Тара для хранения и транспортировки боеприпаса
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к хранению и транспортировке боеприпасов. Предложена тара для хранения и транспортировки боеприпаса, представляющая собой корпус в виде монокока из полимерного композиционного материала, снабженного элементами для штабелирования и элементами для погрузки-разгрузки. Корпус в виде монокока выполнен из соединяемых между собой нижней части и верхней части, каждая из которых выполнена, по меньшей мере, с двумя жесткостными элементами. Жесткостной элемент верхней части монокока расположен над жесткостным элементом нижней части монокока, образуя силовой пояс корпуса. Жесткостной элемент нижней части монокока представляет собой ложемент для размещения боеприпаса, а жесткостной элемент верхней части монокока представляет собой поперечный шпангоут. К нижней части монокока крепится фиксирующий элемент для предотвращения продольно-поперечного перемещения боеприпаса, выполненный в виде прижима из скрепленных между собой стальных планок. Элементы для штабелирования расположены в зоне силовых поясов и представляют собой выполненные соответственно на нижних жесткостных элементах выступы, а на верхних жесткостных элементах выемки, выполненные соосно с выступами. Изобретение направлено на создание многоразовой прочной тары для хранения и транспортировки боеприпаса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к хранению и транспортировке боеприпасов, в том числе снарядов и реактивных снарядов, а также мин, торпед и других боеприпасов подобного рода.
В настоящее время актуальна задача создания многоразовой тары, выполненной из огнестойкого материала, для хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных.
Из уровня техники известен ящик для боеприпасов (патент РФ №2285228, приоритет 23.08.2005, МПК F42B 39/00), который содержит скрепленные между собой и днищем боковые и торцевые стенки и шарнирно соединенную с одной из боковых стенок крышку, снабженную замками для соединения с другой, при этом стенки, днище и крышка выполнены из огнестойкого термоизолирующего композиционного материала, а соотношение толщин стенок, днища и крышки имеет определенную зависимость от опытного коэффициента, зависящего от материала и конструкционных параметров ящика. В качестве композиционного материала в частном случае исполнения известного ящика для боеприпасов используется базальтопластик.
К недостаткам известного ящика для боеприпасов следует отнести невозможность его использования для крупногабаритных боеприпасов из-за отсутствия жесткостных элементов, а также отсутствие фиксирующих элементов для надежной фиксации боеприпаса в таре.
Из уровня техники известна также тара для изделий сложной формы (патент РФ №2198832, приоритет 29.10.2001, МПК B65D 8/00, F42B 39/26), выполненная из композиционного базальтостекловолокнистого материала, легких металлов и сплавов. Тара содержит днище и крышку с планками на них, две торцевые, две боковые стенки с предохранительными планками и установленные внутри нее направляющие, вкладыши, перегородки и закладные, при этом на внутренней поверхности, по меньшей мере, двух боковых стенок или днища и крышки выполнен, по меньшей мере, один ряд направляющих с фиксированным шагом, с установленными между ними вкладышами, снабженными выступами, конфигурация которых выполнена совпадающей с профилем, образованным направляющими.
Недостатком такой тары для изделий сложной формы является повышенная трудоемкость и дороговизна изготовления, связанные с ее многодетальностью, а также отсутствие фиксирующих элементов для надежной фиксации изделий в таре.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является выбранный в качестве прототипа известный из уровня техники сформованный из пластика контейнер (патент Великобритании №2092992, приоритет 17.02.1982, МПК B65D 8/04) для артиллерийских снарядов или аналогичных предметов, имеющий внешний кожух, сформованный из упрочненного пластика. В кожухе образованы цилиндрические камеры, в каждой из которых находится внутренний кожух, предназначенный для размещения снаряда, имеются также приводимые вручную затворы для закрытия и открывания концов каждого из внутренних кожухов и разъемного закрепления на месте содержимого внутренних кожухов. Для удобства штабелирования в контейнере предусмотрены выступы и соответствующие им впадины, а для удобства погрузки-разгрузки на верхней и нижней частях горизонтально расположенного внешнего кожуха предусмотрены рымные узлы.
