Устройство для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области испытаний при инженерных изысканиях в сельском хозяйстве и тракторостроении, в частности к устройствам для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта небольшой толщины, преимущественно средней и низкой плотности и позволяет качественно повысить эффективность испытаний, точность измерений и расширить информативность полученных результатов. Устройство содержит каркас, состоящий из стальной плиты и стоек, соединенных с плитой четырьмя кронштейнами. Снизу к плите прикреплены две направляющие, по которым перемещается ползун с опорной плитой, воспринимающий вертикальную нагрузку от веса тела человека и соединенный со штампом через полый удлинитель и упорный подшипник. Штамп в нижней части несет грунтозацепы, размещенные равномерно по окружности в радиальном направлении ближе к краю штампа длиной не более половины его радиуса. Ось штампа, проходя через полый удлинитель, в верхней ее части имеет подвижное шлицевое соединение с барабаном, имеющего возможность осевого вращения относительно стальной плиты за счет подвеса с грузом. Фиксатор, удерживающий барабан и ось штампа от вращения перед началом проведения эксперимента, выводится из зацепления с плитой посредством механизма синхронизации приложения вертикальной и сдвиговой нагрузок к штампу, состоящего из ударной скобы с бойком на конце, имеющей возможность разгона при развороте за счет закрученной пружины с момента смещения стопора посредством нити, соединенной с опорной плитой ползуна. Датчики вертикального и углового перемещения штампа состоят из двух натяжных нитей, одна из которых соединена с барабаном, а другая - с опорной плитой, и оптико-волоконных элементов с двумя роликами, через которые перекинуты нити в виде обжимающей подвижной петли. 2 ил., 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области испытаний при инженерных изысканиях в сельском хозяйстве и тракторостроении, в частности к устройствам для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта небольшой толщины, преимущественно средней и низкой плотности.
Известно устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом [1]. Устройство позволяет нагружать слой почвогрунта через исследуемый трак вертикальной нагрузкой при помощи гидроцилиндра и, после заглубления трака, - нагружать горизонтальной нагрузкой посредством движения трактора. Устройство состоит из рамы, жестко закрепленной на тракторе, на которой устанавливается подвижная рамка, выполненная в виде короба и перемещающаяся по двум парам направляющих роликов. Опоры роликов установлены в ползунах, горизонтальное перемещение которых ограничивается тензометрическими тягами. К днищу короба шарнирно крепится шток силового цилиндра механизма нагружения. В шарнире установлен тензометрический палец для измерения вертикальной реакции грунта. Снаружи к днищу короба крепится исследуемый трак.
Недостатками данного устройства являются, во-первых, разница во времени приложения вертикальной и горизонтальной силы к траку. В реальных условиях указанные силы со стороны трака гусеничной машины действуют одновременно. Во-вторых, создание горизонтальной нагрузки достигается за счет движения трактора, что приводит к ее неравномерности в момент трогания трактора с места и погрешностям в измерении. В-третьих, использование рам мобильной техники, в частности трактора, в качестве обязательной составляющей всей системы испытания элементов гусеницы приводит к дополнительным материальным затратам при испытаниях. В-четвертых, не происходит образования грунтового кирпича, что влечет за собой снижение горизонтальной (касательной или сдвиговой) силы при испытаниях по сравнению с аналогичными условиями в реальности.
Известно также устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом [2]. Устройство обеспечивает нагружение слоя почвогрунта через тензометрический трак нормальной вертикальной и касательной нагрузками, создаваемыми гидроцилиндрами. Устройство содержит неподвижную раму, в направляющих которой установлена тележка с испытуемым траком, снабженным датчиками для измерения усилий и перемещаемым механизмом нагружения, выполненным в виде гидроцилиндра. При этом тележка снабжена вертикальными направляющими. Тележка имеет также гидроцилиндр для горизонтального перемещения ее по грунту, а трак соединен шарнирно со штоком гидроцилиндра механизма нагружения и снабжен двумя парами осей, попеременно входящих в две пары гнезд, закрепленных в блоке, перемещающемся по направляющим. Для надежной фиксации трака оси фиксируются в гнездах при помощи поворотного фиксатора, выполненного в виде самозаклинивающихся кулачков. Для формирования грунтового кирпича под испытуемым траком тележка снабжена двумя дополнительными траками, расположенными перед испытуемым траком и после него.
