий сложной формы является повышенная трудоемкость и дороговизна изготовления, связанные с ее многодетальностью.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является выбранный в качестве прототипа известный из уровня техники сформованный из пластика контейнер (патент Великобритании №2092992, приоритет 17.02.1982, МПК B65D 8/04) для артиллерийских снарядов или аналогичных предметов, имеющий внешний кожух, сформованный из упрочненного пластика. В кожухе образованы цилиндрические камеры, в каждой из которых находится внутренний кожух, предназначенный для размещения снаряда, имеются также приводимые вручную затворы для закрытия и открывания концов каждого из внутренних кожухов и разъемного закрепления на месте содержимого внутренних кожухов. Для удобства штабелирования в контейнере предусмотрены выступы и соответствующие им впадины, а для удобства погрузки-разгрузки на верхней и нижней частях горизонтально расположенного внешнего кожуха предусмотрены рымные узлы.

Недостатками прототипа является невозможность его использования для крупногабаритных боеприпасов в связи с низкими жесткостными характеристиками, а также невозможность эксплуатации боеприпасов без извлечения из контейнера.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создания недорогой многоразовой прочной тары для хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных.

Задача решается за счет того, что предложена тара для хранения и транспортировки боеприпасов, представляющая собой корпус из полимерного композиционного материала с внутренней полостью, с элементами для штабелирования, а также с элементами для погрузки-разгрузки, причем корпус выполнен в виде монокока, внешняя конфигурация которого максимально приближена к конфигурации размещаемого в нем боеприпаса; монокок состоит из плавно переходящих друг в друга крайнего первого участка, центрального второго участка и крайнего третьего участка, где крайний первый участок и крайний третий участок имеют сужающуюся к торцам форму, а центральный второй участок имеет форму прямоугольного параллелепипеда; монокок состоит из соединяемых между собой, приблизительно равных по размерам и конфигурации нижней части монокока и верхней части монокока, где плоскость соединения нижней части монокока и верхней части монокока приблизительно совпадает с горизонтальной плоскостью, проходящей через продольное сечение располагаемого в таре боеприпаса, при этом каждая из которых выполнена из соединенных между собой оболочки и, по меньшей мере, двух жесткостных элементов, а жесткостные элементы попарно расположены друг над другом, образуя, по меньшей мере, два силовых пояса, при этом жесткостные элементы в верхней части монокока и нижней части монокока, образующие силовые пояса, расположены приблизительно в местах расположения поперечных силовых элементов размещаемого в таре для хранения и транспортировки боеприпасов боеприпаса, жесткостные элементы нижней части монокока представляют собой ложементы для размещения боеприпаса, а жесткостные элементы верхней части монокока представляют собой поперечные шпангоуты.

В одном частном случае исполнения тары для хранения и транспортировки боеприпасов, по крайней мере, четыре элемента для погрузки-разгрузки тары для хранения и транспортировки боеприпасов установлены в нижней части монокока в зонах силовых поясов симметрично по два с каждой стороны относительно продольной оси тары для хранения и транспортировки боеприпасов. В другом частном случае исполнения тары для хранения и транспортировки боеприпасов она содержит, по крайней мере, четыре элемента для погрузки-разгрузки, которые установлены в нижней части монокока в зоне силового пояса, симметрично по два с каждой стороны относительно продольной оси тары.

В другом частном случае исполнения тары для хранения и транспортировки боеприпасов элементы для штабелирования представляют собой, по меньшей мере, две выемки на верхней части монокока и, по меньшей мере, два выступа на нижней части монокока, которые выполнены соответственно выступам, причем размер и форма выемки позволяют выступу беспрепятственно проходить в выемку.

