Способ демонтажа глубинной авиабомбы

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к противолодочным авиабомбам для поиска и обнаружения подводных лодок. Способ демонтажа глубинной авиабомбы заключается в том, что сначала от донной торцевой втулки авиабомбы отсоединяют контейнер с парашютной системой. Через центральное отверстие донной торцевой втулки в ответное резьбовое отверстие пробки вводят технологический запорный элемент и фиксируют им узлы каркаса. Затем авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса из ее корпуса, отсоединяют каркас с уложенным на нем спиральным зарядом от корпуса авиабомбы и вынимают каркас из корпуса. С передней части каркаса снимают головную втулку, а с его задней части - фланец и диск, отсоединяют концы спирального заряда и снимают заряд с каркаса, отсоединяют и убирают технологический запорный элемент, разбирают каркас. После чего разбирают контейнер, отсоединяют от него парашютную систему и раскладывают демонтированные узлы и детали авиабомбы по материалам. Уменьшается число технологических операций для демонтажа авиабомбы. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационным боеприпасам, а именно к противолодочным авиабомбам, используемым в системах противолодочной обороны в качестве взрывных источников звука для поиска и обнаружения подводных лодок.

Известен способ разборки боевой крупнокалиберной кассеты по патенту США №5295428 от 1994 г., кл. МПК F42B 33/06. Кассета включает воспламеняемую корпусную обшивку, дно корпуса и покрытие корпуса, к которому закреплен подкалиберный заряд, снабженный двигающимся поддоном. Способ предусматривает перемещение корпусной обшивки и покрытия корпуса, находящихся во внешнем периметре кассеты, в другие отсеки кассеты, которые имеют относительно равные диаметры с обшивкой. Эти диаметры соответствуют максимальному диаметру компонента новой кассеты, собираемой из отдельных частей. Часть корпусной обшивки и покрытия корпуса кассеты, располагающиеся между ее отсеками, заменяют другой цилиндрической корпусной обшивочной частью соответствующего диаметра и направляют на сборку новой кассеты. Рассмотренный способ, с одной стороны, уменьшает затраты на разборку боевых кассет и, с другой стороны, позволяет вторично использовать большую часть этих кассет для производства других - испытательных кассет.

Однако из-за специфики конструкции авиабомб для систем поиска подводных целей и комплектующих их зарядов, применить приемы и методы рассмотренного способа разборки кассеты для демонтажа таких авиабомб не представляется возможным.

Задачей заявленного изобретения является упрощение и, следовательно, удешевление процесса разборки авиабомбы при ее демонтаже для дальнейшей утилизации с обеспечением требуемой технологической безопасности на производстве.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в уменьшении количества технологических операций, необходимых для демонтажа авиабомбы.

Это достигается тем, что сначала от донной торцевой втулки авиабомбы отсоединяют контейнер с парашютной системой, а через центральное отверстие донной торцевой втулки в ответное резьбовое отверстие пробки вводят технологический запорный элемент и фиксируют им узлы каркаса, затем авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса из ее корпуса, отсоединяют каркас с уложенным на нем спиральным зарядом от корпуса авиабомбы и вынимают каркас из корпуса, с передней части каркаса снимают головную втулку, а с его задней части - фланец и диск, отсоединяют концы спирального заряда и снимают заряд с каркаса, отсоединяют и убирают технологический запорный элемент, разбирают каркас, после чего разбирают контейнер, отсоединяют от него парашютную систему и раскладывают демонтированные узлы и детали авиабомбы по материалам.

Применение предлагаемого способа позволит уменьшить число необходимых для демонтажа глубинной авиабомбы технологических операций за счет исключения дополнительной технологической оснастки. При этом обеспечивается удешевление авиабомбы при демонтаже и дальнейшей ее утилизации с сохранением требуемых условий безопасности на производстве.

