Складной руль управляемой ракеты
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области управляемых ракет, а именно к складным рулям или стабилизаторам. Складной руль ракеты содержит закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля, поворотную часть руля с коническими выступами и механизм раскрытия руля. Механизм содержит подпружиненный толкатель, расположенный в выходном валу привода. Поворотная часть руля установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно указанному валу по обе стороны от него. Кроме того, в поворотной части руля выполнена глухая прорез вдоль оси выходного вала привода, а толкатель установлен с возможностью его перемещения под действием пружины наружу вдоль оси вала привода. На наружном торце толкателя выполнен конусный паз, ориентированный вдоль продольной оси ракеты. Поперек конусного паза на торце толкателя установлена пластина, взаимодействующая с поворотной частью руля. Обеспечивается повышение жесткости рулей и уменьшение их поперечных габаритов в сложенном положении. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области оборонной техники, а именно к складывающимся рулям или стабилизаторам управляемых ракет.
Такого рода рули обычно применяются в ракетах при их размещении в транспортно-пусковых контейнерах, например в трубах пусковой установки.
Известны устройства складных рулей, поворачивающихся вокруг оси, параллельной продольной оси ракеты, представленные патентами США №2858765 от 04.11.1956 г. и №3125956 от 24.03.64 г.
Известно также устройство складывающихся рулей ракет, представленное пат. США №3650496 от 21.03.1972 г. Это устройство наиболее близко по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбрано в качестве прототипа.
Указанное устройство включает в себя корневую и поворотные части руля, соединенные переходником, который может вращаться относительно корневой части вокруг первой оси и относительно поворотной части вокруг второй оси, а также узел управления, связанный с поворотной частью через третью ось, которая может перемещаться прямолинейно под действием узла управления. Узел управления выполнен в виде толкателя, при перемещении которого внутрь ракеты под действием пружины третья ось также перемещается и поворачивает поворотную часть руля в рабочее положение.
Указанные три оси параллельны и взаимно расположены так, что в конце процесса разворота поворотной части руля в рабочее положение поворотная часть руля подходит к корневой части практически плоскопараллельно, при этом взаимофиксируются конические выступы на поворотной части и конические прорези на корневой части руля.
Недостатком данного устройства является невысокая жесткость руля, обусловленная наличием дополнительного промежуточного элемента между корневой и поворотной частями, а также довольно развитой корневой части руля, что влечет за собой увеличение поперечных размеров ракеты при сложенных рулях.
Технической задачей изобретения является создание компактной и надежной конструкции рулей.
Техническим результатом является повышение жесткости рулей и уменьшение их поперечных габаритов в сложенном положении.
Для решения этой задачи в складном руле управляемой ракеты, содержащем закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля, поворотную часть руля с коническими выступами и механизм раскрытия руля, содержащий подпружиненный толкатель, расположенный в выходном валу привода руля, поворотная часть руля установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него, и в ней выполнена глухая прорезь вдоль оси выходного вала привода, а толкатель установлен с возможностью его перемещения под действием пружины наружу вдоль оси вала привода, при этом на наружном торце толкателя выполнен конусный паз, ориентированный вдоль продольной оси ракеты, и установлена пластина, расположенная поперек указанного конусного паза, взаимодействующая с поверхностью прорези в поворотной части руля.
Кроме того, торец пластины толкателя и взаимодействующая с ней поверхность прорези в поворотной части руля выполнены профилированными с возможностью дополнительного продвижения толкателя после полного разворота поворотной части руля и последующего заклинивания конических выступов последней в конусном пазу толкателя, а поворотная часть руля, входящая в конусный паз толкателя, выполнена в виде усеченного конуса с углом конусности, не превышающим угол конусности вышеуказанного паза.
На Фиг.1, 2 представлен общий вид поворотного руля с механизмом его раскрытия (в сложенном положении, вид спереди, и вид сбоку в рабочем положении соответственно).
Руль состоит из корневой части 1 и поворотной части 2, закрепленной на корневой части на полуосях 3. Корневая часть 1, выполненная в виде двух кронштейнов с отверстиями для указанных полуосей, жестко закреплена на выходном валу 4 привода блока управления рулями (не показан). Механизм раскрытия руля содержит толкатель 5, расположенный внутри выходного вала 4 привода блока управления рулями. В толкателе установлена пружина сжатия 6, опирающаяся одним концом на корпус толкателя, а вторым на буртик выходного вала указанного привода.
Толкатель выполнен в виде полого цилиндра с направляющими поясками и головной частью, которая на своем наружном торце снабжена конусным пазом 7, ориентированным вдоль продольной оси ракеты. В середине этого паза на наружном торце толкателя 5 поперек упомянутого паза 7 установлена выступающая вперед пластина 8 со скошенным передним краем, непосредственно взаимодействующим с поворотной частью 2 руля.
В районе оси выходного вала 4 поворотная часть 2 имеет глухую прорезь 9, в которую входит указанная пластина 8. В торце этой прорези поворотной части 2 закреплена специальная пластина 10 с профилированной поверхностью, по которой скользит передний скошенный торец пластины 8 толкателя 5 в процессе разворота руля из транспортного в рабочее положение.
Раскрытие руля осуществляется следующим образом (вариант старта ракеты из транспортно-пускового контейнера).
При выходе из контейнера поворотная часть 2 руля больше не удерживается от разворота стенками транспортно-пускового контейнера и под действием пружины сжатия 6 через пластину 8 толкателя 5 поворотная часть 2 начинает разворачиваться вокруг полуосей 3, в результате чего устанавливается в вертикальное положение. После этого толкатель 5, продолжая свое движение наружу вдоль оси вала 4, своим конусным пазом 7 заклинивает нижнюю часть поворотной части 2 руля, фиксируя, таким образом, указанную поворотную часть на корневой части руля.
При этом поворотная часть руля оказывается жестко связанной с выходным валом 4 привода руля.
Предложенный вариант, таким образом, обеспечивает надежную и жесткую фиксацию поворотной части руля в рабочем положении и характеризуется минимальными размерами корневой части, что приводит к малым поперечным размерам рулей в сложенном (транспортном) положении.
1. Складной руль ракеты, содержащий закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля, поворотную часть руля с коническими выступами и механизм раскрытия руля, содержащий подпружиненный толкатель, расположенный в выходном валу привода руля, отличающийся тем, что поворотная часть руля установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него, и в ней выполнена глухая прорезь вдоль оси выходного вала привода, а толкатель установлен с возможностью его перемещения под действием пружины наружу вдоль оси вала привода, при этом на наружном торце толкателя выполнен конусный паз, ориентированный вдоль продольной оси ракеты, и установлена пластина, расположенная поперек указанного конусного паза и взаимодействующая с поверхностью прорези в поворотной части руля.
2. Складной руль по п.1, отличающийся тем, что торец пластины толкателя и взаимодействующая с ней поверхность прорези в поворотной части руля выполнены профилированными с возможностью дополнительного продвижения толкателя после полного разворота поворотной части руля и последующего заклинивания конических выступов последней в конусном пазу толкателя.
3. Складной руль по п.2, отличающийся тем, что область поворотной части руля, входящая в конусный паз толкателя, выполнена в виде усеченного конуса с углом конусности, не превышающим угол конусности вышеуказанного паза.