Предложенная тара для хранения и транспортировки боеприпасов позволяет обеспечить повышенные прочностные и жесткостные характеристики за счет оригинальной формы исполнения корпуса в виде монокока, за счет наличия в нем жесткостных элементов, образующих единый силовой пояс, в зоне которого в нижней части монокока расположены и элементы для погрузки-разгрузки тары.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг.1 изображен основной вид предлагаемой тары для хранения и транспортировки боеприпасов с размещенным в ней боеприпасом; на фиг.2 - сечение тары для хранения и транспортировки боеприпасов по силовому поясу; на фиг.3 - соединение верхней части монокока с нижней частью монокока, на фиг.4 - расположение первого крайнего участка монокока, второго центрального участка монокока и третьего крайнего участка монокока; на фиг.5 - верхний жесткостной элемент, на фиг.6 - нижний жесткостной элемент.

Тара для хранения и транспортировки боеприпасов представляет собой полый корпус в виде монокока (1) из полимерного композиционного материала, в полости которого размещают боеприпас (2), состоящий из плавно переходящих друг в друга крайнего первого участка (а), центрального второго участка (b) и крайнего третьего участка (с), где крайний первый участок (а) и крайний третий участок (с) имеют сужающуюся к торцам форму, а центральный второй участок (b) имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Монокок (1) состоит из нижней части монокока (3) и верхней части монокока (4), которые выполнены с возможностью соединения друг с другом (фиг.1, 2). Нижняя часть монокока (3) и верхняя часть монокока (4) соединяются в месте соединения частей монокока (5). В месте соединения частей монокока (5) (фиг.3) установлены соединительные элементы (на фиг. не показано), которые могут быть выполнены, например, в виде замков, либо болтовых соединений, либо других известных соединительных разъемных элементов, расположенных по периметру корпуса.

Каждая из частей монокока (3, 4) выполнена с, по меньшей мере, двумя жесткостными элементами (6, 7 соответственно). Жесткостные элементы (6, 7) частей (3, 4) расположены соответственно друг другу и образуют, по меньшей мере, два силовых пояса. Нижний жесткостной элемент (6) (фиг.6) представляет собой ложемент для боеприпаса, а верхний жесткостной элемент (7) (фиг.5) представляет собой поперечный шпангоут. Места расположения жесткостных элементов (6, 7) обусловлены наличием и расположением силовых элементов размещаемого в таре боеприпаса (2). Жесткостные элементы (6, 7) могут быть выполнены как зацело с нижней и верхней частями монокока (3, 4), так и в виде отдельных деталей, соединенных с нижней и верхней частями монокока (3, 4). Жесткостные элементы (6, 7) нижней части монокока (3) и верхней части монокока (4) имеют приблизительно П-образную форму поперечного сечения и ряд внутренних поперечных стенок, обеспечивающих рациональное восприятие и распределение нагрузок.

Для предотвращения продольно-поперечного перемещения размещенного в монококе (1) боеприпаса (2) может быть предусмотрен фиксирующий элемент (8) (см. фиг.1, 2), выполненный, например, в виде стяжки, опоясывающей боеприпас (2), и закрепленной обоими концами на нижнем жесткостном элементе (6), например, по разные стороны боеприпаса (2).

Для обеспечения погрузки-разгрузки тары для хранения и транспортировки боеприпасов на нижней части монокока (3) предусмотрено четное количество элементов для погрузки-разгрузки (9), причем установлены они в зонах силовых поясов, проходящего по нижней части монокока (3), и образуемых нижними жесткостными элементами (6) в виде ложементов. По крайней мере, по два элемента для погрузки-разгрузки (9) установлено в нижней части монокока (3) в зоне силовых поясов с каждой стороны, симметрично относительно плоскости симметрии тары для хранения и транспортировки боеприпасов. Оптимальное число элементов для погрузки-разгрузки (9) равно четырем, по два с каждой стороны, но также может быть любым в зависимости от предъявляемых к таре для хранения и транспортировки боеприпасов эксплуатационных требований.

Такое расположение элементов для погрузки-разгрузки (9), в отличие от других известных конструкций тары для хранения и транспортировки боеприпасов, позволяет разгрузить соединительные элементы (5) и применять конструктивно более простые соединительные элементы (5).