Предлагаемая для демонтажа глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей, защищенная патентом РФ №2284462 от 05.04.2005 г., содержит корпус, головную и донную части, стабилизатор в виде парашютной системы, уложенной в контейнер. В корпусе авиабомбы закреплена центральная труба, на которой размещен подпружиненный каркас с акустическим излучателем, представляющим собой шнуровой детонирующий заряд, сформированный в виде спирали с помощью гибких связей, закрепленных одним концом на вытяжном диске, свободно расположенном на одной из втулок донной части авиабомбы, а другим - на передней части каркаса. На наружной поверхности корпуса размещены упругие связи в виде лент, концы которых закреплены соответственно в головной и донной частях. В качестве фиксирующего элемента на переднем конце лент предусмотрена бобышка, заходящая в соответствующий паз на головной части авиабомбы. Крепление заднего конца лент в донной части осуществляется с помощью болта, удерживающего ленты на донной части в процессе эксплуатации авиабомбы. Парашютный контейнер закреплен на втулке, жестко связанной с центральной трубой, посредством подпружиненных штырей, удерживаемых в транспортном положении лентами. На головной части размещена тарелка, которая соединена с корпусом стопорными винтами.

При демонтаже глубинной авиабомбы по предлагаемому способу сначала от донной торцевой втулки авиабомбы отсоединяют контейнер с парашютной системой, а через центральное отверстие донной торцевой втулки в ответное резьбовое отверстие пробки вводят технологический запорный элемент и фиксируют им узлы каркаса, затем авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса из ее корпуса, отсоединяют каркас с уложенным на нем спиральным зарядом от корпуса авиабомбы и вынимают каркас из корпуса, с передней части каркаса снимают головную втулку, а с его задней части - фланец и диск, отсоединяют концы спирального заряда и снимают заряд с каркаса, отсоединяют и убирают технологический запорный элемент, разбирают каркас, после чего разбирают контейнер, отсоединяют от него парашютную систему и раскладывают демонтированные узлы и детали авиабомбы по материалам.

Применение предлагаемого способа позволит уменьшить число технологических операций, необходимых для демонтажа глубинной авиабомбы за счет исключения дополнительной технологической оснастки. При этом обеспечивается удешевление авиабомбы при демонтаже и дальнейшей утилизации с сохранением требуемых условий безопасности на производстве.

На фиг.1 представлен общий вид подлежащей демонтажу глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей, на фиг.2 - крепление головной части к корпусу, на фиг.3 - расположение и крепление упругих связей в донной части авиабомбы, на фиг.4 - крепление упругих связей в головной части корпуса авиабомбы, на фиг.5 - передний фиксирующий элемент упругих связей.

Подлежащая демонтажу глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей содержит цилиндрический корпус 1, на головной части которого с помощью винтов закреплена тарелка 2, внутри корпуса 1 размещен спиральный заряд 3 - акустический излучатель, донную часть 4, образованную несколькими взаимосвязанными между собой втулками, и стабилизатор 5, который состоит из парашютной системы, уложенной в контейнер 16. В корпусе 1 закреплена центральная труба 6, на которую опирается своими основаниями подпружиненный пружиной 9 каркас 10, на котором уложен акустический излучатель, представляющий собой детонирующий шнуровой заряд, сформированный в виде спирали 3 с помощью гибких связей 11, закрепленных одним концом на вытяжном диске 12, а другим - на передней части каркаса 10. Диск 12 свободно размещен на одной из втулок донной части 4, но не связан с донной частью механически. Каркас 10 может перемещаться вдоль трубы 6, однако, ход перемещения каркаса ограничен жестко закрепленной пробкой 13, место крепления которой и определяет длину перемещения каркаса 10. Упругие связи 7 выполнены, например, в виде металлических лент 8, проходящих по наружной поверхности корпуса 1 и закрепленных в тарелке 2 головной части и донной части 4 авиабомбы с помощью фиксирующих элементов.

