Система для рекламирования, планирования перевозки, бронирования, продаж и оплаты билетов с помощью электронного устройства самообслуживания

Изобретение относится к системам обработки данных и может быть использовано для решения задач по предоставлению и оказанию комплекса различных услуг, в том числе по бронированию и оплате билетов. Система содержит, как минимум, одно электронное устройство самообслуживания - банкомат или электронный терминал самообслуживания или информационно-транзакционный киоск. Каждое устройство самообслуживания содержит, как минимум, одно компьютерное устройство обработки данных и одно приложение, функционирующее в компьютерном устройстве обработки данных для связи электронного устройства самообслуживания с серверным компьютерным устройством обработки данных, с помощью которого клиент электронного устройства самообслуживания получает доступ на сервер, интерфейс которого позволяет вводить необходимую информацию для поиска, бронирования и оплаты электронного билета, при этом система снабжена модулем клиринговых расчетов. В составе серверного компьютерного устройства имеются модуль онлайн-бронирования для связи с доступными глобальными дистрибутивными системами, производящий необходимые действия по процедуре бронирования билетов, и модуль онлайн-оплаты, связанный с платежными системами и производящий регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе. Этим обеспечивается расширение возможностей обслуживания клиентов. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к автоматизированным системам, в частности к автоматизированным системам продаж электронных билетов на основе информационных сетевых технологий, и может быть использовано для решения задач по предоставлению и оказанию комплекса различных услуг, в том числе по бронированию и оплате билетов на внутренние и международные авиарейсы, железнодорожные и автобусные маршруты.

Известен способ, описанный в RU 2174709 как способ безналичной оплаты, при котором покупатель, желая приобрести авиабилет, посредством банкомата идентифицирует себя с помощью пластиковой карты и затем выбирает операцию безналичного платежа. Далее банкомат направляет обслуживающему процессинговому центру запрос на предоставление вышеуказанного списка товаров. После получения этого списка банкомат на первом этапе выводит на экран дисплея перечень категорий товаров, содержащихся в этом списке. Покупатель выбирает из этого перечня покупку авиабилетов, а затем последовательно (по мере вывода банкоматом на экран соответствующих изображений) выбирает направление полета, указывает требуемую дату полета и, наконец, выбирает авиабилет на конкретный рейс, по возможности выбирая при этом место с желаемым классом обслуживания. Закончив выбор авиабилетов, покупатель нажимает соответствующую кнопку на панели управления банкомата. После этого банкомат формирует и направляет обслуживающему процессинговому центру соответствующее сообщение, представляющее собой заказ на покупку у авиакомпании выбранных покупателем авиабилетов с указанием соответствующего их количества. По получении указанного сообщения обслуживающий процессинговый центр, как было описано выше, либо транслирует это сообщение авиакомпании в реальном времени, а затем получает от нее параметры этого заказа, либо самостоятельно принимает данный заказ. Оплата покупателем этого заказа осуществляется через банкомат.

Однако указанным выше способом невозможно оказывать услуги по бронированию, оформлению и продаже авиабилетов на внутренние и международные авиарейсы, выполняемые и российскими, и международными авиакомпаниями, т.к. предполагается связь банкомата с конкретной авиакомпанией.

В изобретении RU 2222825 описана автоматизированная система, предоставляющая унифицированный интерфейс к различным Глобальным Дистрибутивным Системам.

В мире существует несколько основных Глобальных Дистрибутивных Систем (ГДС): 5 международных (Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan, Gabriel - все авиационные) и 3 российские (Сирена 2000, Сирена 2,3 - авиационные и Экспресс - железнодорожная), у каждой из которых свой интерфейс. Поэтому стоит задача обеспечения доступа клиента (покупателя) к информации (маршрутам, рейсам) из любой доступной ГДС с использованием единого универсального интерфейса, обобщающего интерфейсы ГДС.