Достоинствами данного устройства являются: во-первых, обеспечение равномерности вертикальной и касательной нагрузок, во-вторых, обеспечение одновременности их приложения, в-третьих, моделирование грунтозацепа, погружающегося в грунт, в-четвертых, формирование грунтового кирпича под испытуемым траком.
Недостатками данного устройства являются следующие. Во-первых, дополнительные грунтозацепы находятся на разных расстояниях от основного грунтозацепа, внедряющегося в грунт, что влечет за собой формирование неравномерных грунтовых кирпичей, приводящих к искажению достоверной информации. Во-вторых, расположение дополнительных грунтозацепов и внедряющегося между ними основного грунтозацепа противоречит реальной картине движения гусеничного трактора, т.к. заглубляемый грунтозацеп не может находиться между двумя уже погруженными в слой почвогрунта грунтозацепами. Это приводит к увеличению давления со стороны горизонтального нагружающего гидроцилиндра, что приводит к повышению нагрузок по сравнению с реальными условиями. В-третьих, возможность проведения опыта без изменения начальных условий один раз, для повторного опыта с теми же начальными условиями необходима еще одна подготовка слоя почвогрунта, что может привести к разным начальным условиям, а соответственно к погрешностям в измерениях.
Известно устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом [3]. При этом слой почвогрунта через исследуемое звено нагружают вертикальной нагрузкой при помощи гидроцилиндра, а после погружения звена в грунт производят горизонтальное смещение (сдвиг) при помощи лебедки. Номинальное значение касательной силы тяги определяют интегрированием площади эпюры касательного усилия, получаемой по результатам опыта
,
где Рн - номинальное значение касательной силы тяги, Н;
Пэ - площадь эпюры касательного усилия по длине гусеничного движителя с базой L, Н·м;
δ - величина установленного в опыте коэффициента буксования;
t - шаг звена гусеницы, м.
Устройство имеет следующий вид. По неподвижным горизонтальным направляющим на катках перемещается тележка. В ней выполнены вертикальные направляющие в виде роликов, между которыми помещен подвижный короб. Внутри него установлен гидроцилиндр нагружения, который шарнирно соединен одним концом с коробом, а другим - с тележкой. К нижней части короба крепится тензометрический комплекс с исследуемым звеном. Перемещение тележки по направляющим обеспечивается с помощью реверсивной лебедки. Она соединена с тележкой посредством троса, нижняя ветвь которого непосредственно соединяется с лебедкой, а верхняя ветвь - через обводной блок с целью обеспечения реверса тележки. Направляющие опираются на лыжи, необходимые для передвижения стенда по грунту.
Достоинствами данного устройства являются, во-первых, возможность многократного повторения одного опыта при равных начальных условиях, во-вторых, равномерная вертикальная нагрузка, приложенная к исследуемому звену.
Недостатками устройства являются, во-первых, обеспечение разновременного прикладывания вертикальной и горизонтальной нагрузок. Здесь приложение горизонтальной силы начинается после приложения вертикальной нагрузки. В реальных условиях под движителями мобильных машин этой временной разницы практически не существует. Во-вторых, приложение горизонтального усилия осуществляется за счет лебедки, т.е. за счет прикладывания постоянной скорости деформации к исследуемому звену. Это приводит к неравномерности касательной нагрузки (в следствие упруговязкопластичных свойств слоя почвогрунта) и делает необходимым аналитическим методом определять номинальное касательное усилие, что влияет на увеличение погрешности получаемых результатов. В-третьих, не происходит образование грунтового кирпича, что влечет за собой снижение касательной силы при испытаниях по сравнению с аналогичными условиями в реальности. В-четвертых, самостоятельно задаются величиной коэффициента буксования, значение которой никак не скорректировано с реальными закономерностями нагружения слоя грунта, определяемыми типом гусеницы, параметрами системы натяжения гусеницы, параметрами системы подрессоривания, характеристиками зацепления гусеницы с ведущей звездочкой и т.д., а также со свойствами слоя почвогрунта.