Недостатками прототипа являются невозможность его использования для крупногабаритных боеприпасов в связи с низкими жесткостными характеристками, горючесть материала, из которого изготовлен контейнер, а также отсутствие фиксирующих элементов для надежной фиксации боеприпаса в таре.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является устранение всех вышеперечисленных недостатков и создание надежной многоразовой тары для хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных, с жесткой фиксацией боеприпаса в таре, выполненной из негорючего материала.
Задача решается за счет того, что предложена тара для хранения и транспортировки боеприпаса, представляющая собой корпус из полимерного композиционного материала с внутренней полостью, с элементами для штабелирования и с элементами для погрузки-разгрузки, при этом корпус выполнен в виде монокока, состоящего из соединяемых между собой нижней части и верхней части, каждая из которых выполнена, по меньшей мере, с двумя жесткостными элементами, причем жесткостной элемент верхней части монокока расположен над жесткостным элементом нижней части монокока, с образованием силового пояса корпуса, жесткостной элемент нижней части монокока представляет собой ложемент для размещения боеприпаса, а жесткостной элемент верхней части монокока представляет собой поперечный шпангоут; к нижней части монокока крепится фиксирующий элемент для предотвращения продольно-поперечного перемещения боеприпаса, выполненный в виде прижима из скрепленных между собой стальных планок, элементы для погрузки-разгрузки тары установлены на нижней части монокока в зоне силовых поясов, а элементы для штабелирования расположены в зоне силовых поясов и представляют собой выполненные соответственно на нижних жесткостных элементах выступы, а на верхних жесткостных элементах соосные выемки с обеспечением беспрепятственного прохождения выступов в выемки.
В частном случае исполнения тары для хранения и транспортировки боеприпасов жесткостные элементы в верхней и нижней частях монокока, образующие силовые пояса, размещены в местах расположения поперечных силовых элементов боеприпаса.
Предложенная тара позволяет обеспечить надежное хранение и транспортирование боеприпасов, в том числе и крупногабаритных, за счет наличия в ней жесткостных элементов, образующих единые силовые пояса, а также за счет жесткой фиксации боеприпаса. Требуемую огнестойкость обеспечивают за счет выполнения тары из композиционного материала.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг.1 изображен основной вид предлагаемой тары для хранения и транспортировки боеприпасов с размещенным в ней боеприпасом; на фиг.2 - сечение тары для хранения и транспортировки боеприпасов по силовому поясу; на фиг.3 - вид на нижнюю часть корпуса тары с боеприпасом без верхней части корпуса.
Тара для хранения и транспортировки боеприпасов представляет собой полый корпус в виде монокока (1) из полимерного композиционного материала, в полости которого размещают боеприпас (2). Монокок (1) состоит из нижней части (3) и верхней части (4), которые выполнены с возможностью соединения друг с другом. Расположение и типы соединительных элементов (5), используемых для соединений частей (3, 4) монокока (1), могут быть различными, например, в виде замков либо других известных соединительных разъемных элементов, расположенных по периметру корпуса. В качестве соединительных элементов (5) может быть использована совокупность разъемных и неразъемных соединений в любой комбинации.
Каждая из частей (3, 4) монокока (1) выполнена с, по меньшей мере, двумя жесткостными элементами (6, 7). Жесткостные элементы (6, 7) частей (3, 4) расположены соосно друг другу и образуют, по меньшей мере, два силовых пояса. Нижний жесткостной элемент (6) представляет собой ложемент для боеприпаса, а верхний жесткостной элемент (7) представляет собой поперечный шпангоут. Места расположения жесткостных элементов (6, 7) обусловлены наличием и расположением силовых элементов размещаемого в таре боеприпаса (2). Жесткостные элементы (6, 7) могут быть выполнены в виде отдельных деталей, соединенных с нижней и верхней частями (3, 4).
Для предотвращения продольно-поперечного перемещения размещенного в монококе (1) боеприпаса (2) предусмотрен фиксирующий элемент (8), выполненный (см. фиг.2, 3) в виде прижима из скрепленных между собой стальных планок, крепящихся к нижней части (3) монокока (1).