При этом отличительной особенностью изобретения, описанного в RU 2222825 является наличие «консолидирующего центра и сети корпоративных клиентов (агентств, локальных пользователей)». Описанная в данном изобретении система не предполагает предоставление услуг пользователям - физическим лицам через общедоступные электронные устройства самообслуживания и сеть общего пользования Интернет, а также полностью игнорирует вопросы оплаты забронированных билетов и последующих расчетов между участниками операций.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является создание такой системы на основе сетевых технологий, которая при минимальных экономических затратах позволит получить максимально широкую зону обслуживания пользователей через сеть существующих электронных устройств самообслуживания (банкоматов, терминалов банковского самообслуживания, информационно-транзакционных киосков) с предоставлением им возможности планировать путешествие, бронировать и оплачивать билеты и при этом использовать единый интерфейс, обобщающий интерфейсы всех доступных глобальных дистрибутивных систем.

Выполнение заказа на бронирование и оформление авиа и других билетов производится с помощью обращения к одной или нескольким глобальным распределительным системам, при этом у пользователя будет возможность спланировать и забронировать комплексную перевозку, состоящую из авиаперелета и железнодорожного или автобусного переезда.

Данный технический результат обеспечивается системой для рекламирования, планирования перевозки, бронирования, продаж и оплаты билетов с помощью электронного устройства самообслуживания, содержащей как минимум одно электронное устройство самообслуживания, например банкомат, или электронный терминал самообслуживания, или информационно-транзакционный киоск, при этом каждое электронное устройство самообслуживания содержит как минимум одно компьютерное устройство обработки данных, входящее в его состав и одно приложение, функционирующее в компьютерном устройстве обработки данных для связи электронного устройства самообслуживания с серверным компьютерным устройством обработки данных, с помощью которого клиент электронного устройства самообслуживания получает доступ на сервер, интерфейс которого позволяет вводить необходимую информацию для поиска, бронирования и оплаты электронного билета, при этом система снабжена модулем клиринговых расчетов, а в составе серверного компьютерного устройства имеются модуль онлайн-бронирования для связи с доступной глобальной дистрибутивной системой, производящий необходимые действия по процедуре бронирования билетов, и модуль онлайн-оплаты, связанный с платежной системой и производящий регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе.

На чертеже представлена схема предложенной системы.

1 - электронное устройство самообслуживания, например банкомат или компьютер пользователя;

2 - серверное компьютерное устройство обработки данных со специализированным решением, состоящим из модулей;

3 - модуль онлайн-бронирования для связи с любой глобальной дистрибутивной системой - 6.

4 - модуль онлайн-оплаты, связанный с платежной системой - 7;

5 - модуль для обработки клиринговой и расчетной информации при совершении всех операций по бронированию и финансовым расчетам за проданные билеты, связанный с системой расчетов между продавцами билетов и авиаперевозчиками - 8;

Что такое электронный билет? Это билет, который не требует бумажного оформления и существует в виде электронной записи в учетной системе перевозчика.

Пользователь получает возможность забронировать и оплатить билет удаленно через электронное устройство самообслуживания (банкомат). Для этого ему необходимо вставить пластиковую карточку и ввести пин-код для авторизации, затем, в специальном разделе меню выбрать раздел «Авиабилеты», с помощью экранной клавиатуры выбрать параметры перелета (страну, аэропорт, количество билетов и т.д.). После этого банкомат посредством глобальной сети Интернет связывается со специализированным web-сервером и через модуль онлайн бронирования получает доступ к одной или нескольким из глобальных дистрибутивных систем и резервирует места для пассажира или нескольких пассажиров. Далее клиент имеет возможность оплатить билет через банкомат или пластиковой картой, или с помощью наличных через модуль cash-in банкомата (если банкомат имеет данный модуль).

Описание процесса бронирования и оплаты электронных авиабилетов с помощью электронного устройства самообслуживания (электронного банковского терминала - банкомата, информационно-транзакционного терминала, платежного терминала самообслуживания)

На электронном устройстве самообслуживания (1), который представляет собой электронное устройство со встроенным компьютером, запускается приложение типа Internet Explorer - web-browser (тонкий клиент), с помощью которого пользователь получает доступ на специализированный web-сервер (2), где с помощью сенсорного экрана или с помощью функциональных клавиш электронного устройства самообслуживания вводит необходимую информацию для бронирования и оплаты электронного авиабилета.

Порядок действий пользователя (последовательность html-страниц) управляется специализированным сайтом, развернутым на web-сервере (2).