Известно также устройство для определения несущей способности грунта при испытаниях по контролю за уплотнением в дорожном строительстве [4]. При этом устройство позволяет нагружать слой дорожной одежды статической нагрузкой через жесткий круглый штамп посредством гидроцилиндра, являющимся продолжением направляющей штанги, расположенной соосно на штампе, упирающегося в раму автомобиля или любой дорожной машины, а деформацию грунта (или вертикальное перемещение штампа) измеряют при помощи индикаторов часового типа.
Недостатки указанного устройства состоят в следующем. Во-первых, устройство позволяет измерять только вертикальную часть деформации слоя и не позволяет определить его сдвиговые и объемные характеристики. Во-вторых, статическая нагрузка на штамп не может быть приложена мгновенно, т.е. проходит некоторое время, составляющее от долей до нескольких секунд, в течение которого нагрузка на штамп возрастает от нуля до максимального значения, соответствующего заданной статической нагрузке. Это приводит к существенному искажению результатов измерения деформации и модуля деформации. В-третьих, деформация слоя грунта приводит к увеличению расстояния между штампом и рамой автомобиля, при этом резко снижается давление в гидроцилиндре устройства нагружения, а следовательно, и нагрузка на штампе. Таким образом, требуется постоянное регулирование давления в гидроцилиндре, что в результате приводит к непостоянству статической нагрузки на штампе и, как следствие, к увеличению погрешности измерения. В-четвертых, использование механических индикаторов деформации часового типа не позволяет (в силу визуального наблюдения) точно определить величину деформации слоя грунта при заданных значениях времени наблюдения, что также приводит к снижению точности измерения. В-пятых, использование рам мобильной техники (автомобиля или дорожных машин) в качестве упора заставляет привлекать эту технику в качестве обязательной составляющей всей системы испытания слоя грунта, что приводит к дополнительным материальным затратам при испытаниях.
Известно также устройство для определения модуля деформации и модуля упругости грунтов [5]. Устройство обеспечивает нагружение образца грунта диаметром не менее 20 см и высотой не менее 15 см ступенчатой статической нагрузкой посредством рычажной системы с гирями через жесткий штамп диаметром 5 см. По замеренной посредством индикаторов часового типа вертикальной деформации, развивающейся под действием вертикальной ступенчатой нагрузки, определяют модуль упругости или модуль деформации.
Недостатками устройства являются следующие. Во-первых, модуль упругости и модуль деформации определяются посредством штампов малого диаметра, что носит условный характер и определяет относительные и качественные, а не расчетные характеристики (как отмечается в самом источнике информации). Во-вторых, использование механических индикаторов деформации часового типа не позволяет (в силу визуального наблюдения) точно определить величину деформации слоя грунта при заданных значениях времени наблюдения, что также приводит к снижению точности измерения. В-третьих, измеряется только вертикальная часть деформации слоя, что не позволяет определить его сдвиговые и объемные характеристики.
Известна установка для исследования напряжений и перемещений грунта под опорами транспортного средства [6]. При этом слой почвогрунта нагружают нагрузкой при помощи движущегося трактора. Устройство имеет следующий вид. На корпусе в бугелях крепятся направляющие, по которым при помощи ходового винта и электродвигателя перемещается каретка, на опорные плоскости которой монтируются ножи или штанги с датчиками давления, реостатными датчиками вертикального и поперечного перемещений; в основании штанг расположены реостатные датчики продольных перемещений. При движении транспортного средства под его опорами происходит деформация грунта. Изменяются физические свойства грунта как по глубине, так и в поперечных и продольных плоскостях, что фиксируется датчиками.
Достоинствами данного устройства являются, во-первых, то, что исследование напряжений и перемещений грунта производятся в реальных условиях эксплуатации. Во-вторых, деформация грунта измеряется в трех плоскостях, что позволяет определить его сдвиговые и объемные характеристики. В-третьих, штанги, установленные в каретке, по меньшей мере, в два ряда и выполненные разной длины, позволяют проводить исследование напряжений и перемещений грунта не только по центральной оси опорной поверхности движителя, но и на некотором расстоянии (в зависимости от длины штанги) от нее одновременно. В-четвертых, измерение происходит на различной глубине слоя почвогрунта, что позволяет получить распределение напряжений и деформаций по его глубине.