Для удобства штабелирования тары для хранения и транспортировки боеприпасов на одной из частей монокока (3, 4), например, на нижней части монокока (3) может быть выполнен, по меньшей мере, один выступ (10), а на другой из частей монокока (3, 4), например, на верхней части монокока (4) выполнена, по меньшей мере, одна выемка (11) соответственно выступу (10), выполненным на нижней части монокока (3), причем размер и форма выемки (11) позволяют выступу (10) беспрепятственно проходить в выемку (11). Аналогично приведенному примеру выступ (10) может быть выполнен на верхней части монокока (4), тогда выемка (11), соответственно, будет выполнена на нижней части монокока (3).

Тара для хранения и транспортировки боеприпасов работает следующим образом. В нижнюю часть монокока (3) размещают боеприпас (2) на, по меньшей мере, один нижний жесткостной элемент (6). Боеприпас (2) фиксируют от продольного перемещения с помощью фиксирующего элемента (8), закрепляя его на нижнем жесткостном элементе (6). После этого верхнюю часть монокока (4) соединяют с нижней частью монокока (3), в которой размещен боеприпас (2). Корпус в виде монокока (1) с жесткостными элементами (6, 7), образующими единый силовой пояс, обеспечивает надежное хранение и транспортировку боеприпаса (2). Погрузку-разгрузку осуществляют с помощью элементов для погрузки-разгрузки (9). Штабелирование тары осуществляют с помощью, по меньшей мере, одного выступа (10), входящего в соответствующую выемку (11).

Изобретение обеспечивает по сравнению с прототипом более высокие прочностные и жесткостные характеристики за счет предложенной конструкции, дает возможность создать на основе хорошо известных и применяемых в промышленности технологий многоразовую, легкую, прочную и сравнительно недорогую в изготовлении тару, что позволит найти широкое применение в области хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных.

1. Тара для хранения и транспортировки боеприпасов, представляющая собой корпус из полимерного композиционного материала с внутренней полостью, с элементами для штабелирования, а также с элементами для погрузки-разгрузки, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде монокока, внешняя конфигурация которого максимально приближена к конфигурации размещаемого в нем боеприпаса, монокок состоит из плавно переходящих друг в друга крайнего первого участка, центрального второго участка и крайнего третьего участка, где крайний первый участок и крайний третий участок выполнен с сужающейся к торцам формой, а центральный второй участок выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда, монокок состоит из соединяемых между собой, приблизительно равных по размерам и конфигурации, нижней части монокока и верхней части монокока, где плоскость соединения нижней части монокока и верхней части монокока приблизительно совпадает с горизонтальной плоскостью, проходящей через продольное сечение располагаемого в таре боеприпаса, при этом каждая из которых выполнена из соединенных между собой оболочки и, по меньшей мере, двух жесткостных элементов, которые попарно расположены друг над другом, образуя, по меньшей мере, два силовых пояса, при этом жесткостные элементы в верхней и нижней части монокока, расположены приблизительно в местах расположения поперечных силовых элементов размещаемого в таре для хранения и транспортировки боеприпасов боеприпаса, жесткостные элементы нижней части монокока представляют собой ложементы для размещения боеприпаса, а жесткостные элементы верхней части монокока представляют собой поперечные шпангоуты.

2. Тара для хранения и транспортировки боеприпасов по п.1, отличающаяся тем, что, по крайней мере, четыре элемента для погрузки-разгрузки тары для хранения и транспортировки боеприпасов установлены в нижней части монокока в зонах силовых поясов симметрично по два с каждой стороны относительно продольной оси тары для хранения и транспортировки боеприпасов.

3. Тара для хранения и транспортировки боеприпасов по п.1, отличающаяся тем, что элементы для штабелирования представляют собой, по меньшей мере, две выемки на верхней части монокока и, по меньшей мере, два выступа на нижней части монокока, которые выполнены соответственно выступам, причем размер и форма выемки позволяют выступу беспрепятственно проходить в выемку.