Программное обеспечение, развернутое на сервере (2), представляет собой совокупность модулей, которые имеют специальное предназначение:

- Модуль онлайн-бронирования 5, обеспечивающий связь с глобальной распределительной системой,

- Модуль онлайн-оплаты 4 для связи с платежной системой,

- Модуль обработки клиринговой и расчетной информации - back-office.

Модуль онлайн-бронирования с помощью стандартных интерфейсов, используемых в глобальных распределительных системах (например, Сирена 2000, Сирена 2,3, Galileo или Amadeus), производит все необходимые действия по процедуре бронирования авиабилетов.

Модуль онлайн-оплаты отвечает за регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе. Он производит регистрацию параметров пластиковой карты и суммы операции и запрашивает эмитента данной пластиковой карты (банк-эмитент) о подтверждении данной операции.

Модуль обработки клиринговой информации в back-office получает исходную информацию от всех участников расчетов за проданный билет: банк эквайер или его агент, которому принадлежит электронное устройство самообслуживания, транспортной компании или ее представителя, билет на рейс которой был продан. Посредством специального ПО, установленного на этом сервере, осуществляются регистрация и обработка финансовых операций и построение системы расчетов за проданные авиабилеты.

Система работает следующим образом.

1. Банкомат связывается с модулем бронирования, с указанием требуемых параметров маршрута: дат, точек убытия и прибытия, класса обслуживания и количества билетов, в соответствии с пожеланиями клиента.

2. Модуль бронирования связывается с Глобальной Дистрибутивной Системой.

3. ГДС передает модулю бронирования наличие свободных мест на рейсы, которые соответствуют параметрам перевозки, выбранным пользователем, которые транслируются на экране банкомата.

4. ГДС передает через модуль бронирования тарифы на данный рейс.

5. Пользователь осуществляет выбор конкретной перевозки в соответствии со своими предпочтениями.

6. Модуль бронирования через ГДС подтверждает забронированные места.

7. Пользователь переходит в раздел оплаты (сразу или через какое-то время, например через несколько дней).

8. Банкомат через модуль онлайн-оплаты связывается с банком-эмитентом на предмет наличия необходимой суммы на счете клиента.

9. Происходит списание денежных средств. Подтверждением служит чек.

10. Модуль онлайн-оплаты связывается с системой расчетов за перевозки и системой бронирования и подтверждает факт оплаты, сделанной раньше брони.

11. По подтверждению факта оплаты происходит оформление электронного билета и выписка маршрут-квитанции (документа, подтверждающего факт перевозки).

12. По желанию пользователя он может распечатать маршрут квитанцию непосредственно на электронном устройстве самообслуживания.

Таким образом, весь процесс делится на несколько частей:

1. Планирование перевозки, выбор маршрута.

2. Бронирование и тарификация.

3. Оплата и оформление.

Причем они могут быть разнесены по времени. Пользователь может остановить процесс на каждом из шагов и продолжить его позднее в удобное время. Более того, бронирование можно выполнить через Интернет сайт, подключенный к глобальной системе бронирование дома, а оплату произвести позднее на электронном устройстве в банке.

Система для рекламирования, планирования перевозки, бронирования, продаж и оплаты билетов с помощью электронного устройства самообслуживания, содержащая как минимум одно электронное устройство самообслуживания, например банкомат или электронный терминал самообслуживания или информационно-транзакционный киоск, при этом каждое электронное устройство самообслуживания содержит, как минимум, одно компьютерное устройство обработки данных, входящее в его состав и одно приложение, функционирующее в компьютерном устройстве обработки данных для связи электронного устройства самообслуживания с серверным компьютерным устройством обработки данных, с помощью которого клиент электронного устройства самообслуживания получает доступ на сервер, интерфейс которого позволяет вводить необходимую информацию для поиска, бронирования и оплаты электронного билета, при этом система снабжена модулем клиринговых расчетов, а в составе серверного компьютерного устройства имеются модуль онлайн-бронирования для связи с доступными глобальными дистрибутивными системами, производящий необходимые действия по процедуре бронирования билетов, и модуль онлайн-оплаты, связанный с платежными системами и производящий регистрацию онлайн-платежа и авторизацию транзакции в платежной системе.