Недостатками данного устройства являются, во-первых, то, что нагружение слоя почвогрунта происходит конкретным транспортным средством, что влечет за собой его использование как обязательной составляющей всей системы испытания. Это приводит к дополнительным материальным затратам при испытаниях. Во-вторых, реостатный датчик продольных перемещений дает искаженную информацию о реальном перемещении, вследствие того, что штанга обладает значительной массой и инерцией, т.к. на ней располагаются датчик давлений и реостатные датчики вертикального и поперечного перемещений. В-третьих, возможно искажение информации вследствие давления грунта на корпус установки (изменение положения его в грунте) в результате движения транспортного средства. В-четвертых, воздействие нагрузки на слой почвогрунта непосредственно со стороны движущегося трактора создает дополнительные трудности в аналитическом описании действующих напряжений в слое почвогрунта, т.к. в этом случае эпюра давления описывается сложным законом, зависящим от типа гусеницы, параметров системы натяжения гусеницы, параметров системы подрессоривания, характеристик зацепления гусеницы с ведущей звездочкой и т.д. В связи с этим, переход от экспериментальных данных с конкретным транспортным средством к расчетным для любого другого транспортного средства со своими параметрами аналитически не представляется возможным и, поэтому, предложенная установка может быть использована при анализе напряжений и перемещений грунта только под конкретным, уже существующим, транспортным средством. При этом полученные экспериментальные данные по оценке физико-механических свойств грунта не являются инвариантными, т.е. не зависящими от способа их определения.
Известно устройство [7] для исследования физико-механических характеристик почвогрунтов, включающее неподвижно закрепленную на основании ванну, по направляющим которой перемещается рама с шарнирно закрепленным на ней рычагом, посредством которого при помощи грузов, изменяющую длину оси и шарикоподшипники происходит нагружение жесткого квадратного штампа вертикальной нагрузкой, механизм горизонтально нагружения штампа, крепящегося к раме и состоящего из двух роликов, полиспаста и металлического троса. Касательная нагрузка в опыте реверсируется (действует по очереди с двух противоположных сторон), что соответствует реальной картине формирования напряженного состояния слоя почвы под колесным движителем, рассматриваемым в дальнейшем в качестве элемента математической модели. Датчики касательной нагрузки контактируют со слоем почвогрунта через специальные толкатели и расположены равномерно по глубине слоя почвогрунта; в механизме вертикального нагружения предусмотрен карданный шарнир, позволяющий сохранить горизонтальное положение штампа относительно слоя почвогрунта при движении рычага вертикальной нагрузки вниз и горизонтального перемещения штампа под действием касательных сил; датчик вертикальной деформации подвижен для компенсации касательного движения штампа; штамп имеет переменные параметры грунтозацепов, а их расположение на штампе дает возможность формирования грунтового кирпича. При этом для нормальной работы устройства по обеспечению стабильного напряженно-деформируемого состояния слоя почвогрунта под штампом необходимо первоначальное приложение вертикальной нагрузки к штампу, а затем через небольшой промежуток времени порядка 0,5…2 с - горизонтальную нагрузку. Если прикладывать нагрузки к штампу в обратной последовательности, то штамп, не прижатый первоначально вертикальной нагрузкой к слою почвогрунта, резко уйдет в сторону под действием горизонтальной нагрузки и измерения деформаций слоя почвогрунта не состоятся.
Достоинствами данного устройства являются: во-первых, обеспечение практически одновременного приложения вертикальной и касательной нагрузок, во-вторых, моделирование грунтозацепа, погружающегося в грунт, в-третьих, формирование фунтового кирпича под испытуемым штампом.
Недостатками данного устройства являются, во-первых, сложность подготовки и настройки оборудования для проведения повторных опытов группой участников - двух и более. Во-вторых, громоздкость и высокая материалоемкость конструкции в целом. В третьих, корректировка величины горизонтальной деформации слоя почвогрунта под штампом вследствие небольшого рассогласования в одновременности приложения вертикальной и горизонтальной нагрузок.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для определения физико-механических характеристик грунтов - беваметр [8]. Устройство применяется как для определения зависимостей осадки грунта от приложенной вертикальной нагрузки, так и для нахождения зависимостей горизонтальной деформации от приложенных сдвигающих (тангенциальных усилий). Беваметр состоит из двух или трех штампов различного размера и одного кольцевого штампа для определения напряжений сдвига. Штампы прикреплены к нагрузочным гидроцилиндрам, посредством которых они заглубляются в грунт. В свою очередь, гидроцилиндры соединены с регистраторами, которые фиксируют кривые нагрузка-осадка. Кольцевой штамп с размещенными на его нижней поверхности в радиальном направлении грунтозацепами приводится во вращение мотором. К оси кольцевого штампа приложена нормальная нагрузка посредством гидроцилиндра, при этом фиксируется крутящий момент мотора и угол поворота кольцевого штампа. Штампы и приводы к ним с соответствующей регистрирующей аппаратурой размещены на специальной раме.