В качестве фиксирующего элемента на переднем конце лент 8 (см. фиг.4, 5) предусмотрена бобышка 14, заходящая в соответствующий паз 15 тарелки 2, закрепленной на головной части корпуса 1 авиабомбы. Крепление заднего конца лент 8 в донной части 4 (см. фиг.3) осуществляется с помощью болта, удерживающего ленты на донной части 4 в процессе распаковки авиабомбы при приводнении. Стабилизатор 5 выполнен в виде парашютной системы, уложенной в парашютном контейнере 16.

Спиральный заряд 3 - акустический излучатель выполнен из шнурового детонирующего заряда, содержащего прямолинейный участок 17, уложенный петлей внутри передней части каркаса 10, и участка, выполненного в виде спирали 18, витки которого закручены на каркасе 10 по направлению навивки до плотного прилегания к наружной поверхности каркаса 10. Конец прямолинейного участка 19 спирального заряда 3 жестко закреплен в головной части трубы 6 посредством разъемной втулки 20, передний конец спирального заряда закреплен на каркасе 10, а его задний конец - на вытяжном диске 12 с помощью гибких связей 11.

Парашютный контейнер 16 (см. фиг.1, 3) закреплен на донной торцевой втулке 21, жестко, через пробку 13, связанной с трубой 6, посредством подпружиненных штырей 22, удерживаемых в транспортном положении лентами 8.

Тарелка 2 соединена в головной части корпуса стопорными винтами 23 (см. фиг.2). Штыри 22 (см. фиг.3) подпружинены посредством пружин 24. Конструкцией авиабомбы предусмотрен каркас 10, который пружиной 9 поджимается к донной части 4. Донная часть 4 с помощью подпружиненных штырей 22 связана с центральной пробкой 13, жестко закрепленной на центральной трубе 6. Подпружиненные пружиной 24 штыри 22 удерживаются в сборе от выброса лентами 8, концы которых закреплены с одной стороны болтами 29, а с другой стороны, с помощью бобышек 14 в тарелке 2, установленной в головной части корпуса 1. Каркас с уложенным на него спиральным зарядом и другие детали в рабочем состоянии находятся под нагрузкой от усилия сжатых пружин. При нарушении, например, связи лент 8 с корпусом 1 в головной или донной частях происходит выброс штырей 22 под действием пружин 24. При этом нарушается связь донной части 4 с пробкой 13, что приведет к выбросу каркаса 10 со спиральным зарядом 3 из корпуса 1 под действием усилия сжатой пружины 9, что представляет опасность для окружающего персонала. Поэтому, для исключения в процессе разборки выброса каркаса 10 с сопрягаемыми деталями из корпуса 1 авиабомбы, предусмотрен технологический запорный элемент, выполненный в виде болта 25, который ввертывается в пробку 13 с упором головной частью в торец втулки 21. В этом случае, каркас 10 с сопрягаемыми деталями жестко фиксируется на трубе 6, что полностью исключает возможность его выброса пружиной 9 и позволяет производить последовательную подетальную разборку авиабомбы без использования достаточно сложных и громоздких приспособлений по сжатию и разжатию подпружиненных деталей и каркаса. После извлечения каркаса из корпуса и отделения от него спирального заряда свободно производится подетальная разборка узлов авиабомбы без каких-либо приспособлений.

В связи с этим, при демонтаже глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей по предлагаемому способу сначала отсоединяют от донной торцевой втулки 21 авиабомбы контейнер 16 с парашютной системой 5, а через центральное отверстие донной торцевой втулки 21 в ответное резьбовое отверстие пробки 13 вводят технологический запорный элемент 25 и фиксируют им узлы внутреннего каркаса 10, затем авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса 10 из ее корпуса 1, для чего последовательно вывертывают болты 29, удерживающие ленты 8, извлекают штыри 22 и пружины 24, снимают наружные ленты 8, вывертывают винты 23 и снимают тарелку 2 с головной части корпуса 1, отвертывают гайки 27 с крепежных элементов, связывающих корпус 1 с головной втулкой 26, извлекают каркас 10 из корпуса 1, с передней части каркаса 10 снимают головную втулку 26. С задней части каркаса 10 снимают фланец 28 и диск 12, отсоединяют концы заряда 3 и снимают заряд с каркаса 10, отсоединяют и убирают технологический запорный элемент 25, разбирают каркас 10, после чего разбирают контейнер 16, отсоединяют от него парашютную систему 5 и раскладывают демонтированные узлы и детали авиабомбы по материалам.