Для обеспечения погрузки-разгрузки тары на нижней части (3) монокока (1) предусмотрены элементы для погрузки-разгрузки (9), причем установлены они в зоне силовых поясов, проходящих по нижней части (3) и образуемых нижними жесткостными элементами (6) в виде ложементов. По крайней мере, четыре элемента для погрузки-разгрузки (9) установлено в нижней части (3) монокока (1) в зоне силовых поясов, симметрично по два с каждой стороны относительно продольной оси тары. Минимальное число элементов для погрузки-разгрузки (9) равно четырем, по два с каждой стороны, но также может быть любым в зависимости от предъявляемых к таре эксплуатационных требований. Подобное расположение элементов для погрузки-разгрузки (9) позволяет производить необходимые проверки боеприпаса, находящегося в нижней части тары при снятой верхней части. Также подобное расположение элементов для погрузки-разгрузки (9), в отличие от других известных конструкций тары для хранения и транспортировки боеприпасов, позволяет использовать конструктивно более простые соединительные элементы (5).
Для удобства штабелирования тары на нижней части (3) в зоне силовых поясов на каждом из нижних жесткостных элементов (6) выполнен, по меньшей мере, один выступ (10), а на верхней части (4), на верхних жесткостных элементах (7) выполнена, по меньшей мере, одна выемка (11), соосно с выступом (10), выполненным на нижней части (3) монокока, причем размер и форма выемки (11) позволяют выступу (10) беспрепятственно проходить в выемку (11).
Тара для хранения и транспортировки боеприпасов работает следующим образом. В нижней части (3) монокока (1) размещают боеприпас (2) на двух нижних жесткостных элементах (6), выполненных в виде ложементов. Боеприпас (2) фиксируют от продольно-поперечного перемещения с помощью фиксирующего элемента (8), закрепляя прижимы на каждом ложементе (6). При этом прижимы имеют выемки (на фиг. не обозначены), в которой закрепляют бугели ракеты, которые используют для подвески ракеты под носитель. Таким образом, достигается надежная фиксация крупногабаритного боеприпаса.
После этого верхнюю часть (4) монокока (1) соединяют с нижней частью (3), в которой размещен боеприпас (2). Корпус в виде монокока (1) с жесткостными элементами (6, 7), образующими единые силовые пояса, обеспечивает надежное хранение и транспортировку боеприпаса (2). Погрузку-разгрузку осуществляют с помощью элементов для погрузки-разгрузки (9), расположенных в зоне силовых поясов в нижней части (3) монокока (1). Штабелирование тары осуществляют с помощью выступов (10), выполненных на нижней части (3) монокока (1) в зоне силовых поясов на нижних жесткостных элементах (6), входящих в соответствующие выемки (11), выполненные на верхней части (4) монокока (1) на верхних жесткостных элементах (7).
Изобретение обеспечивает по сравнению с прототипом более надежное хранение и транспортирование крупногабаритных боеприпасов за счет введения фиксирующего элемента.
Предложенная конструкция дает возможность создания на основе хорошо известных и применяемых в промышленности технологий многоразовую, легкую и прочную тару, что позволит найти широкое применение в области хранения и транспортировки боеприпасов, в том числе и крупногабаритных.
1. Тара для хранения и транспортировки боеприпаса, представляющая собой корпус из полимерного композиционного материала с внутренней полостью, с элементами для штабелирования и с элементами для погрузки-разгрузки, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде монокока, состоящего из соединяемых между собой нижней части и верхней части, каждая из которых выполнена, по меньшей мере, с двумя жесткостными элементами, причем жесткостной элемент верхней части монокока расположен над жесткостным элементом нижней части монокока с образованием силового пояса корпуса, жесткостной элемент нижней части монокока представляет собой ложемент для размещения боеприпаса, а жесткостной элемент верхней части монокока представляет собой поперечный шпангоут, к нижней части монокока крепится фиксирующий элемент для предотвращения продольно-поперечного перемещения боеприпаса, выполненный в виде прижима из скрепленных между собой стальных планок, элементы для погрузки-разгрузки тары установлены на нижней части монокока в зоне силовых поясов, а элементы для штабелирования расположены в зоне силовых поясов и представляют собой выполненные соответственно на нижних жесткостных элементах выступы, а на верхних жесткостных элементах соосные выемки с обеспечением беспрепятственного прохождения выступов в выемки.
2. Тара по п.1, отличающаяся тем, что жесткостные элементы в верхней и нижней частях монокока, образующие силовые пояса, размещены в местах расположения поперечных силовых элементов боеприпаса.