Недостатками данного устройства являются, во-первых, использование мобильной техники, в частности трактора, в качестве обязательной составляющей всей системы испытания, что приводит к дополнительным материальным затратам при испытаниях. Во-вторых, приложение горизонтального сдвигающего усилия под кольцевым штампом осуществляется мотором по касательной к окружности установки грунтозацепов, т.е. за счет прикладывания постоянной скорости деформации к исследуемому звену. Это приводит к неравномерности действия касательной нагрузки (вследствие упруговязкопластичных свойств слоя почвогрунта) и делает необходимым аналитическим методом определять номинальное касательное усилие, что влияет на увеличение погрешности получаемых результатов. В-третьих, статическая нагрузка на штамп не может быть приложена мгновенно со стороны гирдоцилиндра, т.е. проходит некоторое время, составляющее от долей до нескольких секунд, в течение которого нагрузка на штамп возрастает от нуля до максимального значения, соответствующего заданной статической нагрузке. Это приводит к существенному искажению результатов измерения деформации и модуля деформации. В-четвертых, деформация слоя грунта приводит к увеличению расстояния между штампом и рамой трактора, при этом резко снижается давление в гидроцилиндре устройства нагружения, а следовательно, и нагрузка на штампе. Таким образом, требуется постоянное регулирование давления в гидроцилиндре, что в результате приводит к непостоянству статической нагрузки на штампе и, как следствие, к увеличению погрешности измерения. В-пятых, применение кольцевого штампа с грунтозацепами приводит к выпиранию грунта наверх в центральной его части при одновременном действии нормальной и сдвиговой нагрузок, разрыхляя грунт и разрушая его структуру, что приводит к существенным искажениям в измерении сдвиговой деформации. В-шестых, регистрация вертикальной и сдвиговой деформаций грунта производится под разными штампами, в то время как следует их определять одновременно под одним деформатором (штампом), когда к нему одновременно прикладываются и вертикальная, и сдвиговая нагрузки. Такой характер нагружения и деформации грунта соответствует реальным процессам, характеризующим изменение его напряженно-деформированного состояния под реальными движителями машин (как под колесными, так и под гусеничными). В-седьмых, устройство позволяет регистрировать в зависимости от приложенных нагрузок величины деформаций или в какой-то конкретный момент времени, одинаковый для всех опытов с целью последующего сравнения относительных показателей несущей способности грунта, или величины деформаций, имеющих предельные значения, когда дальнейшее развитие деформаций не происходит. Устройство не позволяет проследить динамику развития деформаций с дальнейшим определением параметров скоростей ползучести грунта для расчета деформаций под конкретным типом движителя машин.
Исследования показали, что взаимодействие движителей мобильных машин с опорной поверхностью основания принято моделировать с помощью плоских штампов круглой или прямоугольной формы.
При этом данные реологических испытаний слоя опорного основания (почвогрунта), полученные при использовании траков, также можно использовать в математических моделях, описывающих взаимодействие различных по типу движителей с опорным основанием. Дело в том, что данные, полученные при нагружении штампа постоянными нагрузками (в соответствии с законом Хевисайда) или так называемые инвариантные значения физико-механических характеристик слоя почвогрунта (т.е. данные, не зависящие от способа их определения), можно применять для исследований на математических моделях процессов взаимодействия различных движителей, включив в математическую модель алгоритм расчета, учитывающий характер взаимодействия конкретного движителя с опорным основанием. При этом используются данные физико-механических характеристик слоя опорного основания, полученные как инвариантные, т.е. как установлено, полученные при постоянных законах нагружения (в соответствие с законом Хевисайда), при которых достаточно легко определить физико-механические характеристики слоя почвогрунта, например, в отличие от [9].