В качестве примера предлагаемого в настоящей заявке способа демонтажа глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей приведен технологический процесс демонтажа малокалиберной глубинной авиабомбы со спиральным зарядом МГАБ-СЗ, который осуществляется следующим образом (см. фиг.1…5).

Пример.

1. Расконтривают и отворачивают контейнер 16 с парашютной системой 5 от донной торцевой втулки 21.

2. Через центральное отверстие донной торцевой втулки 21 в ответное резьбовое отверстие пробки 13 вводят технологический запорный элемент 25 и фиксируют им узлы внутреннего каркаса 10 на центральной трубе 6.

3. Авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса 10 из ее корпуса 1, для чего:

3.1. Придерживая подпружиненные штыри 22, отворачивают болты 29 и снимают ленты 8;

3.2. Удаляют штыри 22 с пружинами 24;

3.3. Отворачивают винты 23 и снимают тарелку 2 с головной части, отвертывают гайки 27.

4. Извлекают каркас 10 с уложенным на нем спиральным зарядом 3, из корпуса 1, при этом:

4.1. Отсоединяют каркас 10 от втулки 26;

4.2. Снимают фланец 28 и диск 12, отделяя их от втулок донной части 4.

5. Отсоединяют концы заряда 3 и снимают заряд с каркаса 10, при этом:

5.1. Передний конец 19 спирального заряда 3 подают вперед в головной части трубы 6 и освобождают его прямолинейный участок 17 из разъемной втулки 20;

5.2. Отсоединяют формирующие участок спирали 18 заряда 3 гибкие связи 11 от каркаса 10;

5.3. Отсоединяют гибкие связи 11 от вытяжного диска 12 и освобождают заднюю часть участка спирали 18 заряда 3;

5.4. Снимают заряд 3 с каркаса 10.

6. Отворачивают технологический запорный элемент 25 из отверстия пробки 13, освобождая фиксированные узлы и элементы каркаса 10. Разбирают каркас 10 на отдельные узлы и детали.

7. Разбирают контейнер 16 и отсоединяют от него парашютную систему 5.

8. Раскладывают демонтированные узлы и детали авиабомбы по отдельным материалам.

Применение предлагаемого способа позволит уменьшить число необходимых для демонтажа глубинной авиабомбы для систем поиска подводных целей технологических операций за счет исключения дополнительной технологической оснастки. При этом обеспечивается удешевление авиабомбы при демонтаже и дальнейшей утилизации с сохранением требуемой производственной безопасности при разборке авиабомбы.

Предлагаемый способ демонтажа реализован в процессе разборки и утилизации партии авиабомб со спиральным зарядом МГАБ-СЗ. При этом время демонтажа авиабомбы сократилось многократно по сравнению со способом, в котором использовались специально разработанные для разборки приспособления.

Способ демонтажа глубинной авиабомбы, характеризующийся тем, что сначала от донной торцевой втулки авиабомбы отсоединяют контейнер с парашютной системой, а через центральное отверстие донной торцевой втулки в ответное резьбовое отверстие пробки вводят технологический запорный элемент и фиксируют им узлы каркаса, затем авиабомбу освобождают от элементов, препятствующих извлечению каркаса из ее корпуса, отсоединяют каркас с уложенным на нем спиральным зарядом от корпуса авиабомбы и вынимают каркас из корпуса, с передней части каркаса снимают головную втулку, а с его задней части - фланец и диск, отсоединяют концы спирального заряда и снимают заряд с каркаса, отсоединяют и убирают технологический запорный элемент, разбирают каркас и контейнер, отсоединяют от него парашютную систему, после чего раскладывают демонтированные узлы и детали по материалам.