Цель изобретения - повышение эффективности испытаний, расширение информативности полученных результатов, позволяющих приблизится к оценке реальных процессов, происходящих при нагружении слоя почвогрунта.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта, включающее механизмы вертикального нагружения и вращательного смещения штампа, размещенные на перемещаемом каркасе с датчиками вертикального и углового перемещения штампа, и измерительно-регистрирующую систему, дополнительно снабжено механизмом синхронизации приложения вертикальной и сдвиговой нагрузки, при этом механизм вращательного смещения штампа состоит из подвеса с грузом, соединенным с барабаном посредством троса, перекинутого через обводной блок, когда барабан соединен с осью штампа посредством подвижного шлицевого соединения, механизм вертикального нагружения состоит из перемещающегося по направляющим ползуна с опорной плитой, соединенной со штампом через удлинитель и опорный подшипник, датчики вертикального и углового перемещения штампа состоят из двух натяжных нитей, одна из которых соединена с барабаном, а другая - с опорной плитой, системы изменяющих направление смещения нитей роликов и оптико-волоконных элементов с двумя роликами, через которые перекинуты нити в виде обжимающей петли, а штамп является круглым, а не кольцевым, с размещенными под ним равномерно по окружности в радиальном направлении ближе к краю штампа грунтозацепами длиной не более половины его радиуса.
На фиг.1 представлена схема предлагаемого устройства, на фиг.2 представлен общий вид устройства.
Каркас устройства состоит из стальной плиты 1 и стоек 2, соединенных с плитой четырьмя кронштейнами 3 (см. фиг.1). Снизу к плите прикреплены две направляющие 4, по которым перемещается ползун с опорной плитой 5, воспринимающий вертикальную нагрузку P1-P1 и соединенный со штампом 6 через полый удлинитель 7 и упорный подшипник 8. Удлинитель 7 упирается в наружное кольцо упорного подшипника 8 над штампом 6, таким образом, достигается возможность углового перемещения последнего. Ось 9 штампа 6, проходя через полый удлинитель 7, в верхней ее части имеет подвижное шлицевое соединение с барабаном 10, имеющего возможность осевого вращения относительно стальной плиты 1 посредством упорного подшипника 11. Подвес с грузом 12 весом Р2 соединен тросом 13, перекинутым через обводной блок 14, с барабаном 10. Передаточное отношение механизма вращательного смещения штампа определяется диаметром барабана и средним радиусом установки грунтозацепов R на штампе и позволяет создавать необходимую величину касательного напряжения под штампом при повороте. Фиксатор 15 удерживает барабан 10 и ось 9 со штампом 6 от вращения под воздействием нагрузки Р2 перед началом проведения эксперимента. Для устранения осадки устройства в почвогрунт стойки 2 имеют в нижней части башмаки 16.
Датчики вертикального и углового перемещения штампа 6 состоят из двух натяжных нитей 17, одна из которых соединена с барабаном 10, а другая - с опорной плитой 5, системы изменяющих направление смещения нитей роликов 18 и оптико-волоконных элементов с двумя роликами 19 (например, входящих в устройство типа "мышь" к компьютеру), через которые перекинуты нити 17 в виде обжимающей подвижной петли. С одной стороны концы нитей 17 соединены с опорной плитой 5 для измерения вертикальной деформации почвогрунта и с барабаном 10 для измерения сдвиговой деформации. Другие концы нитей 17 снабжены натяжными грузиками 20. Сигналы с датчиков передаются на ЭВМ и фиксируются в виде вертикального и углового перемещений штампа с помощью специально разработанной программы "Регистрация линейных перемещений" [10] в виде системы таблиц и графиков. Механизм синхронизации приложения вертикальной и сдвиговой нагрузки 21 сконструирован по принципу работы обыкновенной мышеловки, при этом ударная скоба 22 несет на конце боек 23 и имеет возможность разгона при развороте за счет закрученной пружины 24 с момента смещения стопора 25 посредством нити 26, перекинутой через ролик 27 и соединенной с опорной плитой 5.
Как показали полевые испытания по проверке работоспособности предлагаемого устройства (фиг.2), грунтозацепы 28 должны быть размещены под круглым штампом 6 равномерно по окружности в радиальном направлении ближе к краю штампа длиной не более половины его радиуса, иначе происходит разрушение структуры почвогрунта как при установке штампа центральной его частью на слой почвогрунта перед началом испытаний, так и в процессе испытаний, когда штамп поворачивается вокруг своей оси 9 под действием прикладываемого крутящего момента от барабана 10. Такое разрушение структуры почвогрунта объясняется близким расположением грунтозацепов по отношению друг к другу в центральной части штампа. Кроме того, наличие в центральной части штампа 6 плоской поверхности, что делает его форму в виде плоского диска, сохраняет сформировавшееся напряженно-деформированное состояние грунта под штампом в соответствие с приложенными к нему нагрузками, не позволяя грунту выпирать вверх наружу, как это происходит в случае применения кольцевого штампа [8].
Устройство работает следующим образом (фиг.1). Устройство устанавливают на подготовленный для проведения эксперимента почвогрунт. Фиксатором 15 блокируют возможность вращения барабана 10 относительно стальной плиты 1 и навешивают груз 12 весом Р2 на подвес, обеспечивающий в процессе эксперимента с учетом передаточного отношения механизма вращательного смещения штампа необходимую величину касательного напряжения под штампом 6 с грунтозацепами 28. Соединяют датчики вертикального и углового смещения штампа 6 с ЭВМ. Фиксируют свободные концы нити и вывешивают натяжные грузики 20. Усилие P1-P1 формируется весом тела участника эксперимента, наступив на опорную плиту ползуна 5 практически мгновенно и плавно, без толчков и рывков, обеими ногами. Одновременно, в момент начала смещения ползуна 5 и штампа 6 вниз, при смещении нити 26 стопор 25 освобождает ударную скобу 22 с размещенным на ней бойком 23, которая под действием скрученной пружины 24 начинает свое угловое перемещения, накапливая кинетическую энергию во время разгона. В конце свободного хода ударной скобы боек 23 ударяет по наконечнику фиксатора 15, который выходит из зацепления с плитой 1. При этом барабан 10 получает свободу вращательного движения под действием веса Р2 груза 12 и начинает поворачивать штамп 6, обеспечивая при этом постоянные значения касательных напряжений в грунте под штампом, посредством его оси 9, находясь в подвижном с ней зацеплении через шлицевое зацепление. Таким образом, механизм синхронизации 21 обеспечивает практически мгновенно совместное приложение вертикальной и сдвиговой нагрузок к штампу 6.
В процессе деформирования штампом 6 слоя почвогрунта производится регистрация показаний датчиков вертикального и углового перемещения штампа на ЭВМ.
Зарегистрированные на ЭВМ показания датчиков по изменению вертикальной и сдвиговой деформаций слоя почвогрунта во времени позволяют по соответствующей методике определить его физико-механические характеристики.
Предлагаемое устройство позволяет качественно повысить эффективность испытаний и расширить информативность полученных результатов.
Преимущества предложенного устройства наглядно представлены в таблице.
Сравнение показателей базового и заявляемого объектов изобретений | |||
Показатели | Базовый объект | Заявляемый объект | Выводы |
Устройство для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта | |||
Приложение нормальной и сдвиговой нагрузок | Неодновременное | Одновременное | Точность воспроизведения процесса нагружения |
Сложность оборудования | Высокая | Невысокая | Повышение мобильности и снижение материалоемкости испытаний |
Форма штампа | Прямоугольная, что создает дополнительное сопротивление боковому передвижению штампа при сдвиге слоя почвогрунта, которое не учитывается в расчетах | Круглая с отсутствием выпирания грунта в горизонтальном направлении по ходу сдвиговой деформации слоя почвогрунта | Отсутствие дополнительного сопротивления передвижению штампа при сдвиге слоя почвогрунта |
Трудоемкость измерений | Требует привлечение не менее трех человек | Выполняется одним человеком | Снижение трудоемкости, повышение универсальности |
Источники информации
1. А.С. СССР 1418594, МКИ G01M 17/00. Устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом. / А.А.Бенц, Б.Н.Пинигин, В.И.Репин, В.А.Сударчиков, Д.Б.Чернин (СССР). - №4239548/31 - 11; Заяв. 29.04.87; Опубл. 23.08.88, Бюл. №31. - 2 с.: ил.
2. А.С. СССР 696333, МКИ G01M 17/00. Устройство для исследования взаимодействия гусеничного трака с грунтом. / А.А.Бенц, Д.Б.Чернин, Б.Н.Пинигин, Д.Г.Валиахметов (СССР). - №2600499/27 - 11; Заяв. 07.04.78; Опубл. 05.11.79, Бюл. №41. - 3 с.: ил.
3. Бенц А.А. Методика определения тяговых свойств трактора по сдвиговым характеристикам звена гусеницы. / А.А.Бенц, Б.Н.Пинигин, В.А.Сударчиков, Д.Б.Чернин. // Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин: Тематический сборник научных трудов. - Челябинск: ЧПИ, 1985. - С.51-55.
4. Форссблад Л. Вибрационное уплотнение грунтов и оснований /пер. с англ. И.В.Гагариной.- М.: Транспорт, 1987.- 188 с.
5. Попова З.А. Исследование грунтов для дорожного строительства: (Лаборатор. и практич. работы). Учеб. пособие для техникумов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1985. - 126 с.
6. А.С. СССР 1242746, МКИ G01M 17/00. Установка для исследования напряжений и перемещений грунта под опорами транспортного средства. / В.М. Купцов, Н.Н. Полянсикий, Ю.Н. Теверовский, Е.Б. Цыганков, В.Д. Леонтьев, Г.В. Обминяный (СССР). - №3822893/27 - 11; Заяв. 10.12.84; Опубл. 07.07.86, Бюл. №25. - 5 с.: ил.
7. Пат. Российской федерации 2236673, МПК7 G01N 33/24, G01М 17/00. Устройство для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта. / Носов С.В., Азовцев Н.Н., Бондаренко П.А., Маслов Б.А.; Заявитель и патентообладатель Липецкий гос. техн. ун-т.-№2003109005; заявл. 31.03.03; опубл. 20.09.04, Бюл. №26. - 13.: ил.
8. Беккер М.Г. Введение в теорию система "Местность-машина"; пер с англ. - М.: Машиностроение, 1973. - 520 с.
9. Патент РФ №2192006. Способ определения физико-механических характеристик слоя почвогрунта, преимущественно имеющего низкую и среднюю плотность, и устройство для его осуществления: Заявка №99126270 от 14.12.99; МПК 7 G01N 33/24. / С.В.Носов, М.В.Рощупкин, А.Л.Кононов, А.Г.Каплун; Липецкий государственный технический университет,- Б.И. №30 (II ч.) за 2002 г. (Зарегистрирован в Гос. Реестре изобретений РФ 27.10.02 г.).
10. Носов С.В., Бондаренко П.А. Программа "Регистрация линейных перемещений". - Национальный информационный фонд неопубликованных документов. - Инв. Номер ВНТИЦ №ГР 50200700319. - Инв. Номер ОФАП №7672 от 12.02.2007. - 5 с.
Устройство для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта, включающее механизмы вертикального нагружения и вращательного смещения штампа, размещенные на перемещаемом каркасе с датчиками вертикального и углового перемещения штампа, и измерительно-регистрирующую систему, отличающееся тем, что дополнительно снабжено механизмом синхронизации приложения вертикальной и сдвиговой нагрузки, при этом механизм вращательного смещения штампа состоит из подвеса с грузом, соединенным с барабаном посредством троса, перекинутого через обводной блок, когда барабан соединен с осью штампа, проходящей через полый удлинитель, посредством подвижного шлицевого соединения, механизм вертикального нагружения состоит из перемещающегося по двум направляющим ползуна с опорной плитой, соединенной со штампом через полый удлинитель и упорный подшипник, датчики вертикального и углового перемещения штампа состоят из двух натяжных нитей, одна из которых соединена с барабаном, а другая - с опорной плитой, системы изменяющих направление смещения нитей роликов и оптико-волоконных элементов с двумя роликами, через которые перекинуты нити в виде обжимающей подвижной петли, а штамп является круглым, а не кольцевым, с размещенными под ним равномерно по окружности в радиальном направлении ближе к краю штампа грунтозацепами длиной не более половины его радиуса.